СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект "Зарубежная Европа"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект "Зарубежная Европа"»




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карабудахкентская средняя общеобразовательная школа№5»







Конспект урока





Класс: 11





Предмет: география




Тема: «Зарубежная Европа»





Учитель: Исрапилова Айсарат Абдурахмановна






Тема урока: «Зарубежная Европа»


Тип урока: изучение нового материала


Задачи урока:

  1. сформировать знание о географическом положении и оценить природно-ресурсный потенциал зарубежной Европы;

  2. познакомить учащихся с субрегионами и странами Зарубежной Европы;

  3. продолжить формирование умения работать с географическими и контурными картами;

  4. закрепить названия географических объектов.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебник по географии, атлас по географии, компьютер, проектор.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: рассказ учителя; работа с картами атласа по выявлению особенностей географического положения и природно-ресурсного потенциала.

ПЛАН УРОКА:

п/п

Этап урока

Приемы и методы

Время, мин.

1

Организационный

Беседа

2-3

2

Проверка домашнего задания, подготовка к усвоению нового материала

Устный опрос, обобщение ранее изученного материала
Активизация умственной деятельности учащихся

5

3

Усвоение новых знаний

Рассказ и объяснение учителя, беседа, метод упражнений

45-55

4

Закрепление новых знаний

Беседа, работа с учебником

10-12

5

Подведение итогов урока и информация о домашнем задании

Беседа

3

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Учителя приветствуют учащихся.

II. Повторение ранее изученного материала

Учитель географии. Работа по цепочке.

Дать определение понятиям: страна, столица, население, форма правления, географическое положение, суверенное государство.

III. Изучение новой темы

Учитель: Этот регион – один из очагов мировой цивилизации, родина великих географических открытий, промышленных переворотов, экономической интеграции. Как в эпоху Древней Греции и Древнего Рима, так и в наши дни он занимает очень важное место в мировой политике и экономике.

Как вы думаете, о каком регионе идет речь? (Европа). 

фотографии городов Европы (ребята угадывают, каким странам принадлежат города).

Вопросы классу:

Какова площадь Европы? – 5,4 млн кв. км.

Какова численность Европы? – 520 млн человек.

Сколько суверенных государств в Европе? – 40 суверенных государств (включая микрогосударства).

Территория Зарубежной Европы простирается: с севера на юг (от о. Шпицберген до о. Крит) на 5 тыс. км; с запада на восток – более чем 3 тыс. км

 Самая «длинная» страна региона – Норвегия, которая протягивается с севера на юг на 1750 км; протяженность Франции и Великобритании – около 1000 км; протяженность ФРГ – 850 км; протяженность Венгрии и Болгарии – 500 км; протяженность Бельгии – 230 км.

Какие особенности ЭГП Европы? (приморское положение и соседское положение)

ЭГП стран зарубежной Европы определяются двумя главными чертами:

1. Соседским положением (или непосредственно граничат друг с другом или их границы проходят по природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей).

2. Приморским положением (жизнь этих стран тесно связана с морем).

Приведите примеры таких стран.

Делаем вывод: Экономико-географическое положение благоприятствует торговым связям со всеми странами мира, использованию богатств морей.

Ребята записывают в тетрадь. 

Несмотря на то, что зарубежная Европа – один из самых не больших по размерам территории регион мира, он внутренне весьма неоднороден. В связи с этим в пределах зарубежной Европы по географическому принципу выделяют четыре отдельные части или субрегиона – Северную Европу, Западную Европу, Южную Европу, Восточную Европу.

Словарная работа:

Регион – (лат. regio – «страна», «область») – определённая территория, обладающая целостностью и взаимосвязью её составных элементов.

Субрегион – это крупные части регионов, имеющих внутри себя специфические черты и особенности.

Работа с атласом. « Зарубежная Европа»

Страны Северной Европы

Посмотрите на карту в атласе. На севере Зарубежной Европы вы видите крупный полуостров, который носит название … (?) (Скандинавский). На территории этого полуострова полностью или частично разместились три государства, какие? (Норвегия, Швеция, Финляндия).

Эти страны называют странами Скандинавского тигра. Как вы думаете почему? (Очертаниями полуостров напоминает тигра).

Посмотрите в карту, какие еще страны расположены на севере Европы?

Таким образом, к субрегиону «Северная Европа» относятся страны Скандинавского полуострова, Дания, Исландия и страны Балтии. Показываем каждое государство на карте. Называем страны и их столицы.

Страны Западной Европы

Страны Западной Европы ещё называют странами Средней Европы. Как вы думаете почему:? Давайте посмотрим на карту и назовем страны относящиеся к субрегиону Западная Европа. Показываем каждое государство на карте. Называем страны и их столицы. Австрия, Андорра, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария

Страны Южной Европы

давайте посмотрим на карту и найдем Средиземное море. Все Средиземноморские государства относятся к субрегиону «Южная Европа». Давайте назовем эти страны. (ответы учащихся). Показываем каждое государство на карте. Называем страны и их столицы. Страны Пиренейского полуострова (Португалия, Испания, Андорра, Монако), Апеннинского полуострова (Италия, Сан-Марино, Ватикан), Греция, Мальта и Кипр, Хорватия, Черногория, Сербия, Македония, Албания, Босния и Герцеговина .

Страны Восточной Европы.

Давайте посмотрим на карту и определим государства, относящиеся к субрегиону «Восточная Европа» (ответы учащихся). Показываем каждое государство на карте. Называем страны и их столицы. Белоруссия, Болгария, Венгрия, Молдавия, Польша, Румыния, Украина, Чехия, Словакия.

Рассмотрим карту. 

 Изменения на политической карте Европы в XX веке

Вопросы классу:

Какие изменения на политической карте вы заметили?

Какие страны существовали?

А какие страны стерты на политической карте по какой причине?

Задание: 

 Используя материал на форзаце учебника, составьте схему.

Всего государств в Европе … (?)

Республики

Примеры (количество)

Монархия

Примеры (количество)

Например:

Работа с атласом.

особую группу на политической карте региона образуют страны-малютки или микрогосударства Европы.

Найти на атласе:

микрогосударства Европы (учащиеся находят и называют микрогосударства по очереди)

Природные предпосылки для промышленных сложились под большим влиянием размещения полезных ископаемых.

(учащиеся читают текст ) 

 Практическая работа:

Определите, какие страны наиболее богаты

(с.180-181):

  • каменным углем;

  • нефтью и газом;

  • рудами цветных металлов;

  • калийной солью;

  • серой.

Полезные ископаемые

Каменный уголь

Бурый уголь

Нефть

Газ

Железная руда

Руды цветных металлов

Страны Европы

ФРГ

Польша      

Украина Великобритания

Чехия

ФРГ

Польша

Чехия

Норвегия

Великобритания

Румыния

Норвегия

Нидерланды

Великобритания

Франция

Швеция

Украина

Венгрия

Бельгия

Франция

Италия

Венгрия

Румыния

Греция

ФРГ

Велико

британия

Бельгия

Польша Финляндия

Вопросы классу:

Почему европейские страны все больше используют импортное сырье?

Дайте характеристику агроклиматическим ресурсам зарубежной Европы.

(использовать: учебник, с.181)

Основная часть Зарубежной Европы  размещается   в  зоне  умеренного  и  субтропического климата,  обладает  благоприятными  для многих  отраслей сельского хозяйства  режимами температур и  влаги. Мягкие  зимы  и  большая продолжительность  вегетационного периода  в  южной части региона  способствуют почти  круглогодичной вегетации.

Какие страны обладают наибольшими природными предпосылками для ведения лесного хозяйства?

Наибольшими природными предпосылками для ведения л е с н о г о х о з я й с т в а обладают Швеция и Финляндия, где преобладают типичные лесные ландшафты: леса покрывают низменности и возвышенности, берега рек и озер, подступают к населенным пунктам. Лесистость  Зарубежной Европы- 32% . Наиболее лесистые страны: Финляндия (59%), Швеция (54%), Исландия.

Определите какие еще есть предпосылки для развития сельского хозяйства.

S земельного фонда - 5,1 млн. кв. км, доля обрабатываемых земель - 29%,
под пастбищами - 8%, обеспеченность пашней на душу населения - 0,28 га

районы Европы с благоприятными рекреационными ресурсами:

- природно–климатическими (приморские,  приозерные, горные, бальнеологические)

- историко–культурные объекты (города – музеи)

- страны, занявшие первые места по развитию рекреационного хозяйства.

К числу самых популярных стран привлечения туристов относятся также Великобритания, ФРГ, Австрия, Швейцария, Греция, Португалия, Чехия, Венгрия. А в таких микрогосударствах, как Андорра, Сан-Марино, Монако, обслуживание туристов давно уже является главным источником доходов. Здесь на каждого жителя приходится по сто туристов.

В зарубежной Европе наиболее широко представлены туристско-рекреационные районы двух типов - приморские и горные.

Пример 1. главный район примopcкoгo туризма Средиземноморье, которое ежегодно посещают 220 млн. человек. Ocoбенно популярны побережье Лигурийского моря, где находится защищенный с севера Альпами Лазурный берег (Ривьера) с центром в Ницце, побережье Адриатического моря в Xopвaтии, побережье Испании, Балеарские острова.

Пример 2. главный район гopнoгo туризма - Альпы, которые ежегодно посещают 100 млн человек. Нижний пояс гор используется главным образом для лечения и пешеходного туризма, средний - для занятия гopнолыжным спортом, верхний для альпинизма.

Наряду со странами, «продающими свой климат», туристов и отдыхающих привлекают «старые камни Европы» достопримечательности ее городов. Cвoeобразной «туристской Меккой» стали Париж, Рим, Мадрид, где в июле - aвгycтe местных жителей, нaвepное, меньше, чем приезжих. Mножество туристов бывает также в Лондоне, Амстердаме, Вене, Дрездене, Праге, Кракове, Будапеште, Венеции, Неаполе, Афинах. Вспомним, что по количеству объектов Всемирного культypнoгo наследия (316) зарубежная Европа занимает внеконкурентное первое место среди peгионов мира. Большинство из них относится к эпохе Средних веков, но широко представлены также объекты эпохи Возрождения, новoгo времени, Античности, первобытности.

Проверь себя (раздаются карточки, на карточках – тест).

  1. Какая страна не принадлежит к региону «Северная Европа»?
    1) Дания, 
    2) Исландия,
    3) Швеция, 
    4) Великобритания.

  2. Какое государство исчезло с карты Европы в 1990-х годах?
    1) Венгрия, 
    2) ГДР,
    3) Австрия, 
    4) Болгария.

  3. Установите соответствие между страной и месторождением полезного ископаемого.

1. ФРГ

 

а) Лотаргинский

2. Франция

 

б) Рур

3. Швеция

 

в) Кируна

 

 

г) Верхнесилезский

Тест

1. Самое крупное по площади государство Европейского Союза:

    1) Швеция;  2) Украина;  3) Франция;  4) Германия.

2. Какое из перечисленных государств Европы не входит в НАТО?

    1) Польша;  2) Греция;  3) Исландия;  4) Швейцария;  5) Чехия.

3. Какое из перечисленных государств не является федерацией?

    1) Бельгия;  2) Австрия;  3) Франция;  4) Сербия и Черногория.

4. Численность населения Европы:

     1) 280 млн;   2) 810 млн;   3) 520 млн;   4) 330 млн.

5. Сколько стран входит в состав Европейского Союза:

   1)15; 2) 25; 3) 16; 4) 27.

6. Страны – лидеры по запасам лесных ресурсов:

    1) Финляндия; 2) Норвегия; 3) Швеция; 4) Великобритания.

7. Черты  ЭГП Зарубежной Европы:

1) Приморское положение; 2) Компактность территории; 3) Наличие крупных природных препятствий; 3) Большая протяженность территории с севера на юг и с запада на восток.

Домашнее задание:

Рекреационные ресурсы в зарубежной Европе.

Выпишите:

  • районы с благоприятными природно-климатическими ресурсами (приморские, приозерные, горные).

  • историко-культурные объекты (города-музеи);

  • страны, занявшие первые места по развитию рекреационного хозяйства в Европе

Проверь себя

Какая страна не принадлежит к региону «Северная Европа»?
1) Дания, 
2) Исландия,
3) Швеция, 
4) Великобритания.

  1. Какое государство исчезло с карты Европы в 1990-х годах?
    1) Венгрия, 
    2) ГДР,
    3) Австрия, 
    4) Болгария.

  2. Установите соответствие между страной и месторождением полезного ископаемого.

1. ФРГ

 

а) Лотаргинский

2. Франция

 

б) Рур

3. Швеция

 

в) Кируна

 

 

г) Верхнесилезский

Тест

1. Самое крупное по площади государство Европейского Союза:

    1) Швеция;  2) Украина;  3) Франция;  4) Германия.

2. Какое из перечисленных государств Европы не входит в НАТО?

    1) Польша;  2) Греция;  3) Исландия;  4) Швейцария;  5) Чехия.

3. Какое из перечисленных государств не является федерацией?

    1) Бельгия;  2) Австрия;  3) Франция;  4) Сербия и Черногория.

4. Численность населения Европы:

     1) 280 млн;   2) 810 млн;   3) 520 млн;   4) 330 млн.

5. Сколько стран входит в состав Европейского Союза:

   1)15; 2) 25; 3) 16; 4) 27.

6. Страны – лидеры по запасам лесных ресурсов:

    1) Финляндия; 2) Норвегия; 3) Швеция; 4) Великобритания.

7. Черты  ЭГП Зарубежной Европы:

1) Приморское положение; 2) Компактность территории; 3) Наличие крупных природных препятствий; 3) Большая протяженность территории с севера на юг и с запада на восток.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!