СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока. 8 класс. Тема: «Отечественная война 1812 г.».

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1. ознакомление с событиями Отечественной войны;

2. развитие умения анализировать последствия события; делать выводы;

3. способствовать воспитанию чувства гордости за нашу славную историю.

Задачи:

1. ознакомить с особенностями военной истории: стратегией, тактикой, состоянием вооружения армий в изучаемую эпоху;

2. учить умению решать проблемные задачи и анализировать исторического факты;

3. отрабатывать навыки работы с картой и чтения ее легенды. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока. 8 класс. Тема: «Отечественная война 1812 г.».»

Конспект урока. 8 класс.

Тема: «Отечественная война 1812 г.».

Цели:

1. ознакомление с событиями Отечественной войны;

2. развитие умения анализировать последствия события; делать выводы;

3. способствовать воспитанию чувства гордости за нашу славную историю.

Задачи:

1. ознакомить с особенностями военной истории: стратегией, тактикой, состоянием вооружения армий в изучаемую эпоху;

2. учить умению решать проблемные задачи и анализировать исторического факты;

3. отрабатывать навыки работы с картой и чтения ее легенды.

Оборудование: Карта «Отечественная война 1812 г.», портреты полководцев, репродукции картин: «Совет в Филях», «И клятву верности сдержали…», Герасимов «М.И. Кутузов на Бородинском поле», Смирнов «Пожар Москвы», И. Прянишников «Эпизод из Отечественной войны»; контрольные тесты.

Форма урока: Комбинированный урок с элементами проблемного обучения и компьютерной поддержкой.

Эпиграф к уроку:

Кичась, они забыли ныне;

Забыли русский штык и снег,

Погребший славу их в пустыне.

Знакомый пир манит их вновь –

Хмельна для них славянов кровь,

Но тяжко будет их похмелье.

А. Пушкин.

I. Введение в тему

Решение проблемного вопроса: какое утверждение верно?

1. Заключение Тильзитского договора имело только отрицательные последствия;

2. Тильзитский договор имел двойное значение для России.

Учитель обобщает высказывания учащихся:

Франция добилась господства в Европе. В 1811 г. Наполеон говорил: «Через пять лет я буду господином мира; остается одна Россия, но я раздавлю ее».

Присоединение России к континентальной блокаде пагубно сказалась на ее внешней торговле, стремление освободиться от французского влияния отвечало экономическим интересам российского дворянства. Очень скоро Александр 1 начинает уклоняться от соблюдения условий Тильзитского договора. Это накалило отношения между Францией и Россией и привело к войне, которая получила название Отечественной.

II. Объявление темы. Воспроизведение учащимися памятки – алгоритма по изучению войны.

1. Причины и характер войны:

− основные противоречия, приведшие к войне;

− подготовка к войне, соотношение сил;

− план сторон.

2. Ход войны (основные этапы):

− повод к войне и ее начало;

− основные этапы и главные сражения;

3. Окончание войны, условия мира, итоги.

Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.

III. Знакомство с планом и задачами урока.

План.

1. Причины войны и цели воюющих сторон.

2. Начало и ход войны, ее характер.

3. Бородинское сражение.

4. Изгнание французов с территории России.

1. Причины войны (коллективное формулирование, запись):

а) Наполеон хотел нанести поражение России, принудить ее к подписанию мирного договора и заставить быть союзницей против Англии.

б) Александр 1 намеревался самостоятельно вести внешнюю политику и активно влиять на международную обстановку в Европе.

Цели воюющих сторон (в сравнении) и характер войны для ее участников (объяснение учителя и выполнение учащимися задания).

Задание:

1. Зная о цели войны, определите ее характер.

2. Работа с картой.

Цель Наполеона – разгром русской армии; подчинение России, превращение ее во второсортную державу, отторжение у нее ряда территорий и оттеснение России от незамерзающих морей. Прибалтику Наполеон обещал Пруссии, юго-западную Украину – Австрии, Белоруссию, Литву и Украину – Польше, Крым и Грузию – Турции, Восточное Закавказье – Ирану.

Цель России – защитить свои территории и не допустить завоевания страны.

Проверка выполнения задания: определение характера войны.

Вывод: Для Наполеона война захватническая, для России – освободительная, Отечественная.

1. Начало войны.

а) Рассказ учителя, работа с картой,

Самостоятельная работа учащихся: сравнение соотношения сил.

Задания:

1. На основе диаграммы сравните военно-экономический потенциал России и Франции? (слайд), сделайте выводы.

2. Работа с картой, портреты Наполеона и Александра I (слайды).

Итог: русская армия сохранена, план Наполеона – разбить русские армии в приграничных сражениях по одиночке не удался. Война принимает народный характер.

б) сообщение ученика о Кутузове. Вопрос классу:

«Чем объяснялась популярность Кутузова в народе?»

Введение значения слова тактика (оборонительная тактика).

3. Бородинское сражение.

а) Ознакомление с целями Наполеона и Кутузова в этом сражении. Сравнение соотношения сил перед сражением (слайд).

б) Рассказ о ходе сражения (слайды).

Словарь: флеши.

в) решение проблемного задания:

Кто же победил в этом сражении?

Учащимся предлагается несколько вариантов ответов на этот вопрос. Карточка с вариантами ответов – на каждую парту.

Несколько различных мнений о результатах и последствиях Бородинского сражения:

А) Бородинская битва завершилась поражением русских, которые не смогли воспрепятствовать дальнейшему наступлению Наполеона;

Б) русские войска нанесли ощутимый урон французам, поэтому Бородино было успехом Кутузова;

В) Наполеону не удалось осуществить свои планы и уничтожить русскую армию в генеральном сражении;

Г) Бородино было поражением французов, которым не смогли в полной мере воспользоваться русские;

Д) Бородинская битва закончилась безрезультатно, судьба войны решалась в последующих сражениях;

Е) Бородино стало генеральной репетицией, без которой не были бы возможны дальнейшие победы русских.

Вопросы: Какие из суждений кажутся вам наиболее верными? Можно ли ограничиться какой-либо одной из приведенных здесь оценок? Какие суждения дополняют друг друга?

Итог: выступления учеников с защитой своей точки зрения. Для того чтобы защита была аргументированной, предлагаю вернуться к планам Наполеона и Кутузова.

г) Совет в Филях. Тарутинский маневр.

Рассказ учителя с использованием репродукции картины Кившенко «Совет в Филях».

Задание: Дайте оценку заявлению, сделанному Кутузовым: «С потерей Москвы не потеряна Россия».

Работа с картой. Что такой Тарутинский маневр? Это план М.И. Кутузова. Русская армия отступила из Москвы по Рязанской дороге, свернула на Калужскую дорогу и расположилась лагерем у села Тарутино, прикрыв Калугу и Тулу. Наполеон потерял русскую армию из виду. В Тарутино русская армия численно пополнилась, улучшилось ее вооружение, была увеличена конница, сделаны продовольственные запасы.

д) Партизанское движение (самостоятельная работа по учебнику).

− работа над пониманием значение термина «партизаны»,

− самостоятельная работа по учебнику.

Задание: Прочитайте материал и оцените роль партизан в достижении победы.

4. Изгнание французов с территории России.

- Рассказ с опорой на карту и слайды.

Самостоятельное формулирование причин победы России в войне.

Задание: Закончите слова Н.Г. Чернышевского о причинах победы в войне 1812 г: «Главнейшими же причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаны…».

5. Домашнее задание: §4, нанесите на контурную карту основные события войны Творческие задания по желанию: подготовить сообщения о партизанском движении и его героях.

6. Проверка усвоения материала в форме теста:

Отступление русских войск в начале войны 1812 г. было вызвано

1. внезапностью нападения наполеоновской армии на Россию;

2. превосходством сил Наполеона;

3. неумелым руководством Александра I;

4. неподготовленностью России к войне.

Герасим Курин, Архип Семенов, Василиса Кожина были

1. партизанами; 2. поэтами; 3. гусарами; 4. крепостными крестьянами.

После этого сражения наполеоновской армии пришлось отступать из Москвы по старой смоленской дороге

1. под Красным; 2. под Смоленском;

3. под Тарутином и Малоярославцем; 4. под Волоколамском.

Главнокомандующим Первой русской армии в июне 1812 г. был

1. М.Б. Барклай-де-Толли; 2. М.И. Кутузов; 3. П.И. Багратион; 4. П.В. Чичагов.

Решение М.И. Кутузова оставить без боя Москву преследовало цели

1) сохранить армию; 2) спасти Петербург;

3) навязать Наполеону зимнюю кампанию;

4) вызвать всенародный гнев к Наполеону.