А́ФРИКА, второй по величине (после Евразии) материк и часть света.
Общие сведения
Площадь 29,2 млн. км2 (с островами 30,3 млн. км2). Население 1,1 млрд. чел. (2014). Крайние точки: на севере – мыс Бен-Секка (37°21ʹ с. ш.), на юге – мыс Игольный (34°51ʹ ю. ш.), на западе – мыс Альмади на полуострове Зелёный Мыс (17°31ʹ з. д.), на востоке – мыс Рас-Хафун на полуострове Сомали (51°27ʹ в. д.). Материк почти посередине пересечён экватором. На Северное полушарие приходится более широкая часть А. (от мыса Альмади до мыса Рас-Хафун – 7500 км), на Южное полушарие – узкая часть (около 3100 км). В А. находится 54 независимых государства (2013).
Берега А. омываются на севере Средиземным морем, на востоке и северо-востоке Индийским океаном и Красным морем, на западе – Атлантическим океаном. С ближайшим материком Евразией А. соединяется узким (120 км) Суэцким перешейком (через который прорыт одноимённый канал), а отделяется Гибралтарским (наименьшая ширина 14 км), Тунисским и Баб-эль-Мандебским проливами. Протяжённость береговой линии составляет 30 500 км. Берега расчленены слабо, нередки коралловые рифы, удобных бухт мало. Крупнейшие заливы: Гвинейский, Габес и Сидра. Самый большой полуостров – Сомали.
Дюны Тимет.Фото О. В. Соколовской
К А. (как части света) относят острова в Индийском (Мадагаскар, Коморские, Маскаренские, Амирантские, Сейшельские, Альдабра, Пемба, Мафия, Занзибар, Сокотра) и в Атлантическом (Мадейра, Канарские, Зелёного Мыса, Аннобон, Сан-Томе, Принсипи, Биоко и отдалённые острова – Вознесения, Святой Елены и Тристан-да-Кунья) океанах. Общая площадь островов 1,1 млн. км2 (см. Физическую карту).
Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков по географии на тему "Африка"»
УТВЕРЖДАЮ
Председатель методического объединения
естественно – научного цикла
О.Н. Найдин
«____» _________________2021___ г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Африка. Общая характеристика.(ЭГП)
ФИО (полностью): Лосева Татьяна Игоревна
Место работы: Кадетский корпус Следственного комитета
Должность: учитель географии.
Базовый учебник: В.П. Максаковский.
Класс: 11а,11б,11в
Цель урока: Сформировать знания о географическом положение Африки, природно-ресурсном потенциале, особенностей населения.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
Знать: ЭГП Африки, современные проблемы развития региона.
Уметь: Составлять комплексную географическую характеристику региона. Показывать на карте страны.
10. Тип урока: Изучение нового материала.
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время в мин.
1
2
3
4
5
6
1
Организа-
ционный момент
1.Принятие доклада ЗВК.
2.Проверка готовности к уроку.
3.Доведение темы урока, целей урока.
Запись темы урока.
Коллективная работа.
2
2
Актуализация знаний
1.Каковы главные особенности природы Африки?
2.Какие типы стран преобладают в Африки?
3.Назвать страны с монархической формой правления.?
8
3
Изучение нового материала
Слайды презентации
1.Географическое положение Африки.
2.Природные ресурсы;
а) водные,
б) агроклиматические,
в) рекреационные.
3. Характеристика населения.
4. Общая характеристика хозяйства.
Воспринимают новый материал, записывают, анализируют, работают с тематическими картами атласа.
20
4
Рефлексия
Колонии каких стран занимали в прошлом почти всю территорию материка.