Тема: «Распространение предложений»
Цель: Ученик научится составлять простые 2-составные предложения, распространять их с помощью слов-признаков.
Задачи:
Речевые: уточнить и расширить словарь по теме “осень”. Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными в роде, числе). Развивать диалогическую речь.
Обучающие: расширять и конкретизировать представления об осени, приметах осени, осенних месяцах.
Коррекционные: развивать дыхание, артикуляционную, тонкую моторику, зрительное внимание.
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества, воспитывать положительную установку на участие в занятии, ответственное отношение к выполнению заданий. Воспитывать эстетические чувства в общении с природой.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Приветствие. Создание доброжелательной обстановки.
Чтение логопедом строк:
Дни давно короче стали,
Листья золотом горят.
Улетели птичьи стаи
За далекие моря.
О каком времени года говорится в строках стихотворения? Об осени.
Демонстрируется осенний букет.
Детям предлагается выбрать из осеннего букета веточку.
А теперь, пожалуйста, сядет тот, у кого веточка с березовыми листьями.
С дубовыми. С осиновыми. С кленовыми.
Повторите еще раз, веточка с какими листьями у вас в руках.
Полина, у тебя листья какие? И т.д. Это слова-признаки. Обозначать их будем волнистой линией.
-Сегодня на занятии мы будем говорить об осени, подбирать слова-признаки к предметам и обозначать их волнистой линией. Составлять предложения, учиться распространять их словами-признаками. Чтобы красиво говорить, выполним упражнения для правильного дыхания, для губ и язычка. Для глаз, чтобы глазки не уставали. Для рук, чтобы пальчики красиво писали.
Демонстрируется картинный план на слайдах.
-Как мы будем работать на занятии? (Дружно, внимательно слушать друг друга и логопеда, не перебивать, говорить красиво).
II. Основная часть занятия.
- Чтобы наша речь была красивой выполним упражнения.
1.Упражнение “Осенний лист””
- Сделайте вдох и подуйте на листок, не раздувая щек, вытянув губы трубочкой (3-4-раза):
Вдох-выдох.
Вдох-задержали дыхание-выдох
Вдох –выдох порциями
Очень важно в холодное время года дышать правильно – носом.
Падают с ветки золотые монетки.
Скажите, какие из листьев больше похожи на монетки? Почему золотые?
2. Артикуляционная гимнастика.
“Заборчик”, “блинчик”. “чашечка”, “Лошадка”, “грибок”.
“Балалаечка” - постановка звука р с механической помощью.
- Ребята, что мы сейчас выполняли? Ответы с опорой на картинный план (упр. для дыхания, губ, язычка)
–Как будем говорить на занятии? – Мы будем говорить красиво.
3. Самостоятельная работа
Напомните, какое сейчас время года? Осень. – Не верю, не согласна.
- Назовите приметы осени.
Демонстрируются слайды, дети называют приметы осени.
- Как происходит смена времен года? (наблюдаем изменения на слайде).
Самостоятельно разложите картинки в нужном порядке : было-есть-будет (лето-осень-зима).
- Какое время года перед осенью?
После осени?
Ребята, об осени говорят, что она пришла, наступила. Постепенно происходят изменения в природе. Наблюдение: см. на деревья на картинках, вспоминаем и называем месяцы осени по порядку.
Послушайте предложение со словом осень. Осень наступила. в тетрадь. Назовите 1-е
Составьте схему предложения. 1-е слово – картинка, 2-е заменим полоской. Сколько слов в предложении? Назовите 1-е слово, 2-е.
Осень (какая?) золотая. Что говорится об осени? Что она золотая. Слово золотая к какому слову относится? Покажите в пр-ии слово осень. Добавим слово-признак в предложение. Сколько слов? Назовите 1-е,2-е,3-е.
Составьте схему предложения. 1-е слово – картинка, 2-е и 3-е слово заменим полоской.
Повторение грамматического оформления (большая буква вначале, точка в конце).
Открытие нового знания детьми
Назовите предметы на карточках.
Игра “Путаница”. Собери слова и признаки.
Круглое, яркое, желтое,
Перелетные, большие, маленькие, стремительные
Холодный, сильный, проливной
Серая, дождевая
Желтые, красные, резные
– Это слова-признаки. Они делают нашу речь красивее, выразительнее, точнее. Мы их обозначаем волнистой линией. Составьте предложения со словом солнце, используя слова-признаки.
Вставим слова-признаки в свои предложения, в схему. На какое место поставим слово-признак? Перед словом-предметом.
Проверка. Нажимаем пальчиком на квадратик – слово, произносим слова.
- Сколько слов в предложении? Называем первое, 2-е, 3-е. Повторение грамм. оформления. Схемы переносим в тетрадь.
Что мы сейчас делали? Говорили об осени, ее приметах. Составляли предложения. Подбирали к словам-предметам слова-признаки. (Ответы с опорой на картинный план).
4.Физминутка
Приглашаю вас отдохнуть в сад.
Собираем осенний урожай.
Руку протяни, яблоко сорви.
Стал ветер яблоню качать. Трудно яблоко сорвать.
Подпрыгну, руку протяну –
Быстро яблоко сорву (движения по тексту).
Сорвали яблочко, вымоем руки перед едой.
Сделать разогрев рук.
Самомассаж с применением “сухого” бассейна.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут правильно писать.
На каком дереве растут желуди? На дубе. В какое время? Осенью.
Желуди какие?
Круглые, коричневые.
Первичное закрепление. (Повторение изученных букв в классе).
1.Упражнение на развитие мелкой моторики, зрительного внимания.
Соедини точки, чтобы получилась буква И.
2. Упражнения на развитие фонематического восприятия, мелкую моторику.
Рассмотри рисунки на карточке. Какие слова начинаются с буквы И. Раскрась нос индюка. Гимнастика для глаз. Потереть ладошки друг о друга и приложить к глазам. Глазкам темно, тепло, глазки отдыхают.
Открыли глазки, посмотрели на картинки на карточках..
3. Подбери к этим словам слова-признаки.
Игла (какая?) тонкая, острая, длинная.
Индюк (какой?) толстый, большой, пернатый, сердитый, важный
Составим предложение со словом индюк. Индюк (что делает?) шагает.
Индюк (какой?) сердитый, важный.
Повторим: Шагает сердитый индюк. Сердитый индюк шагает.
Составление схемы. Проверка. Сколько слов. Назови 1-е, 2-е, 3-е.
Как вы думаете, индюк птица? Дикая или домашняя? Осенью он отправляется в теплые края? Нет. Индюк – домашняя птица. Ему в любое время года хорошо, тепло и сытно.
Какое время года любите вы?
А я люблю осень. Осенью очень красиво и немного грустно.
Осенняя пора
Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса
И пышное природы увяданье.
III.Подведение итога занятия.
Вот и кончился урок
И подводим мы итог.
Чему мы учились на занятии?