СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект Знакомство с артикуляционным аппаратом

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект Знакомство с артикуляционным аппаратом»

«Знакомство с органами артикуляционного аппарата»

Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы).

Задачи:

1) Коррекционно – образовательные:

• Закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов;

• Знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями, вырабатывающими основные движения и положения органов артикуляции;

• Устранение недостаточности развития речевой моторики (отработка подготовительных артикуляционных упражнений для развития органов артикуляции);

• Ознакомление детей с понятием «звуки речи»

2) Коррекционно – развивающие:

• Развивать фонематический слух посредством игры «Хлопни в ладоши»;

• Развивать координацию движений через физминутку;

3) Коррекционно – воспитательные:

• Формировать умение правильно вести себя на занятиях ;

• Воспитывать интерес к занятию.

Оборудование: дидактическое пособие «Клоун Язычок», предназначенное для анализа артикуляции звуков.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: «Здравствуйте, ребята! - Скажите, какое время года наступило?


Дыхательная гимнастика с одуванчиками.

- Посмотрите, у нас есть одуванчики, давайте поиграем с ними. Полюбуйтесь на них, а теперь подуйте, щёки не раздувайте, ветерок должен идти посередине язычка.

Что одуванчики делают? ( качаются, наклоняются, облетают, разлетаются)


2. Сообщение темы занятия:

Сегодня к нам в гости на занятие пришёл клоун Язычок. Он поможет нам вспомнить, с помощью чего мы можем говорить.

- Что находится во рту у каждого из вас? (Зубы, язык.)

- А если мы закроем рот, что мешает нам увидеть зубы и язык? (Губы и щеки.)

- Попробуйте закрыть плотно рот и сказать «Здравствуйте», не открывая рта.

(Дети пытаются произнести это слово с закрытым ртом.)

- Вы смогли правильно произнести слово «здравствуйте» с закрытым ртом? (Нет)

-Можно ли разговаривать без помощи губ, щек и зубов? (Нельзя)

- А без язычка? (тоже нет).

А клоун Язычок приготовил для вас загадки:

А) Когда мы едим — они работают, Когда не едим — они отдыхают.

Не будем их чистить - Они заболят. (Зубы)

Б) Посильней ты их раздуй, На горячее подуй. (Щеки)


В) Всегда он в работе, Когда мы говорим,

А отдыхает, Когда мы спим. (Язык).

Логопед: «О чем были загадки?» (дети отвечают)


3. А теперь послушайте стихотворение о весёлом язычке и повторяйте за мной все движения язычка, губ, щёк.

Открываем ротик-дом. Кто хозяин в доме том?

В нем хозяин - Язычок. Он удобно в доме лёг.

(Широко открывать рот.)

В этом доме две стены. Это щёки нам видны.

Могут стены в дом втянуться, А потом, как шар, раздуться.

(Надувать и втягивать щеки.)


Пол есть тоже в доме нашем. Челюсть нижнюю покажем.

Эта челюсть нижняя В домике подвижная.

(Вращать нижней челюстью.)


Потолок вверху, внутри, Это нёбо. Посмотри.

Можно к нёбу прикасаться, Постучать и там остаться.

(Широко открыть рот.

Погладить языком по нёбу. «Постучать» языком по нёбу.)

Вход в дом двери запирают. Двери разные бывают.

Двери-зубы. Осторожно. Закрываются надежно.

(Широко улыбнуться.Обнажить верхние и нижние зубы.)

Двери-губы гибкие. Могут стать улыбкою.

Могут в трубочку собраться, После снова улыбаться.

(Растянуть губы в улыбку.Собрать губы в «трубочку».)


Язычок наш не скучает. В доме сказки сочиняет.

Ребята, щёки, зубы и язык – это и есть наш речевой аппарат. С помощью речевого аппарата люди разговаривают, произносят слова. А из чего состоят слова? (из звуков).


Вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Мы не можем звук увидеть, И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать, А еще его сказать.

- На какие две группы делятся все звуки? (Звуки делятся на гласные и согласные).

- Чем отличаются гласные звуки от согласных? (При произнесении гласного звука воздух не встречает преград и поэтому звук можно долго тянуть. Например: А, О, У, И, Ы, Э).

Согласный звук не тянется, потому что при его произнесении воздух встречает препятствия. Например: П, М, Д, Ш и др.).


Гласные тянутся к песенке звонкой. Могут заплакать и зарыдать.

В темном лесу звать и аукать, Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть, Но не хочется им петь.


4. Физкультминутка.

Маленькие птички, Птички-невелички,

По лесу летают, Песни распевают (машем руками, как крылышками)

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками)

Там уютно и тепло.


5. Итог занятия

- С помощью чего мы произносим звуки?

- Вам понравилось занятие?