СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект методической разработки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект методической разработки на тему интервальный метод развития мелодического слуха.

Просмотр содержимого документа
«Конспект методической разработки»




МБУ ДО «Детская школа искусств»

Чамзинского муниципального района


Структурное подразделение

«Комсомольская музыкальная школа»










Методическое сообщение


на тему: «Интервальный метод

развития мелодического слуха»












Подготовила:

Смирнова С.В.









Определяя общие принципы развития мелодического слуха, отмечается подчинение следующей закономерности: от живого конкретного материала переходим к проработке его отдельных сторон и элементов, а затем возвращаемся к целостному образу, воссоздаем звуковысотное целое. Развитие мелодического слуха включает в себя формирование таких свойств, как активность и инициативность. Слух должен «схватывать» новые для него явления, создавать, интонировать мелодические построения. Слуховой анализ музыкальных явлений имеет более широкое значение. Ведь слух развивается не путем механического накопления все новых и новых впечатлений, а путем интеграции нового материала в ту систему представлений, которыми человек уже располагает. А для этого необходимо, чтобы происходил внутренний процесс анализ материла. И такой процесс постоянно совершается. В процессе учебных занятий по сольфеджио расчленение звукового материала оказывается необходимым для дальнейшего развития слуха.

Какие практические выводы мы можем сделать из этого? Прежде всего отсюда вытекает необходимость изучения таких элементов лада как ступени, звукоряды, интервалы на ступенях лада. Их (т.е. интервалы на ступенях лада) надо рассматривать как определенный вид мелодической интонации. Следует также усвоить аккордовые построения, поскольку они могут иногда возникнуть в мелодическом процессе, особенно в музыке классического стиля. Все элементы (за исключением ступени) могут рассматриваться в ладу, в тех условиях, в которых они реально существуют, и как бы изъятыми из данной системы. Это удобнее всего показать на примере интервала. В музыке интервал существует и обнаруживает себя, как ладовый элемент. Вся история становления интервала есть, в сущности, история становления ладовых систем. Если мы слушаем какую-либо песню (например, «На зеленом лугу»), то мы слышим не только целостную мелодию, но слышим отдельные интервалы, сначала секунды, а в конце кварту и квинту. Последняя является для нас не абстрактной квинтой, а элементом данной мелодии, данного конкретного построения. Итак, интервал возникает и функционирует в ладу. Но интервал следует прорабатывать не только в ладовых условиях, но и изолированно от них. Если интервал поется как бы вне тональности, он все равно остается ладовым элементом и, появившись в музыкальном тексте, ориентирует слух в ладотональном отношении.

В каком же порядке вести работу над различными ладовыми элементами?

Она должна начинаться с проработки ступеней лада и отрезков гаммы. Гамма состоит из ступеней, а ступени только в гамме и могут быть даны.

Как следует прорабатывать ступени лада? Одна из основных характеристик лада – система устойчивых и неустойчивых звуков. Поэтому выделить устой, выработать у учеников ощущение ладовой опоры – это исходная, важная сторона в воспитании ладового слуха. Но устой противопоставляется неустою. Работая над выделением устоя, нужно противопоставлять ему неустойчивые ступени. Первоначально мы подчеркиваем устой и берем неустой, как подчиненную ступень, а затем постепенно переходим к интонациям, начинающимся с неустоя, например II – I.

Дальнейшие шаги – соподчинение устойчивых тонов, а затем соподчинение неустойчивых звуков, которые опевают те или иные устои. Сначала мы берем узкообъемные лады, а затем доходим до полного октавного звукоряда. Когда освоен диатонический звукоряд и освоены его ступени, нужно начинать работу над хроматикой.

В процессе занятий по сольфеджио может возникнуть опасность слышания интервала не в его собственно интонационном качестве, а как последовательности двух несопряженных между собой ступеней. Например, если ученик поет подряд I – II ступени, то возникает интервал секунда. Но является ли такая последовательность секундой для ученика – это вопрос. Интервал – не просто 2 ступени, а некоторое интонационное, смысловое, структурное, даже певческое единство. И нужно, чтобы ученики ощущали интервал именно в этом качестве.

Наиболее удобным и целесообразным способом освоения интервала является движение от мелодических попевок. В этом случае освоение интервалов опирается на живой музыкальный материал. Дети поют ту или иную песенку, на которой выделяется интервал. Например, из песни «Солнышко» можно выделить последний интервал движение на кварту.

Конечно интервал можно строить и более абстрактно, осознавая его как определенное соотношение ступеней гаммы. Это уже следующий этап, когда ученики и гамму знают, и интервалами владеют.

При работе над интервалами (особенно широкими) необходимо пропевание и усвоение промежуточных ступеней. Тут очень полезна гамма. Почему интервал называется «терцией»? потому что 3 ступень от исходного звука. Конечно, первоначально нужно брать терцию, как непосредственно мелодическое единство. Но вместе с тем, ученики должны ощутить движение от I к III ступени (движение через ступени). Такое «развертывание» интервала (термин Ю. Гонтаревской) способствует осмыслению его внутренней структуры и положения в ладу.

Работа над интервалами проводится в течение длительного времени на разных стадиях изучения. Сначала изучаются простые интервалы, затем тритоны. Первым этапом в изучении хроматических интервалов является работа над характерными интервалами гармонических ладов.

Другая сторона работы – изучение интервалов от данного звука, т.е. «вне лада». Это определение является спорным, т.к. интервала вне лада, в сущности, не существует. Интервал – это звуковой элемент, извлекаемый из музыкального контекста. В пении интервалов от звука особенно остро проявляется инициативная сторона музыкального слуха.

Сравним механизмы пения и слышания двух мелодий.

Здесь встречаются разные интервалы (секста вниз; тритон). Но все это укладывается в звукоряд данного лада.

Если же нам надо спеть эту мелодию:

то каждая интонация, каждый интервал требует очень большой активности слуха, ладовой перестройки. Учащиеся постоянно должны как бы отрешиться от проинтонированного материала и исполнять каждый следующий интервал как относительно самостоятельную интонацию. Проработка интервалов от звука расширяет ладовую основу пения, ведет не к отказу от лада, а к расширению ладового горизонта учащихся, к тому, что А.Л. Островский назвал преодолением ладовой инерции.

Важным видом упражнений, способствующим преодолению ограниченного слышания интервала, выступает пение секвенций, которое позволяет, с одной стороны, выработать общее представление о том или ином интервале, независимо от его ступеневого положения, а с другой стороны не разрушает конкретного звукового образа, сохраняет ладовую индивидуальность интервала. В первую очередь целесообразно прорабатывать секунды, терции, кварты, противопоставляя большие и малые, чистые и увеличенные (уменьшенные) интервалы. Умение перестроиться с одного интервала на другой в рамках одной и той же ступеневой величины дает существенные для развития слуха результаты, формирует способность преодоления ладовой инерции.

Следующим после интервала уровнем мелодической ладовой организации являются мелодические попевки. Что такое интервал? В сущности мелодическая попевка, состоящая из 2-х звуков. Какие же попевки следует прорабатывать при изучении сольфеджио?

а) поступенные мелодические образования, в первую очередь гаммы и выделенные ступени;

б) пентатонные обороты, сочетания кварты и секунды, терции и секунды. При этом необязательно изучать пентатонику как целостную систему.

в) диатонические образования;

г) освоение хроматических сочетаний.

Нужно постоянно расширять мелодико-интонационный словарь, обогащать его сложными хроматическими попевками.

В методике сольфеджио обычно противопоставляются две системы воспитания слуха: ладовая и интервальная. Но интервальный слух является, в сущности, определенным уровнем ладового слуха. Поэтому следует не столько противопоставлять интервальный и ладовый методы развития слуха, а видеть их взаимодополняемость.


6






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!