СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного урока: Поэзия звука

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используются отрывки литературных произведений, музыкальные инструменты. На уроке проводятся опыты.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока: Поэзия звука»

«Поэзия звуков» - интегрированный урок физика – литература (Георгиева С. Т., Архипова И. С.)

Тема: Поэзия звуков (интегрированный урок: физика – литература)

Цели:

  • Обучающие: ввести понятие «звук», источник звука; звуковые средства изобразительности;

  • Развивающая: развитие творческих способностей, самостоятельности, мышления, воображения, умение видеть мир в многообразии, умение находить решение проблемы, применять знания в различных областях;

  • Коммуникативная: развитие речи;

  • Воспитательная: способствовать приобщению учащихся к миру прекрасного, расширение их кругозора, развитие познавательного интереса к русскому языку, литературе, физике.



Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

  3. Момент эстетического погружения – «Во времена года» П. И. Чайковского.

  4. Звук в литературе, языке.

  5. Понятие звука в физике, источник звука.

  6. Литературные и физические задачи.

  7. Игра «Верю не верю».

  8. Рефлексия.

  9. Итоги.

Содержание урока.

Учитель литературы Эпиграф: «Послушай: музыка вокруг,

она во всем – в самой природе

и для бесчисленных мелодий

она сама рождает звук…»

М. Ивенсен

1. Организационный момент. (звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года»)

учитель физики

  1. Актуализация знаний.

  • Какое движение называется колебательным?

В чем главное его отличие от других движений?

  • Что такое период, частота, амплитуда.

  • Что такое волны? Назовите виды волн.

Источники звука. Причины звука

Мы живем в мире звуков. Мы слышим голоса людей, пение птиц, шум леса, шелест листвы. Услышав звук, мы обычно можем установить источник звука.

      • Опыт – камертон, штатив с шариком.

      • Гитара, барабан.

Вывод: Источник звука-колеблющиеся тело.

Распространение звука в воздухе начинается с колебания плотности воздуха.

Колебание плотности воздуха можно создать и без колеблющегося тела.

Опыт с шариком

Вывод: звук создает не только колеблющиеся тело, но и резко изменяющиеся в объеме тело.

Мы различаем: музыкальные звуки (пение, свист, звучание струн, звон) и шумы (треск, гром, скрип, шипение).

Характеристики звука.

  1. Громкость

  2. Высота звука

  3. Тембр

        • Демонстрация звуковых колебаний на компьютере.

(громкость звука, высота звука, тембр звука)

Музыкальная пауза. Угадай мелодию

Ученик – Воздействие звука на человека (шум, скрип, шепот, прибой)

Вечер. Взморье. Вздохи ветра.

Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьется

Чуждый чарам черный челн.

Учитель литературы- Какой художественный прием использует К. Д. Бальмонт? (аллитерация)

- В повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики» есть строки, свидетельствующие о том, что звуки, раздражающие окружающих, вызывали у Гоголя умиление.

Но самое замечательное в доме - были поющие двери. Как только наставало утро, пение дверей раздавалось по всему дому. Я не могу сказать, отчего они пели: перержавевшие ли петли были тому виною или сам механик, делавший их, скрыл в них какой-нибудь секрет, - но замечательно то, что каждая дверь имела свой особенный голос: дверь, ведущая в спальню, пела самым тоненьким дискантом; дверь в столовую хрипела басом; но та, которая была в сенях, издавала какой-то странный дребезжащий и вместе стонущий звук, так что, вслушиваясь в него, очень ясно наконец слышалось: "батюшки, я зябну!"

«Утро» Н. А. Заболоцкий

Рожденный пустыней,
Колеблется звук,
Колеблется синий
На нитке паук.
Колеблется воздух,
Прозрачен и чист,
В сияющих звездах
Колеблется лист.

Учитель физики - Какие примеры колебательных движений приведены в этом стихотворении?

Учитель литературы - У Н. А. Некрасова в поэме «Кому на Руси жить хорошо есть такие строки: Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал,

Без тела — а живет оно,

Без языка — кричит!


Учитель физики - Какое физическое явление вы узнаете в этих поэтических строках? (эхо)

Учитель литературы - Поэт Н. А. Заболоцкий написал строки:


Здесь море - дирижер, а резонатор - дали,

Концерт высоких волн здесь ясен наперед.

Здесь звук, задев скалу, скользит по вертикали,

И эхо средь камней танцует и поет.

Акустика вверху настроила ловушек,

Приблизила к ушам далекий ропот струй.

И стал здесь грохот бурь подобен грому пушек

Учитель физики

  1. Игра «Верю не верю».

Проведем игру-разминку «Верите ли вы?»

  • Верите ли вы, что источником звука является колеблющееся тело?

  • Верите ли вы, что астронавт на луне услышал песенку герцога из оперы Джузеппе Верди «Риголетто» без скафандра.

  • Верите ли вы, что в зале, заполненном публикой, музыка звучит лучше, чем в пустом?

  • Верите ли вы, что комар быстрее машет крыльями, чем шмель, попавший в оперу А. Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»?

  • Верите ли вы, что летучие мыши «видят» с помощью звука?

  • Верите ли вы, что инфразвук вызывает психические расстройства у людей?

  • Верите ли вы, что некоторые животные предсказывают землетрясение, ощущая инфразвук?



Учитель литературы 8.«Угадай слово»

КВЗУ – звук

РАМТНОКЕ – камертон

ТРЬАКЗУВЛУ – ультразвук

ФРАКВЗУНИ – инфразвук

ОКЛАБЕИНЯ – колебания

Учитель литературы Продолжите предложение и определите его вид.

Я слышу звук.. летящей мухи, грозы, потому что…

Я не слышу звука взлетающего голубя, парящего в небе орла, потому что…

Учитель физики Итог:

Изучили источники звука и их характеристики; познакомились с физическим явлением эхо.

Вспомнили произведение Гоголя, стихотворения Заболоцкого, Некрасова, Ивенсона, повторили художественное средство языка – аллитерация, сложноподчиненное предложение с придаточным причины.

Рефлексия:

1. Сегодня на уроке я понял (а),что…

2. На уроке я открыл (а) для себя…

3.Я ухожу с урока с чувством…

4.Такой урок интересен тем, что…

Когда в Антарктике гибнет кит
И вынырнуть из глубины не может,
Он SOS ультразвуком подать спешит
Всем, кто услышит, поймёт, поможет.

И все собратья киты вокруг,
Как по команде, на дно ныряют,
Носами товарища подымают
И мчат на поверхность, чтоб выжил друг.

И я одного лишь в толк не возьму:
Иль впрямь нам учиться у рыб или мухи?
Ну почему, почему, почему
Люди так часто друг к другу глухи?!

Э. Асадов





Д. з. № 16.48,16.49







5