СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект обобщающего урока по теме: "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-путешествие по теме «Имя существительное. Обобщение по теме:

“Морское путешествие к островам архипелага «Имя Существительное»

в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект обобщающего урока по теме: "Имя существительное"»

Урок-путешествие по теме «Имя существительное. Обобщение по теме:

Морское путешествие к островам архипелага «Имя Существительное»

в 6 «Б» классе

Цель: формирование предметных, личностных и метапредметных УУД

Предметные:

  • обобщение и систематизация сведений об имени существительном как части речи;

Личностные:

• самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности через игру;

  • самомотивация учебной деятельности;

Метапредметные:

познавательные:

Уметь систематизировать материал, сравнивать и рассуждать, находить нужную информацию из текстов.

регулятивные:

уметь оценивать результаты своей деятельности, анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;

коммуникативные:

слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию; уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Тип урока: систематизация и обобщение изученного материала.

Вид урока: урок-игра “Морское путешествие к островам архипелага «Имя Существительное»

Технология: на игровой основе.

Оборудование: компьютер, презентация PowerPoint, проектор, карточки с заданиями, сигнальные карточки, смайлы-настроения для организации рефлексии.

Ход урока

I. Организационный этап.

-Здравствуйте, ребята.

-Ребята, вы любите мечтать?

-О чем вы мечтаете? (Ответы детей.) Подготовленный ученик говорит про мечту о морском путешествии.

-Наверное, каждый хоть раз в жизни мечтал о морском путешествии. Чем привлекает человека море? (Ответы детей.)

-Я уверена, что каждый человек должен стремиться воплотить свою мечту в жизнь. Поэтому сегодня предлагаю вам отправиться в путешествие по воображаемому морю знаний, в таинственный, интересный, ещё мало изведанный вами мир русского языка. И мы с вами сегодня не просто мореплаватели, а мореплаватели-лингвисты.

-А кто такие лингвисты? (Лингвистика-языкознание.)

-Значит, лингвисты – знатоки языка.

-Мир русского языка неисчерпаемо богат. Мы отправляемся на поиски таинственного архипелага. А как он называется, угадайте сами.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

На доске слова - морские звёзды:

Синквейн-

  • Самостоятельная, важная

  • бывает, называет, обозначает

  • В предложении подлежащее, либо второстепенный член предложения

-На что указывают эти слова? (на имя существительное)

- Итак, угадайте, к какому архипелагу мы отправимся? (архипелаг «Имени существительного»)

- Верно, держим правильный курс.

-Руководство путешествием разрешите взять на себя.

-Ребята, сегодня на уроке у нас будет 4 экипажа (название команд). В каждом из них есть капитаны (имена капитанов). У каждого члена команды есть свой личный судовой журнал, в него вы будете заносить всё самое основное, что будет происходить во время путешествия. Также хочу заметить, что за успешное выполнение ответственных заданий во время путешествия активные мореплаватели будут отмечаться звёздами. Набравшие большее количество будут занесены в Почётную книгу морских достижений (журнал) и награждены призовыми баллами (оценками за урок).

-В любое путешествие отправляются с определённой намеченной целью. Есть она и у нас. Посмотрите на тему нашего урока. (Запись на слайде). Давайте, вместе составим кластер, в котором отразим цели нашего путешествия по ахипелагу «Имя существительное»

(наши действия) (Ответы детей)

- цели появляются на слайде в виде звёзд: обобщить, систематизировать, рассуждать, сравнивать, планировать, оценивать.

III. Актуализация знаний.

 -Внимание, экипаж! Записать: число, классная работа, тема урока в свои личные судовые журналы.

-Путешествие – дело довольно трудное и опасное. Поэтому вам необходимо получить допуск к нему – пройти контроль состояния своего здоровья.

-Домашним заданием к  нашему уроку было подобрать пословицы и поговорки о  здоровом образе жизни, в которых встречаются имена существительные. Зачитайте, пожалуйста, выписанные вами пословицы и поговорки. (Ответы детей с указанием имён существительных в пословицах и поговорках)

Баня - вторая мать.

Баня здоровит, разговор веселит.

Баня парит, баня правит.

Береги платье снову, а здоровье смолоду.

Болезнь и поросенка не красит.

Болезнь не красит человека, а старит.

Болен - лечись, а здоров - берегись.

Будь не красен, да здоров.

Горьким лечат, а сладким калечат.

Грамота не болезнь - годы не уносит.

Если хочешь быть здоров - закаляйся.

Здоров будешь - все добудешь.

Здоровье дороже богатства.

Здоровье дороже денег, здоров буду и денег добуду.

Здоровье дороже денег.

Здоровье не купишь - его разум дарит.

Здоровьем слаб, так и духом не герой.

Здоровью цены нет.

Здоровья за деньги не купишь.

Курить - здоровью вредить.

Лук да баня все правят.

Лук с чесноком - родные братья.

Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.

На болячку не молись, а лечись.

Ранить легче, чем лечить.

Руби дерево здоровое, а гнилое и само свалится.

Чистая вода - для хвори беда.

Чистота - залог здоровья.

-Молодцы, у вас отличное здоровье! Все допущены к путешествию! Вы готовы отправиться в путь? Зайдите на борт корабля. Сейчас мы вместе с вами дадим старт кораблю. Хором: 5, 4, 3, 2, 1... поплыли!

Звучит музыка из кинофильма «Пираты карибского моря» (движения головой и руками сидя)


-Внимание! Мы уже близки к цели нашего путешествия. Перед нами открытое море. Но чтобы не заблудиться во время плавания, нам нужна карта. (На слайде).

-Во время нашего путешествия мы побываем с вами на островах имени существительного.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

-Каких? (Дети смотрят на карту и называют названия островов)

«Теоретический», «Практический» (на слайде закрыта знаком вопроса), «Технический», «Шифровочный», «Конструкторский», «Контрольный»

-Чтобы попасть на первый остров, нужно проплыть сквозь бухту, между Сциллой и Харибдой. По верованиям древних греков, на прибрежных скалах по обе стороны Мессинского пролива обитали два чудовища: Сцилла и Харибда, поглощавшие мореплавателей.

-Как вы считаете, какое значение имеет выражение «Между Сциллой и Харибдой»?
- Ответы детей. (Выражение между Сциллой и Харибдой употребляется в значении: оказаться между двумя враждебными силами, в положении, когда опасность угрожает и с той и с другой стороны).

-Но пропускают они не всех подряд, а только самых смелых, отважных, а главное – знающих. Вам необходимо выполнить задание: «Выберите имена существительные из предложенных слов». (Ответы детей)

Смелость, храбрый, доброта, отвага, грубый, синева, нежный, бесстрашие;

- На какую часть речи похожи выбранные вами существительные?

- Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем не перепутать существительное с другой частью речи? (задать вопрос кто? и что?)

– Молодцы ребята, справились с заданием! Такая кропотливая работа, несомненно, требовала большого напряжения. Давайте немного отдохнём.

-Закройте глаза, помечтайте.

-Ребята, давайте потанцуем глазами? (Физкультминутка для глаз)

Звучит музыка «Шум прибоя»

-Молодцы, продолжим!

-Итак, вы получили разрешение пройти через бухту и очутились в открытом море. Перед нами первый остров “Теоретический”.

Остров “Теоретический”

задание №1: Игра «Верно-неверно».

Правильное утверждение – зелёная карточка, неправильное – красная.

1)Верно ли, что имя существительное это часть речи, обозначающая предмет? (Да)

3) Верно ли, что существительные «неряха», «плакса» общего рода? (Да)

4) Верно ли, что суффикс является показателем рода у имён существительных? (Нет)

5) Верно ли, что существительные мужского рода имеют окончание –и-, женского и среднего родов окончания –е-? (Нет)

6) Верно ли, что у существительного 6 склонений? (Да)

7) Верно ли, что бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и путь, разносклоняемые существительные? (Да)

7) Верно ли, что существительные изменяются по родам, падежам и числам? (Нет)

8) Верно ли, что в предложении имя существительное может быть сказуемым? (Да)

Остров “Практический”

-Молодцы, ребята, давайте продолжим наше путешествие. Впереди по нашему курсу неизвестный остров. Мы нашли только описание слова, от которого образовано его название. Это существительное, которое имеет такое значение «применение знаний в деятельности». Что это такое? (практика). Образуйте от этого существительного прилагательное, отвечающее на вопрос «какой?» (Практический)

*Учитель переворачивает значок острова названием вперед (на слайде)

Задание №3 по карточкам: (раздать карточки)

- Жители этой планеты - «Собственные и нарицательные существительные» - просят нас о помощи: после урагана они потеряли свою семью – помогите им найти друг друга, для этого запишите слова, распределив их в два столбика.

- Работают по группам. У каждого экипажа одинаковое задание. Выполняется на карточках. Потом обсуждение ответов внутри группы и после этого поднять руку, чтобы ответить. Право ответа у той группы, которая быстрее справилась с заданием.

(К,к)вартира, (М,м)инск,(Е,е)нисей, (Г,г)итара, (Б,б)инокль, (Ю,ю)питер, (А,а)рктика, (М,м)орепаватель, (А,а)нна, (М,м)осквич, (Т,т)руд, (Г,г)реция.


Собственные

Нарицательные

Минск

квартира

Енисей

гитара

Юпитер

бинокль

Арктика

мореплаватель

Анна

москвич

Греция

труд


-Найдите среди данных примеров, одушевленные имена существительные (мореплаватель, москвич)

- Спасибо, вы очень помогли жителям этой планеты.

-Молодцы, ребята. Вы, наверное, немного устали, путешествуя по островам. Я предлагаю вам немного отдохнуть и поиграть.

Физкультминутка «Мореплаватель»

-Встаньте, пожалуйста. Сейчас я буду диктовать слова мужского, женского среднего и общего рода. Если вы услышите слово м.р. и ср.р. хлопните в ладоши один раз, ж.р. - два раза, и если вы услышите существительное общего рода хлопните в ладоши три раза.

- Вы готовы? Тогда начнём.

Бухта (2), море (1), якорь (1), умница(3), экипаж (1), звезда (2), остров (1), мореплаватель (1), риф (1), адмиралтейство (1), тихоня (3), ночь (2),

- Молодцы, ребята, у вас очень дружные экипажи.

Остров «Шифровочный». Продолжаем наше путешествие. Мы приплыли на остров «Шифровочный».

Жители этой планеты очень хитры и коварны. Они любят обманывать и запутывать путешественников. Мы нашли письмо-шифровку. Его оставили нам жители острова, но они допустили много ошибок. Исправьте их. Давайте проверим наших капитанов экипажей, насколько хорошо они знают русский язык.

Люблу прагулке у моря. Они никагда мне не надоедаут, ведь всегда разные. Само морэ не бывает одинаковым. Оно изменчиво по своей природи. Сегодня оно спакойное и тихои и, как будто нет ничего более ласкавого, чем его лехкие волны. Вада отражает топлые солнечныэ лучи и слэпит, не превыкшие к яркаму свету, глаза. Топлый песок приятно греет мои ноги, а кожа покрываеца залатистым загаром.

Ну а пока наши капитаны заняты делом, мы с вами заправимся. Но чтобы открыть доступ к топливу, нам необходимо найти правильный код.

Остров «Технический»

-Мы подплыли к острову «Технический», чтобы пополнить запасы топлива.

Но чтобы открыть доступ к топливу, нам необходимо найти правильный код.

Задание №4: Для этого мы с вами выполним задание.

Цифровой диктант. Я диктую слова, ваша задача - определить, существительные какого склонения перед нами. Работаем в группах. Если существительное 1 склонения, то вы записываете цифру 1, если 2 склонения то вы записываете цифру 2, если 3 склонения– ставите цифру 3. Каждую цифру кода записываем через запятую.

Палуба, океан, ураган, корабль, мореплаватель, бухта, гладь (воды).

Молодцы! Вы правильно нашли код (1,2,2,2,2,1,3) и заправили корабль. Летим дальше

- Проверим, как вы справились с заданием капитаны экипажей.

-Летим дальше.

«Остров Конструкторский»

-Продолжаем наше путешествие. Мы подплыли к острову «Конструкторский». Жители этой планеты «Неизменяемые существительные». Выполним их задание.

Задание №5: Прочитайте текст, найдите семь ошибок в употреблении несклоняемых имён существительных.

Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашна и без пальты.

Проверка выполнения задания

V. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Остров “Контрольный»

Ну что ж, пришло время покидать острова Имени существительного» и отправляться домой. Нам снова нужно проплыть через бухту , Сцилла и Харибда хотят узнать, кто из Вас, ребята, самый умный», для этого вы должны выполнить небольшой тест. (работа по карточкам)

Задание №6: выполните тестовую работу. Обведите правильный вариант ответа и внизу листа запишите полученный код.

1.Имена существительные обозначают:

а) признак предмета; б) предмет; в) действие предмета.

2. Имена существительные отвечают на вопросы:

а) кто? что?; б) какой? какая?; в) как?

3. Укажите ряд, в котором все имена существительные одушевлённые:

а) сапог, кошка, дверь; б) цветы, воробей, гусеница; в) собака, женщина, врач.

4. Укажите неверное утверждение: Имена существительные изменяются

а) по падежам; б) по числам; в) по родам.

4. Укажите ряд, в котором все имена существительные собственные:

а) мама, бабушка, отец;

б) Волга, Тузик, «Сальская степь»;

в) «Компас», улица, фонарь.

5. Укажите ряд, в котором все имена существительные 3 склонения.

а) сирень, ночь, женщина; б) дверь, зверь, дочь; в) бандероль, полынь, лазурь.

Капитаны экипажей собирают тесты и сдают учителю.

*Вывести код на экране. 1Б 2А 3Г 4Б 5Г

-Внимание! Экипажи! Приготовиться к отплытию домой!

VII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Уважаемые путешественники! Все острова имени существительного нами исследованы. Вы показали свои знания и умения по теме урока. По завершении путешествия мореплаватели обычно проводят конференцию.

-Что такое конференция? ( Конференция – совещание группы людей по какому-либо вопросу).

-Итак, обсудим наше путешествие:
– Вернёмся к целям урока, которые мы поставили в начале урока. Достигли ли мы этих целей? *(вывести на слайде кластер)

– Понравилось путешествие?
– Что запомнилось?
– Над чем ещё нам нужно поработать?
– Капитаны кораблей! Вручите членам экипажей листы самооценки! Заполните и сдайте их своему капитану корабля. (Собрать у капитанов листы самооценки).

-Назовите самых активных участников ваших экипажей.

– Наше морское путешествие состоялось! Спасибо за ваше усердие и старание! Давайте поблагодарим друг друга за урок. (Смайлы-настроения)

После мореплавания путешественникам необходимо пройти адаптацию. Адаптация – приспособление организма к изменившимся условиям.

Задание на дом.

– Адаптация будет происходить уже в домашних условиях, напишите рассказ о сегодняшнем путешествии на уроке. Не забудьте о знаках препинания!

Домашнее задание: Написать мини-сочинение на тему: «Моё путешествие по морю знаний».

Резерв

Задание № 7: планета “Фантазёры”.

- Ребята, взгляните на карту нашего путешествия, на ней появилась планета «Фантазёры». Подлетим ближе? (Ответы детей)

За одну минуту вы должны убедить нас в необходимости изучать тему «Имя существительное».

За каждый правильный ответ команда получает звездочку

1. команда. Сколько (время), дорожить (время).

2 команда. Полковым (знамя), под (бремя) усталости.

3. Команда. В горячем (пламя), крупные (семя).

4. Команда, Назвать по (имя), идти по (путь).

Вывод: -Ребята, скажите, какие окончания имеют эти существительные в форме родительного, дательного и предложного падежа? Какие окончания у этих существительных в творительном падеже?



-Встаньте, пожалуйста. Сейчас я буду диктовать слова 1, 2 и 3 склонения. Если вы услышите слово 1 склонения, то вы должны хлопнуть в ладоши один раз, 2 склонение - два раза, и если вы услышите существительное 3 склонения, то хлопните в ладоши три раза.

- Вы готовы? Тогда начнём.

Бухта (1), море (2), якорь (2), звезда (1), остров (2), мореплаватель (2), риф (2), адмиралтейство (2), ночь (3), экипаж (2).



4