СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия по теме: "Образование слов с помощью приставок"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель занятия, совершенствовать у детей навык образования слов при помощи приставок.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия по теме: "Образование слов с помощью приставок"»


Занятие № 40


Тема: Образование слов с помощью приставок

Цель: совершенствовать у детей навык образования слов при помощи приставок про-, при-, пере- и пройденных ранее.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять у детей знания о приставках, учить находить в словах приставку, графически обозначать её,

  • тренировать в образовании новых слов при помощи приставок и объяснять их значение, подбирать подходящие по смыслу приставки к словам,

  • сравнивать лексическое значение слов в зависимости от приставок,

  • уметь правильно записывать слова с приставками;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать звуковой анализ и синтез, зрительное и слуховое внимание, временные и пространственные представления;

  • обогащать словарный запас учащихся.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать культуру речи,

  • прививать интерес к занятиям.

Ход занятия.

1. Организация начала занятия.

2. Введение в тему занятия.

На доске слова:

шёл зашёл пошёл дошёл ушёл

- Прочитайте вслух написанные на доске слова.

- Как они называются? (родственные)

- Почему они так называются? (у этих слов один и тот же корень с одинаковым значением)

- Какой это корень? (шёл)

- Посмотрите внимательно какое из этих слов может быть лишним и почему?

- Что объединяет остальные слова?

- Какие в этих словах приставки? Одинаковые или разные? Назовите их.

- Что меняется в слове с изменением приставки? (значение слова)

- Что же такое приставка? Для чего она служит?

- Как пишется приставка с корнем?


3. Сообщение темы и целей урока.

- Кто догадался какая тема сегодняшнего занятия? (образование слов при помощи приставок)

- Сегодня мы с вами познакомимся с новыми приставками. А какие это приставки, вы сможете сказать, если отгадаете зашифрованные здесь слова. Для этого вам нужно соединить по порядку буквы, выделенные другим шрифтом:

АПУРСТО прошёл про

ВГПДРЗКИ шёл пришёл при

НФПБЕТРЯЕ перешёл пере


- Правильно. Это приставки про-, при-, пере. Обратите внимание, что приставки про-, при-, пере- всегда пишутся одинаково, независимо от произношения.



4. Упражнения в образовании слов при помощи приставок устно и письменно.

- А теперь давайте выполним 1-ое задание и понаблюдаем как изменится значение слов, если к ним добавить одну из этих приставок про- (устно).

катить - прокатить

плыть - проплыть

ползти - проползти

ехать - проехать

бежать - пробежать

тащить - протащить

- Как изменилось значение слов? (действие закончилось или действие направлено мимо чего-либо или кого-либо)

Аналогично с приставкой при- (по карточкам)

- Как изменилось значение слов? (приставка при- обозначает приближение, присоединение, добавление к чему-либо)

Аналогично с приставкой пере- (Игра "Домино")



катить


перекатить

плыть


переплыть

ехать


переехать

бежать

и т.д.

- Как изменилось значение слов? (приставка пере- обозначает преодоление препятствия)

Письменно со словами: вёз

нёс

летел

ходил

- Откройте тетради. Какое сегодня число? Запишите число. Пишем в столбик данные слова.

- Образуйте от каждого из этих слов новые с приставкой про-, потом с приставкой при-, и затем с приставкой пере-. Приставки в словах обозначьте.

- Проверка. Что мы сейчас делали?


5. Физминутка.

- Если я назову слово с приставкой про-, вы поднимаете руки вверх и прогибаетесь, если с приставкой при- - приседаете, а с приставкой пере- - перепрыгиваете с места на место.

Прочитал, прибыл, перемыл, приготовил, проговорил, перечитал, простоял, приписал, перерисовал, промолчал.


6. Работа над обогащением словаря.

На доске два столбика слов:

шитье ...седание

радио ...гулка

зарядка ...дача

книга ...мерка

выходной ...плёт


- Посмотрите внимательно: Что пропущено в словах второго столбика? Давайте их вставим.

- Кто из вас знает, что обозначает слово переплёт?

- Переплет - это прочная твердая крышка из картона, кожи или ткани, в которую вклеиваются книжные страницы. (демонстрируется)

- А теперь давайте соединим слова парами по смыслу. (Разбор, запись слов в тетради)

- Составьте предложение со словами книга и переплет. (Запись в тетради)



7. Работа над развитием связной речи.

На доске:

Ребята _бежали кататься на коньках. _ступила зима. _пал снег. Река _крылась льдом.

- Прочитайте предложения, записанные на доске. В предложениях пропущены приставки. Чтобы выполнить это задание, нам понадобятся не только те приставки, которые мы проходили на сегодняшнем занятии, но и приставки, которые мы проходили на прошлых занятиях.

Разбор.

- А теперь ещё раз прочитайте предложения. Какое предложение должно быть первым? вторым? третьим? четвертым? (разбор)

- Прочитайте получившийся текст.

- Запишите его в тетради. Приставки обозначьте.


8. Итог занятия.

- Над какой темой мы работали на сегодняшнем занятии?

- С какими приставками познакомились?

- Какое из заданий вам понравилось больше всех?

Оценивание детей.