СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку "сложные эфиры" 10 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Далековская средняя школа» муниципального образования

Черноморский район Республики Крым

 

 

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА ХИМИИ

В 10 КЛАССЕ

 

 

 

Тема «Сложные эфиры»

 

 

 

 

 

 

Учитель: Арабджиева Л.У.

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: «ЭФИРЫ»

 

ЦЕЛИ УРОКА:

дать понятие о составе и строении сложных эфиров; развить знания о закономерностях химических реакций; сформировать представления об эфирах как о продуктах реакции этерификации; показать на бытовых примерах значение эфиров

 

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ

знать:

определение сложных эфиров; строение молекул эфиров; изомерию, свойства, получение эфиров; применение и нахождение эфиров в природе;

уметь:

составлять формулы эфиров; давать им названия; записывать уравнения реакций гидролиза и этерификации.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

на столах учащихся: образцы эфиров, растворитель 647 или 648, жидкость для снятия лака, ацетон, этиловый спирт, жидкое мыло, крем для рук, кусочки пчелиных сот,  зеленое яблоко, лисья воскового плюща; на стенах кабинета развешаны листы с формулами представителей типа Кислородсодержащих органических соединений; две пробирки, штатив для пробирок; щелочь, кислота, растворы индикаторов; дополнительная и справочная литература.

 

ФОРМА УРОКА: урок коллективного изучения материала.

 

 

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:

 

работа в группах; исследовательский эксперимент; проблемное обучение; здоровьесбережение.

 

 

СТРУКТУРА УРОКА.

Мотивационный этап. Целеполагание. Подготовка к изучению нового материала. Работа в группах  и обсуждение результатов работы групп, выполнение практической работы «Тест-контроль». Подведение итогов работы групп. Рефлексия. Домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

РЕЗУЛЬТАТ

1. Мотивационный этап.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Целеполагание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Подготовка к изучению нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

4.Работа в группах. и обсуждение результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Подведение итогов работы групп. Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Домашнее задание.

Конспект, уч. с 191, табл «применение сложных эфиров» развернуть в любой форме ( презентация, в любом литературном жанре и т.д.)

 

Проверка готовности класса к уроку. Сообщает, что сегодня будем знакомиться с новым классом органических веществ. Следует рассказ о значении слова «эфиры» в понятиях философов, литераторов, материалистов. А что по этому поводу говорят химики? Как вы думаете, на какие бы вопросы они бы хотели получить ответы?

 

 

 

 

 

 

 

Обратите внимание, как мало материала по этой теме в нашем учебнике. Поэтому я предлагаю воспользоваться дополнительной литературой и знаниями, полученными при изучении прошлых тем, и коллективно вести поиск на поставленные вами вопросы.

Прочитайте определение эфиров в учебнике.

Из определения эфиров следует, что эти вещества относятся к типу …

(продолжите фразу)

Какие классы веществ этого типа мы уже изучили?

 

Найдите прикрепленные на стенах формулы веществ и назовите их:

1 группа – спирты

2 группа – кетоны

3 группа – альдегиды

4 группа – карбоновые кислоты.

 

 

Из каких фрагментов состоит молекула эфира? Выведите общую структурную и молекулярную формулу сложных эфиров.

О каких видах изомерии в этом классе веществ может идти речь? Докажите на примерах.

 

 

 

Дает алгоритм построения названий  сложных эфиров.

Задание.

Назовите вещества формулы которых записаны на доске.

 

Вспомните свойства карбоновых кислот и спиртов.

 

 

Дайте характеристику этой реакции по уравнению.

 

Как будет называться обратная реакция?

Мы с вами перешли к свойствам эфиров.

Задание.

Найдите в литературе , как протекает гидролиз в кислой ив щелочной среде. Ответьте на вопрос: Почему спирты не взаимодействуют с солями?

 

Классификация сложных эфиров.

Задание:

1. по каким признакам можно классифицировать эфиры?

2. составьте схемы классификации эфиров.

Практическая работа «Тест-контроль» « Сравнение  растворяющих свойств спирта, ацетона, сложных эфиров  при действии их на лак для ногтей»

О нахождении в природе и применении заслушиваем сообщение.

 

Смогли ли мы получить ответы на поставленные вопросы?

Все ли было понятно?

Что вызвало затруднение?

Изучение особой группы сложных эфиров – жиров продолжим на следующем уроке.

Дает оценку работы класса в целом, оценивает и комментирует ответы отдельных учащихся.

 

Обращает внимание, что работа может выполнятся индивидуально или по группам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каково строение молекул эфиров?

Есть ли у них изомеры?

Как их называют?

Каковы их свойства?

Встречаются ли они в природе?

Можно ли их использовать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают определение.

 

 

 

…. кислородсодержащие органические соединения.

Отвечают: спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты.

 

 

 

 

 

 

Передвигаясь по классу, собирают листы с формулами, дают названия веществам.

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

1. внутримолекулярная - по углеродному скелету

2. межмолекулярная - с карбоновыми кислотами

 

 

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

Называют реакцию этерификации. Записывают ее на доске в общем виде.

 

Обратимая, каталитическая, обмена.

 

Гидролиз.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают со справочной литературой.

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

Проводят опыты. Делают выводы: 1. о безопасности применения  и мягком действии уксусно-этилового эфира (жидкости для снятия лака),  2. об иссушающем действии на ногти ацетона.

 

 

 

 

 

Выступает один из учащихся класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Грамотно записывают задания в дневник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы записываются на доске, из них выстраивается план изучения темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Готовность ребят к самостоятельному изучению темы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждая группа собрала несколько карточек с формулами представителей класса.

 

 

 

 

 

Формулы записываются на доске и в тетрадях.

 

 

 

 

 

Выносится на доску.

 

 

 

 

Записывают названия в тетрадях и проверяют по переносной доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают в группах. Итог записывают на доске.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают в группах. Результат записывают на доске и в тетрадях.

 

 

 

Выводы записывают в тетради.