СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой "Животные зимой".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект непосредственной образовательной деятельности  по  ознакомление  с природой.  в подготовительной  к школе группе на тему: «Животные зимой». Целью занятия является: выяснить вместе с детьми   условия  жизни  диких  животных  в  природе зимой. При организации  НОД  были применены следующие  методы и приемы:

Наглядные:   моделирование игровой ситуации «Путешествие в лес»  с целью постановки  проблем и создания  мотивации, поиска ответов на вопросы.

Словесные:  вопросы, речевые упражнения (физкультминутка), рассказ, художественное слово (загадки, стихотворения о животных), беседа.

Практические: дидактические игры «Кто,  где  живёт?», «Угадай, чей хвост», «О ком  я говорю?».

Просмотр содержимого документа
«Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой "Животные зимой".»

Конспект непосредственной организованной деятельности.
Образовательная область «Познавательное развитие». Ознакомление с природой.
Подготовительная к школе группа.

Тема: «Животные зимой».

Цель: выяснить вместе с детьми условия жизни диких животных в природе зимой.

Задачи.

Образовательные:

- обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе.

- расширять представления детей о жизни диких животных в лесу зимой;

- формировать умение выделять и охарактеризовать особенности внешнего облика животных, образа их жизни, устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведения диких животных в условиях зимнего сезона;

- конкретизировать и углублять знания детей о жизни обитателей зимнего леса;

Развивающие:

- развивать активную речь детей;

- развивать зрительное внимание, память;

- совершенствовать словарно-логическое мышление;

Воспитательные:

 - воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материалы и оборудование: мяч для игры «Кто, где живёт?»; проектор, экран, презентация на тему «Животные зимой»; сюжетные картины с изображением животных – заяц, лиса, лось, белка; силуэтные картинки - хвосты животных для дидактической игры «Угадай, чей хвост».





Методы и приемы:

Наглядные:  моделирование игровой ситуации «Путешествие в лес» с целью постановки проблем и создания мотивации, поиска ответов на вопросы.

Словесные:  вопросы, речевые упражнения (физкультминутка), рассказ, художественное слово (загадки, стихотворения о животных), беседа.

Практические: дидактические игры «Кто, где живёт?», «Угадай, чей хвост», «О ком я говорю?».

Словарь: дикие животные , звери, мышкует, шёрстка, мех.

Предварительная работа:

1.Чтение и пересказ Е. Чарушина «Заяц», сказки А. Черныш «Заяц–хвастун».

2.Беседа «Дикие животные зимой».

3.Отгадывание загадок о животных, заучивание наизусть.

4. Наблюдения за животными на прогулках.

5.Составление рассказа о животных по сюжетным картинам.

6.Рассматривание иллюстраций «Время года».

7. Рассматривание картин с изображением диких животных.

Место проведения НОД: музыкальный зал.

Ход НОД

  1. Мотивационно-побудительный этап.

- Ребята, давайте поиграем в игру «Кто, где живет?» (с мячом).


«У зайчат дом……. Под кустом.
У лисят дом……..Нора.
У волчат дом…….Логово.
У медвежат дом…..Берлога.
У бельчат дом…….Дупло.
У ежат дом…….Гнездо в норке.
У лосят дом….. В рыхлом снегу».

-Молодцы! Вы правильно назвали жилище диких животных. Ох, а что у нас за окном? (Ответы детей). Дети, какое время года наступило?

Постановка проблемы.

- Скажите, какие изменения с приходом зимы происходят в растительном мире? В мире насекомых? В мире птиц? В мире животных? На какие две группы делятся животные? (Домашние и дикие).

- Какие животные относятся к домашним? Кто заботится о них? Как? (Ответы детей).

- А кто же беспокоится о диких животных? (Они сами).

Формулировка темы занятия.

- Вы догадались, о ком пойдёт речь сегодня на занятии? Обобщить ответы детей: «Да, сегодня мы поговорим о том, как живётся диким животным зимой».

II. Организационно-поисковый этап.

- Предлагаю отправиться в зимний лес. (Обращаю внимание на презентацию –изображение зимнего леса).  Представьте, что мы в лесу. Сейчас мы с вами узнаем о жизни диких животных в лесу в зимнее время.

- Послушайте загадку, о ком она:

1-й ребёнок:
«Быстрый, маленький зверёк,
по деревьям скок да скок?» (Белка).

Показ иллюстрации.

- А какого цвета у белочки шубка? А знаете ли вы, что происходит с шёрсткой белки зимой? (Ответы детей). Белка меняет цвет своей шубки. Летом она рыженькая, а зимой серая, как вы думаете, почему?

(Чтобы быть зимой незаметной, её шубка серого цвета похожа на цвет коры деревьев, и она становится неприметной среди веток).

-Хвост у белки пушистый. Он служит белочке рулём, ведь она прыгает с ветки на ветку, а хвост ей в этом помогает.

- Чем белочка питается зимой? (Тем, что она запасла летом и осенью: ягоды, грибы, жёлуди, орехи.)

- Где белки живут?

- В дупле у белки сухо, тепло, все дырочки она законопатила мхом. Белочка – очень хорошая хозяйка, аккуратная и запасливая. Недаром её в народе называют «хлопотуньей». Когда сильный мороз, белка забирается в дупло, сворачивается клубочком и закрывает хвостом носик.

- Как белка спасается от врагов? (Она быстро передвигается по деревьям, прыгает с дерева на дерево, питается на стволах деревьев).

- Но бывает так, что зима долгая, у белочки запасы заканчиваются, и тогда она приходит за помощью к людям. Ребята, как вы думаете, кто заботится в лесу о животных? (Лесники).

- Отгадайте, кто же это:

2-й ребёнок:
«Летом - серый, а зимой - белый?» (Заяц).

(Показ иллюстрации)

- А почему зайчик меняет шубку? (Ответы детей).

- Вот как рассказывает о себе заяц:

«К зиме ребята, побелел, шубку новую надел

Под кусточком присяду, спрячусь под сосной,

Не увидит, не узнает, зверь меня лес ной.

И хотя я не трус, но всего-всего боюсь».

-Дети, как вы думаете, что помогает зайцу заметить опасность? (Его большие чуткие уши). Короткий хвостик не мешает ему быстро бегать. Задние ноги длинные и сильные, ими заяц отталкивается от земли и делает большие прыжки. заяц быстро бегает, петляет, запутывает свои следы. Но уж если его настигает враг, заяц будет защищаться, отбиваться лапами, кусаться, а зубы у зайца очень острые.

- Чем заяц питается зимой? (Корой деревьев, замёрзшей ягодой) . А где заяц живёт? Норки у него нет, спит в снежной ямке. Бывает такое, что зайчику совсем нечего есть и он приходит поближе к людям. Чем могут помочь зверьку люди? (Подкормить морковью, капустой, сеном).

-А, отгадайте, кто это?

3-й ребёнок:
«Рыжая, с пушистым хвостом,
живёт в лесу и под кустом». (Лиса).

(Показ иллюстрации)

Лисица - животное очень осторожное и хитрое, живёт лисица в глубокой норе , которая имеет два выхода- в случае опасности. Может занять и чужую нору.

- Меняет ли окраску лиса? (Нет, но мех лисы становится гуще и теплее, как и у всех зверей).

4-й ребёнок:
«Рыжая хозяйка по лесу прошла,
стёжки-дорожки хвостом подмела».

- Почему так говорят? (Ответы детей).
- Как вы думаете, зачем лисе такой пушистый хвост? (Заметает следы. Кончик хвоста у лисицы белый, чтобы в темноте лисята не потеряли мать, когда бегут за ней).

- Лисица – проворный и осторожный зверёк.
«Знает лисонька-лиса,
в шубе вся её краса,
шубы нет в лесу рыжей,
зверя нет в лесу хитрей».

- Как вы думаете, кого лиса под снегом вынюхивает? Зимой жизнь в лесу замирает и главным лисьим кормом становятся мыши-полёвки. Лисица мышкует – это значит, охотится на мышей. Бродит она по полю и прислушивается, где пищат мыши в своих норках под снегом , а как услышит, спасайтесь, мыши, у лисицы зубы острые.

Что помогает лисе выискивать добычу?(хороший слух и нюх)

Физкультминутка

Зарядкой белочке не лень заниматься целый день

С одной ветки, прыгнув влево, на сучке она присела,

Вправо прыгнула потом, покружилась над дуплом

Влево – вправо целый день прыгать белочке не лень.

(Дети садятся на стульчики).





- Отгадайте ещё одну загадку.

5-й ребёнок:
«Он живет лишь только в стае,

       как собака, но не лает,

       и зубами: щёлк да щёлк.

       Кто же это, дети.....?» (Волк).

(Показ иллюстрации)

- Что согревает волка зимой?(Тёплая, густая шерсть). Меняет ли волк цвет шерсти на зиму? (Она остаётся серебристо- серой).
- На кого охотятся волки? (На крупных животных - оленей, лосей).Вы знаете, ребята, волки – это санитары леса. А почему их так называют? (Дело в том, что когда волки охотятся, то в основном выбирают себе в жертву самого слабого и больного животного, тем самым избавляют природу от заражённых болезнями животных).

- Как вы думаете, что помогает охотиться волкам? Длинные, сильные ноги, они долго могут бежать за добычей. Недаром говорят, что волка ноги кормят. Волки охотятся стаей, они окружают добычу и нападают на неё. Спят волки на снегу, укрывая нос и лапы своим пышным хвостом. В волчьей стае всегда есть вожак – это самый сильный, умный и опытный волк .Волки с помощью голоса могут передавать другим волкам сообщения об опасности или о появлении зверя во время охоты. Они могут лаять, тявкать, выть.

Загадка

6-й ребёнок: «Он хозяин леса строгий,
а поспать любит в берлоге,
страшно может он реветь,
кто скажите он?» (Медведь).

(Показ иллюстрации)

Припасов медведь на зиму не делает, потому что он всю зиму спит в берлоге. Осенью и летом медведь ест досыта, чтобы накопился жир. А зимой у медведя одна забота - крепко спать и весны ждать.

Загадка

7-й ребёнок:
«Чуть копытами касаясь,
ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,
рога раскинув широко».(Лось).

(Показ иллюстрации)

Лось - большое животное, высокое, имеет длинные ноги, сильные копыта, рога. Лоси умеют быстро бегать по глубокому снегу. Защищаются копытами и рогами.

- А чем же питаются лоси в зимнее время? (Ветками деревьев, корой).Но после сильного снегопада трудно кормиться животным. Кустарники и низкие деревья оказываются под снегом и лоси не могут достать их. И тут приходят на помощь животным люди - лесники. Как они помогают? Делают специальные кормушки и раскладывают сено, берёзовые веники.
- Вы узнали много нового и интересного, а сейчас мы немного поиграем.

(Дети встают в круг на ковре).

Дидактическая игра «О ком я говорю?».

Цель: учить детей подмечать характерные признаки животных, узнавать их по описанию. Развивать речь, воображение.

Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц).

Бурый, косолапый, голодный. неуклюжий. (Медведь).

Серый, злой, голодный. (Волк).

Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса).

Пушистая, прыгучая, рыжая. (Белка).

Маленький, колючий, круглый. (Ёжик).



Дидактическая игра «Чей это хвост».

Цель: учить детей узнавать животных по форме и окрасу хвоста, развивать память, образное мышление.

Предлагаю детям встать вокруг стола, на котором разложены картинки изображениями вниз. Каждый ребёнок берёт картинку с изображением хвоста (волчьего, лисьего, заячьего и т.д.) и животного. Хвосты и изображения животных могут повторяться.

В.: - Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвост перепутаны: у зайца – хвост волка, у волка - хвост лисы, у лисы – хвост медведя. Загрустили звери, как же быть? Разве подходит зайцу хвост волка? Помогите зверям найти свои хвосты.

- Это кто? ( Медведь). У медведя, какой хвост? (Медвежий хвост - маленький, короткий, округлый). А почему у медведя именно такой хвост, что было бы, если бы у него был хвост, как у лисицы? (Мысли, аргументы детей).
- Это кто? (Лиса). У лисы, какой хвост? (Ответы детей). Игра продолжается, пока не распределят все хвосты.

(Ответы детей с объяснением.)

III. Подведение итогов. Рефлексия.
-
Ребята, посмотрите внимательно презентацию (автоматическая смена слайдов с музыкальным сопровождением, можно заменить презентацию видеофильмом о жизни диких животных).

Просмотр презентации.

- Итак, ребята, скажите, легко ли животным приходится зимой? Как зимует белочка, заяц, лиса, медведь, лось?

- Как мы, люди, должны относиться к животным? Если вы вдруг попали бы в зимний лес, как бы вы себя вели? В лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать зверей и птиц, не обижать животных, а по возможности помогать им, подкармливать.

Вывод:
- К окружающей нас природе мы должны относиться бережно, любить её, заботиться об обитателях природы нашей родины.

  • Понравилось вам в зимнем лесу? Но нам пора возвращаться!

«Раз, два, три, четыре, пять

Надо глазки закрывать,

Полетели, закружились

И в саду все очутились».

Оценка деятельности детей на занятии.







Источники:

1.О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду».

2.Загадки: http://ljubimyj-detskij.ru/zagadki/.

3. В.Н.Багрич «Игры, развлечения, загадки, сказки для занятий с детьми 2-7 лет. Познавательная, речевая. ФГОС ДО».

4. А.В.Миронов «Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО».

5. Н.Н.Черноиванова, А.Н.Малахова, С.Ф.Виноградова и др. «Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы. Сентябрь-ноябрь».



Конспект составлен старшим воспитателем Ведериной Ириной Александровной.

7





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!