СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты уроков по географии на тему "Степи России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Степи России

[править | править код]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигацииПерейти к поиску

Уйбатская степь России

Степи — равнины в умеренных и субтропических зонах, поросшие травянистой растительностью, — находятся в России на юге страны, в частности, у Чёрного моря и Кавказа, а также в долине Оби и в Забайкалье.

 

Содержание

Климат степи[править | править код]

Климат на территории российских степей — умеренно континентальный, зима — холодная, солнечная и снежная, а лето — жаркое и сухое. Средняя температура января — −19 °C, июля — +19 °C, с типичными отклонениями до −35 °C и +35 °C. Климат степей также отличается большой продолжительностью безморозного периода, большими среднегодовыми и среднемесячными температурами. Осадков здесь выпадает мало — от 300 до 450 мм. Часто дуют горячие сухие ветры — суховеи. Иногда они переходят в пыльные бури. Дожди здесь редки. Обычно они ливневые. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины.

Растительный мир[править | править код]

Ковыль перистый

Растительность состоит главным образом из злаков, растущих маленькими пучками, между которыми видна голая почва. Более всего распространены различные виды ковыля, особенно ковыль перистый с шелковистыми белыми перистыми остями. Он нередко покрывает сплошь большие пространства. На очень тучных степях развиваются виды ковыля, отличающиеся гораздо большими размерами. На сухих же бесплодных степях растёт более мелкий ковыль. После ковыля самую важную роль играют различные виды рода Тонконог (Koeleria). Они встречаются всюду в степи, но особенную роль играют к востоку от Уральских гор, некоторые виды представляют собой прекрасный корм для овец.

Запас растительной массы в степях значительно меньше, чем в зоне лесов.

См. также: Степные растения

В разделе не хватает ссылок на источники.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть удалена. Вы можете отредактировать статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 февраля 2019 года.

Животный мир[править | править код]

Как по видовому составу, так и по некоторым экологическим особенностям, животный мир степи имеет много общего с животным миром пустыни. Так же, как и в пустыне, степь характеризуется высокой засушливостью, лишь немногим меньше, чем в пустыне. Животные активны летом, преимущественно ночью. Многие из них засухоустойчивы либо активны весной, когда ещё остается влага после зимы. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу; из грызунов — строящие сложные норы (сусликисуркислепыши) и прыгающие виды (тушканчики). Большая часть птиц на зиму улетает. Обычны для степи степной орёлдрофастепной луньстепная пустельгажаворонок. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.

Просмотр содержимого документа
«Конспекты уроков по географии на тему "Степи России"»

Урок – игра по географии в 8 классе

«Занимательная география»

Цели:

  • Образовательная: Расширение кругозора учащихся.


  • Развивающая: Развитие пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения; развитие познавательного интереса к изучению географии.


  • Воспитательная: Повышение интереса к изучаемому предмету, побуждение поиска новых, дополнительных знаний по изученному материалу; внимательного отношения к природе, формирования мировоззрения, оценочного суждения; воспитание чувства долга, ответственности и коллективизма.



Оборудование: карточки с заданиями.

Подготовка к викторине: формируются 3 команды из учащихся 8 класса (по рядам). Каждая команда готовит своё приветствие (название, девиз) и выбирает капитана команды.


Ход урока
I. Организационный этап
Добрый день, друзья! Я рада вас всех видеть сегодня и очень хочу поскорее начать работу с вами! Хорошего вам настроения!

- Изучать географию мы привыкли с вами по строгим школьным учебникам, атласам, энциклопедическим изданиям. Всегда ли о географии можно говорить только на уроках географии? Нет. Вот это и будет моей сегодняшней целью - доказать вам, что география – это всепроникающая наука, ну и конечно же проверим - насколько обширны ваши знания по географии.

Итак, мы начинаем...

Сегодня наш урок пройдёт в форме игры. Класс делится на 3 команды, придумывают себе название, девиз.

II. Проведение игры

1 конкурс. Визитная карточка.

Сегодня у нас соревнуются три команды учащихся, поприветствуем друг друга.

Приветствие команд (название, девиз, капитан команды) – оценивается в 3 балла



2 конкурс. Загадочная разминка.

Учитель зачитывает вслух географические загадки, отвечает команда, первой поднявшая руку. Выкрики с места не засчитываются. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

  • Её с собой берёт геолог, турист, водитель, археолог (карта);

  • Не видать её корней, вершина выше тополей, всё вверх и вверх она идёт, но не растёт (гора);

  • Что за слабый ветерок паруса надуть не смог (штиль);

  • Взамен дубов, берёз и липы ты увидишь эвкалипты, в окошко глянешь поутру - по полю скачут кенгуру (Австралия);

  • Карты в нём одна к одной сшиты в типографии. Он теперь всегда с тобой - гид по географии (атлас);

  • Он и летом и зимой - между небом и землёй, хоть всю жизнь к нему иди - он всё будет впереди (горизонт);

  • В географии чертёж на ковёр большой похож. И на нём моя страна из конца в конец видна (карта);

  • Все обходят это место: здесь земля как будто тесто, здесь осока, кочки, мхи...Нет опоры для ноги ( болото);

  • Не понятно где теперь я? Степи тут зовутся «прерия». Здесь у них пастух любой называется «ковбой» (Америка).



3 конкурс. Зашифратор

Учитель: - А кто из вас помнит, что такое раса?

Ответ: Раса - это исторически сложившаяся группа людей, выделяемая на основании их родства, единства происхождения, которое проявляется во внешнем сходстве (цвет кожи, глаз, волос, форма черепа, длина тела и др.)


Существует такая легенда о происхождении рас: Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели золотистый оттенок — это были монголоиды. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печи. Те обуглились и стали черны. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета. Так появились европейцы.



















Работа с таблицей (проиложение 1)

Задание. В таблицу впишите особенности рас Евразии из перечня, который предлагается в приложении к таблице.

Европеоидная

Монголоидная

Негроидная (Экваториальная)

Северная Европа

(заселяют Северную и Северо-Западную территории материка). Южная Европа

(Южная Европа, Юго-Западная Азия).

Центральная и Восточная Азия

Острова Южной Азии и юга Индостана

светлая кожа, серые и голубые глаза, русые и белокурые волосы; смуглая кожа, тёмные волосы и карие глаза,

кожа жёлто-смуглая, узкие глаза, волосы прямые, иссиня-чёрные, толстые и жёсткие;


Курчавые чёрные волосы, толстые губы, широкие лица с сильно выступающими скулами, плоскими, чаще всего расплющенными носами, темная кожа

Приложение

Курчавые чёрные волосы, широкий нос, узкие глаза, толстые губы, темная кожа ,светлая кожа, серые и голубые глаза, русые и белокурые волосы; волосы прямые, иссиня-чёрные, толстые и жёсткие; смуглая кожа, тёмные волосы и карие глаза; широкие лица с сильно выступающими скулами, плоскими, чаще всего расплющенными носами, кожа жёлто-смуглая.



4 конкурс «Мировые столицы» (Приложение 2)

Установите соответствие между страной и её столицей (стрелками):

Италия Осло Бельгия Будапешт

Норвегия Варшава Греция Копенгаген

Беларусь Хельсинки Венгрия Брюссель

Польша Берлин Индия Пекин

Финляндия Рим Китай Афины

Германия Минск Дания Нью-Дели

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, максимально можно набрать 12 баллов.


4 конкурс «Поисковый» (Приложение 3 и контурные карты)

Работа с контурными картами.

Каждой команде предлагается контурная карта, на которой цифрами обозначены объекты.

Запишите названия географических объектов, обозначенных цифрами.

1. Полуостров:
2. Река:
3. Остров:
4. Море:
5. Остров:
6. Река
7. Озеро:
8. Река:

9. Море:
10. Полуостров:

ОТВЕТЫ


1. Полуостров Камчатка
2. Река Волга
3. Остров Сахалин
4. Море Балтийское
5. Остров Новая Земля
6. Река Лена
7. Озеро Байкал
8. Река Амур

9. Море Охотское
10. Полуостров Кольский

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, максимально можно набрать 10 баллов.


III. Этап подведения итогов занятия.

Подсчитывается количество баллов каждой команды и объявляется победитель, наиболее активным ученикам можно поставить оценки.


Спасибо за работу! Я желаю вам удачи на весь оставшийся день!











Приложение 1

Задание. В таблицу впишите особенности рас Евразии из перечня, который предлагается в приложении к таблице.

Европеоидная

(1 команда)

Монголоидная

(2 команда)

Негроидная (Экваториальная)

(3 команда)

Северная Европа

(заселяют Северную и Северо-Западную территории материка). Южная Европа

(Южная Европа, Юго-Западная Азия).

Центральная и Восточная Азия

Острова Южной Азии и юга Индостана











Приложение

Курчавые чёрные волосы, широкий нос, узкие глаза, толстые губы, темная кожа ,светлая кожа, серые и голубые глаза, русые и белокурые волосы; волосы прямые, иссиня-чёрные, толстые и жёсткие; смуглая кожа, тёмные волосы и карие глаза; широкие лица с сильно выступающими скулами, плоскими, чаще всего расплющенными носами, кожа жёлто-смуглая.



















Приложение 2



Установите соответствие между страной и её столицей (стрелками):

Италия Осло Бельгия Будапешт

Норвегия Варшава Греция Копенгаген

Беларусь Хельсинки Венгрия Брюссель

Польша Берлин Индия Пекин

Финляндия Рим Китай Афины

Германия Минск Дания Нью-Дели





Установите соответствие между страной и её столицей (стрелками):

Италия Осло Бельгия Будапешт

Норвегия Варшава Греция Копенгаген

Беларусь Хельсинки Венгрия Брюссель

Польша Берлин Индия Пекин

Финляндия Рим Китай Афины

Германия Минск Дания Нью-Дели





Установите соответствие между страной и её столицей (стрелками):

Италия Осло Бельгия Будапешт

Норвегия Варшава Греция Копенгаген

Беларусь Хельсинки Венгрия Брюссель

Польша Берлин Индия Пекин

Финляндия Рим Китай Афины

Германия Минск Дания Нью-Дели







Приложение 3



Запишите названия географических объектов, обозначенных цифрами.

1. Полуостров:
2. Река:
3. Остров:
4. Море:
5. Остров:
6. Река
7. Озеро:
8. Река:

9. Море:
10. Полуостров:





Запишите названия географических объектов, обозначенных цифрами.

1. Полуостров:
2. Река:
3. Остров:
4. Море:
5. Остров:
6. Река
7. Озеро:
8. Река:

9. Море:
10. Полуостров:



Запишите названия географических объектов, обозначенных цифрами.

1. Полуостров:
2. Река:
3. Остров:
4. Море:
5. Остров:
6. Река
7. Озеро:
8. Река:

9. Море:
10. Полуостров:

Дополнительные задания

1) Шуточная географическая викторина:

  • Зелёный платок уронили в Желтое море. Каким его вытащили из воды? (мокрым),

  • Назовите самый тонкий и острый мыс (мыс Игольный),

  • Каким озером любуются в театре (Лебединым озером),

  • Как называется остров в океане, в котором не растёт кокос и не ловится крокодил (остров Невезения),

  • В какой стране все животные с сумками бегают (Австралия),

  • Какой город Р. Ф. самый сердитый (Грозный),

  • Какой полуостров заявляет о своей величине (Ямал),

  • Какой остров называет себя спортивной одеждой (Ямайка),

  • Какой остров, потеряв букву, становится геометрической фигурой (Куба),

  • Какую цепь нельзя поднять (Горную цепь),

  • На каком фронте не воюют (на атмосферном),

  • Какое государство можно носить на голове (Панама),

  • Какая европейская столица стоит на скошенной траве (Сена),

  • Какой лес вырастает в школьных классах на тех уроках, к которым ребята хорошо подготовились  (Лес рук),

  • Какая из двух гор выше: Эверест или Джомолунгма? (Это разные названия одной и той же горы),

  • Назовите самую сладкую и любимую всеми детьми пустыню ((Каракумы)

  • Именем какого полуострова нашей страны называют задние ряды парт в классе? (Камчатка).

2) Весёлые стихи на внимание.

В России - язык русский,
Во Франции - французский,
В Германии - немецкий,
А в Греции - грецкий, (не грецкий, а греческий)

Солнце за день устаёт,
На ночь спать оно идёт
На полянку, за лесок,
Ровно-ровно на восток, (не на восток, а на запад)

Каждый с детства твёрдо знает:
Ангара в Байкал впадает. (не впадает, а вытекает)

Шесть океанов на планете, согласны с этим все ли, дети? (нет, их четыре)

Край снегов, морозов, вьюг Называют словом  юг. (не юг, а север)

Знает каждый капитан:
Волга - это океан. (Не океан, а река)

Солнце и небо багряного цвета.
Ночь начинается после рассвета, (не после рассвета, а после заката)

Слышу подсказку Вити-дружка,
Что Эверест - большая река, (не река, а гора)

Со времён далёких и поныне
Льют дожди, как из ведра в пустыне, (не в пустыне, а в тропиках)

3) Отгадайте названия географических объектов, в которых обосновались различные животные.

  •  КИТ-- государство в Азии. (Китай)

  • -ПОНИ- островное государство в Азии. (Япония)

  • -РАК государство в Азии. (Ирак)

  • КАРП--- горная система в Европе. (Карпаты)

  • СОМ--- государство в Африке. (Сомали)

  • ТУР--- государство в Евразии. (Турция)

  • ЯК---- Республика в Р. Ф. (Якутия)

  • ВОЛ-- крупнейшая река в России (Волга)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!