СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока ИЗО в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

На примере данного урока показано. как проблемная ситуация влияет на активную творческую деятельность учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока ИЗО в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.»


Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе с использованием технологии проблемного обучения.

Тема урока: «Морской пейзаж»

Образ водной стихии в искусстве.

Методические рекомендации:

Ценность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношения к окружающей среде, в его эмоциональности. Детское искусство носит экспрессивный характер - ребёнок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. На уроках учащиеся последовательно проживают несколько этапов взаимодействия с миром искусства, со сверстниками, с педагогом.

  • I этап - психологическое вхождение в тему урока.

  • II этап - познавательный или знакомство с неизвестным (новым), где формулируется проблема в виде проблемного вопроса, игры, работа с наглядными пособиями, видео-фильмы, слайд-шоу, элементы арт-терапии.

  • III этап - практический (работа с художественным материалом)

  • IV этап - завершающий или психофизическая разгрузка, разрешение проблемы, поиск оптимальных вариантов.

Конечно, важно учитывать при планировании урока, что I и IV этапы необходимы на каждом занятии, так как успехи учащихся напрямую зависят от того, насколько плавно, незаметно, тонко педагог введёт их в особый мир искусства.

Во время урока этапы могут меняться местами, могут появляться новые или поочерёдно повторяться между собой - всё зависит от прогнозирования результата деятельности.

Вашему вниманию предлагается конспект риторического урока проблемно-поискового характера, где педагог формулирует, сам предлагает проблему (проблемный вопрос), а учащиеся по ходу урока занимаются поиском вариантов решения и синтезируют рациональное.

В этом возрасте (11-12 лет), учащиеся готовы к осмыслению содержания предмета, чужих мыслей, могут пропустить их через себя и выработать свою позицию.

Им свойственно отстаивать своё мнение по поводу рассматриваемых произведений; Вести поисковую работу по подбору репродукций, рассказов об искусстве; Доброжелательно проводить обсуждение работ, представленных учащимися своего класса.

Концептуальная цель: Развивать посредством искусства духовно - нравственное и эмоциональное восприятие школьника.

Тема урока: “Морские пейзажи”

Стратегическая цель: развитие образного мышления, воображения, способности рассуждать, анализировать художественные произведения.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с творчеством художника-мариниста Ивана Константиновича Айвазовского.

  • Учить воспринимать и понимать произведения искусства, отражая свои впечатления на плоскости листа - живописно.

  • Расширять палитру эмоционально-чувственных ассоциаций по отношению к цвету и настроению картины.

  • Упражнять, в умении устанавливать светлотные отношения между оттенками цвета.

Проблемный вопрос:

  • Как влияет морская стихия на жизнь человека?

Оптимальный вариант:

  • морская стихия влияет на эмоциональное состояние человека.

  • на физическое здоровье.

  • вдохновляет на творчество.

  • кормит.

  • добыча полезных ископаемых.

Художественные материалы:

  • листы белой бумаги (формат А3, А4);

  • акварель, гуашь;

  • кисти плоские, круглые (“белка”, “щетина”, № 3, 5, 10, 14);

  • палитры, салфетки, подставки под кисти, вода.

Зрительный ряд:

  • портрет И. К. Айвазовского.

  • Основные даты биографии художника.

  • Его живописные произведения:

  • “Девятый вал”,

  • “Чёрное море”,

  • “Ялта”,

  • “Бурное море”,

  • “Кавказские горы”,

  • “Спасающиеся от кораблекрушения”.

  • Акварель М. Ю. Лермонтова “Парус”.

  • Карточки, определяющие настроение морской стихии.

  • Картины марин с различной смысловой нагрузкой.

Музыкальный ряд:

  • Диски, аудиокассеты с шумом моря. (Ванесса Мэй “Шторм”; Фридерик Шопен “Ноктюрн №1, си-бемоль мажор”, “Прелюдия №7, ля-мажор”; Юрий Антонов “Море, море - мир бездонный”).

Межпредметные связи:

  • Литература (стихотворение М.Ю. Лермонтова “Парус”).

  • География (моря, в названии которых присутствует цвет Белое, Чёрное, Красное, Жёлтое и их местонахождение на карте).

Комментарий урока:

  • С целью активизации интереса, учащихся к данной теме, педагог предлагает мысленно оказаться на выставке картин одного художника.

  • (просмотр сопровождается аудиозаписью с шумом моря.)

  • Айвазовский И.К. “Чёрное море” (Рисунок 1)

  • Айвазовский И.К. “Закат на море” (Рисунок 2)

  • АЙВАЗОВСКИЙ ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ (Рисунок 3)

  • 1817, Феодосия — 1900, там же

  • КОНТРАБАНДИСТЫ. 1884

Диалог, подводящий к теме урока:

  • Помогла ли вам музыка прочувствовать эти картины?

  • В какой из картин вы мысленно побывали?

  • Кто автор этих чудесных произведений?

  • К какому жанру живописи вы отнесли бы все эти картины?

  • Педагог размещает на доске тему урока “Морские пейзажи”.

  • Цель: во время урока будем учиться воспринимать, понимать произведения искусства и отражать свои впечатления на листе бумаги - живописно.

  • Познакомимся с творчеством русского художника И. К. Айвазовского.

  • В конце урока подумаем и попытаемся ответить на вопрос: как влияет морская стихия на жизнь человека?

  • педагог размещает на доске портрет и основные даты биографии художника)

  • Рисунок 4)

  • План рассказа педагога (или учащегося):

  • Родился - 1817 г. Крым. Феодосия. Чёрное море.

  • Годы учёбы (1827-1840) Симферопольская гимназия. Петербургская Академия Художеств.

  • 1840-1844 г.г. - путешествия за границу в качестве пенсионера АХ.

  • 1846 г. - 120 персональных выставок!

  • Избирается членом европейских АХ (Парижской, Римской, Амстердамской, Флорентийской и др.)

  • Работоспособность мастера (6 тысяч картин!), никогда не писал с натуры, не пользовался набросками - свои “мелодрамы моря” сочинял сам; даже стены его мастерской были пусты, чтобы не мешать игре воображения. Лучшие произведения он создавал “по памяти”, доверяясь силе творческой фантазии.

Работа с высказываниями мариниста.

  • “Живописец, только копирующий природу, становится её рабом”.

  • “Человек, не одарённый памятью, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником - никогда!”

  • “Движение живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны - немыслимо с натуры…они записываются в памяти моей как будто какими-то симпатическими чернилами, проступающими весьма явственно от времени или тёплого луча вдохновения ”.

Современники Айвазовского - адмиралы: М.П.Лазарев, В.А.Корнилов, П.С.Нахимов; поэты-писатели: А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, В.А.Жуковский; художники: И.А.Крамской, М.А.Врубель, П.А.Федотов, К.П.Брюллов и др.

Занятия благотворительностью и предпринимательством (на средства от продажи картин построил в Феодосии здание археологического музея, концертный зал, художественную школу, библиотеку и основал Феодосийскую картинную галерею). Обладал коммерческим даром. Он работал, как настоящая “фирма”. Эксклюзивный товар - роскошные большие картины предназначались для очень богатых. Более скромные по размеру - для людей просто состоятельных. А для тех, у кого денег было немного, - сувениры-фотографии, на которых был изображён сам художник за мольбертом. В рамку мольберта вклеивался маленький холстик - авторская картинка размером с почтовую марку. На ней непременно стояла подпись художника - “А”. такие сувениры расходились огромными тиражами, принося автору немалую прибыль. У Айвазовского было стадо овец. Однажды напуганные бурей они бросились к обрыву и, упав в море, погибли. Что сделал художник? Он написал об этом картину, выгодно продал её и купил на эти деньги новое стадо.

Рассматривание картины “Девятый вал” (Рисунок 5)

Рассказ педагога:

“Над бушующим океаном встаёт солнце. Высоко поднимаются гребни яростных волн. Одна из них самая высокая. Её зовут девятым валом. Со страшной силой и гневом она стремится раздавить, потопить горсточку моряков, судорожно вцепившихся в обломки мачты. Кто эти несчастные люди, как они попали сюда?

Ещё вчера утром они вышли из гавани, был ясный день. Но к вечеру поднялся шквалистый ветер, громовые раскаты сотрясали воздух. Под этот шум неслышно было треска ломающегося корабля и криков погибающих в волнах людей. Только стук собственного сердца слышал каждый человек.

Среди пучины они ободряли друг друга, поклялись напрячь все силы и выдержать до спасительного утра, дождаться солнца. Оно укротит эти бешеные валы!

Морской пейзаж поражает чувства и воображение, заставляет нас содрогаться и сопереживать происходящему”.

С помощью, каких средств выразительности Художнику удалось вызвать у нас такие чувства?

Художник достигает впечатления с помощью набора эффектов:

  • контрасты освещения и колорита;

  • деление пространства на планы;

  • изображение горстки людей, судорожно держащихся за обломки мачты.

Кончилась страшная ночь. Солнечные лучи раскрасили всеми цветами радуги тяжёлые волны.

Как вы думаете, есть шанс на спасение этих моряков?

А как нам об этом говорит Художник?

Море в картине сине-зелёное, почти изумрудное - это цвет надежды, покоя и спасения. Небо золотисто-розового цвета говорит нам о прояснении, просветлении, оптимизме. Символом неугасающей надежды, мужества человека перед лицом грозной и величественной стихии предстаёт картина “Девятый вал” кисти самого известного русского мариниста И. К. Айвазовского.

Есть у моря свои законы, 
Есть у моря свои повадки…
С белым гребнем на резкой складке.
То без гребня, свинцово-сизым, 
С мелкой рябью волны гусиной, 
То задумчивым, светло-синим,
Просто светлым и просто синим.
Море может быть в час заката
То лиловым, то красноватым.
То молчащим, то говорливым,
С гордой гривою в час прилива.
Но бывает оно и чёрным,
Чёрным, мечущимся, покатым,
Неумолчным и непокорным,
Поднимающимся и горбатым.

(учащиеся по очереди показывают картины с соответствующим колоритом моря)

Айвазовский, как никто другой, умел передавать движение моря, игру света и тени вечно меняющейся морской стихии.

Характер морской стихии:

  • грозная, мрачная, сердитая, злая, яростная,

  • хмурая, беспокойная, печальная, тоскливая,

  • спокойная, засыпающая, таинственная,

  • нежная, ласковая, шаловливая, задиристая,

  • радостная, ликующая, игривая и др.

Показ Педагогом на мольберте изображения морской глади - растяжка, вливание цвета в цвет, таким образом, высветляя или затемняя колорит. Предлагает учащимся разработать свои приёмы изображения: рябь на воде, вздымающиеся волны, волнистые плавные линии. Самостоятельная художественная деятельность учащихся под музыкальное сопровождение.

Работа над проблемным вопросом: Как влияет морская стихия на жизнь человека?

Варианты ответов:

  • морская стихия влияет на эмоционально-чувственную сферу человека (положительные эмоции - завораживает, удивляет, изумляет и т.д. отрицательные эмоции - утомляет, истощает, раздражает и т.д.).

  • морская стихия влияет на физическое здоровье человека. Лечит - воздух, вода, солнце. Калечит - переохлаждения, укачивание, обезвоживание и др.

  • морская стихия - источник вдохновения для поэтов, музыкантов, художников. (стихотворения, картины, музыкальные произведения, украшения из морских глубин - ракушки, кораллы, жемчуг).

  • море - кормит. (продукты питания: рыба, моллюски, крабы - богатые фосфором и белками, водоросли, насыщенные йодом).

  • морская стихия испытывает человека. (поглощает в свою пучину, нагоняет уныние, отчаяние, ужас, страх или закаляет характер, силу воли и духа).

Анализ творческих работ учащихся.

Использование цветовой гаммы при рисовании морских пейзажей - как показатель психического состояния на уроке.

Обсуждение работ и настроения.

Практически все работы получились радостные, светлые с изображением морского дна, рыб, водорослей, медуз и т.п. Использовали спокойные тона для изображения штиля. Включали в композицию летящих чаек, плывущих кораблей и направляющих маяков. А вздымающиеся гребни волн на лиловом фоне неба и изумруде морской волны вдохновляли на поэтические строки.

Молодцы!