СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое время?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое время?»

Цель: дать представления о времени; познакомить с понятиями «минута», «час», активизировать в речи детей  «время суток», «дни недели», «времена года».

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое время?»»

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Что такое время?»

Цель: дать представления о времени; познакомить с понятиями «минута», «час», активизировать в речи детей «время суток», «дни недели», «времена года».

Ход

-Ребята, сегодня мне позвонил Буратино и сказал, что он придет к нам на ровно в 9.00. Но почему то опаздывает. (Воспитатель смотрит на часы, раздается стук в дверь, приходит Буратино.)

-Буратино ты почему опаздываешь? Надо начинать, а мы тебя ждем.

-А что разве нельзя было прийти позже?

-Мы начинаем заниматься строго по времени. И в школе дети садятся за уроки в определенное время. У нас есть расписание занятий, а в школе расписание уроков. Все рабочие идут на работу в определенное время, транспорт начинает движение в определенное время по расписанию. Если бы не было часов и люди не соблюдали время, могла бы произойти вот такая история.

Приходит, например, командир экипажа самолета на аэродром, смотрит, а в самолете никого нет. «Рано я пришел,-думает командир. -Пойду пока пообедаю». Только он ушел пришли пассажиры. «Ах,-говорят пассажиры,-командира еще нет. Пойдем пока что -нибудь еще в магазине купим». Не успели они уйти, возвращается голодный и сердитый командир. Без часов никто не знал, во сколько открывать столовую. Посмотрел командир, а в салоне опять никого нет «Раз так,-говорит он,- улечу один. Будут знать как опаздывать!». И улетел бы, если бы не было часов.

А кто сможет отгадать загадки о времени?

Оно весь век бежит вперед

И никогда не устает. (время)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (часы)

-Раньше часы были разные: солнечные,водяные, песочные, но такие часы никогда не тикали. Люди умели определять время, взглянув на движение солнца. Определяли время по длине тени в разное время дня. Песочными часами пользуются и сейчас в процедурных кабинетах поликлиник и больниц (1 минута, 5 минут)

Теперь мы пользуемся механическими и электронными часами. Время является регулятором различных видов деятельности. Ориентация во времени чувство времени побуждает человека быть собранным точным.

Время постоянно бежит из прошлого в будущие ,а бежит оно через настоящее.

А что же такое «время»? Время выражает длительность событий, их последовательность, прерывность и непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.

-А как же измеряется время по длительности? (Воспитатель и дети рассматривают механические часы.). Время измеряется секундами, минутами, часами. Определяют время по часам. Время определяется сутками, неделями, месяцами, годами. (Воспитатель и дети рассматривают календарь, определяют день недели, месяц, год.) Время определяется веками, эпохами. (Рассматривают энциклопедию.)

- Отгадайте загадку:

Гляжу в окошко-

Ходит черная кошка. (ночь.)

Поутру оживает,

К вечеру умирает. (день.)

-Когда вы приходите в детский сад? (утром). А уходите? (вечером)

-Как назвать одним словом утро, день, вечер, ночь? (сутки)

-Продолжительность в каждой части суток бывает различной и зависит от времени года. Вспомните, зимой ночь длиннее, а день короче. А летом наоборот.

Упражнение с картинками «Когда это бывает?»

(день-ночь, утро-вечер, утро-день, вечер-ночь)

-Отгадайте еще одну загадку:

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний.

Появляется передний (дни недели).

Что за птицы пролетают

По семерке в каждой стае.

Вереницею летят,

Не воротятся назад. (дни недели)

- Правильно это дни недели. Название дней недели в основном связанно с порядковыми номерами. Вторник - второй, среда - средний, четверг –четвертый, пятница- пятый. Воскресенье названо в честь Воскресения Христа по православной вере.

- Буратино, если хочешь лучше запомнить дни недели, давай выучим все вместе стихотворение. П. Башмаковой Дни недели

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг искала мяч

Чашки в пятницу помыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья.

-Дети, а какой сегодня день недели? Какой был вчера? Какой будет завтра? Через сколько дней будет суббота? А воскресенье? Есть ли у вас любимый день недели? (ответы детей)

-Отгадайте следующую загадку:

Друг за другом ходят,

Друг друга не обходят. (месяцы).

- Правильно, это месяцы. А сколько всего месяцев в году (12). Какие вы знаете месяцы?

-Только кончается один месяц, следом начинается другой. Месяцы идут один за другим. 12 месяцев составляет год. В году различают четыре времени года.

-Воспитатель – «Послушайте стихотворение А Кузнецовой «Времена года».

Придумала Мать дочерям имена.

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна - зеленеют лиса

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло - все под солнцем цветет

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля,

Зимой отдыхает и дремлет земля.

-Буратино, а ты знаешь, какое сейчас время года? А ребята наши знают. Какое время года было до него? А какое будет после? Есть ли у тебя любимое время года? Какое? Почему нравится?

-Ребята, Буратино принес вам замечательную картину, только не понятно, какое время года здесь изображено. (Воспитатель предлагает детям перепутаницу, дети ищут ошибки.)

-А теперь давайте разделимся на четыре группы. Каждая группа нарисует свое время года :зиму, весну, осень, лето.