СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспекты занятий по ПДД

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспекты занятий по ПДД»

Занятие №1.

Дата:___________

Тема: «Правила поведения учащихся на улице и дороге».

Цель: ознакомить учащихся с такими понятиями как пешеход, водитель, пассажир. Объяснить, почему надо знать и выполнять правила дорожного движения.

Учебно-наглядные пособия: кинофильм (диафильм) о безопасности движения.

Ход занятия. Учитель рассказывает, что большая часть населения нашей страны проживает в городах и поселках. В этих же городах и населенных пунктах находятся предприятия, где работает население, а также культурно-массовые и торговые учреждения по обслуживанию населения.

Для того чтобы обслуживать население и предприятия, требуется огромное количество транспорта - автомобилей, автобусов, троллейбусов и т. п.

Большое количество транспорта занято в сельском хозяйстве, продукция которого перевозится автомобильным транспортом.

Для удовлетворения потребностей народного хозяйства автомобильная промышленность нашей страны выпускает большое количество грузовых, легковых автомобилей, автобусов.

Особенно растет выпуск легковых автомобилей для удовлетворения нужд хозяйства и населения. Автомобильный парк страны меняется не только количественно, но и качественно. Aвтoмобильной промышленностью выпускаются автомобили с двигателями такой мощности, которые позволяют развивать скорость до 200 км/ч. По всей стране увеличивается разветвленная сеть благоустроенных автомобильных дорог.

Однако увеличение количества машин на улицах и дорогах способствует возникновению дорожно-транспортных происшествий. Поэтому особое внимание обращено на обеспечение безопасности движения на дорогах. Участниками дорожного движения являются – пешеходы, водители, пассажиры.  Пешеход – это человек, который идёт по тротуару, по дороге. Водитель – это человек, который управляет транспортным средством. А пассажир – это человек, который сидит (едет) на транспорте, но не управляет транспортом.

Для пешеходов строятся подземные переходы и пешеходные мосты, для обеспечения безопасности около перекрестков устраивают ограждения. В местах перехода улиц устанавливают специальные световые дорожные знаки «Пешеходный переход» и пешеходные светофоры.

В школах страны введено обязательное изучение правил движения. Но, несмотря на принимаемые меры, количество дорожно-транспортных происшествий и связанный с ними транспортный травматизм остаются большими.

Основные причины этого - незнание или невыполнение правил движения и нарушение правил пользования транспортом.

В результате транспортного травматизма пешеходы, в том числе и дети, погибают или получают увечья (травмы). Как показывает статистика, наибольшее количество несчастных случаев на улицах и дорогах происходит с учащимися начальной школы, основная причина этих несчастных случаев - неправильный переход улицы, дороги.

Водители и пешеходы должны делать все возможное для избежания дорожных происшествий. Для этого необходимо, чтобы каждый пешеход, каждый учащийся был внимательным на улице, присматривался к окружающей обстановке, т. е. выполнял правила движения пешехода и правила пассажира общественного транспорта.

Контрольные вопросы.

1. Какие транспортные средства вы знаете?

2. Где и для чего устанавливают металлические ограждения тротуаров?

3. От кого зависит безопасность пешеходов?

4. Кто следит за порядком движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах?









Занятие №2.

Дата:___________

Тема: «Правила поведения учащихся на улице и дороге».

Цель: закрепить изученные правила о переходе улиц и дорог.

Учебно-наглядные пособия: таблица «Правила перехода улиц и дорог», набор фигур и схем для изучения правил движения, таблицы «Обозначения переходов», «Улица с двусторонним движением», «Улица с односторонним движением».

Ход занятия. Учитель рассказывает о несчастном случае, происшедшем в результате неправильного перехода улицы учащимся (материал можно взять из районного отделения Госавтоинспекции), обращает внимание детей на соблюдение правил перехода улиц и дорог и излагает правила.

Переходить улицу нужно только по подземным переходам, пешеходным мостикам, в отведенных для этого местах, обозначенных разметкой (пешеходный переход) или дорожным (указательным) знаком «Пешеходный переход», а если их нет, то на перекрестках по линии продолжения тротуаров или обочин. Это является границей перекрестка, на перекрестке скорость транспорта уменьшается.

Запрещено переходить перекресток по диагонали. Его надо переходить только по линиям границы перекрестка, проходя поочередно улицы. Таким же образом переходят несколько улиц при движении по площади.

Если на перекрестке переход обозначен по одной стороне, то пересекать проезжую часть надо только по нему; по другой стороне перекрестка, где нет обозначений, переходить улицу нельзя.

Прежде чем сойти на проезжую часть улицы, проверьте, не приближается ли транспорт. До перехода проезжей части убедитесь, что слева нет приближающегося транспорта, а затем начинайте переходить улицу. Дойдя до середины, посмотрите направо и, пропустив транспорт, закончите переход. Пересекая проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться без необходимости. Тот, кто не успел закончить переход улицы, должен остановиться на «островке безопасности», а при его отсутствии - на середине проезжей части улицы.

При переходе узких улиц очень опасно останавливаться на середине улицы, поэтому лучше подождать, пока, ни с той, ни с другой стороны не будет видно приближающегося транспорта.

Прежде чем перейти перекресток, посмотрите, регулируется ли движение и какими средствами оно регулируется. А затем руководствуйтесь сигналами регулирования.

Если движение очень интенсивное и переход через улицу может быть опасным, попросите кого-нибудь из взрослых помочь перейти улицу. Не забудьте поблагодарить их за это.

При подходе к улице с односторонним движением надо установить, в какую сторону идет транспортный поток. Если поток транспорта движется слева направо, то при переходе улицы надо посмотреть налево, пропустить приближающийся транспорт и, если транспорта нет, перейти улицу, не делая остановки на середине улицы.

Если транспортный поток движется справа налево, то при переходе улицы надо посмотреть направо, пропустить приближающийся транспорт и, если транспорта нет, перейти улицу, не делая остановки на середине улицы, постоянно глядя в правую сторону.

На загородной дороге, шоссе (вне населенных пунктов) при отсутствии обозначенных пешеходных переходов разрешается переходить дорогу только на участках, где она хорошо просматривается в обе стороны под прямым углом. Переход через дорогу в населенном пункте разрешается только по обозначенным пешеходным переходам или в местах, где стоит указательный знак «Пешеходный переход», а если их нет, то на перекрестке дороги лишь при полной уверенности в безопасности перехода.

В тех местах улиц и дорог, где построены подземные переходы, надо пользоваться только ими. Если через дорогу установлен пешеходный мостик, то при переходе дороги необходимо пользоваться только им.

Контрольные вопросы.

1. В каких местах можно переходить улицу?

2. Когда надо начинать переход улицы?

3. Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?

4. Как надо идти по пешеходному переходу?

5. Почему нужно, перед тем как переходить улицу, посмотреть налево?

6. В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?

7. В каких местах можно переходить дорогу?

Занятие №3.

Дата:___________

Тема: «Остановочный путь и скорость движения.»

Цель: дать понятие учащимся о том, что движущийся транспорт остановить мгновенно невозможно. Учебно-наглядные пособия: таблица «Остановочный путь автомобиля».

Ход занятия

(при разборе остановочного пути автомобиля для учащихся III класса ограничиться понятием тормозного пути).

Автомобили и мотоциклы движутся с очень большой скоростью. Учитель объясняет, что в населенных пунктах разрешена скорость легковых автомобилей 60 км/ч.

Современные автомобили на загородной дороге могут развивать высокую скорость, и если необходимо внезапно остановить автомобиль, то от начала торможения до полной остановки он проходит значительное расстояние. Это расстояние можно назвать тормозным путем.

Величина тормозного пути зависит от скорости движения, от стояния покрытия дороги, от исправности тормозов и других факторов.

Например, при скорости легкового автомобиля 30 кмlч при резком торможении автомобиль проходит тормозной путь, равный 15 м. При скорости 60 км/ч тормозной путь составит уже 60 м, т. е. при увеличении скорости в два раза тормозной путь увеличивается в четыре раза.

Тормозной путь намного увеличивается, если торможение автомобиля происходит на скользкой дороге (в дождь или снег). Поэтому при переходе улиц и дорог надо проявлять особую осторожность и переходить только в том случае, если нет приближающегося транспорта. В заключение учитель напоминает учащимся о том, что, идя по улице, дороге, не следует переходить проезжую часть, если можно без этого обойтись.

На улицах с интенсивным движением, где имеются пешеходные переходы, переходить проезжую часть надо только в предусмотренном месте.

Рекомендуется практически показать учащимся тормозной путь автомобиля, договорившись с автотранспортным предприятием или с родителями, имеющими автомобили,

Контрольные вопросы.

1. Что такое тормозной путь транспорта?

2. От чего зависит тормозной путь?

3. Почему нельзя перебегать улицу (дорогу) перед близко идущим автомобилем?

























Занятие №4.

Дата:___________

Тема: «Пешеходные переходы».

Цель: закрепить знания и навыки движения учащихся по улицам и дорогам.

Учебно-наглядные пособия: таблица «Правила движения пешеходов», «Правило правой стороны», «Движение пешеходов».

Ход занятия. Учитель говорит о том, что все пешеходы должны ходить только по тротуару. Каждый тротуар, как и проезжая часть, разделяется как бы на две полосы. Пешеходы идут в двух направлениях, придерживаясь правой стороны, в этом случае один поток пешеходов не будет мешать движению другого. Даже на улицах с интенсивным пешеходным движением не будет создаваться помех.

Если же часть пешеходов будет ходить против пешеходных потоков или нарушать порядок движения (бежать, толкаться, носить громоздкие предметы; ходить в пачкающей одежде), то другие пешеходы будут вынуждены сходить на проезжую часть и, таким образом, создавать опасную обстановку.

 Из истории: можно рассказать детям, что в древние времена на Руси поселения были разделены друг от друга большими расстояниями. Узкие дороги проходили через густые леса. Тогда опасно было двигаться без оружия. Когда пешеходы встречались, они освобождали друг другу дорогу, придерживаясь правой стороны. Причем в сторону встречного была обращена левая часть тела, прикрытая щитом. С течением времени такое правостороннее движение стало привычным.

В местах большого пешеходного движения нельзя останавливаться на тротуарах группами.

На улицах, не имеющих тротуаров, пешеходам разрешается ходить по краю проезжей части. Проходя по тротуару мимо ворот, нужно быть осторожным: из ворот может выехать транспорт. В местах постоянного выезда автомобилей устанавливается специальная табличка (иногда световая): «Берегись автомобиля». .

На дорогах пешеходы должны ходить по пешеходным дорожкам, а где их нет - по обочине или могут воспользоваться велосипедной дорожкой, если по ней нет интенсивного движения велосипедистов.

Если пешеходная дорожка, обочина или велосипедная дорожка отсутствует или движение пешеходов по ней невозможно, разрешается идти по краю проезжей части в один ряд. Вне населенных пунктов по краю проезжей части можно идти только навстречу движению транспорта и, увидев движущееся транспортное средство, при необходимости сойти с проезжей части.

Далее учитель объясняет учащимся, что группу детей разрешается водить по улицам только по тротуарам, а на дорогах - по пешеходным дорожкам, а при их отсутствии в светлое время суток - по обочине.

С наступлением зимы, несмотря на то, что снег убирают, улицы становятся скользкими. Поэтому во время движения пешеходы должны быть предусмотрительны и осторожны: можно поскользнуться и неожиданно упасть на проезжую часть дороги. А водителю транспорта на скользкой дороге труднее остановить автомобиль.

Надо также учитывать то, что долгота дня зимой резко сокращается, рано темнеет. В условиях плохой видимости, как водители, так и пешеходы должны быть особенно осторожны.

В весеннее время года днем пригревает солнце, снег тает, а ночью наступают заморозки, улицы становятся скользкими, кроме того, увеличивается количество транспорта на улицах и дорогах. Это также необходимо учитывать и принимать меры предосторожности.

Каждый учащийся должен овладеть «искусством» быть пешеходом и не только знать и уметь, но и точно выполнять все требования правил дорожного движения, уметь себя правильно вести на дорогах и улицах.

Контрольные вопросы.

1.По какой стороне тротуара должны идти пешеходы?

2.Где надо ходить по улице, если нет тротуаров?

3.Каковы правила движения пешеходов на загородной дороге?

4.Почему надо быть особенно осторожным на улице в зимнее время?





Занятие №5.

Дата:___________

Тема: «Как переходить улицу на нерегулируемом перекрестке».

Цель: научить школьников переходить нерегулируемый перекресток.

Учебно-наглядные пособия: схемы нерегулируемых перекрестков, модели транспортных средств и фигуры пешеходов.

Ход занятия.

Учитель напоминает учащимся, что место пересечения улиц или дорог называется перекрестком. Нерегулируемым называется такой перекресток, где движение транспорта и пешеходов не регулируется ни светофором, ни регулировщиком.

Переходить улицу на нерегулируемом перекрестке надо очень осторожно, обязательно пропуская приближающийся транспорт, следующий в прямом направлении, по обозначенному пешеходному переходу, а если его нет - по линии тротуаров или обочин.

Если к перекрестку приближается транспортное средство, собирающееся делать левый или правый поворот, то водитель должен пропустить пешеходов, переходящих проезжую часть дороги, на которую он поворачивает. Но водители часто не придерживаются этого правила, поэтому надо быть осторожными. Это преимущество пешеходы могут использовать только в том случае, если твердо убедятся, что поворачивающий транспорт уступает им дорогу.

На некоторых перекрестках транспортные светофоры посылают сигналы одним лишь мигающим желтым светом. Этот сигнал предупреждает водителей и пешеходов, что перекресток нерегулируемый. На таких перекрестках пешеходы должны быть вдвойне осторожны.

Прежде чем начать переход улицы или дороги, нужно убедиться, что вблизи нет транспортных средств, которые движутся к перекрестку. Особенно нужно быть внимательным в дождь, метель, туман, когда видимость крайне ограничена.

Контрольные вопросы.

1. Что такое нерегулируемый перекресток?

2. Как переходить нерегулируемый перекресток?

3. Для чего устанавливают светофор с мигающим сигналом, и какой сигнал он подает?

Упражнения (в зале или на специальной площадке).

Учащихся делят на две группы, одна из которых играет роль транспорта, другая - пешеходов. Переходить нерегулируемые перекрестки можно только в том случае, если транспорт находится на значительном расстоянии от пешеходного перехода, перекрестка. Далее учащиеся меняются местами, и игра продолжается. Выигрывает та группа, которая сделает наименьшее количество нарушений






















Занятие № 6.

Дата:___________

Тема: «Регулируемые перекрестки. Светофор».

Цель: повторить и закрепить знания о сигналах светофора и регулировщика.

Учебно-наглядные пособия: комплект моделей светофоров, жезлы регулировщиков, схемы перекрестков, макет улицы. Таблица «Сигналы регулирования дорожным движением».

Ход занятия. Учитель рассказывает о том, что в настоящее время движение на улице немыслимо без регулирования с помощью светофоров и регулировщиками. Движение регулируют для того, чтобы сделать его безопасным, установить очередность в движении пешеходов и машин на перекрестках. В необходимых случаях регулированием обеспечивается беспрепятственный проезд специальных машин пожарных, милицейских, скорой помощи, аварийных и т. д.

Светофоры применяются для регулирования движения на перекрестках, площадях и пешеходных переходах, для сигнализации на железнодорожных переездах.

В условиях все возрастающей интенсивности движения в городах  в целях безопасности и максимальной пропускной способности городских улиц стало необходимо регулировать движение не только транспорта, но и пешеходов. Для этого применяют транспортные и пешеходные светофоры. В зависимости от числа сигналов, подаваемых в одном направлении, транспортные светофоры бывают одно-, двyx- и трехсекционными, а также с дополнительными секциями со светящимися стрелками справа и слева.

Красный свет светофора означает «стоп, движение прекращено», желтый свет - «внимание», зеленый - «движение разрешено». Светофоры, имеющие только мигающий желтый сигнал, сигнализируют водителю, что перекресток нерегулируемый и проезжать его нужно с особой осторожностью. Особую осторожность нужно соблюдать и пешеходам.

Трамвай на зеленый сигнал может двигаться налево. Поэтому, переходя улицу, нужно остерегаться трамвая, поворачивающего налево, - его нужно пропустить.

При помощи жезла, схемы на доске и таблицы учитель показывает сигналы регулировщика. Если регулировщик обращен к пешеходам боком, руки опущены, то это соответствует зелёному сигналу светофора и пешеходам разрешается переходить проезжую часть.

Если регулировщик поднимает вверх руку или жезл, то это соответствует желтому сигналу светофора. Пешеходам в этом случае переход через улицу запрещается. Если этот сигнал застал пешехода на перекрестке, когда он прошел середину улицы, то он должен дойти до середины проезжей части или до «островка безопасности», остановиться и ждать разрешающее движение сигнала регулировщика.

Если регулировщик обращен к пешеходам грудью или спиной, переходить улицу (проезжую часть) запрещается, - это положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора.

Пешеходные светофоры, в отличие от транспортных имеют два сигнала: зеленый с надписью «Идите» или силуэтом идущего человека и красный с надписью «Стойте» или силуэтом стоящего человека. В местах, где установлены такие светофоры, пешеходам разрешается переходить проезжую часть только при зеленом сигнале этого светофора.

Для пропуска пешеходов на перегонах улиц и дорог регулировщик регулирует движение, находясь на середине улицы, около пешеходного перехода. Для перекрытия движения транспорта он поднимает правую руку вверх. Транспорт подъезжает к пешеходному переходу и останавливается. Переход улицы пешеходам также не разрешается. Затем регулировщик делает разрешающий жест для движения пешеходов. Пешеходы начинают переход улицы, при этом регулировщик обращен к ним боком.

Если на перекрестке движение регулируется одновременно светофором и регулировщиком, то в этом случае пешеходы выполняют указания регулировщика.

Контрольные вопросы.

1.Какие светофоры вы знаете?

2. Что означает зеленый сигнал и где он расположен - вверху или внизу светофора?

3. При каком положении регулировщика разрешено переходить улицу?

4. Какой сигнал светофора и регулировщика запрещает пешеходное движение через улицу?

5.Что означает желтый сигнал светофора, и какому жесту регулировщика он соответствует?

6. Кому подчиняются пешеходы, если перекресток регулируется светофором и регулировщиком?

7. Какие сигналы пешеходного светофора вы знаете, и что они обозначают?

Занятие № 7.

Дата:___________

Тема: «Регулировщик и его сигналы».

Цель: научить детей переходить регулируемый перекресток.

Уче6но-наглядные пособия: модели транспортных светофоров модели пешеходного светофора с двуцветной сигнализацией, светофора с вызывающим устройством, жезл регулировщика, набор фигур и схем для изучения правил дорожного движения.

Ход занятия. Учитель объясняет, что перекресток, на котором движение регулируется светофором или регулировщиком, называется регулируемым перекрестком, приводит примеры таких перекрестков.

При переходе улицы надо строго следить за сигналами светофора или регулировщика. Пешеходы должны сочетать свои действия с сигналами светофора или жестами регулировщика. Учитель показывает, какие положения регулировщика соответствуют зеленому, желтому и красному сигналам светофора.

Зеленый сигнал светофора разрешает движение через перекресток. Этому сигналу соответствует такое положение регулировщика, при котором он стоит к пешеходам боком.

Желтый сигнал светофора предупреждает водителей машин и пешеходов о предстоящий смене сигналов. Если регулировщик поднял руку с жезлом вверх, независимо от положения корпуса, это соответствует желтому сигналу светофора.

Если желтый сигнал светофора или соответствующий ему жест регулировщика застанет пешехода при переходе улицы, то необходимо дойти до середины улицы, или «островка безопасности» и ждать разрешающего сигнала.

Красный сигнал светофора запрещает переход. Этому сигналу соответствует такое положение регулировщика, при котором он обращен к пешеходам лицом или спиной.

Учитель включает сигналы светофора, а один из учащихся показывает положения и жесты регулировщика, соответствующие этому сигналу. Надо объяснить учащимся, что если они подходят к перекрестку, где движение регулируется светофором и регулировщиком, то они обязаны выполнять указания регулировщика.

Контрольные вопросы.

1. Можно ли переходить улицу при, желтом сигнале светофора?

2. Что надо делать, если желтый сигнал загорелся, когда ты дошел до середины улицы? Когда прошел середину улицы?

З. Кому дает команды пешеходный светофор?

4. При каком положении регулировщика запрещается переход улицы?

5. При каком сигнале светофора (регулировщика) можно переходить улицу?





















Занятие №8.

Дата:___________

Тема: «Где еще можно переходить дорогу».

Цель: закрепить изученные правила о переходе улиц и дорог.

Учебно-наглядные пособия: таблица «Правила перехода улиц и дорог», набор фигур и схем для изучения правил движения, таблицы «Обозначения переходов», «Улица с двусторонним движением», «Улица с односторонним движением».

Ход занятия. Учитель рассказывает о несчастном случае, происшедшем в результате неправильного перехода улицы учащимся (материал можно взять из районного отделения Госавтоинспекции), обращает внимание детей на соблюдение правил перехода улиц и дорог и излагает правила.

Переходить улицу нужно только по подземным переходам, пешеходным мостикам, в отведенных для этого местах, обозначенных разметкой (пешеходный переход) или дорожным (указательным) знаком «Пешеходный переход», а если их нет, то на перекрестках по линии продолжения тротуаров или обочин. Это является границей перекрестка, на перекрестке скорость транспорта уменьшается.

Запрещено переходить перекресток по диагонали. Его надо переходить только по линиям границы перекрестка, проходя поочередно улицы. Таким же образом переходят несколько улиц при движении по площади.

Если на перекрестке переход обозначен по одной стороне, то пересекать проезжую часть надо только по нему; по другой стороне перекрестка, где нет обозначений, переходить улицу нельзя.

Прежде чем сойти на проезжую часть улицы, проверьте, не приближается ли транспорт. До перехода проезжей части убедитесь, что слева нет приближающегося транспорта, а затем начинайте переходить улицу. Дойдя до середины, посмотрите направо и, пропустив транспорт, закончите переход. Пересекая проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться без необходимости. Тот, кто не успел закончить переход улицы, должен остановиться на «островке безопасности», а при его отсутствии - на середине проезжей части улицы.

При переходе узких улиц очень опасно останавливаться на середине улицы, поэтому лучше подождать, пока, ни с той, ни с другой стороны не будет видно приближающегося транспорта.

Прежде чем перейти перекресток, посмотрите, регулируется ли движение и какими средствами оно регулируется. А затем руководствуйтесь сигналами регулирования.

Если движение очень интенсивное и переход через улицу может быть опасным, попросите кого-нибудь из взрослых помочь перейти улицу. Не забудьте поблагодарить их за это.

При подходе к улице с односторонним движением надо установить, в какую сторону идет транспортный поток. Если поток транспорта движется слева направо, то при переходе улицы надо посмотреть налево, пропустить приближающийся транспорт и, если транспорта нет, перейти улицу, не делая остановки на середине улицы.

Если транспортный поток движется справа налево, то при переходе улицы надо посмотреть направо, пропустить приближающийся транспорт и, если транспорта нет, перейти улицу, не делая остановки на середине улицы, постоянно глядя в правую сторону.

На загородной дороге, шоссе (вне населенных пунктов) при отсутствии обозначенных пешеходных переходов разрешается переходить дорогу только на участках, где она хорошо просматривается в обе стороны под прямым углом. Переход через дорогу в населенном пункте разрешается только по обозначенным пешеходным переходам или в местах, где стоит указательный знак «Пешеходный переход», а если их нет, то на перекрестке дороги лишь при полной уверенности в безопасности перехода.

В тех местах улиц и дорог, где построены подземные переходы, надо пользоваться только ими. Если через дорогу установлен пешеходный мостик, то при переходе дороги необходимо пользоваться только им.

Контрольные вопросы.

1. В каких местах можно переходить улицу?

2. Когда надо начинать переход улицы?

3. Какие знаки устанавливаются на пешеходных переходах?

4. Как надо идти по пешеходному переходу?

5. Почему нужно, перед тем как переходить улицу, посмотреть налево?

6. В какую сторону нужно посмотреть, дойдя до середины улицы?

7. В каких местах можно переходить дорогу?

Занятие №9.

Дата:___________

Тема: «Поездка на автобусе и троллейбусе».

Цель: познакомить учащихся с основными видами транспортных средств, движущихся по улицам и дорогам, объяснить обязанности пассажиров транспорта.

Учебно-наглядные пособия: таблицы «Общественный транспорт и грузовые автомобили», «Легковой автомобиль».

Ход занятия. Учитель говорит, что дороги и улицы городов заполняют разнообразные виды транспорта: автомобили, трамваи, троллейбусы, мотоциклы, мотороллеры, мопеды и велосипеды. Они различны по назначению, габаритам, передвигаются с разной скоростью.

Автомобили можно классифицировать следующим образом: К специальным автомобилям относятся автокраны, пожарные, медицинские и др.

Грузовые автомобили предназначаются для перевозки грузов и подразделяются по грузоподъемности. Пассажирский транспорт включает легковые автомобили, трамваи, троллейбусы, автобусы. Легковые автомобили служат для перевозки пассажиров, они подразделяются по типу кузова и рабочему объему двигателя. Трамваи и троллейбусы относятся к городскому (общественному) электротранспорту и предназначаются для перевозки пассажиров по определенным маршрутам по расписанию. Автобусы служат для массовой перевозки пассажиров, подразделяются на городские, пригородные и междугородные.

Железнодорожный транспорт служит для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям с помощью локомотивов (тепловозов и электровозов). Применение мощного подвижного состава обеспечивает высокие скорости пассажирских поездов.

Далее учитель разъясняет учащимся правила пользования городским общественным и железнодорожным транспортом и правила поведения на нем. Трамвай, троллейбус, автобус, такси нужно ожидать на специально отведенной посадочной площадке, т. е. на остановке, отмеченной специальным указателем. В тех местах, где отсутствуют посадочные площадки, общественный транспорт следует ожидать на тротуаре или обочине дороги у указателя остановки. При этом выходить на проезжую часть дороги или улицы запрещено.

Садиться в автобус, троллейбус, трамвай и другие транспортные средства можно лишь после полной их остановки. Как правило, посадка производится через задние двери, а высадка через передние. Ни в коем случае нельзя прыгать в автомобиль, трамвай на ходу, цепляться сзади за транспорт. Запрещается стоять на выступающих частях машин. Войдя в салон, надо перейти в его среднюю часть, не толпиться на площадке, так как это может затруднить посадку других людей, Покупка билета на право проезда или предъявление проездных документов являются первейшей обязанностью каждого пассажира.

Если в салоне имеются свободные места, пассажиры должны занять их, нельзя толпиться в проходе. При этом следует помнить, что передние места отводятся для пассажиров с маленькими детьми на руках, инвалидам и престарелым пассажирам. Пассажир, которому нужно выходить на ближайшей остановке, должен заблаговременно перейти поближе к выходной двери.

В салоне запрещается шуметь, шалить, громко разговаривать. Необходимо помнить, что шум неприятен для пассажиров, отвлекает от работы водителя. Запрещается во время движения отвлекать от работы водителя вопросами, спрашивать названия остановок и т, д.

Некоторые пассажиры при движении, особенно в тех случаях, когда в салоне много людей, прислоняются к дверям. Это строго-настрого запрещается, так как при езде двери могут открыться, пассажир может выпасть из транспорта. При движении автобуса, троллейбуса, трамвая нельзя высовываться из окон вагона или выставлять какие-либо, предметы. Дело в том, что движущиеся рядом машины могут приблизиться к вагону и нанести пассажиру травму.

И, конечно, запрещается возить в трамваях, троллейбусах, в автобусах пачкающие предметы, острые или колющие инструменты, громоздкие вещи, ездить в грязной одежде. Если нужно провезти колющий или режущий предмет, его необходимо тщательно упаковать.

При езде в транспорте, общего пользования следует выполнять все, указания кондуктора или водителя. Высаживаться из машины можно лишь при полной остановке транспортного средства. Пассажир, который сошел с автобуса, трамвая или троллейбуса, не должен долго задерживаться на мостовой, надо посмотреть направо и, если на проезжей части нет приближающихся машин, сейчас же перейти на тротуар.

Многие учащиеся пользуются железнодорожным транспортом. Одни с родителями выезжают на отдых, другие отправляются на экскурсии, к знакомым, а есть и такие, которые живут около городов, поселков и каждый день в город добираются поездом. Знать основные правила пользования железнодорожным транспортом обязан каждый пассажир.

Садиться в вагон и сходить можно только на станциях и только тогда, когда поезд полностью остановился. Категорически запрещается вскакивать в вагон на ходу поезда. Сходить нужно только в сторону платформы. Строго запрещается сходить с поезда в сторону, противоположную платформе. Рядом могут находиться рельсы, а по ним ходят поезда.

Очень опасно ездить на буферах между вагонами. Легко можно сорваться и попасть под колеса. Особенно эта опасность увеличивается при резком торможении поезда.

Очень опасно при движении поезда прислоняться к дверям вагона: они могут раскрыться. Запрещается на ходу поезда открывать двери. Нельзя высовываться из окон вагона. Это опасно, можно потерять равновесие и упасть из окна. Кроме того, можно удариться о железнодорожные устройства или выступающие предметы встречного грузового поезда.

Ожидая поезд, не рекомендуется стоять близко к краю платформы, особенно тогда, когда должен пройти поезд, следующий без остановки через станцию. На железнодорожных станциях часто можно видеть плакаты: «Берегись высоких платформ». Почему их нужно остерегаться? Какую опасность представляют высокие платформы? Чтобы удобно было сесть в вагон и выйти из него, служат подножки. В некоторых вагонах при отправлении поезда их убирают. Есть среди ребят такие недисциплинированные, которые не прочь прокатиться на подножке. Чаще всего это делается из-за озорства. Что при этом может произойти?

На многих железнодорожных станциях для людей, ожидающих поезда, сооружают платформы. Платформы поднимают, высоко над землей, чтобы попасть на них, делают ступеньки. Когда подходит поезд, то подножки вагонов оказываются ниже уровня платформы.

Вот это-то и представляет опасность для тех, кто любит «прокатиться», на подножке вагона: высокая платформа при движении поезда их может сбить. Кроме того, можно просто упасть с подножки и попасть под колеса поезд.

Контрольные вопросы и задания.

1.Какие виды транспортных средств вы знаете

2.Какие типы автомобилей вы знаете? Каково их назначение?

3.Как определить место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая, такси?

4. Каков порядок посадки в автобус, трамвай, троллейбус, такси и высадки из них?

5.Расскажите о правилах поведения в городском общественном транспорте?

6. Расскажите о правилах пользования железнодорожным транспортом.






















Занятие №10.

Дата:___________

Тема: «Поездка на трамвае и других видах транспорта».

Цель: познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом; показать, как нужно его обходить.

Учебно-наглядные пособия: таблицы «Общественный транспорт и грузовые автомобили», «Правила для пешеходов».

Необходимая терминология. Общественный транспорт, вагон, посадочная площадка, посадка.

Ход занятия. Учитель рассказывает детям, что трамвай, троллейбус, автобус нужно ожидать на тротуаре или на посадочной площадке. Посадка на общественный транспорт производится в порядке очереди при полной остановке транспорта. Входить в салоны автобусов и троллейбусов и вагоны трамваев можно через заднюю дверь, выходить через переднюю дверь. Войдя в салон (вагон) надо взять билет и пройти вперед. При выходе из трамвая надо посмотреть направо и убедившись в полной безопасности, идти к тротуару.

При выходе на остановке из автобуса или троллейбуса надо пройти на тротуар, дойти до пешеходного перехода или перекрестка и убедившись в безопасности, выходить на проезжую часть для перехода улицы.

Стоящий трамвай обходят спереди (так как в этом случае виден встречный трамвай) и также только по пешеходному переходу.

Из легкового автомобиля, как и из автобуса, выходят только в сторону тротуара. При выходе из легкового автомобиля необходимо осторожно открывать дверь, чтобы не задеть пешехода.

В помощь учителю. Лица, оказывающие помощь детям, больным или престарелым людям при посадке в транспортное средство, должны находиться на посадочной площадке, помогая слабым людям первыми войти в салон. При высадке человек, оказывающий помощь, должен сойти первым, а затем помочь слабому человеку покинуть транспортное средство.

Пассажиры обязаны посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства. В целях безопасности посадка и высадка пассажиров должны осуществляться только со стороны тротуара или обочины. Поэтому во всех автобусах, троллейбусах и трамваях двери для пассажиров располагаются с правой стороны. Общий порядок посадки и высадки пассажиров распространяется и на легковые автомобили, а также на грузовые, если на них осуществляется перевозка людей.

Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения. В исключительных случаях (грязная обочина, на тротуаре проводятся какие-либо работ и т. п.) посадка и высадка допускаются с проезжей части при соблюдении необходимых мер предосторожности и без создания помех другим участникам движения. Во всех случаях это следует делать под наблюдением водителя. Однако ответственность за выполнение требований данного положения в равной степени возлагается и на пассажиров.

Пассажирам запрещается отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения. Безопасное управление транспортным средством требует от водителя сосредоточенности и концентрации внимания. В особенно сложных условиях находятся водители маршрутных транспортных средств. Недопустимы во время движения вопросы к водителю, стук в стенку его кабины, открывание дверей или форточек и другие действия в салоне, отвлекающие водителя. Все вопросы должны разрешаться только на остановках.

Пассажирам запрещается открывать двери транспортного средств во время его движения. Открывание дверей транспортного средства во время его движения может привести к выпадению пассажира из кабины или салона транспортного средства, нанесению повреждений пешеходам, движущимся по обочине, тротуару или краю проезжей части и т. п. Запрещается ездить на подножках и выступающих частях транспортных средств, а так же высовывать из окон руки, голову и какие-либо предметы.

Контрольные вопросы.

1.Где нужно ожидать трамвай, троллейбус, автобус?

2.Когда можно начинать посадку в общественный транспорт?

3.Через какую дверь нужно входить в автобус, троллейбус, трамвай?

4.Как нужно вести себя в общественном транспорте?

5.Как надо обходить стоящий транспорт: трамвай, автобус, троллейбус?

Занятие №11.

Дата:___________

Тема: «Дорожные знаки и дорожная разметка».

Цель: познакомить учащихся с некоторыми часто встречающимися в микрорайоне школы и по месту жительства дорожных знаков, а также со знаками, необходимыми пешеходу.

Учебно-наглядные пособия: настенные дорожные знаки, таблицы «Обозначение переходов», «Дорожные знаки».

Необходимая терминология: дорожный знак, железнодорожный переезд, шлагбаум, одностороннее движение.

Ход занятия. 

Учитель рассказывает о дорожных знаках, которые помогают организовывать безопасное движение транспорта и пешеходов. Особое внимание он обращает на знаки: «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»; знаки, предупреждающие о пересечениях и примыканиях: «Пешеходный переход» (предупреждающий и указательный знаки); «Дети», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Одностороннее движение». Очень важно выслушать понимание и трактовку этих знаков детьми, т. к. например, знак «Дети» некоторые школьники воспринимают, как команду «Перебегать дорогу быстро!».

Необходимо довести до сведения детей значение этих знаков. Можно использовать стихи и загадки, предлагаемые журналами «Начальная школа» и приложением к газете «1 сентября» «Начальная школа» (См. приложение).

Необходимо также познакомить учащихся с другими обозначениями, встречающимися на улицах города: «Переход», «Берегись автомобиля». Здесь уместно обратить внимание на улицы с односторонним движением: Показать на схеме, таблице и т. п., объяснить учащимся, что при переходе улицы с односторонним движением справа необходимо смотреть направо. При одностороннем движении слева во время движения через улицу необходимо смотреть налево.


Контрольные вопросы.

1. Зачем нужны дорожные знаки!

2, Какие вы знаете дорожные знаки и что они обозначают?

3. Где устанавливается знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума»?

4. В каких местах устанавливается знак «Дети»?

5. Какие дорожные знаки вам встречаются по дороге в школу?'
























Занятия №12.

Дата:___________

Тема: «Где можно и где нельзя играть».

Цель: убедить учащихся в опасности проведения игр на проезжей части улицы (дороги).

Учебно-наглядные пособия: набор фигур и схем для изучения правил дорожного движения, агитационные плакаты.

Ход занятия. 

Учитель, используя наглядные пособия, рассказывает и показывает, где движется транспорт по улицам и дорогам, где должны играть дети. На Макете улицы располагают на проезжей части дороги модели транспорта, на тротуаре - фигуры пешеходов.

Перемещая фигуры пешеходов на проезжую часть улицы при движении моделей транспорта, демонстрируется несколько опасных положений.

Надо привести учащимся пример, рассказать о конкретном случае, когда ученик играл в неположенном месте, на проезжей части дороги, и на него наехал транспорт, восстановить обстановку на схеме при помощи фигур пешеходов и моделей транспортных средств.

Во время беседы объяснить учащимся, что игры и катания на коньках, санках, велосипедах разрешаются в специально отведенных местах: на детских площадках, во дворах в парках, на стадионах, спортивных площадках и т. п.

Обратить внимание учащихся, что в городах в места, специально отведенные для игр детей, въезд транспорта запрещен знаками, и игры можно проводить безопасно.

После занятия дети должны твердо усвоить, где можно устраивать игры, кататься на санках, коньках, велосипедах.


Контрольные вопросы.

1. Где можно кататься на самокате и детском велосипеде?

2. Почему опасно цепляться за автомобиль?

3. Почему нельзя играть на улице?

4. Почему нельзя кататься на санках с горок на улице?


Игра (в классе). Школьники делятся на две группы (транспорт и пешеходы). Каждому из участников группы «транспорт» дают табличку с названием вида транспорта: «велосипед», «автомобиль», «мотоцикл» и т. д. Каждому из участников группы «пешеходы» дают таблички: «школьник», «пешеход». Команда «Движение!» подается для тех, у кого таблички с названием вида транспорта. Команду «Тротуар!» подают для пешеходов. Дети должны четко реагировать на свою команду.

По команде «Движение!» - учащиеся поднимают вверх таблички с названиями: «автомобиль», «мотоцикл» и т. п. По команде «Тротуар!» то же проделывают пешеходы. Зазевавшиеся получают штрафные очки. Затем игру проводят во дворе на размеченной площадке (повторяют несколько раз).

Далее организовывают дорожное движение, как и на предыдущих уроках.

Автомобили и мотоциклы должны замедлять скорость, чтобы пропустить пешеходов. Пешеходы правильно переходят улицу. Затем учащиеся меняются ролями. Разбираются ошибки, и игра продолжается. В конце игры подсчитываются штрафные очки и определяется победитель.















Занятия №13.

Дата:___________

Тема: Первая медицинская помощь при травмах 
Цель: объяснить учащимся, что своевременно оказанная первая медицинская помощь при травмах может заметно облегчить их лечение. 
Задачи: - познакомить с видами травм: переломы, ушибы, раны, ссадины 
- познакомить с видами кровотечений (венозное, капиллярное, артериальное) 
- научить определять вид полученной травмы 
- дать первоначальные представления о первой доврачебной помощи 
Ход урока 
1. Организационный момент. 
2. Основная часть. 
А) Причины возникновения травм. 
Как-то раз на остановке 
Спор зашел у двух друзей,
 
Кто из них двоих храбрей.
 
Петя прыгнул на подножку
 
И. проехавшись немножко,
 
Лихо спрыгнул на ходу.
 
-Это что! – Сергей заметил,-
 
Тоже мне герой!
 
И, кивнув небрежно Пете,
 
Мяч погнал по мостовой.
 
- Как вы думаете, к чему может привести этот спор?

Б) Работа по теме урока. Понятие первая помощь 
Первая помощь – это меры, которые необходимо предпринять на месте происшествия, чтобы уберечь жизнь пострадавшего, уменьшить степень ущерба его здоровью. Это помощь, которая оказывается до прибытия врачей, до отправки пострадавшего в медицинское учреждение. 
Травмы, полученные в ДТП, - сложнейшие и опаснейшие травмы. Как правило, это многочисленные ушибы, переломы, порезы, раны. Сегодня мы познакомимся с видами травм, а на следующем занятии познакомимся с необходимыми мерами по оказанию первой медицинской помощи, запомнить их, и отработать практические доступные для тебя действия. 
В) Виды травм и первая помощь при них. 
(Каждая группа получает таблицу и готовит к защите одну из её частей) 
Раны Нарушена целостность кожных покровов или слизистых оболочек, а иногда глубоколежащих тканей и органов. Остановить кровотечение, наложить тугую повязку.

Ушибы Повреждены мягкие ткани без нарушения целостности кости и кожи. Кровоподтеки (синяки). Припухлости (отеки). Наложить давящую повязку, холод (платок, смоченный холодной водой, снег, лёд). Пометить конечность выше. 
ПереломыНарушение целостности кости. Боль, невозможность пользоваться конечностью, припухлость, изменение оси конечности и её укорочение При открытых переломах наложить повязку на рану, наложить шину (из доски, фанеры, палок, картона и т.д) 
(Защита групп)

Г) Знакомство с видами кровотечений. 
При более обширных ранах может возникнуть кровотечение. 
Если кровь алая, бьёт фонтаном – значит поврежден крупный кровеносный сосуд – артерия и кровотечение называют артериальным. Необходимо немедленно придавить сосуд пальцами к костям. На мелкие кровоточащие артерии накладывают давящую повязку, а на крупные жгут или закрутку. 
При венозном кровотечении кровь темная, а давление невысокое. Поэтому такое кровотечение легче остановить, чем артериальное. Для его остановки достаточно поднять конечность, максимально согнуть её в суставах, подложив валик, наложить давящую повязку. 
Капиллярное кровотечение, когда кровь просачивается из поврежденных тканей мелкими каплями, успешно останавливается давящей повязкой. Взять бинт можно в автомобильной аптечке. 
3. Заключительная часть. 
- Какие виды кровотечения вы узнали? 
- На какое кровотечение необходимо наложить жгут? 
- Где взять материал для перевязки? 
- Почему очень важно оказать пострадавшему доврачебную помощь? 
- Почему в каждом транспортном средстве есть аптечка?

Дополните предложения и проверьте себя по таблице 
1.На перелом накладывают _________ 
2.Кровоподтек возникает при ________ 
3. Припухлость по другому называют __________ 
4. Шину можно сделать из ____________ 
5. Почему так важно оказать помощь до приезда скорой помощи_______________________________________


Занятия №14.

Дата:___________

Тема: Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при травмах, ссадинах 
Цель: научить первоначальным навыкам первой доврачебной помощи при ссадинах, ранах, ушибах. 
Задачи: - вспомнить виды травм: переломы, ушибы, раны, ссадины 
- познакомить с оказанием первой доврачебной помощи при кровотечениях (венозном, капиллярном, артериальном) 
- научить определять вид полученной травмы и выполнять необходимые действия для оказания первой медицинской помощи 
Оборудование: бинты (стерильные, нестерильные), йод, картонные шины, автомобильная аптечка, плакат «Виды перевязок». 
Ход урока 
1. Организационный момент. 
2. Основная часть. 
А) Вступительное слово учителя 
Число дорожных травм с каждым годом становится все больше, но многие пострадавшие погибают не столько по причине тяжести травмы, сколько из-за несвоевременно оказанной медицинской помощи. Не случайно по Правилам дорожного движения в каждом автомобиле должна быть аптечка, состав которой позволяет даже человеку без медицинской подготовки оказать помощь пострадавшему. (Демонстрация автомобильной аптечки) Умение пользоваться бинтом, жгутом из медицинской аптечки – залог быстрого выздоровления многих людей. 

Б) Разбор первой помощи при ссадинах и ранах.
 
Воспользуемся нашей таблицей и вспомним, какие виды травм бывают.

Признаки Первая помощь 
Раны Нарушена целостность кожных покровов или слизистых оболочек, а иногда глубоколежащих тканей и органов. Остановить кровотечение, наложить тугую повязку. 
Ушибы Повреждены мягкие ткани без нарушения целостности кости и кожи. Кровоподтеки (синяки). Припухлости (отеки). Наложить давящую повязку, холод (платок, смоченный холодной водой, снег, лёд). Пометить конечность выше. 
Переломы Нарушение целостности кости. Боль, невозможность пользоваться конечностью, припухлость, изменение оси конечности и её укорочение При открытых переломах наложить повязку на рану, наложить шину (из доски, фанеры, палок, картона и т.д)

Рана – это повреждение, при котором нарушается целостность кожных покровов тела, слизистых оболочек. Признак раны – кровотечение, боль, расхождение краев раны. Ссадины, уколы и мелкие раны смазывают 5% -ным раствором йода или 2% -ным раствором бриллиантовой зелени и накладывают стерильную повязку. Перед смазыванием ран, особенно колотых, дают стечь нескольким каплям крови, промывают марлевым ватным тампоном, смоченным в спирте кожу вокруг раны (нельзя промывать саму рану). Попадание раствора в рану может повредить ткани в глубине и заживление будет идти медленно.

При более обширных ранах может возникнуть кровотечение. 
Капиллярное кровотечение, когда кровь просачивается из поврежденных тканей мелкими каплями, успешно останавливается давящей повязкой. Повязки накладывают узким или широким бинтом. Если необходимо будет снять одежду, то сначала снимают со здоровой конечности, а одевают одежду, наоборот, начиная с больной. 
(Показ перевязки пальца и кисти на таблице и на желающем учащемся). 
При венозном кровотечении кровь темная, а давление невысокое. Поэтому такое кровотечение легче остановить, чем артериальное. Для его остановки достаточно поднять конечность, максимально согнуть её в суставах, подложив валик, наложить давящую повязку. (Показ перевязки предплечья) 
Если кровь алая, бьёт фонтаном – значит поврежден крупный кровеносный сосуд – артерия и кровотечение называют артериальным. Необходимо немедленно придавить сосуд пальцами к костям. На мелкие кровоточащие артерии накладывают давящую повязку, а на крупные жгут или закрутку. Их накладывают выше раны. Жгут есть в автомобильной аптечке, а закрутку можно сделать из подручных материалов (ремня, куска ткани). 
Жгут может быть наложен не более чем на 1,5 -2 часа. При более длительном применении его ослабляют на 5 минут каждый час. На время снятия жгута сосуд зажимают пальцами. Под жгут желательно положить время его наложения. 
(Показ наложения жгута и записки со временем)

В) Разбор первой помощи при ушибах и переломах. 
Ушиб – это повреждение тканей и органов, при которых не нарушена целостность кожи. На ушиб накладывают холодный компресс и делают шинную повязку, что дает возможность создать покой для травмированной конечности. 
Такую же повязку накладывают и подозрении на перелом кости. Шину можно сделать из картона, доски, куска фанеры, даже пучка веток. Её прикладывают поверх одежды пострадавшего так, что был обездвижен сустав выше и ниже перелома. После чего её прибинтовывают в 3-4 местах. 
(Показ на таблице, показ накладывания шины и косыночной повязки при подозрении на перелом кости предплечья)

Г) Практическая выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при травмах, ссадинах 
Группы получают задание и отрабатывают навык оказания первой медицинской помощи. 
-Вам нужно определить вид травмы и оказать ему доврачебную помощь. 
1 группа – Сильный отек, синюшность предплечья. Пострадавший жалуется на сильную боль в этом месте. 
2 группа - Множественные ссадины, порезы кистей рук. Кровь просачивается через них мелкими каплями. 
3 группа – Из предплечья пострадавшего бьёт фонтаном алая кровь. 
4 группа – Из предплечья пострадавшего медленно течет темная кровь. 
(Выполнение работы. Защита работы) 
3. Итог урока. 
- Докажите, что знания, которые вы сегодня получили, нужны нам в жизни. 
- Почему важно оказать пострадавшему первую доврачебную помощь? 
- Люди размышляют над вопросом «Минут – это много или мало», а как теперь думаете вы?





























Занятие №15.

Дата:___________

Тема: «Ты - велосипедист».

Цель: изучение правил водителей велосипедов.

Учебно-наглядные пособия: таблицы «Правила дорожного движения для велосипедистов», «Дополнительные требования к движению велосипедистов», «Устройство велосипеда».

Ход беседы. Велосипед – удобный и очень распространенный вид транспорта для передвижения, особенно в сельской местности. Езда на велосипеде доступна для лиц самого различного возраста, вот почему с наступлением летних дней резко, увеличивается на улицах и дорогах движение велосипедистов.

Многие учащиеся имеют велосипеды и любят кататься на них, а некоторые используют велосипед для поездок в школу, к товарищам и т. д. Во время таких поездок, велосипедист передвигается по улицам и дорогам в общем транспортном потоке. Но многие учащиеся не знают, что велосипед – это опасный вид транспорта, так как водитель велосипеда е защищен, как водитель автомобиля, кузовом или кабиной и в движении велосипед неустойчив. Поэтому велосипедистам предъявляются повышенные требования в части знаниях правил дорожного движения, они, как и водители автомобилей, должны знать правила в полном объеме.

Учащиеся должны знать, что правилами дорожного движения велосипедисты приравниваются к водителям транспортных средств, т. е. к водителям автомобилей, мотоциклов, тракторов и т. п.

Экипировка велосипеда и осмотр его перед выездом. Прежде чем отправиться в путь, велосипедист должен хорошо проверить снаряжение машины. Велосипед должен иметь звонок для подачи звукового сигнала, чтобы вовремя предупредить неосторожного пешехода. Для езды в темное время суток у машины спереди должен иметься фонарь с белым светом, а сзади - фонарь с красным светом и отражателем. Прежде чем выехать на улицу, велосипедист обязан проверить исправность машины. При этом надо обратить особое внимание на руль, он должен действовать безотказно. А если руль будет плохо работать? Тогда водитель не сможет вовремя объехать препятствие, может стать виновником аварии. Необходимо обратить особое внимание и на тормоза. Они должны также хорошо работать, ведь в пути ими приходится пользоваться много раз. Если тормоза неисправны, то на улицу или дорогу выезжать запрещается. Надо проверить также давление в шинах. Проверяется и правильность центровки колес (чтобы во время движения колеса велосипеда не делали «восьмерки»), натяжение цепи и спиц, плотность резьбовых соединений действие звонка, исправность осветительных приборов и электропроводки, наличие зеркала заднего вида и номерного знака (если он положен в данной местности).

Места для движения на велосипедах. Учитель объясняет, что учащиеся могут водить велосипед только на закрытых площадках: во дворах, парках и на стадионах.

Запрещается езда на велосипедах по тротуарам и пешеходным дорожкам, по аллеям садов, парков, бульваров. По улицам и дорогам ездить на велосипеде разрешается только достигшим четырнадцатилетнего возраста.

Затем учитель на примерах показывает, к каким последствиям могут привести нарушения правил движения велосипедистами. В качестве примера учитель может рассказать такую историю.

Есть среди велосипедистов любители прокатиться, прицепившись к грузовику. Чаще всего это делают те, кто не представляет себе опасных последствий таких поступков или просто из-за озорства.

Однажды произошел такой случай. Двое мальчиков, Игорь и Андрюша, поехали на велосипедах за город. Стояла жаркая погода, был праздничный день. Рабочие и служащие заводов, фабрик, учреждений на грузовиках, автобусах ехали за город отдыхать.

- Куда это они едут? - спросил Игорь.

- А разве ты не знаешь? Сегодня выходной, все едут в лес, там народное гулянье!

- Вот бы попасть туда! - помечтал Андрюша.

- Попасть? В два счета! Хочешь?

- Далеко, - заколебался Андрюша.

- Далеко, далеко! - передразнил Игорь. - С тобой разве кашу сваришь? Едем! - почти приказал он. - Знаешь как? К машине прицепимся и быстро доберемся. Согласен?

- Согласен, - уступил Андрюша.

- Тогда слушай мою команду, - крикнул Игорь. Ребята стояли на обочине дороги и смотрели на приближающиеся автомобили. Наконец Игорь заметил грузовик, который вез какие-то ящики.

- Цепляться будем к этому, - сказал Игорь. - Приготовиться! Ребята вскочили на велосипеды и поехали вдоль обочины. Машина поравнялась с ними, мальчишки с силой заработали педалями, велосипеды подошли к грузовику, Игорь ухватился за его задний борт, ближе к левой стороне, а Андрюша справа. Шофер даже не подозревал, что сзади к его грузовику прицепились двое мальчиков. Он торопился в лес, спешил доставить на гулянье лимонад.

Велосипедисты, слегка подпрыгивая на неровностях дороги, катили сзади автомобиля. Вдруг шофер заметил, что дорогу пересекает небольшая канава. Он с силой нажал на тормоза, машина вздрогнула и резко замедлила ход. Велосипеды с разгона ударились об автомобиль, высоко подскочил и повалились на дорогу. Велосипедисты очутились на дороге.

Водитель почувствовал удар по кузову и остановил машину. Он подбежал к ребятам, помог им подняться, посадил на обочину дороги, подождал, пока не подъехала попутная легковая машина, и отправил мальчиков в больницу. Ребята отделались легкими ушибами, а могло случиться и хуже.

Правила дорожного движения запрещают велосипедистам не только цепляться к транспортным средствам, но и ехать на близком расстоянии за ними.

Контрольные вопросы и задания.

1. С какого возраста можно ездить по улицам и дорогам на велосипеде?

2. Можно ли ездить на велосипеде по дорожкам парков и по тротуарам?

3. Как должен поступить велосипедист, если он въехал на улицу, над которой висит знак «велосипедное движение запрещено»?

4. Как должен быть оборудован велосипед для езды в темнoe время суток?

5. Расскажите об экипировке велосипеда.

6. Проверьте велосипед перед выездом.
































Занятие №16.

Дата:___________

Тема: «Поездка за город».

Цель: научить школьников движению по загородной дороге.

Учебно-наглядные пособия: схема дороги с железнодорожным переездом. Макет железнодорожного переезда, набор фигур пешеходов и моделей транспорта, таблица «Движение пешеходов».

Необходимая терминология: дорога, обочина, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, железнодорожные пути, рельсы, железнодорожный переезд, шлагбаум, светофор с мигающим(и) красным(и) сигналом(ами), сигнальный знак «Берегись поезда».

Ход занятия. На загородных дорогах движение пешеходов разрешается по обочинам (расположены по обе стороны проезжей части, служат для остановки автомобилей и могут использоваться для движения пешеходов). Наиболее безопасно идти по левой обочине дороги, навстречу движущимся машинам. В этом случае заранее видно приближение автомобиля и, когда нужно, можно сойти с дороги влево. Учитель пишет на доске: «Движение пешеходов по левой стороне дороги позволяет видеть опасность».

Далее учитель рассказывает о том, что сейчас вдоль дорог, в особенности в населенных пунктах, устраиваются обособленные от проезжей части дорог пешеходные дорожки, которые часто расположены за пределами дорог (земляного полотна). Пешеходная дорожка может быть устроена рядом с велосипедной дорожкой, а в исключительных случаях - в пределах обочины. В этом случае она обязательно отделяется от проезжей части специальным ограждением или сплошной линией разметки.

Надо напомнить учащимся, что пешеходные дорожки обозначают дорожным знаком «Дорожка для пешеходов». При наличии этих дорожек пешеходам следует ходить только по ним.

При отсутствии пешеходных дорожек, но при наличии велосипедной дорожки пешеходы могут воспользоваться этой дорожкой, если, на ней нет интенсивного движения велосипедистов.

Переходить дорогу надо только в необходимых случаях, и если она просматривается в обе стороны и нет приближающегося транспорта.

Пересекать проезжую часть дороги в населенных пунктах пешеходы должны в местах, обозначенных разметкой или указательным дорожным знаком «Пешеходный переход», а если их нет - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

Вне населенных пунктов, учитывая, что перекрестки могут быть удалены друг от друга на большое расстояние, разрешается переход в местах обозначенных пешеходным переходом, а если их нет, то в любом месте дороги, но при условии, что дорога хорошо просматривается в обе стороны, т. е. убедившись, что движения транспорта нет на значительном расстоянии (чем шире дорога, тем это расстояние должно быть большим).

Правилами движения запрещается переход дороги (вне обозначенного перехода): на закруглениях дороги с малым радиусом, поблизости от вертикального перелома профиля, около опор путепроводов.

При движении по загородным дорогам встречаются железнодорожные пути. Переходить железнодорожные пути учащимся можно в местах железнодорожных переездов и только в сопровождении взрослых, и если нет приближающегося поезда. Запрещается ходить на переезд при закрытом, либо начинающем закрываться шлагбауме и независимо от положения шлагбаума при мигающих красных сигналах светофора и включенной звуковой сигнализации. Запрещается также хождение по рельсам, насыпи, нельзя играть вблизи железнодорожных путей.

Контрольные вопросы и задания.

1.Покажите на таблице, где следует ходить на загородных дорогах.

2.Где надо переходить дорогу в поселке?

3.В каких местах надо переходить дорогу за городом?

4.По какой части дороге должен двигаться пешеход?

5.По какой обочине безопаснее идти пешеходу?

6.Почему опасно находиться вблизи железнодорожных путей?

7.В каком месте можно переходить железнодорожные пути?




Занятие №17.

Дата:___________

Тема: «Улица глазами водителей».

Цель: познакомить учащихся с трудом водителя.

Учебно-наглядные пособия: фрагменты из фильмов «Время, пространство, движение», «Автомобиль, дорога, ночь».

Ход беседы. В настоящее время профессия водителя - это одна из распространенных профессий. Ни одно промышленное и сельскохозяйственное производство не может обойтись без водителей автомобилей и других машин.

Водителю доверено управление сложной дорогостоящей машиной, в создании которой участвовали многие специалисты - конструкторы, инженеры, рабочие. Чтобы хорошо выполнять свою работу, водитель должен хорошо знать устройство машины и правила дорожного движения; уметь управлять машиной в различное время суток и года; ухаживать за ней, т. е. обслуживать и ремонтировать.

Кроме того, водитель должен обладать точным глазомером, умением быстро принимать нужное решение, иметь выдержку, хорошо ориентироваться в большом количестве дорожных знаков.

Многие учащиеся видели, как работает водитель: постоянно следит за дорогой, за средствами регулирования (светофором, регулировщиком, дорожными знаками, линиями разметки), за показаниями приборов, за движущимся навстречу транспортом, но внимательнее всего он следит за пешеходами.

Большая ответственность лежит на водителе: он отвечает за машину, за перевозимые грузы и пассажиров; его труд для страны очень важен и почетен.

В течение своего рабочего дня водитель преодолевает большие расстояния, он устает, и внимание его ослабевает, поэтому следует всячески помогать ему в работе. От пешехода требуется немногое - точно выполнять правила дорожного движения, самому и удерживать от неправильных действий на улице других пешеходов. Выполняя важную работу, водители рассчитывают, что вы будете дисциплинированны на улице и дороге, а они уберегут вас от несчастного случая.

Учитель рассказывает об одном из лучших водителей района. Для проведения заключительной части беседы рекомендуется пригласить в школу одного из лучших водителей района, предварительно согласовав с ним время проведения беседы в школе, а также план выступления.

Контрольные вопросы.

1. Почему работа водителей ответственна?

2. Что обязаны делать пешеходы, чтобы улучшить условия работы водителей?

3.Почему нельзя разговаривать с водителем во время движения?

По улицам и дорогам непрерывным потоком движется транспорт. Одни машины останавливаются, другие начинают путь прямо, делают повороты и развороты.

Водители транспорта предупреждают окружающих о своих действиях сигналами. Для этого автомобили оборудованы специальными средствами сигнализации. Каждая машина снабжена звуковым сигналом и световыми указателями. (Подача звуковых сигналов в населенных пунктах запрещается.)

Предупредительные сигналы перед началом и перед изменением направления движения автомобиля (поворотом, перестроением, обгоном и т. п.) подаются световыми указателями поворотов, а при торможении также используется световой указатель сзади машины - стоп - сигнал.

Во время движения автомобиль часто делает левые и правые повороты. О них нужно ставить в «известность» как водителей, так и пешеходов. Для этого служат световые сигналы автомобиля. С правой и с левой сторон автомобиля имеются специальные «мигающие» лампочки: две сзади и две спереди. Сигналы поворота включаются водителями вручную с помощью переключателей. Если автомобиль делает правый поворот, то загораются мигающие лампочки сзади и спереди на правой его стороне, а при левом повороте - на левой стороне. А как подать сигнал поворота, если нет сигнального устройства или он вышел из строя?

Если водителю нужно повернуть налево, а левый сигнал поворота не работает, то он вытягивает левую руку горизонтально в сторону. Если же водитель собирается повернуть вправо, то тогда он вытягивает левую руку и сгибает ее в локте. Таким же образом поступают водители мотоциклов, мотороллеров, мопедов и велосипедов, для того чтобы предупредить о левом повороте, подают сигнал левой рукой, вытянув ее в сторону поворота. Если же им необходимо подать сигнал, предупреждающий о правом повороте, то они должны вытянуть в сторону левую руку и согнуть ее в локте.

Часто по улицам и дорогам автомобили идут потоками, одна за другой, развивают высокие скорости. А если водитель впереди идущей машины обнаружил на пути препятствие и резко затормозил ее? Или вообще замедлил ход? В стремительном движении водитель машины, идущей сзади, может и не заметить замедления, особенно в темное время суток. При такой ситуации легко совершить наезд. Поэтому все автомобили снабжены стоп-сигналом, который предупреждает водителей сзади идущих машин о замедлении хода автомобиля, едущего впереди. Когда водитель нажимает на тормоз, сзади машины в фонарях вспыхивает красный свет.

А если на машине нет стоп сигнала или он испортился? Тогда водитель машины должен перед торможением поднять левую руку вверх. Водители велосипедов, мопедов, мотоциклов, мотороллеров подают сигнал торможения также поднятием вверх левой руки.

Предупреждающие сигналы поворота водитель обязан подавать заблаговременно до начала изменения направления в движении. После того как водитель сделал поворот или закончил перестроение, подача светового сигнала поворота должна быть немедленно прекращена. Сигнал же, подаваемый рукой, может быть прекращен непосредственно перед выполнением маневра.

Звуковым сигналом водитель может воспользоваться только в исключительных, случаях для предупреждения дорожно-транспортных происшествий.


Контрольные вопросы.

1. Для чего транспортные средства оборудуют сигналами поворота?

2. Как узнать, куда повернет автобус - направо или налево?

З. Как водитель подает сигнал поворота налево (направо) рукой?

4. Как подает сигналы поворота велосипедист?

5. О чем сигнализирует загоревшийся красный огонек сзади автомобиля?































Занятие № 18 .

Дата:___________

Тема: Итоговое занятие.

Цель: проверка знаний и умений 

Организация уроков контроля знаний учащихся.

Специально организовывать уроки контроля по правилам дорожного движения не стоит. На каждом занятие педагог задает детям ряд контрольных вопросов. В 1 классе ученики на эти вопросы могут отвечать устно. В конце учебного года последнее занятие проводится как тренинг на специально размеченной площадке. Во время таких занятий можно предложить детям контрольные вопросы в виде викторины, соревнования команд и т. д. Предлагаю несколько таких викторин.

Викторина по темам: «Сигналы светофора и регулировщика», «Дорожные знаки», «Транспорт на улице».

1.Что должен делать пешеход, если его на переде застиг желтый сигнал светофора?

2.Сколько сигналов имеет пешеходный светофор?

3.Что означает желтый мигающий сигнал светофора?

4. Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий желтому сигналу светофора.

5. Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий зеленому сигналу светофора.

6.Покажите, как подает регулировщик сигнал, соответствующий красному сигналу светофора.

7.Если на перекрестке движение регулируется светофором и регулировщиком, и их сигналы противоречат один другому кому подчиняться?

8. На какие группы делятся дорожные знаки?

9.Какие знаки показывают обязательное направление движения?

10. Как называется знак, на котором белой краской изображен велосипед?

11. Как называется знак, на котором белой краской изображена фигура пешехода?

12. Как называется указательный знак, на котором черной краской изображена фигура пешехода? 13. Как называется указательный знак, на котором нарисован красный крест?

14. Как называется указательный знак, на котором изображена телефонная трубка?

15. Как называется знак, на котором изображены вилка и ложка?

16. Как называется знак, на котором изображена кровать?

17. Какие легковые автомобили вы знаете?

18. Какие грузовые автомобили вы знаете?

19. Какой общественный транспорт вы знаете?

20Расскажите о правилах пользования общественным транспортом, железнодорожным транспортом.

Викторина по теме: «Пешеход».

1.Что называется улицей, на какие части она делится?

2. Что такое перекресток? Какие типы перекрестков вы знаете?

3. Для чего служат тротуары и каков порядок движения по ним?

4. Как регулируется движение пешеходов?

5. При каком положении регулировщика разрешается движение пешеходов?

6. При каком положении регулировщика запрещается переход улицы?

7. Что должен сделать пешеход, прежде чем сойти с тротуара?

8. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

9. Как и где надо переходить улицу?

10. Где должен остановиться пешеход, не успевший закончить переход?

11. Какой существует порядок движения пешеходов на загородных дорогах?

12. Где надо переходить шоссейную дорогу?

Тесты для пешеходов.

1. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки?

А - пешеход; В - водитель; С - дорожный рабочий.

2. Можно ли переходить дорогу, если на транспортном светофоре постоянно горит мигающий желтый сигнал?

А - нет; В - да; С - да, если с вами идут взрослые.

3. Можете ли вы перейти дорогу, если одновременно горит желтый и красный сигнал светофора?

А - да; В - да, т. к. будет включен зеленый сигнал; С - нет.

4. Сколько всего цветов и какие используются в светофорах?

А - четыре (красный, желтый, зеленый, белый); В - три (красный, желтый, зеленый); С - два (красный, зеленый).

5. Являются ли «дорожные рабочие», работающие на дороге, участниками дорожного движения?

А - нет; В - да; С - да, т.к. работают на дорогах.

6. Как должны двигаться пешеходы, ведущие велосипед за городом?

А - по правой стороне дороги; В - навстречу движению транспорта; С - в попутном направлении.

7. Когда разрешено выходить на проезжую часть для посадки в трамвай?

А - после открытия дверей; В - после остановки трамвая; С - после открытия дверей и остановки трамвая.

8. Является ли погонщик животных и дорожные рабочие участниками движения?

А - да; В - нет; С - погонщик является, дорожные рабочие нет.

9. Можно ли вам переходить дорогу, если регулировщик стоит к вам боком, но руки у него опущены вниз? А - не можете, т. к. руки опущены;В - можете; С - нет, не можете.

10. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться пешеходы?

А - левой; В - правой; С - любой.

11. Где разрешается ожидать трамвай?

А - на трамвайных путях; В - на проезжей части; С - на обочине.

12. Может ли пассажир быть участником дорожного движения?

А - да; В - нет; С - нет, т. к. находится в транспорте.

13. Можно ли водить группы детей по обочине дорог в темное время суток?

А - да; В - да, в сопровождении не менее 2- x взрослых; С - нет.

14. Как называются, с точки зрения ПДД, лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя?

А – пассажирами; В - водителями; С - пешеходами.

15. Для каких пешеходов устанавливают светофоры, дополненные звуковыми сигналами?

А – пешеходов-детей; В - пешеходов-инвалидов; С - пешеходов-слепых.

16. Могут ли пешеходы двигаться на проезжей части?

A – нет; В - да; С - да, жилой зоне.

17. Можно ли переходить улицу на дорогах с разделительной полосой?

А - да; В - да, если нет травы и деревьев; С - нет.

18. К какой группе дорожных знаков относится знак «Дети» ?

А - 1-й;В – 3-ой; С - 5-й.

19. Можете ли вы перейти улицу, когда регулировщик стоит к вам грудью, а жезлом указывает на вас?

А - нет; В - да; С - да, за спиной регулировщика.

20. На каких участников дорожного движения распространяется действие транспортного светофора?

А – на водителей; В - на пешеходов; С - на водителей и пешеходов.

Тесты для велосипедистов

1. Может ли велосипедист проехать направо, если регулировщик стоит к нему правым боком?

А - нет; В - да; С - да, пропустив транспорт.

2. К какой группе дорожных знаков относится знак «Пересечение с велосипедной дорожкой»?

А - 1-й; В - 3-й; С - 5-й.

3. Регулировщик - это...

А – дружинник, имеющий соответствующую экипировку; В - дежурный по проходной;

С - работник дорожной службы.

4. Можно ли перевозить на велосипеде ребенка до 10 лет?

А - да; В - нет; С - да, при наличии оборудованного сиденья.

5.Если исполнилось 15 лет, вы можете на мопеде выехать в город?

А - да; В - нет; С - да, при наличии удостоверения на право управления.

6. Что означает предупредительный сигнал, подаваемый левой рукой, вытянутой вверх и согнутой в локте под углом в 900?

А – правый поворот; В - левый поворот; С - разворот.

7. Можете ли вы повернуть на велосипеде налево, если регулировщик стоит к вам правым боком?

А - да; В - да, за спиной регулировщика; С - нет. .

8. Можно ли вам двигаться на велосипеде по дороге, обозначенной знаком «Движение легковых автомобилей?

А - да; В - нет; С - да, на удалении м от края проезжей части.

9. Можно ли перевозить детей на велосипеде?

А - да; В - нет; С - да, не старше лет.

10. Можно ли ездить на велосипеде по обочине дороги?

А - да, не создавая помех пешеходам;В - нет; С - да.

11. Можно ли велосипедисту повернуть налево при зеленом сигнале светофора?

А - да; В- нет; С - да, при отсутствии трамвайных путей.

12. Можно ли на мопеде двигаться по автомагистрали?

А - да; В - нет; С - да, если его техническая скорость 40 км/ч.

13. Можно ли прицеп буксировать велосипедом?

А - да; В - да, если он предназначен для велосипеда; С - нет.

14. Что обозначает разметка, нанесенная штрих-пунктиром желтой краской на бордюре?

А - остановка запрещена; В - стоянка запрещена; С - разрешение остановки маршрутных транспортных средств.

15. Может ли быть регулировщиком дорожного движения паромщик на паромной переправе?

А - да; В - нет; С - да, если экиnирован.

16. Можете ли вы на велосипеде двигаться по пешеходной дорожке?

А - да; В - нет; С - да, не мешая пешеходам.

17. К какой группе дорожных знаков относится знак: «Велосипедная дорожка» ?

А - 1-й; В - 3-й;  С - 4-й.

18. Какой из указанных ниже средств относится к механическим?

А - велосипед; В - мопед; С - мотороллер.

19. Может ли водитель велосипеда переехать железнодорожные пути вне железнодорожного поезда?

А- да; В - нет; С - да, если шлагбаум закрыт.

20. Можно ли на велосипеде перевезти удочку длиной 3,5 м?

А - нет; B - да; С - да, если хорошо закрепить.

Ответы на тесты:


№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Для

пешеходов

А

В

С

А

А

С

В

С

В

В

С

А

С

С

С

С

С

А

А

С

Для велосипедистов

В

С

А

В

В

А

С

В

С

А

С

С

В

В

С

С

С

С

В

А