Конспект открытого обобщающего урока по русскому языку в 7 классе
на тему: «Союз».
Цели: проверить теоретические знания о союзе как части речи, делении союзов на группы и по назначению; сформированность навыка различения предложений с однородными членами и сложносочиненного с союзом И; навык интонационного и пунктуационного оформления различных союзных конструкций; умение правильно и уместно пользоваться в речи различными союзными конструкциями; сформированность навыка написания союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО; умение различать на письме союзы ТАКЖЕ. ТОЖЕ. ЧТОБЫ. ЗАТО, наречий и местоимений с частицами ТО, ЖЕ, БЫ.
Ход урока:
Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).
- Над какой темой мы с вами работаем?
- Дать определение союза.
- На какие две большие две группы делятся союзы? (сочинительные и подчинительные)
-Для чего служит союз И?
-Найдите в домашнем упражнении (упр. 345) предложение, в котором союз И выполняет две функции, объясните постановку или отсутствие знаков препинания.
Денисов ехал тоже домой, в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме.
-Отразите это на схеме. (Работа на доске и в тетради.)
-Какой еще союз встретился в предложении? (тоже)
-Докажите, что это союз.
2. Постановка темы и цели урока.
а) Сегодня на уроке продолжим работу над различением союзов и омонимичных самостоятельных частей речи с частицами.
-Итак, о каких союзах пойдет речь?
-Как напишем союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ?
-А местоимение ТО с частицей ЖЕ?
Наречие ТАК с частицей ЖЕ?
-Как отличить ТОЖЕ – ТО ЖЕ?
б) Самостоятельная работа по рядам (предложения на экране).
-Записать предложения, раскрыть скобки, объяснить написание союзов, местоимений и наречий.
1-ый ряд.
1. Камень был невзрачным, за (то) в темноте чуть светился голубым светом.
2. Друзья его любили за (то), что он был верным товарищем.
2-ой ряд.
1. Мы то (же) советуем вам отдохнуть.
2. То(же) слово, да не так бы молвить.
3-ий ряд.
1Друзья так(же) смотрели на меня сочувственно.
2. Огонь потух так(же( быстро, как и возник.
в) Проверка фронтально.
3. Работа у доски.
Чтобы свободно и радостно жил человек, укрепляем мы нашу Отчизну.
(Произвести синтаксический разбор предложения, начертить горизонтальную и вертикальную схемы, объяснить постановку знаков препинания)
-Итак, чем является ЧТОБЫ в предложении?
-Устно составьте предложение, в котором ЧТО было бы местоимением с частицей БЫ.
В слабом классе можно предложить подсказку:
Не могу понять, … могло их задержать.
Я все равно сделаю по-своему, …ни говорил.
Я не могу понять, … это значило.
( На доске можно записать одно предложение).
Что бы ты мне посоветовал.
И что бы мы не делали, всегда мы за одно.
Его не слушали, что бы он ни говорил.
4. Работа с текстом.
-Самая ответственная работа (текст на экране).
-Прочитать текст.
-Какие правила надо вспомнить?
-Списать, раскрыть скобки.
(Два человека работают на листочках, остальные - в тетрадях).
Алеша Пешков рано познал жизнь. Его дед разорился и отдал внука в люди. Что(бы) не умереть с голоду, Алеша много работал. Что(бы) ни придумывали хозяева, мальчик добросовестно выполнял любые поручения. Но вместо благодарности его порой избивали.
Алеша любил читать. Читал он при свете свечи, а так(же) лучины, что(бы) не жечь керосиновую лампу.
Герои книг то(же) жили в трудных условиях, за(то) противостояли им.
Алеша так(же), как и любимые персонажи, смог победить трудности. Он благодарен книгам за(то), что они помогли ему стать всемирно известным писателем.
Проверка: фронтально. Работу двоих учеников оценить.
(Если останется время)
-Вернемся к проверке домашней работы.
-Какие пословицы вы выписали? (Выборочно объяснить правописание союзов и омонимичных частей речи.)
(Надо наклониться, чтобы воды напиться.
Не за то волка бьют, что сер, а за то, что овцу съел.
Клевета для слуха – то же, что полынь для языка.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
То же слово, да не так бы молвить.
Чтобы много знать, надо мало спать.)
5. Домашнее задание.
Составить текст на тему: «На уроке русского языка». Употребить в нем союзы и омонимичные части речи.
6. Итог урока.