Конспект группового занятия в 3 классе
Тема: Синонимы. Занятие №2
Нарушение письма, обусловленное лексикограмматическим недоразвитием
Цели:
Учить находить слова близкие по значению, расширять представление детей о синонимах.
Уточнение, обогащение и активизация словаря детей путем подбора слов-синонимов.
Упражнять учащихся в умении находить синонимы в тексте.
Оборудование: тетрадь, ручка, доска, карточки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Приготовим тетради и ручки. Запишите в тетрадь число.
2. Проверка Д/з.
Какую тему мы изучали с вами на прошлом занятии? ( Слова-синонимы) что это за слова? (слова близкие по значению)
Проверка знаний:
Запишите в тетрадь слова в два столбика. Соедините слова – синонимы.
ПРОШЛОЕ РАДОСТНЫЙ
ВЕСЕЛЫЙ БЫЛОЕ
ПУТЬ КЛЮЧ
РОДНИК ДОРОГА
Проверка выполненного задания.
3. Сообщение темы
Логопед объявляет детям, что в гости к ним пришли слова – «приятели», которые говорят об одном и том же, но по-разному. Читает детям стихотворение:
-Синонимы или слова-приятели, говорят об одном и том же, но по-разному. Послушайте стихотворение. Какие слова в стихотворении близкие по значению?
Учитель – логопед читает стихотворение:
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
И. Токмакова
-Давайте запишем их в тетрадь.
-К нам в гости сегодня пришли два приятеля - но между ними большое расстояние. Давайте поможем им дойти. Каждое выполненное задание, будет равнять одному шагу! Начнем?
Задание № 1
1. Подберите пары слов близких по значению.
I группа слов - чистый, душистый, ласковый, бесшумный, торопливый.
II группа слов - ароматный, неслышный, опрятный, поспешный, приветливый.
Задание №2.
Игра «Найди пару».
К словам из первого столбика подберите синонимы из второго столбика и соедините их линиями.
Доктор стужа
Дети ученик
Школьник дом
Мороз врач
Здание ребята
Запишем в тетрадь любые 2 пары синонимов.
Задание №3
-Найти синоним к слову огромный:
а) громадный; б) высокий; в) большой.
-Подбери синоним к слову румяный:
а) бледный; б) светлый; в) краснощёкий.
Запишем в тетрадь слова-синонимы.
Задание №4
Расположите глаголы по степени усиления действия.
- Кричал, шептал, говорил.
- Мчался, шагал, бежал.
- Смеялся, улыбался, хохотал.
- Накрапывал, лил, моросил.
Задание №5
ИГРА «Доскажи словечко»
Куст низкий, а дерево …(высокое)
Вагон большой, а тележка …(маленькая)
Ночь была холодная, а день …(теплый)
Молоко жидкое, а сметана …(густая)
Малина сладкая, а лимон …(кислый)
-На какой вопрос отвечают эти слов? (Какая? Какое? Какой?)
-Что обозначают слова, отвечающие на эти вопросы? (Признак)
-Слова – «приятели» могут обозначать и признак предмета
Задание № 6
-Прочитаем текст
Весной
Пришла весна. Растаял снег. Дети выб…жали на улицу. Малыши играют в песочнице. Ребята постарше катаются на велосипедах. Вес…ло д…творе в…сной.
Задание: 1) Вставьте пропущенные буквы.
2) Подчеркните в тексте слова-синонимы.
3) Ответьте на вопросы:
-каким словом лучше всего назвать детей, которых водят в детский сад?
-какими словами можно назвать учеников 3 класса?
Домашнее задание:
-Запишите слова: еда, шум, ураган. Подберите к ним синонимы, составьте с ними предложения.
Итог урока:
Ребята, вы хорошо поработали на уроке, молодцы! Всем спасибо!