СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТЫ по курсу "История средних веков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспекты по истории средних веков по учебнику Агибалова и Донской 

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТЫ по курсу "История средних веков"»

2. ДРЕВНИЕ ГЕРМАНЦЫ (§1)


МЕСТА ОБИТАНИЯ И ЗАНЯТИЕ НАСЕЛЕНИЯ:

Где жили? – между реками Одер и Рейн, занимали часть Скандинавского п-ова, Прибалтика. Здесь много рек, лесов и болот.

ЗАНЯТИЯ НАСЕЛЕНИЯ:

  1. Скотоводство → земледелие

  2. Торговля с Западной Римской империей. Продавали: скот, кожу, зерно, рабов, янтарь. Покупали: орудия труда, оружие, украшения


УПРАВЛЕНИЕ:

  1. Народное Собрание;

  2. старейшины – управляли в мирное время;

  3. вождь – командовал армией


Армия


Дружина ополчение

(Постоянная) (во время войны)


ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ – ΙV – VΙΙ века

Причины:

  1. Похолодание на севере Европы

  2. рост населения варварских народов

  3. нашествие кочевых племен (гуннов и готов которые потеснили германцев, а германцы напали на Римскую империю и т.д.)


Результаты:

  1. Падение Западной Римской империи

  2. Образование новых государств в Европе


3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФРАНКСКОГО КОРОЛЕВСТВА (§ 2)


Признаки государства:

  1. единая территория

  2. единый правитель

  3. единые законы

  4. налоги

  5. армия


Причины появления государства:

  1. неравенство между людьми

  2. появление железных орудий труда и железного оружия


Франки – одно из германских племен.

Хлодвиг Меровинг объединил вождей франков, чтобы захватить Галлию (Западная Римская империя) в V веке. 486 г битва у города Суасон – победа франков над римлянами. Франки заняли пустующие земли, а Хлодвиг захватил земли римского императора, поэтому богатые галлы поддержали Хлодвига. 500 год – образование Франкского королевства.


Изменения в управлении у франков:

  1. управляет вождь → управляет король, который для управления на местах назначает графов – правителей из близких ему людей, который собирал налоги, командовал армией в этой области, руководил судом.

  2. главные решения принимает Народное Собрание → решение принимает только король

  3. народный суд → королевский суд

  4. появляется сборник письменных законов.

Часть франков становится крупными землевладельцами. Простые франки просили защиту у крупных землевладельцев, а за это теряли свободу и становились зависимыми крестьянами и должны были бесплатно работать на поле господина и отдавать ему часть урожая со своего поля.



4. ХРИСТИАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ И КОРОЛЕВСТВО ФРАНКОВ В VΙ – VΙΙΙ ВЕКАХ (§ 3)


Хлодвиг и вслед за ним все франки принимают крещение и христианскую религию.

РЕЗУЛЬТАТЫ КРЕЩЕНИЯ:

  1. усиление власти Хлодвига среди гало-римского населения

  2. христианская церковь поддерживала власть короля, а король поддерживал церковь, дарил земли и делал богатые подарки

  3. принятие франками-варварами римской культуры

  4. признание власти франкских королей другими королями

К VΙΙΙ веку власть Меровингов (франкских королей) становится слабее, и их называли «ленивыми королями». Власть в стране перешла к майордому. В это время на Галлию напали арабы. 732г в битве у Пуатье майордом Карл Мартелл победил арабов.

Причины победы франков:

  1. военная реформа: воины Карла Мартелла получали за военную службу феод. Владельца феода называли феодал.

  2. создание конного войска


В 751 году римский папа объявил Пипина Короткого (сын Карла Мартелла) королем франков. За это Пипин разгромил германский народ – лангобардов, и подарил римскому папе земли вокруг города Рим, и образовалось государство – Папская область.

СЛОВАРЬ:

  1. майордом – управляющий королевским двором

  2. феод – земля, которая передавалась по наследству, за которую несли военную службу

  3. феодал – владелец феода

  4. римский папа – глава христианской церкви

  5. духовенство (священники) – служители церкви



5. ЗАВОЕВАНИЯ КАРЛА ВЕЛИКОГО И ОБРАЗОВАНИЕ ФРАНКСКОЙ ИМПЕРИИ (§ 5)


Карл Великий (сын Пипина Короткого) управлял в королевстве с 768 по 814 гг

Франкских королей стали называть Каролингами.

Военные походы Карла Великого:

  1. Испания – присоединение части Испании и поражение от арабов

  2. Италия – победа над лангобардами и присоединение их земель

  3. Средний Дунай – разгром Аварского каганата

  4. Побережье Северного моря – завоевание земель саксов

800 год – образование Франкской империи

ИЗМЕНЕНИЯ В ИМПЕРИИ:

Королевство Империя

  1. Территория Галлия увеличилась за счет завоеваний

  2. Управление король прислушивается к знати неограниченная власть императора

  3. Законы запись обычных законов «Салическая правда» капитулярии (указы императора)

  4. Армия дружина + ополчение конница из воинов-феодалов


6. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ (§5)


843 год – Верденский раздел и распад империи Карла Великого на Германию, Италию, Францию → начало феодальной раздробленности


962 год – Германия + Италия = Священная Римская империя (император Оттон Ι)


Причины распада:

  1. насильственное объединение

  2. натуральное хозяйство (хозяйство в котором все необходимое производят сами, ничего не продают и ничего не покупают) и отсутствие экономических связей

  3. сильным феодалам не нужен король

  4. борьба за власть между наследниками короля


Признаки феодальной раздробленности:

  1. сильные феодалы не подчиняются слабому королю, которого называли «первый среди равных»

  2. междоусобная война между феодалами

  3. феодальная лестница

король

герцоги и графы

бароны

рыцари


Мелкие феодалы просят защиты и земли у крупных и становятся их вассалами (военными слугами), а крупных феодалов признают сеньорами (хозяин земли и защитник). Во Франции действовала формула: «Вассал моего вассала не мой вассал»

  1. слабая королевская власть → смена династий: Каролинги → Капетинги → Валуа → Бурбоны



6. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ (§5)


843 год – Верденский раздел и распад империи Карла Великого на Германию, Италию, Францию → начало феодальной раздробленности


962 год – Германия + Италия = Священная Римская империя (император Оттон Ι)


Причины распада:

  1. насильственное объединение

  2. натуральное хозяйство (хозяйство в котором все необходимое производят сами, ничего не продают и ничего не покупают) и отсутствие экономических связей

  3. сильным феодалам не нужен король

  4. борьба за власть между наследниками короля


Признаки феодальной раздробленности:

  1. сильные феодалы не подчиняются слабому королю, которого называли «первый среди равных»

  2. междоусобная война между феодалами

  3. феодальная лестница

король

герцоги и графы

бароны

рыцари


Мелкие феодалы просят защиты и земли у крупных и становятся их вассалами (военными слугами), а крупных феодалов признают сеньорами (хозяин земли и защитник). Во Франции действовала формула: «Вассал моего вассала не мой вассал»

  1. слабая королевская власть → смена династий: Каролинги → Капетинги → Валуа → Бурбоны



7. АНГЛИЯ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. ПОХОДЫ НОРМАННОВ. (§6)


Англия находится на острове Британия


Население страны:

  1. бритты (король Артур и рыцари Круглого стола)

  2. англы и саксы (Альфред Великий)

  3. норманны (1066 г Вильгельм Завоеватель)


Норманны (варяги) – это народы Северной Европы (датчане, норвежцы, шведы). Жили на Скандинавском и Ютландском полуострове. Условия жизни: холодно, горы, нет плодородных земель → завоевательные походы в Европу и создание новых государств.


Причины побед:

  1. феодальная раздробленность в Европе

  2. жестокая и сильная армия


Государства норманн:

  1. Дания

  2. Швеция

  3. Норвегия

  4. Нормандия (на северо-западе Франции)

  5. Сицилийское королевство (на юге Италии)














8. ФЕОДАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО (§§ 11 – 12)

Сословия (группы людей от рождения с разными правами и обязанностями) в Европе:

  1. те, кто воюют – феодалы (землевладельцы)

  2. те, кто молятся – священники

  3. те, кто работают – крестьяне (земледельцы)


ЖИЗНЬ И ЗАНЯТИЯ ФЕОДАЛОВ:

Из-за нападения норманн и междоусобных войн феодалы строят для защиты, хорошо укрепленные замки с высокими стенами и главной сторожевой башней – донжон.


Занятия феодалов: война, охота и турниры (военные состязания)

Рыцарь – конный воин был вооружен (меч, копье, палица, боевой топор) и защищен доспехами (кольчуга или латы, щит, шлем)


Феодальная вотчина (земля феодала, на которой работали крестьяне) состоит из:

  1. господский двор (замок феодала)

  2. господская земля, урожай с которой полностью принадлежит помещику

  3. крестьянские наделы, часть урожая, с которого крестьяне оставляют себе, а часть отдают феодалу


КРЕСТЬЯНЕ:

Делились на 2 группы:

  1. вилланы – свободные крестьяне

  2. сервы – лично зависимые крестьяне


Крестьяне несли повинности (принудительные обязанности):

  1. барщина – бесплатная работа на феодала

  2. оброк – налог из продуктов своего хозяйства


Крестьяне деревни были объединены в крестьянскую общину.

Община занималась:

  1. управлением хозяйства

  2. распределением земли

  3. следили за порядком в деревне

  4. борьба с феодалами


В это время в Европе было натуральное хозяйство – хозяйство, в котором все необходимое крестьяне изготавливали сами, ничего не покупали и ничего не продавали


9. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ (§ 9)


  1. Состояние Европыраздробленность

  2. Состояние культурыупадок, только во время правления Карла Великого короткое Каролингское Возрождение (подъем и расцвет культуры)

  3. Язык культурылатинский

  4. Центры культуры – «Дворцовая академия» в Аахене, которой руководил ученый Алкуин

  5. Наукине развиты

  6. Школы религиозные при монастырях, обучали только чтению и письму, изучали религиозные книги. Только священники были грамотными, феодалы и крестьяне не могли ни читать, ни писать

  7. Литература:

    • «Житие святых» - рассказы о жизни монахов

    • Хроники – запись событий из года в год

    • Эпические поэмы о героях

  8. живопись (рисунки)

    • миниатюры – маленькие рисунки в рукописных книгах

    • фрески – рисунки на стенах

  9. Архитектура (здания) – романский стиль: высокие толстые стены, маленькие окна, башни. Главное надежность и защита, а не красота

    • Храмы

    • Феодальные замки



10. ВИЗАНТИЯ ПРИ ЮСТИНИАНЕ


395 г раздел Римской империи на Западную (Рим) и Восточную (Константинополь) Римские империи. 476 г падение Западной Римской империи.


Территория Византийской империи (Восточная Римская империя, Ромейская империя) к 5 веку: Полуостров Малая Азия, Балканский полуостров, Италия, южная часть Испании, Северная Африка, Сирия, Палестина, Закавказье, Юг Крымского полуострова.

Особенность положения:

  1. на пересечении морских и сухопутных путей из Европы в Азию

  2. город Константинополь находится в проливе Босфор, который ведет и Черного моря в Средиземное.

Занятие населения:

  1. торговля

  2. ремесло: изготовление папируса, шелковых тканей, стекла и ювелирных украшений

Особенности страны:

  1. устояла перед варварами

  2. развитие городов и ремесел

  3. сильная власть императора

Особенности управления:

  1. абсолютная монархия, обожествление императора (василевс, кесарь)

  2. власть не передается по наследству


Самый известный император Юстиниан – VI век – «Золотой век Византии»

Цели правления:

  1. восстановить границы Римской империи → постоянные войны (полководец Велизарий)

  2. лозунг «единое государство, Единые законы, единая религия»

Результаты:

  1. принятие единых законов «кодекс Юстиниана»

  2. завоевание новых земель (Испания, Италия, Северная Африка)

Постоянные войны и частые набеги соседей (славяне, арабы и персы) привели к ослаблению страны и потере большинства территорий после смерти Юстиниана.


11. КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ


ОБРАЗОВАНИЕ

Сравним культуру Византии и Западной Европы


ВИЗАНТИЯ ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА

Направление:

  1. светское 1. церковное

грамотные:

  1. чиновники и купцы 2. священники

отношение к образованию

  1. уважение к образованию 3. знатные люди безграмотные

количество грамотных

  1. много грамотных 4. большинство безграмотные

состояние античной культуры

  1. сохранение античной культуры 5. античная культура забыта

язык культуры

  1. греческий язык 6. латинский язык


НАУКА: развита

  1. математика – необходима для механики, архитектуры и налоги

  2. медицина – открыты первые больницы и медицинские училища

  3. химия – необходима для изготовления стекла, красок, лекарств и изобрели «греческий огонь» - смесь из нефти и смолы, которую нельзя потушить водой

  4. география – необходима для создания карт для торговли

  5. история – по указу императоров велись хроники (запись событий по годам)


АРХИТЕКТУРА – строили много, в основном храмы

Самые известные сооружения:

  1. храм святой Софии в Константинополе (диаметр купола 31,5 м)

  2. ипподром, где устраивали скачки

  3. императорский дворец – площадь 10 тыс км²


ЖИВОПИСЬ:

  1. иконы – рисунки Бога и святых на деревянных дощечках по особым правилам (канонам)

    • фигуры плоские и неподвижные

    • нет теней

    • золотой фон

    • нет пропорций

  2. миниатюры – маленькие рисунки в рукописных книгах

  3. фреска – рисунок красками на стене

  4. мозаика – рисунок из цветных камней на стене

ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА СТАЛА ШКОЛОЙ ДЛЯ ВСЕЙ ЕВРОПЫ И ОСОБЕННО РОССИИ


12. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА И АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ.


Арабы – Аравийский полуостров

Занятия:

  1. скотоводство (кочевники-бедуины) – разводили верблюдов

  2. торговля – центр Мекка

  3. земледелие – в оазисах выращивали


Арабы были раздроблены, их объединила новая религия – ислам. Основатель – пророк Мухаммед.


Основные события в его жизни:

  1. 610 г – начало проповеди

  2. 622 г – хиджра (переезд из Мекки в Медину)

  3. 630 – г – возвращение в Мекку

  4. 632 г – смерть Мухаммеда


Обязанности мусульман:

  1. Вера в единого Бога – Аллаха и его пророка

  2. пятикратная молитва – намаз

  3. раздача милостыни – закат

  4. пост в месяц Рамазан – ураза

  5. паломничество в Мекку – хадж

Участие в священной войне против неверных – газават.


После смерти пророка государством арабов управляют халифы (заместители пророка). Первые халифы: Абу-Бакар, Омар, Осман, Али – были либо родственниками, либо друзьями пророка. самый известный арабский халиф – Гарун аль Рашид


Столицы Арабского халифата: Медина → Дамаск → Багдад


Завоевания арабов: Сирия, Палестина, Египет, Иран, Северная Африка, Испания, Кавказ, Средняя Азия, часть Индии.


Причины успехов арабов:

  1. многочисленная конница

  2. фанатизм (вера и готовность арабов пожертвовать жизнью ради религии)

  3. усталость завоеванных народов

  4. религия ислама была понятной и простой для принятия другими народами


Поражения арабов:

  1. 732 г – битва у Пуатье и поражение от франков (Карл Мартелл)

  2. неудачная осада Константинополя

  3. 751 г – битва при Таласе и поражение от китайцев


Распад в VIII веке

Причины распада:

  1. большое государство, которым трудно управлять

  2. борьба за власть

  3. усиление наместников, которые не хотели подчиняться халифам



13. КУЛЬТУРА СТРАН ХАЛИФАТА.


Состояние культуры – подъем и расцвет

Образование и наука:

  1. обучение на арабском языке, который называли «латынью Востока»

  2. Образование платное, школы при мечетях – медресе

  3. центр науки «Дом мудрости» в Багдаде при Гарун аль Рашиде

  4. развиты науки:

    • алгебра

    • астрономия (Аль Бируни)

    • медицина (Авиценна – Ибн Сина)

    • география для торговли

    • физика

    • химия

Литература:

  1. сборник сказок «1000 и 1 ночь» (Шахерезада и Гарун аль Рашид)

  2. эпическая поэма «Шах –намэ» - Фирдоуси – книга о царях Персии

  3. поэзия

Живопись:

  1. Миниатюры – маленькие книги в рукописных книгах

  2. арабески – узоры, потому что нельзя изображать людей и животных

Архитектура:

  1. наиболее развита

  2. строили мечети, самый известный в Кордове (Испания)

  3. много дворцов, самый красивый в Альгамбре (дворец эмира в городе Гранаде)









































14. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ГОРОДОВ И БОРЬБА ГОРОДОВ С СЕНЬОРАМИ

Успехи в хозяйстве:

  1. освоение новых земель и создание новых орудий труда → рост урожая и появление излишков зерна

  2. больше скота и корма для него

  3. использование лошадей в сельском хозяйстве

  4. строительство новых мельниц

  5. выплавка металла

отделение ремесла от сельского хозяйства


Причины возникновения городов:

  1. успехи в хозяйстве

  2. возникновение государств → отсутствие боязни нападения развитие торговли

  3. рост населения → нехватка земли в деревне

  4. трудности ремесла


Когда возникли города? X – XI вв

Где возникли? 1. в местах удобных для торговли 2. у замков и монастырей для защиты от нападения

Кто жил в городах? Ремесленники, купцы, духовенство, феодалы, бежавшие от феодалов крестьяне


Города были расположены на земле феодалов или церкви. Сначала сеньоры (хозяева земли, на которой стоял город) защищали города, а затем стали увеличивать налоги за использование земли → начинается борьба городов с сеньорами

ЭТАПЫ БОРЬБЫ ГОРОДОВ:

I ЭТАП – XII – XIII вв – борьба городов с сеньорами

Результат:

  1. Часть городов получила свободу силой, а часть купила себе свободу. Города получившие свободу называли коммунами

  2. Все жители города были лично свободными («Городской воздух делает человека свободным»)

  3. Города получили самоуправление: горожане выбирали городской совет и мэра (главу города)

  4. среди городского населения произошло расслоение на 1.патрициев (богатых и знатных, которые управляли городом), 2. мастеров и ремесленников и 3. городскую бедноту


II ЭТАП – XIV век – борьба между патрициями и ремесленниками

Результат – поражение ремесленников


Каждый город имел:

  1. высокие стены для защиты

  2. городскую рыночную площадь

  3. собор (главная церковь города)

  4. ратуша (здание, где заседал городской совет







15. РЕМЕСЛО И ТОРГОВЛЯ В ЕВРОПЕ (§§ 18 – 19)


РЕМЕСЛО Ремесленник работал в мастерской

Особенности мастерских:

  1. маленькие,

  2. ручной труд,

  3. находится в доме мастера,

  4. передавалась по наследству


В мастерской работали:

  1. мастер – хозяин мастерской

  2. ученики – жили в доме хозяина, бесплатно работали на него и обучались делу

  3. подмастерье – бывшие ученики, которые знали дело, работали на мастера за плату.


Чтобы из подмастерья стать мастером необходимо:

  1. сделать шедевр (образец продукции)

  2. собрать пирушку для других мастеров

Для взаимопомощи ремесленники объединялись в цеха – объединение ремесленников одной профессии, живущих в одном городе

Цели цехов:

«+»

  1. совместное освоение ремесла

  2. равные условия для всех ремесленников (цена, сырье, количество станков, учеников, длительность рабочего дня)

  3. контроль над качеством продукции

  4. помощь сиротам и инвалидам

«-»

  1. мешали переходу подмастерьев в мастера

  2. мешали мастерам расширяться и ломали новые станки


ТОРГОВЛЯ XIII – XIV вв НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО → ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО

Трудности торговли:

  1. плохие дороги

  2. феодалы присваивали товар и высокие пошлины

  3. разбойники и пираты

Купцы, чтобы обеспечить безопасность и помочь друг другу объединялись в гильдии (объединения купцов). Например, Ганза.

ЦЕНТРЫ ТОРГОВЛИ:

  1. Средиземное море – Италия (Венеция и Генуя) – торговля с Востоком (пряности, шелк)

  2. Северное и Балтийское моря – Германия (Брюгге, Любек) торговля с европейскими странами и Русью (лес, соль, железо, меха, шерсть)

Ярмарки – ежегодные сезонные торги. Крупнейшие ярмарки в Шампани (Франция)

Менялы → ростовщики → банкиры


16. МОГУЩЕСТВО ПАПСКОЙ ВЛАСТИ (§§ 20 – 21)


X – XII вв сильное влияние церкви

1054 г. – разделение христианской церкви:

  1. католическая глава римский папа, которому подчиняются Западная и Северная Европа

  2. православнаяглава византийский патриарх, которому подчиняются Византия, Русь, Болгария, Греция

Причины раскола:

  1. борьба между римским папой и византийским патриархом за влияние в Европе

  2. борьба за господство над христианской церковью


В результате раскола произошло усиление влияния римского папы, которого стали считать «наместником Бога на земле». Все европейские короли должны были подчиняться ему. Лишь германский король Генрих IV попытался не подчиниться римскому папе Григорию VII, но проиграл. 1077 г – «путь в Каноссу»


Источники богатства церкви:

  1. церковная десятина (налог, который платили все жители для содержания церкви)

  2. плата за церковные обряды

  3. продажа церковных должностей

  4. плата за прикосновение к «святым мощам» (останки тела святых мучеников)

  5. продажа индульгенций (грамота, купив которую можно было получить прощение грехов)


Против римского папы выступали еретики (верующие, несогласные с католической церковью и римским папой) Причины недовольства еретиков:

  1. считали, что церковь испорчена богатством

  2. еретики призывали церковь к бедности

  3. еретики защищали крестьян и бедняков, предлагали отдать землю крестьянам и отменить десятину

Способы борьбы с еретиками:

  1. отлучение от церкви и церковное проклятие (анафема – проклятие одного человека и интердикт – проклятие целой области, города или деревни)

  2. военные походы против отдельных районов. Например, против альбигойцев (на юге Франции)

  3. церковный суд – инквизиция, который судил и сжигал еретиков на костре – аутодафе

  4. создание нищенствующих монашеских орденов:

    • орден францисканцев: создатель Франциск Ассизский – бродячие нищие монахи

    • орден доминиканцев: создатель Доминик Гусман – называли себя «псы господни» и служили в инквизиции.



17. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (§§ 22 – 23)


1095 г. – римский папа Урбан II призвал всех христиан к крестовым походам против неверных


ПРИЧИНЫ крестовых походов:

  1. освобождение Иерусалима, в котором находился гроб Господень (гроб Иисуса Христа) от турков-сельджуков

  2. для расширения влияния римского папы и католической церкви

  3. желание безземельных рыцарей захватить для себя земли на Востоке

  4. желание крестоносцев (участников крестовых походов) захватить богатства Востока

  5. голод и нищета в Европе

КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ:

1-Й КРЕСТОВЫЙ ПОХОД – 1096 г.

Участники: феодалы Франции, Германии, Италии, норманны – отсутствие единого руководства

Результаты:

  1. Победы крестоносцев: захвачены Эдесса, Антиохия, Триполи и Иерусалим

  2. В захваченных городах были созданы отдельные самостоятельные государства

  3. Созданы духовно-рыцарские орденаэто объединение монахов-рыцарей, главная обязанность которых не молиться, а воевать:

    • Орден Госпитальеров – встречали паломников, организовывали приюты для бедняков и больницы

    • Орден тамплиеров

    • Тевтонский орден


2-Й КРЕСТОВЫЙ ПОХОД – 1147 – 1149 гг.

Причины: египетский правитель Саладин (Салах ад-Дин) создал сильное мусульманское государство против крестоносцев

Участники: короли и феодалы Франции и Германии

Результат: поражение крестоносцев из-за отсутствия единства среди крестоносцев и недовольства местного населения крестоносцами


3-Й КРЕСТОВЫЙ ПОХОД – 1189 – 1192 гг.

Причина: Саладин отвоевал у крестоносцев Иерусалим

Участники: Германия (Фридрих Барбаросса), Франция (Филипп II Август), Англия (Ричард Львиное Сердце)

Результаты:

  1. крестоносцы захватили остров Кипр и крепость Аккру

  2. крестоносцы не смогли отвоевать Иерусалим


4-Й КРЕСТОВЫЙ ПОХОД – 1202 – 1204 гг.

Причина: желание крестоносцев вернуть Иерусалим

Результаты:

  1. 1204 г крестоносцы, по предложению итальянского города Венеции, захватили и сожгли Константинополь (столица Византии)

  2. на византийской земле крестоносцы создали свое государство – Латинскую империю


Последний 8-й крестовый поход – 1291 г завершился окончательным поражением крестоносцев и их уходом с захваченных ранее земель


ПОСЛЕДСТВИЯ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ:

  1. оживление торговли в Средиземном море

  2. центрами торговли в Средиземном море окончательно стали Венеция и Генуя. Константинополь пришел в упадок

  3. в Европу привезли новые растения: рис, гречиху, лимоны, абрикосы, арбузы, тростниковый сахар

  4. научились строить ветряные мельницы

  5. в Европе научились изготавливать стекло, шелк и стали лучше обрабатывать металл

  6. внедрение восточной культуры и быта










18. ОБЪЕДИНЕНИЕ ФРАНЦИИ


Население Франции делится на 3 сословия

  1. «те, кто молятся» - священники

  2. «те, кто воюют» - феодалы

  3. «те, кто работают» - крестьяне, ремесленники, купцы – платили налоги


НАЧАЛО ОБЪЕДИНЕНИЯ ФРАНЦИИ – XIII – XIV ВВ

«ЗА» объединение:

  1. король – для подчинения страны

  2. купцы и ремесленники – для удобства торговли

  3. города – для защиты от феодалов

  4. мелкие и средние феодалы – для защиты от крупных феодалов

  5. церковь – для подчинения верующих


«ПРОТИВ» : крупные феодалы – не хотят ограничения власти и не хотят подчиняться королю


ЭТАПЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ:

I ЭТАП – Филипп II Август

Подчинил Северную Францию (Нормандию) и Южную Францию (Тулуза)

II ЭТАП – Филипп IV Красивый

  1. подчинил северо-восток (Шампань), юг (Наварру) и север (часть Фландрии)

  2. 1309 – 1377 гг. – «Авиньонское пленение пап» - французский король вынудил римского папу перебраться из Рима во французский город Авиньон

  3. разгром ордена тамплиеров

  4. 1302 г – созвал Генеральные штаты (совет при короле, в который входили представители всех сословий: духовенство, феодалы, зажиточные горожане)

Результат: УСТАНОВЛЕНИЕ СОСЛОВНОЙ МОНАРХИИ (это когда король управляет, опираясь на сословия)






















19. КОРОЛЕВСКАЯ ВЛАСТЬ В АНГЛИИ


УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ В АНГЛИИ:

Вильгельм Завоеватель Генрих II Плантагенат

Завоевал Англию (1066г) начало объединения Англии

нормандский герцог английский король

  1. «вассал моего вассала – мой вассал» 1. королевский суд присяжных

все феодалы подчинялись королю

  1. перепись населения (для сбора налогов) 2. сбор «щитовых денег» - вместо службы

(«Книга Страшного суда») феодалы платили деньги на содержание

наемной армии

  1. борьба с «вольными стрелками» 3. разделил страну на графства, в которых

(Робин Гуд) управляли шерифы, назначенные королем


ОСЛАБЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ:

Короли: Генрих II (1154 – 1189) → Ричард Львиное Сердце (1189 – 1199) → Иоанн Безземельный (1199 – 1216) → Генрих III



Правление Иоанна Безземельного

(вспыльчивый, неуравновешенный, мстительный, трусливый)

  1. Поражение в войне с французским королем Филиппом II Августом → потеря почти всех владений английского короля во Франции

  2. Конфликт с римским папой Иннокентием III → поражение Иоанна Безземельного, признание вассалом римского папы и выплата ежегодно 1 тысячи фунтов стерлингов

  3. Борьба с баронами (крупные феодалы), чтобы подчинить их королю


Результаты правления:

  1. Недовольство баронов, духовенства, рыцарей (мелкие феодалы) и горожан

  2. 1215 г король подписал «Великую хартию вольностей», в которой король обещал не вмешиваться в церковные дела, не собирать «щитовые деньги» без согласия баронов и ни один англичанин не мог быть арестован и наказан без решения суда.


Правление Генриха III

(слабый и бесхарактерный)

  1. Нежелание короля выполнять «Великую хартию вольностей» → новое восстание против короля возглавил Симон де Монфор и в 1265 г созвал парламент (собрание в котором были представлены представители городов и рыцарей), который утверждал налоги и участвовал в издании законов.

Парламент разделился на 2 части:

  1. палата лордов – состояла из баронов и священников, которых назначал король. Место в палате лордов передавалась по наследству

  2. палата общин – избиралась из числа горожан и рыцарей


В Англии и во Франции установилась сословная монархия, когда король управляет, опираясь на сословия.




20. СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА


Когда? – 1337 – 1453 гг. Кто? Англия против Франции

Причины войны:

  1. соперничество между Англией и Францией

  2. желание французского короля отобрать Аквитанию и присоединить Фландрию

  3. желание английских феодалов вернуть земли потерянные во Франции

  4. желание феодалов обеих стран получить добычу в войне


Повод к войне: спор из-за французского престола


Особенности армий:

Франция: конное рыцарское войско, в которой отсутствовала дисциплина и наемная пехота из иностранцев

Англия: наемная армия, которая подчинилась королю и состояла из трех частей: конница, пехота и лучники.


ЭТАПЫ СТОЛЕТНЕЙ ВОЙНЫ:

I этап – 1337 – 1360 гг

Короли: Англии – Эдуард III Черный принц; Франции – Филипп VI Валуа


Основные сражения: поражение Франции

  1. морское сражение при Слейси – 1340 г

  2. битва при Кресси – 1346 г

  3. битва при Пуатье (пленение французского короля) – 1356 г

Результат: ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕМИРИЯ

  1. английский король отказался от французского престола

  2. взамен французский король отдал Англии юго-западные земли


II этап 1369 – 1396 гг

Англии – Ричард II

Франции – Карл V Мудрый (военачальник Бертран Дюгеклен провел военную реформу: построил флот, артиллерию и укрепил дисциплину)


Результат:

  1. ПОРАЖЕНИЕ АНГЛИИ

  2. Англия потеряла почти все владения во Франции


III этап 1415 – 1420 гг

Короли:

Англии – Генрих V Франции – Карл VI Безумный


Основные события: ПОРАЖЕНИЕ ФРАНЦИИ

  1. гражданская война во Франции между бургундцами и арманьяками → нападение Англии

  2. битва при Азенкуре 1415 г

  3. падение Парижа (столицу Франции захватили англичане)

  4. осада Орлеана англичанами

  5. французский Карл VI отказался от престола за себя и за своего сына в пользу английского короля


IV этап – 1428 – 1453 гг – вступление французского народа в войну

Короли:

Англии – Генрих VI (младенец)

Франции – Карл VII (помощь Жанны д’ Арк)


Основные события:

  1. начало партизанского движения во Франции

  2. 1429 – снятие осады Орлеана

  3. 1429 г – коронация карла VII в Реймсе

  4. 1431 г – гибель Жанны д’Арк

  5. 1436 г – освобождение Парижа


Результаты Столетней войны:

  1. ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ПОРАЖЕНИЕ АНГЛИИ

  2. Англия потеряла все владения во Франции кроме города Кале




21. УСИЛЕНИЕ КОРОЛЕВСКОЙ ВЛАСТИ В АНГЛИИ И ФРАНЦИИ В КОНЦЕ XV ВЕКА


АНГЛИЯ ФРАНЦИЯ

короли

Генрих VII Тюдор Людовик XI

события

война Алой и Белой розы 1455 – 1485гг. борьба короля с герцогом Бургундии Карлом Смелым

результаты

1. династический брак между победа короля и присоединение

Ланкастерами и Йорками → Тюдор Бургундии и Прованса (юг страны)


2. Генрих Тюдор подчинил феодалов

и парламент Последствия объединения Франции

  1. единая постоянная армия

  2. единые налоги

  3. прекращение междоусобиц

  4. развитие торговли и ремесла

  5. формирование единого языка и культуры

  6. создание централизованного государства




22. РЕКОНКИСТА И ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПИРЕНЕЙСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ


РЕКОНКИСТА – отвоевание христианами территории Пиренейского полуострова (Испания), захваченного арабами

Когда? VIII – XV века (700 лет)

Андалусия – мусульманские владения в Испании

Мавры – арабы, приживавшие в Испании

Испания при арабах была экономическим и культурно развитым районом. Здесь выращивали виноград и пшеницу, производили: шелк, шерстяные ткани, стекло. Развита торговля.

В результате Реконкисты в Андалусии образовались новые государства:

  1. Леон и Кастилия (столица Толедо)

  2. Арагон (столица Сарагоса)

  3. Наварра – присоединила Франция

  4. Португалия (столица Лиссабон)

  5. Гранадский эмират

1479 г – Изабелла Кастильская + Фердинанд Арагонский = Испанское королевство

1492 г – Испания захватила Гранадский эмират → завершение Реконкисты

В Испании при Изабелле и Фердинанде появляется инквизиция, которую возглавил Великий Инквизитор – Томас Торквемада. Всем иноверцам (мусульмане и евреи) было предложено или стать христианами или покинуть Испанию, оставив имущество. Иначе их сжигали на костре. Это называлось аутодафе. Крещенных мавров-мусульман называли морисками, а крещенных евреев – марранами. После взятия Гранады 120 тысяч евреев были изгнаны из Испании


23. ГУСИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ


Чехия (столица Прага) – была частью Священной Римской империи

Здесь были развиты: торговля, ремесло и добыча серебра

В стране сильное влияние немцев и католической церкви → недовольство чешского народа

Ян Гус – профессор Пражского университета начал критиковать католическую церковь и в 1415 г был сожжен в Констанце → недовольства народа и начало движения гуситов (движение в Чехии против католической церкви и влияния немцев в стране) в Праге и по всей стране в 1419 г

2 группы гуситов:

  1. табориты – защищали интересы бедняков – их возглавлял Ян Жижка (Страшный слепец)

  2. умеренные – защищали интересы богатых чехов

1420 -1434 гг римский папа организовал крестовые походы против гуситов, но потерпел поражение

1434 г – умеренные разгромили таборитов у города Липаны


Значение и результаты гуситского движения:

  1. ослабление влияния католической церкви в Чехии (потеря земель и отмена десятины)

  2. ослабление влияние немцев

  3. установление сословной монархии и основные вопросы решали на сейме (собрание представителей всех сословий)


24. ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В XIV – XVI ВЕКАХ


XV век усиление Османской империи

Они завоевали:

  1. Балканский полуостров

    • Сербию – 1389 г битва на Косовом поле (сербский герой Милош Обилич и турецкий султан Баязет Молния)

    • Болгарию

    • Византию в 1453 г турецкий султан Мехмед Завоеватель захватил Константинополь и переименовал его в Стамбул.

  2. Малую Азию → Крым → Молдавию → Грузию → Армению → Месопотамию → Сирию → Палестину → Аравийский полуостров → Египет → Северную Африку → Венгрию

На захваченных территориях недовольное местное население уходило в горы и леса, и становились партизанами-гайдуками

Особенности турецкой армии: 1) конница; 2) янычары (пехота, в которой служили пленные славянские дети, которых вырастили турки)

Наибольшего могущества Османская империя достигла при Сулеймане Великолепном. С конца XVI века переход от завоевания к обороне захваченных территорий и начало упадка Османской империи.



25. ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ И НАУКА В XI – XV вв

ТЕХНИЧЕСКИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ:

  1. верхнебойное водяное колесо

  2. доменные печи для выплавки металла

  3. механические часы: гиревые → анкерные

  4. домкрат – приспособление для поднятия тяжестей

  5. новое оружие: мушкет (первое огнестрельное ружье), лафеты (передвижные пушки), разрывные снаряды

  6. XIII век изобретение бумаги, 1450 г – немецкий мастер Иоганн Гуттенберг изобрел книгопечатание

  7. в мореплавании: компас (прибор для определения сторон света), астролябия (прибор для определения положения корабля) и каравелла (многопарусное судно) и косой парус


ОБРАЗОВАНИЕ:

  1. появились первые нецерковные школы, в которых изучали письмо, философию, естествознание

  2. в XII веке появились первые университеты (высшие школы).

Обучение в университетах велось на латинском факультете.

В университетах было 3 факультета: богословский (изучали религию); юридический (изучали законы); медицинский

Первые университеты в Европе: 1) во Франции: в Париже (Сорбонна) и в Болонье; 3) в Англии – Оксфорд; 3) в Чехии в Праге; 4) в Польше в Кракове


НАУКА:

Философия:

  1. Петр Абеляр – противник церкви. Говорил, что знание выше слепой веры. Написал книгу «История моих бедствий»

  2. Фома Аквинский – ученый-богослов, получивший прозвище «ангельский доктор». Написал книгу «Сумма богословия»

  3. Роджер Бэкон – ученый, который считал, что науке необходимы наблюдения и опыт. Получил прозвище «удивительный доктор»

География:

Марко Поло в XIII веке совершил путешествие в Китай


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ:

  1. Астрология – предсказывала будущее по звездам → астрономия (наука, которая изучает звезды и планеты)

  2. Алхимия – занималась поисками «философского камня», который должен был превращать в золото все, к чему прикоснется химия (наука, которая изучает вещества)

  3. развитие медицины и открытие больниц при монастырях и построенные на деньги городского совета


26. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XI – XV ВЕКАХ


ЛИТЕРАТУРА:

  1. эпос – поэмы о героях. «Песнь о Роланде» - французский эпос, который рассказывает о сражениях Карла Великого с арабами. «Песнь о Нибелунгах» - немецкий эпос, который рассказывал о Великом переселении народов.

  2. рыцарская литература – певцы трубадуры создавали образ идеального рыцаря. Например, песни о короле Артуре и рыцарях Круглого стола и песни о любви Тристана и Изольды

  3. городская – сатирические басни, которые высмеивали рыцарей и священников. Придумывали и исполняли ваганты (бродячие поэты)

  4. крестьянская – устное народное творчество

  5. Данте Альгиери «Божественная комедия» - описание путешествия Данте вместе с римским поэтом Вергилием в 12-ти кругах ада


АРХИТЕКТУРА:

Появляются 2 архитектурных стиля:

  1. романский – главное защита, поэтому высокие толстые стены, башни, арки и маленькие окна

  2. готический – главное красота, высокие здания со шпилями и большим количеством стрельчатых окон


СКУЛЬПТУРА:

В основном барельефы для украшения зданий, особенно храмов. Скульптуру называли «Библией для неграмотных»


ЖИВОПИСЬ:

  1. В романской архитектуре использовали фрески – рисунки на стенах

  2. В готической архитектуре использовали витражи – рисунки из цветных стекол на окне

  3. миниатюры – маленькие рисунки в рукописных книгах

  4. гравюры – печатные рисунки



27. СРЕДНЕВЕКОВЫЕ КИТАЙ И ИНДИЯ

КИТАЙ ИНДИЯ

состояние страны:


распад, а затем объединение раздробленность


названия государств:


империя Тан Делийский султанат (арабы)

империя Сун империя Великих Моголов (Бабур)


основные события:


  1. VII век – империя Тан 1. VIII век – завоевание арабами

образование Делийского султаната

  1. 874 – 884 гг – крестьянская война во 2. 1398 г – набеги Тимура

главе с Хуан Чао

  1. 960 г –нападение чжурчженей 3. 1526 г – завоевание страны Бабуром

и создание империи Великих Моголов

  1. XIII век – завоевание страны монголо-

татарами

  1. 1366 г – восстание красных повязок и

освобожение страны от монголо-татар





занятия населения:


  1. ремесло: изготовление шелка и фарфора 1. Ремесло: ювелиры, изготовление тканей из хлопка


  1. торговля по Великому Шелковому пути 2. торговля с Китаем и арабами


  1. земледелие: рис, чай 3. земледелие: рис, пшеница, пряности, тыква,

арбузы, апельсины, сахарный тростник, хлопчатник


изобретения:


компас, книгопечатание, газета, порох шахматы, цифры, дроби, цифра «0»

прививки


архитектура:


пагоды – многоэтажные дома с загнутыми храм-гора, пещерные храмы (в Аджанте)

крышами) мавзолей Тадж-Махал

живопись:


тушью на шелке фрески


скульптуры:


рельефы на стенах рельефы и круглая скульптура

нэтски – миниатюрные скульптуры из

слоновой кости


28. Государства и народы доколумбовской Америки


Природные условия и занятия населения:

  1. изолированность от других народов

  2. влияние гор Анды и Кордильеры

  3. земледелие: кукуруза, картофель, подсолнечник, помидоры, какао, табак

  4. слабо развито животноводство (вьючные животные ламы) и развита охота

  5. отставание в развитии: отсутствие железа, плуга, колеса, огнестрельного ружья.


Население Америки:

  1. ацтеки – Мексика (столица – Теночтитлан)

  2. майя – на полуострове Юкатан (столица Чичен-Ица)

  3. инки – Перу (столица Куско)



АЦТЕКИ:

Правитель – «владыка всех людей», завоевали соседние народов, которые платили дань ацтекам. Распространено рабство и человеческие жертвоприношения

Занятия: земледелие (плавучие огороды, на которых собирали по нескольку урожаев в год), ремесло – чеканщики, ювелиры, ткани из хлопка и вышивка из птичьих перьев

Образование – школы для знати (изучали историю, религию, мифологию, письмо, чтение, счет, астрономия, поэзия, ораторское искусство) и школы для народа (земледелие, ремесло и военное дело)


МАЙЯ:

Сильно развита культура:

  1. письменность

  2. астрономия: наблюдение за небом в астрономических обсерваториях, составили календарь, по которому в году было 365 дней, могли предсказать затмение Солнца и Луны

  3. математика: 20-теричная система счета, раньше чем в Индии придумали цифру «0»

  4. архитектура: строительство городов по плану, дороги между городами, строили дворцы и храмы в форме ступенчатых пирамид


ИНКИ: очень многочисленная, дисциплинированная и сильная армия

Правитель – «Верховный Инка», а его родственников называли «сыны Солнца»

Главная цель государства – война. Население разделено на общины, которые прикреплены к земле. Урожай делится на 3 части: жрецам, правителю и себе. Строгий государственный контроль – «глаза и уши Инки». Хорошие дороги через всю страну – для почтовых сообщений и переброски армии. Письменности нет, только узелковое письмо – «кипу». Столица превращена в крепость с высокими стенами и подземными тоннелями.




33



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!