СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты сюжетных игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка конспектов сюжетных игр

Просмотр содержимого документа
«Конспекты сюжетных игр»

Конспекты сюжетных игр


Конспект игры для детей младшей группы детского сада

Тема: «Игра с куклой Катей». Цель:

  • учить наблюдать за игровыми действиями педагога;

  • учить проводить игровые действия по образцу;

  • учить воспроизводить в игре цепочку жизненных дей­ствий;

• воспитывать аккуратное, бережное отношение к кукле.

Оборудование: кукла, игрушечная мебель, посуда, фартуки для каждого играющего ребенка.

Ход игры

Организационный момент. Здесь живет кукла Катя. Она проснулась. Давайте наденем фартуки и поможем ее мам ухаживать за своей дочкой Катей.

Развитие сюжета. Сейчас я ее подниму, аккуратно сниму одеяльце, сложу его. Ребята, что вы делаете утром, после того как проснулись? Правильно, идете умываться! Надо умыть нашу Катю. Приготовьте мыло, зубную щетку, пасту, полотенце. (Каждый ребенок намыливает игрушечным мылом кукле руки, лицо, шею, смывает мыло у игрушечного умывальника.)

После умывания нужно одеться. Во что оденется Катя? Выберем для нее самое красивое платье. Посмотрите, как надо одевать Катю. Теперь помогите Кате причесаться. (Кто-то из детей причесывает куклу.)

Ребята, надо спросить у Кати, что она хочет на завтрак? Спросите у Кати, какую кашу ей сварить. Скажите: «Катя, ты любишь манную или овсяную кашу?» Давайте теперь вскипятим в кастрюле молоко. Нужно положить в кастрюлю манной крупы, соль, сахар. (Кто-то из детей помешивает кашу ложечкой, кто-то насыпает в кастрюлю воображаемую крупу.)

Давайте позавтракаем вместе с Катей. Посадите Катю за стол. Посмотрите, как я накладываю кашу в тарелку для Кати. Возьмите тарелку для себя и положите кашу так, как я это делала. Что надо пожелать за столом? Катя тоже говорит: «Приятного аппетита!» Я буду кормить Катю, а вы садитесь рядом и кушайте сами. (Дети садятся за стол.)

Теперь давайте пить чай. Ребята, приготовьте чашки для чаепития. Чайник горячий. Посмотрите, как я аккуратно наливаю кипяток и заварку. Помогите Кате налить чай и налейте себе. (Дети «разливают» чай и садятся за стол.) Напились чаю? Давайте поможем Кате помыть посуду и поставить ее на место. (Дети собирают посуду. Кто-то из детей ее моет, кто-то вытирает, кто-то расставляет по местам. Педагог рассказывает кукле, что делает каждый ребенок. Это дает возможность опосредованно руководить действиями детей.)

После завтрака можно пойти гулять. Помогите Кате одеться для прогулки. (Дети подбирают одежду и одевают куклу.) Снимите свои фартуки и аккуратно положите их на место. Скажите, во что вы играете на прогулке? (Дети рассказывают, как строят дома из песка, играют в салки.) Научите Катю играть с вами.

Итоги игры. Давайте вспомним, что мы сегодня делали? Как вы думаете, понравился Кате завтрак? Давайте спросим Катю, вкусный ли был завтрак? Кто аккуратно раскладывал кашу и наливал чай? Кто убирал со стола? Кто учил Катю играть на прогулке? Как вы думаете, понравилось Кате играть с вами? Молодцы.



Конспект игры для детей средней группы детского сада

Тема: «Поликлиника».

Цель:

  • учить отбирать необходимые для игры костюмы, атрибуты;

  • учить формулировать замысел игры, планировать игру;

  • учить действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы-заместители;

  • учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли (по подражанию);

• учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми.

Оборудование: куклы, медицинский халат и шапочка, фоноскоп, коробки для таблеток и витамины, игрушечные шприцы и градусники, вата, бинты, шпатели

Ход игры

Организационный момент. Ребята, недавно мы с вами чи­тали интересную сказку К. И. Чуковского «Айболит». Вспомните, кого лечил доктор? Что болело у зверей? Как их лечил добрый доктор Айболит? Вы хотите поиграть в игру «Доктор»? Вспомните, какие врачи лечат детей. (Под руководством педагога дети рассказывают о работе разных врачей, медсестры, работников регистратуры.) Посмотрите внимательно на игровой уголок: кто у нас будет вместо детей? Правильно, куклы.

Развитие сюжета. Посмотрите, какие они грустные. Наверное, они заболели. Нужно отвести их в поликлинику. Кто будет их родителями? Кто поведет их к врачам, в поликлинику? Кто будет играть роль врачей? Кто будет медсестрой? Кто будет работать в регистратуре? Я буду главным врачом. (Педагог распределяет роли.)

Хорошо. Если там (жест в сторону игрового уголка) у нас - дом для кукол, то где будет поликлиника? Почему вы так думаете? Тут будут работать врачи. Как называется врач, который лечит грипп и простуду? Глазки? Ушки? Зубки? Давайте отберем предметы, принадлежащие людям этих профессий. Вам нужно обустроить медицинские кабинеты. (Дети, играющие роль врачей, надевают белые халаты, берут соответствующие медицинские инструменты, садятся за столы.)

Нужно знать, к какому врачу необходимо обратиться. Спросите, что болит у куклы. (Дети, играющие роль родителей, определяют, к какому врачу они поведут своих детей.)

В поликлинике начинается прием. Пациенты, возьмите карты в регистратуре. Займите очередь к врачу. Прежде, чем войти в кабинет, нужно постучать. Войдя в кабинет, поздоровайтесь и расскажите, что болит у вашей дочки. (Дети с куклами берут в регистратуре карту и идут на прием к врачу.)

Врачи, займите свои рабочие места. Вам нужно внимательно выслушивать пациентов, вежливо отвечать на их вопросы, осматривать, давать рекомендации, выписывать рецепты, больничные листы, направления на анализ крови.

Педагог внимательно наблюдает за игрой. Выполняя роль главного врача, развивает сюжет и следит за соблюдением правил игры в соответствии с принятой ролью, показывает каждому ребенку действия врачей-специалистов.

Итоги игры. Поликлиника закрывается: уже поздно. Врачи, снимите халаты и расставьте по местам медицинское оборудование. Родители, возьмите рецепты и зайдите в поликлинику за таблетками и витаминами. Потом нужно отвести детей домой и уложить в кроватки. Вот теперь у нас в группе полный порядок, никто даже не догадается, во Что мы играли. Скажите, во что мы играли? Какую роль вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи? Понравилась вам игра? Молодцы.

Конспект игры для детей средней группы детского сада

Тема: «Магазин».

Цель:

  • учить осуществлять игровые действия по речевой инструкции;

  • учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли;

  • учить моделировать ролевой диалог;

  • воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев, оценивать их поступки.

Оборудование: белый халат, весы, набор гирь, муляжи овощей и фруктов, кубики, набор инструментов для починки машины.

Ход игры

Организационный момент. Ребята, недавно мы ходили на экскурсию в магазин. Расскажите, кто работает в магазине? Что делают продавцы? Кто привозит продукты в магазин? (Дети вспоминают название профессий людей, работающих в магазине.)

Хотите поиграть в магазин? Давайте распределим роли. Кто хочет быть продавцом? Шофером? Кто будет покупать продукты? Чтобы играть, нужно построить прилавок. (Дети совместно с педагогом строят из столов и стульев прилавок.) Какие продукты привезут в магазин? Ящики с овощами и фруктами.

Развитие сюжета. Начинаем играть. (Продавцы раскладывают товар на витрине, готовят бумажные чеки, водители подвозят продукты — кубики, заменяющие ящики с овощами и фруктами, покупатели готовят бумажные деньги и выстраиваются в очередь.)

Мне нужно купить 1 килограмм груш. Покажите, пожалуйста, какие у вас груши. Мне нравятся вот эти. Сколько стоит 1 килограмм груш? Вот деньги, пробейте чек. Скажите, к вам завезут виноград? (Педагог дает образец поведения покупателя, дети подходят к продавцам, выбирают и покупают овощи и фрукты.) А что это у вас такое красное, круглое, наверное, очень сладкое? (Педагог закрепляет знания детей о признаках овощей и фруктов.)

Скажите, что вы купили? Это овощи или фрукты? (Проводится работа по дифференциации понятий «овощи» и «фрукты».) Вы купили сливы для своей дочки? Какие фрукты она еще любит? (Покупатели рассказывают, что они купили, и собираются приобрести еще.) Вот эти бананы не берите, у них кожура очень темная. Они уже испортились. Выберите что-нибудь другое...

Посмотрите, у грузовой машины, которая привозит овощи и фрукты для магазина, спустило колесо. Теперь их не привезут вовремя. Кто поможет шоферу починить машину? Может, среди покупателей есть автомеханики?..

Вот в магазин привезли свежие продукты. (Продавцы обновляют витрины.) Кто теперь хочет быть продавцом? Давайте посчитаемся. Кто будет грузчиком? Он должен быть очень сильным, чтобы донести такие тяжелые ящики! Он должен быть настоящим силачом! А вам нужно купить продукты для того, чтобы отметить день рождения.

У кого как будто будет день рождения? Хорошо. Я как будто хозяйка и на ушко скажу, кому что нужно купить. (Воспитатель называет каждому из детей список из 4-6 слов, обозначающих названия продуктов питания.) Не забудешь? Может быть, повторить на другое ушко? Ну, беги в магазин и занимай очередь. (Дети покупают товар, воспитатель подсказывает через описание признаков название того, что они забыли.)

Все купили? Все продукты проданы. Кто купил колбасу и сыр для бутербродов? Яйца и мясо для пельменей? Молоко и сахарную пудру для блинчиков? Как это, не было сахарной пудры? На что похож пакетик для сахарной пудры? Подумайте, что может заменить его? ... Сливки для украшения торта? На что они похожи? ... Идите покупать. Что вы хотите, чтобы я еще приготовила для дня рождения?

Ну, теперь помогите убрать в комнате, а то гости скоро придут, а я пока угощение буду готовить... Смотрите, что я приготовила. (Детям раздается мармелад.) Из чего он сделан? Значит, он какой? (Дети образуют относительные прилагательные, соответствующие названиям фруктов и ягод.)

Итоги игры. Игра закончена. Понравилась вам игра? Какие роли вы выполняли в игре? Что делали ваши персонажи? Кто хорошо играл свою роль, но и не забывал помогать товарищам? Молодцы.


Конспект игры для детей старшей группы детского сада

Тема: «Путешествие на корабле».

Цель:

  • учить самостоятельно распределять роли и действовать согласно роли;

  • учить самостоятельно создавать необходимые постройки;

  • формировать навыки позитивного общения детей и доброжелательные отношения в группе.

Оборудование: набор картин «Профессии людей», фуражка для капитана, матроски для моряков, бумага, картон, флажки.

Ход игры

Организационный момент. Педагог вместе с детьми обсуждает, как будет интересно совершить путешествие по Москве-реке, осмотреть ее берега и достопримечательности, предлагает сыграть в путешествие на корабле.

Перед тем, как дети начнут распределять роли, педагог раскладывает картинки из серии «Профессии людей» и помогает выделить самые важные свойства и качества, необходимые капитану, его помощнику, водолазу, рулевому, врачу, коку, матросам, билетеру и т.д.

В планирование игры входит постройка корабля, изготовление необходимых «корабельных приборов». Дети должны продумать, какие материалы могут понадобиться (картон, бумага). Ребята вместе вырезают билеты на корабль. Якорь из плотного картона помогает сделать педагог. Корабль строится из стульев, украшается разноцветными флажками. Капитан надевает фуражку, матросы — матроски, кок — шапочку для повара, врач — шапочку для врача. Корабль готов к плаванию.

Развитие сюжета. Сначала нужно купить билеты в кассе. (Дети встают в очередь и покупают у кассира за игрушечные деньги билеты на корабль.)

На корабле в это время должны приготовиться к плаванью. Кок — приготовить еду для пассажиров, водолаз — проверить свое снаряжение, капитан — отдать морякам приказ помыть палубу и приготовить корабль к приёму пассажиров. (Пантомима «Уборка».)

  • Можно я тоже чуть-чуть покомандую? Я как будто капитан, фуражку вот надену. Билетер, начинайте принимать на палубу пассажиров, проверьте наличие билетов!

  • Теперь Вы — капитан. (Фуражка надевается отвергаемому ребенку.) Отдайте команду врачу. Например, так. Врач, проверьте матросов и пассажиров, все ли здоровы?

  • Сейчас Вы — капитан. (Фуражка надевается ребенку, имеющему проблемы в общении.) Обратитесь к старшему матросу. Попросите рассказать о том, готов ли корабль к отплытию. Можно так: «Старший матрос, доложите капитану о готовности корабля к отплытию».

  • А Вы — старший матрос. (На руку ребенка, имеющего трудности в организации поведения, надевается красная повязка.) Как ответите капитану? К примеру, скажите: «Все пас­сажиры на палубе, все здоровы и ждут отплытия корабля». Вот теперь капитан может объявить об отправлении корабля.

  • Ну, вот теперь, наконец, Вы снова капитан. (Ребенок, которому данная роль досталась по считалке.) Скажите: «Внимание! Корабль отправляется в путь по Москве-реке. Подать сигнал!»

  • Рулевой! Право руля!

  • Помощник капитана, какова глубина? Нет ли купающихся? (Педагог играет роль экскурсовода. Показывает иллюстрации берегов реки Москвы. После небольшого рассказа педагог предлагает коку принести обед.)

Посмотрите, случилась беда! Ребенок упал в воду. (За бортом корабля дети видят куклу.) Водолаз, прыгайте в воду. Вы должны спасти ребенка. (Водолаз поднимает куклу на корабль.)

Кто будет говорить за ребенка? Как твое имя, мамы, папы? Товарищи, чей это ребенок? Он с нашего корабля или с берега? (Продолжение сюжета в зависимости от фантазии детей.)

1-й вариант развития сюжета.

На корабле нужно быть очень осторожным. Сейчас мы най­дем твоих родителей.

Папа делает выговор ребенку. Педагог помогает наводящими вопросами: Где борт корабля? Значит, что нельзя делать? Нельзя подходить близко к борту. Что можно ребенку делать на корабле? Почему нельзя бегать, толкаться? А мама чем недовольна? ...

Врач делает осмотр, при необходимости, лечит. В случае легкого недомогания капитан дает команды о продолжении путешествия. В случае тяжелой болезни корабль ребенка на вызванном вертолете отправляют в больницу.

2-й вариант развития сюжета.

Капитан дает команду причалить к берегу. Там замечают растерянных и испуганных родителей ребенка. Разыгрывается диалог. Все благодарят водолаза, врача и капитана корабля. Корабль отправляется дальше.

Похоже, что начинается буря. Игра «Море волнуется — раз...». Посмотрите, куда делись чайки. Проверьте, какой сейчас ветер.

Кто послушает радио? О чем там говорят? Берегитесь, идет огромная волна!

Проблемная ситуация. У кока опрокинулся бак с водой для мытья посуды.

Что делать? Чем вы можете помочь? И лампочка перегорела. Придется помогать в темноте. Необходимо по имитационным движениям отгадать, какой предмет посуды моет участник игры. Наконец свет починили. Ложная тревога. Что это значит?

Пусть радист запросит, можно ли остановиться около ... (Дети выбирают пункт назначения по карте.) Капитан, сколько нам осталось до ... ? (по карте). Осторожно, причаливаем к берегу! Подать трап! (банкетку). Выходите. Приплыли.

Итоги игры. Что вам больше всего понравилось в путешествии? Если дети отвечают, что то, как «ребенок тонул», то педагог переспрашивает, хорошо ли это. Затем вспоминают, кто и как помогал спасать ребенка, помог понять малышу, как надо себя правильно вести. Кому понравилось, как играл ... (имя ребенка, имеющего проблемы в общении)… А помните, как ... (называется действие ребенка, который имеет трудности в организации поведения, но в процессе игры их почти не проявил). Молодцы! Что нового вы узнали во время путешествия? Нарисуйте дома, что вас больше всего заинтересовало...


Конспект игры для детей подготовительной к школе группы детского сада

Тема: «Путешествие на воздушном шаре».

Цель:

• учить распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли;

  • формировать умение разделяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив;

  • учить создавать необходимые постройки, пользоваться предметами-заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;

  • формирование доброжелательных отношений между детьми.

Оборудование: большой воздушный шар, игрушечный компас, карта России, пилотки, фуражка для капитана, игрушечные наборы «Аптечка», «Посуда» и комплект «Ловись, рыбка», состоящий из пластмассовой удочки и рыб с магнитами.

Ход игры

Организационный момент. Недавно мы прочитали книгу Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Как звали друзей Незнайки? Почему их так звали? Кто помнит, как они готовились к путешествию на воздушном шаре?

Давайте мы тоже отправимся в путешествие. Вы можете сделать воздушный шар? Давайте построим его из стульев и отправимся в путешествие! Только сначала нужно распределить роли. Кто может подобрать подходящую роль для своего товарища? Почему ты так думаешь? Спроси сначала, согласен ли он быть таким умным, как Цветик. Послушайте, какое стихотворение сочинил Цветик. (Воспитатель читает стихотворение из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» о воздушном шаре.)

Какие необходимые вещи нужно взять в дорогу? Высоко над землей, в облаках, холодно даже летом. Нужно взять теплые вещи. Командир будет указывать дорогу. Ему нужны компас и карта. Повара должны собрать в дорогу продукты и посуду. В путешествии может кто-нибудь заболеть, врачам нужно позаботиться о медикаментах. (Дети подбирают предметы-заместители, необходимые в путешествии.)

Развитие сюжета. Начинаем готовиться к полету. Незнайка, как поставить стулья, чтобы внутри получился круг? Каждый сам возьмет себе стул. Круг похож на дно корзины? Что можно подстелить? (Газету.) Знайка, зачем вам нужны мешки с песком? Где же их найти? Пока наши сильные мальчики принесут мешки с песком (предметы-заместители — набивные мячи) и положат их в корзину, девочки сошьют шар из лоскутков. Возьмите иголки и нитки (предметы-заместители — карандаши и ленточки). Работайте вместе. Вы должны делать это очень аккуратно!

Теперь все готово! Надуваем шар. (Большой воздушный шар надувает воспитатель и привязывает его к одному из стульев.) Командир сядет первым, потом лоцман, штурман, наблюдатель и все остальные. Проверьте ремни безопасности! Полетели!

  • Лоцман, у тебя нет руля! Как же ты будешь управлять воздушным шаром? Представь, что ты держишься за веревки обеими руками. В какую сторону тебе скажут повернуть, с той стороны тяни веревку вниз.

  • Штурман, следи за направлением полета! Куда поворачивать?

  • Капитан, проверь, есть ли опасность? Спроси у наблюдателя.

  • Кто скажет, какой под нами город? Посмотрите на карту. Вот столица нашей Родины. Что вы видите, пролетая над Москвой? (Дети говорят, что они видят свой дом, детский сад, под руководством педагога называют достопримечательности Москвы.)

  • Кто-нибудь взял с собой фотоаппарат? (Имитация фотографирования с помощью жестов.)

  • Летим дальше на север. Если взять компас и положить его на ладонь, то синяя стрелка всегда будет указывать на север. Проверьте направление полета воздушного шара (Дети берут компас и определяют, где север.)

  • Наш шар стал терять высоту! Нужно сбросить мешки с песком! (Дети берут мячи и бросают через стулья.) Теперь можем продолжать полет.

  • Ребята! Мы терпим крушение! Наш воздушный шар падает. Попробуем набрать высоту. Встаньте все как можно ближе друг к другу, так чтобы все стояли на газете. Мы продолжаем падать! Давайте сложим газету пополам и постараемся удержаться на ней. (Дети стоят на газете на одной ноге, стараются удержать друг друга.)

  • Воздушный шар продолжает опускаться! Приготовьте парашюты. Будем прыгать! (Дети отодвигают стулья и прыгают как можно дальше.)

  • Все приземлились? Командир должен определить, где мы находимся. (Командир рассматривает карту.) Радист, проверь, работает ли рация. Передай в штаб, где мы находимся, и попроси, чтобы прислали помощь. Нужно разбить лагерь. (Дети раскладывают вещи, которые они собрали в дорогу.) Врачи, проверьте, не получил ли кто травму. (Врачи обустраивают медицинский пункт.) Мальчики должны собрать дрова, развести костер и наловить рыбы на ужин. Поварам нужно приготовить уху.

На этом этапе руководство педагога игрой ослабевает или прекращается. Дети продолжают развивать сюжет самостоятельно, используя игровые наборы «Аптечка» и «Ловись, рыбка»...

Как долго мы будем жить здесь? Как нас спасут? (Выбирается один из вариантов, предложенных детьми.) Хорошо. Пусть будет так: за нами прилетел вертолет! Он вернет нас домой. Нужно сворачивать лагерь. (Дети убирают игрушки.)

Итоги игры. Понравилось вам путешествие? Какие роли вам больше всего понравились? Кто лучше всех справился со своей ролью? А настоящим ли он другом себя показал, пока играл эту роль? Поднимите руки те, кто смог позаботиться о своих товарищах в то время, когда он играл свою роль. Молод­цы. Что нового вы узнали во время путешествия? Куда отправимся в следующий раз? Просьба дома нарисовать к следующему разу карту путешествий, чтобы знать наверняка, какие приключения нас там ожидают.