Дата: 20.04.2016
Предмет: Информатика
Класс: 5
Тема урока: «Обработка звуковой информации»
Цели и задачи урока:
Образовательная - обеспечить формирование и использование учащимися знаний о кодировании звуковой информации с помощью компьютера, а также навыков по её обработке при использовании прикладного программного обеспечения;
Воспитательная – воспитывать внимательность, аккуратность, самостоятельность;
Развивающая – развивать алгоритмическое мышление; навыки использования прикладного программного обеспечения; умение решать информационные задачи.
План урока:
Ход урока
1. Актуализация знаний
- Вспоминая ранее изученную тему «Кодирование графической информации», ответьте, пожалуйста, на вопрос: Каким образом графическая информация представляется в компьютере?
- С помощью какой формулы мы можем вычислить информационный объём графического изображения?
- Наконец, назовите две основные формы представления графической информации.
2. Изучение нового материала
- Вспомним курс физики. Что собой представляет звук? [слайд 2, 3].
- Таким образом, мы можем назвать 4 основные характеристики звука: интенсивность, частота, громкость и тон. Посмотрим: как же связаны между собой данные параметры [слайд 4].
- На следующих двух слайдах представлены соотношения громкости и интенсивности звука [слайд 5,6]. Посмотрите внимательно: какой звук соответствует болевому порогу человеческого уха?
- А теперь вернёмся к вопросам начала урока. Как мы помним, компьютер не может обрабатывать информацию в виде волны, он работает только с электронными импульсами [слайд 7].
- Как же звук перевести из волны в «цифру»? Смотрим на экран… [слайд 8-10].
- Как мы называем количество информации, необходимое для кодирования пикселя изображения? Точно такое же название имеет похожая величина для кодирования звука [слайд 11].
- И теперь снова вернёмся к формуле, которую мы вспомнили в начале урока и посмотрим на следующий слайд [слайд 12]. Формула повторяется один в один. Только обозначения букв чуть изменились в зависимости от типа рассматриваемой информации.
- Таким образом, что в первую очередь влияет на качество оцифрованного звука? [слайд 13]
- Рассмотрим самое низкое и самое высокое качество цифрового звука [слайд 14, 15].
- Как же посчитать информационный объём звукового файла, зная его длину, частоту дискретизации и глубину звука? [слайд 16]
- Осталось выяснить: как и с помощью чего мы сами можем редактировать и изменять звуковые файлы. В этом нам помогают специальные приложения, называемые аудио редакторами [слайд 17, 18].
- Давайте на примере посмотрим основные базовые возможности таких программ [учителем проводится демонстрация вырезки из звукового файла двух фрагментов, вставка их в новый «чистый» файл путём наложения (миксовки); возможна демонстрация 2-3 звуковых эффектов].
3. Закрепление изученного материала
- Разберём задания на вычисление информационного объёма звуковых файлов [слайд 19-22].
[Ученики по желанию решают задачи на доске с комментированием хода решения. Остальные учащиеся – в тетрадях].
- А теперь самостоятельно повторите мои действия по обработке звукового файла: вырежьте два фрагмента из звуковой дорожки, наложите их и примените акустические эффекты. Только в этот раз у каждого будет свой музыкальный файл.
4. Подведение итогов урока, домашнее задание
- Итак, какие новые понятия вы сегодня узнали? Перечислите их?
- Как вычислить информационный объём звукового файла?
- Какие программы позволяют обрабатывать звуковые файлы?
- Домашнее задание. Составьте задачу на определение информационного объёма звукового файла и оформите её на отдельном листе. [следующий урок можно начать с небольшой самостоятельной работы по решению такого рода задач, причём учащиеся будут решать задачи, составленные их одноклассниками]
- На этом урок закончен. До свидания!
5. Рефлексия: Выставление оценок. Подведение итогов.