Тема «Непослушный зайчонок»
Цель: Дифференциация звуков с, ш, з, ж в слогах, словах, связной речи.
Материал. Плоскостные фигурки сказочных персонажей (зайчишка, мышка, барсучонок, Мишка-медведушко, лиса Лариска); предметные картинки (солнышко, ручей, подснежники, трава).
Ход занятия
1. Оргмомент.
Психогимнастика
Изобразите Непослушного зайчишку, спящего Мишку-мед-ведушку, хитрую лиску Лариску.
2. Сообщение темы занятия
Сегодня будем слушать и произносить звуки с, ш, з, ж и сочинять сказку.
3. Сравнение звуков по артикуляционным и акустическим признакам
Назовите звонкие согласные. Какие звуки с, ш?
4. Произношение звуков в словах
Послушайте присказку. Жил-был непослушный Зайчишка. Почему его так называли? С ним случались разные истории.
Выставляются предметные картинки: подснежники, изумрудная травка, быстрый журчащий ручей, солнышко.
Догадайтесь, когда это было? (Весной.)
Выделение изучаемых звуков из произносимых слов. Подошел Зайчишка к подснежнику, понюхал его и сморщил нос: «Совсем не пахнет».
Изобразить мимикой и действием.
Потом он громко чихнул, от неожиданности подпрыгнул и... что случилось? (Снег под ним провалился.) К кому Зайчишка попал? (К Мишке-Медведушке в берлогу.) Тот всю зиму лежал на боку. Как его можно назвать? (Лежебока.) Увидел зайчишка мишку и ... (испугался, задрожал, заплакал, затрясся), глазками ... (заморгал), лапками ... (замахал).
Слова сопровождаются действиями детей.
Что сказал ему Медведушка? (Не бойся, я тебя не съем. Не бойся, я тебя не обижу. Разве я такой страшный?)
5. Подбор рифм
«Я как раз стихи сочинял, — сказал мишка. — Поможешь мне? Сначала найдем похожие по рифме слова: мишка, мышка, пышка, зайчишка, — а теперь давай начнем сочинять».
Спал в берлоге мишка,
К нему упал зайчишка.
Хоть зайчишка был трусишкой,
Поиграл он с нашим мишкой.
Вдруг на них упала шишка,
Ее бросила вниз мышка:
— Зайка с мишкой, вылезайте, ,
Вместе с нами поиграйте.
6. Чтение слов
В это время на поляне собрались мышка, ежик, барсук. Чтение выложенных слов.
А сейчас придумаем им клички. Кого назовем Коротышкой, Тишкой? (Мышка Коротышка, ежонок Тишка, барсучонок Бочонок.) Они любили шалить. Как мы их назовем? (Шалуны-шалунишки).
7. Физминутка
Покажите, как они шалили. Зверята любили играть в прятки. Поиграем вместе с ними. Кто как прятался?
8. Произношение в предложениях. Составление предложений с предлогами за, из-за, под, из, с
Расскажите, кто где спрятался.
Составляются ответы из опорных слов и словосочетаний на сосне, свалился с сосны; из-за ели показалась..., зарылся под..., из ямы... Например, зайчишка далеко ... (убежал, забежал, отбежал), да в яму ... (провалился).
9. Произношение звуков с, ш, з, ж в связной речи
Придумайте, как выберется зайчишка из ямы. Ответы детей.
Вытащили зайчишку из ямы, присели отдохнуть, Видят, под кустом сумка лежит, а в ней на-лы-жур, жки-кни. (Журналы, книжки).
10. Развитие фонематических представлений
Стали зверята смотреть картинки и называть слова со звуками С, Ш, 3, Ж.
Игра «Кто больше назовет».
Даются фишки для подсчета. Определяется цель: сначала называются слова со звуком с, затем с остальными звуками.
11. Произношение звуков в связной речи
Чтение стихов, загадок.
Каждый персонаж хочет услышать о себе стихотворение или загадку.
Дети читают стихи о еже, зайке, медвежатах и т.п.
Не знали медвежата, Шел медведь, косматый мех,
Что колются ежата, Нес в мешке веселый смех,
И давай с ежатами Зацепил мешком за сук —
Играть, как с медвежатами. Смех посыпался вокруг.
Вдруг медвежата в слезы М. Вайнилайтис
— Ежики... занозы!
Испугались ежики:
Несут щипцы и ножики,
И давай по штучке
Вынимать колючки.
Э. Котляр
Придумайте смешную историю о том, как сороконожка с зайкой подружилась.
Ответы детей.
12. Разгадывание ребусов, кроссвордов.
В журнале зверята увидели кроссворды и ребусы.
Показывается ребус. На рисунке шар и буква Ф (шарф).
Показывается кроссворд.
Давайте угадаем, какие животные спрятались в этих клетках. По горизонтали:
1. Маленькая, серенькая, живет в норке (Мышка).
2. Кто ходит в иголках? (Ежик).
По вертикали:
1. Название животного, который спит в берлоге (Мишка).

3. Как зовут зверька, у которого белые волосы на щеках, спинке и хвосте? (Барсук).
13. Итог занятия
Какие звуки повторяли? Вот и дом непослушного зайчишки. Что вы ему пожелаете на прощание?
Выставляется дом непослушного зайчишки.