КОНСПЕКТ
открытого урока по математике
в рамках городского конкурса «Педагог года»
«27» ноября 2015 года
Контингент: 8 класс
Место проведения: мкр. Силикат, МБОУ КСОШ №1
Тип урока: усвоение новых знаний
Тема урока: «Статистические характеристики»
Оборудование: магнитная доска, компьютер, проектор, конверты, листочки для опроса, карточки с домашним заданием.
Цель: формирование умений наглядно представлять статистическую информацию.
Задачи:
формирование умения проводить статистическое исследование; составлять таблицы частот и относительных частот; находить по таблицам частот основные статистические характеристики: среднее арифметическое, медиану, размах, мода.
развитие внимания, монологической и диалогической речи, логического мышления, умения делать умозаключения, развитие вычислительных навыков; развитие интереса к математике.
формирование навыков групповой работы.
ХОД УРОКА:
Здравствуйте, уважаемые обучающиеся. Меня зовут Алпацкая Марина Анатольевна, я учитель математики МБОУ КСОШ №3. Я надеюсь, что сегодня наш с вами урок будет интересным, и вы получите те знания, которые вам будут необходимы в жизни. Знакомство с обучающимися.
Учитель: Ребята, предлагаю познакомиться необычным способом с помощью психогеометрии. (на столах обучающихся лежат 5 геометрических)
Учитель: Посмотрите на предлагаемые геометрические фигуры и выберите из них ту, которая, как вам кажется, наиболее полно представляет вас как личность. Иными словами, вы можете точно сказать: эта фигура – Я. Оставшиеся фигуры расставьте в порядке предпочтения. Итак, на первом месте – ВЫ, на последнем – геометрическая фигура, символизирующая человека, взаимодействие с которым будет представлять для вас наибольшие трудности.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности:
Учитель: Ребята, мы с вами живем в 21 веке. Как называется этот век? (обучающиеся отвечают: век инф. технологий, век инноваций и т.п.)
Учитель: Посмотрите, сколько определений данного века мы дали. Действительно, мы работаем с большим количеством информации, а из каких источников мы получаем с вами информацию?
(называют: интернет, книги и т.п.) Огромное количество источников.
Учитель: А где же люди хранят информацию? (на устройствах, память, книги, диски)
Получается: в памяти и на каких-то носителях.
Учитель: Т.о. в начале мы из различных источников получаем информацию, потом мы ее храним.
Учитель: Скажите, пожалуйста, а учеба в школе это тоже процесс получения информации? А что мы еще получаем, учась в школе? (знания)
Учитель: Совершенно верно. Скажите, пожалуйста, чем больше учимся, тем больше информации содержит наша память, а много информации это хорошо или плохо?
Учитель: Вся ли информации может быть полезной для нас?
Учитель: Что мы делаем, чтобы не заблудиться в лабиринте огромного кол-ва информации? (выбирать нужную нам информацию). Отделять качественную и полезную информацию, от некачественной, т.е. уметь ее обрабатывать.
Учитель: Кто может предположить, какая тема нашего урока?
(ответы обучающихся)
Актуализация новых знаний
Учитель: Правильно! Открываем тетради, записываем число – 27.11.2015 г., тема: «Статистические характеристики» (тема записана на доске, но крыло закрыто). Сегодня на уроке мы введем новые понятия:………, решим проблему …., поймем значение науки СТАТИСТКА в жизни.
Учитель: Так вот ребята, существует наука, которая связывает все эти понятия. Название ее происходит от латинского слова статус – состояние. От этого же корня происходят слова: стато и статистик – что означает государство.
Учитель: Как же называется эта наука о государстве? (статистика). Совершенно верно.
Учитель: Что такое статистика? британский премьер-министр Бенджамин Дизраэли на этот вопрос ответил так: есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика.
Давайте немного поработаем с информацией: у вас на столах лежат выдержки из толкового словаря, найдите в них, толкование слова статистика, работая в парах (обучающиеся называют….)
Посмотрите, в этом словаре мы дали три определения слову статистика. Это очень многогранная наука, существует более 200 определений данного понятия.
Учитель: А какую информацию обрабатывает статистика? На слайдах представлена информация федеральной службы гос. статистики Московской области. Давайте проведем анализ.
Учитель: На первой диаграмме представлена медицинская информация, ее обрабатывает медицинская статистика.
Учитель: Скажите, а какую информацию обрабатывает статистика на столбчатой диаграмме? (справа)
(с налоговой статистикой)
Учитель: А информация о численности население смотрим (2 ряд). Какая статистика обрабатывает информацию о численности населения? (демографическая)
Учитель: Информация представленная на круговой диаграмме к какому виду статистики относится? (экономическая)
Учитель: Дальше опускаемся, в третий ряд, столбчатая диаграмма, метеорологическая.
Учитель: А инф. представленная в таблице к какому виду статистики мы отнесем? (финансовая)
Учитель: Ну, и информацию об охране окружающей среды к какому виду статистики мы отнесем? (биологическая)
Учитель: Ребята, но один элемент кластера остался не заполненным, этот вид статистики позволяет обрабатывать информацию с помощью формул, математических законов и специальных статистических характеристик. Как вы думаете как называется этот вид статистики? (математическая)
Учитель: Появилась она сравнительно недавно. В самом начале 20 века. Так почему Дизраэли назвал статистику ложью? Подсказка есть на экране, посмотрите внимательнее, она появилась в 20 веке, а Дизраэли жил в 19 веке и в его время математической статистики не было, не было точных методов обработки информации и данные трактовал кто как хотел. Вот почему Дизраэли и сказал – статистика это ложь.
Учитель: Именно в математической статистике разработаны универсальные методы обработки информации, именно это позволило героине фильма «Служебный роман» сказать след. слова:
(видеоролик)
Учитель: Статистика не терпит приблизительностей! Мы сказали - точная наука и точной она стала благодаря математической статистики.
Учитель: Итак, латинское слово статус - статистика связано с лат. словом информация - сведения.
Скажите, пожалуйста, а какие слова англ. языка можно выделить в слове информация:
Предлог -ин и слово -форм. А переведите, пожалуйста, что это означает (в форме).
Получается информацию - это оформленное знание. (должны сказать обучающиеся)
Учитель: Внимание, у меня слово форм ассоциируется с понятием форма, может потому что вы в школьной форме, и у нас в школах тоже форма?
Учитель: Обработав информацию, полученную от своих восьмиклассников, я получила следующие данные:
Средний рост ученика – 163 см, а средний размер одежды – 42. Какую математическую характеристику я использовала? (среднее арифметическое). Как найти среднее арифметическое? (ответы)
Учитель: Скажите, а могу я, используя полученные данные пойти в магазин и заказать форму на весь класс? Получается, что данных не хватает. И среднее арифметическое является важной статистической характеристикой, но далеко не единственной.
Учитель: Кто помнит какова цель нашего сегодняшнего урока? (изучить стат. характеристики)
Первичное усвоение новых знаний
Учитель: Получить дополнительную информацию нам поможет математический диктант. Для этого мы будем использовать желтые карточки:
- я буду читать задания, а вы в таблицах, расположенных ниже будете вычеркивать полученный ответ вместе с соотв. буквой.
Итак, первое задание:
Дан ряд чисел: 1,3,7,9
1. укажите наименьшее среди этих чисел (вычеркиваем в таблице вместе с соот. буквой)
2. укажите наибольшее среди этих чисел (табл. вычеркиваем прав. ответ вместе с буквой)
3. найдите разность между наименьшим и наибольшим из предложенных чисел.
4. найдите среднее арифметическое предложенных 4 числе.
5. какое из чисел встречается в числовом ряду 1,7,3, 4,4,9,8,7,7,5,7,4,7,7,1 чаще других?
Учитель: Оставшиеся не вычеркнутыми буквы вставляем в пустые клетки таблицы расположенные ниже.
Учитель: Ребята скажите, а какие слова у вас получились? (размах, мода)
Учитель: Действительно, это слова, мода и размах.
Учитель: Как вы думаете, в жизни и в статистике эти слова имеют одно и тоже значение?
Учитель: Давайте выясним, каково значение этих слов в статистике.
Но, в начале давайте, немножко отдохнем.
Физкультминутка
Пожалуйста, встаньте.
Учитель: Вернемся к нашим определениям, мода и размах.
Предлагаю вам поработать с таблицей испорченных определений. Определение среднее арифметическое вы уже знаете. Сделайте предположение, которое из оставшихся определений является определение моды, а какое размаха. Установите соответствие стрелками. Работаем индивидуально. Внимательно читаем и устанавливаем соответствие.
Учитель: Что у вас получилось? Давайте проверим, верны ли они.
Учитель: Посмотрите на слайд и скажите, предметов какого цвета чаще других встречаются на данном слайде?
Учитель: Эксперты моды утверждают, что данный цвет является самым модным цветом в этом сезоне осень-зима 2015 года. Так, диктует нам МОДА. Так что такое мода? (зачитывают из таблицы)
Учитель: Мода - наиболее часто встречающееся значение числового ряда.
Схоже данное понятие мода с понятием мода в нашей жизни?
Да, чаще встречается цвет, значит это и это есть у большинства.
Учитель: Ребята, статистики шутят: средняя глубина озера 0,5 м, а корова утонула.
Объясните в чем смысл этой шутки статистиков?
Учитель: Так что мы должны знать? Везде ли глубина озера одинаковая? Чтобы не утонуть мы должны знать разброс глубин.
Учитель: И этот разброс глубин связан с понятием РАЗМАХ.
Учитель: Давайте тогда уточним, что такое размах числового ряда (разность между наибольшим и наименьшим значениями числового ряда).
Вот мы с вами исправили испорченные определения и вот так они выглядят верно.
Первичная проверка понимания
Учитель: Вернемся к данным нашего класса. Посмотрите на размеры одежды, найдите размах размеров одежды нашего класса.
Мода размеров одежды? А почему 44 размер?
Скажите, а вот с этой информацией, я могу идти в ателье заказывать одежду? Хватает данных?
Учитель: Давайте обратимся к средним показателям физиологического развития детей вашего возраста
Источник Педагогическая энциклопедия. 1964 Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., 'Советская Энциклопедия',. 832 столб. силл., 7л. илл.
| Рост, см | Масса тела, кг |
14 лет | 153 | 51,7 |
15 лет | 165 | 53,9 |
Учитель: О чем говорит число 153?
- это средний рост человека в возрасте 14 лет. Значит ли это, что каждый достигший 14 летнего возраста должен иметь такой рост?
- нет
Учитель: А как вы думаете, средний рост и масса тела учащихся вашего класса будут совпадать с табличными или нет?
Учитель: Хотите проверить?
Я предлагаю вам провести небольшое исследование и составить среднестатистический портрет ученика вашего класса. Что для этого нужно? - Объект исследования.
Учитель: Итак, объектом нашего исследования будете служить вы сами.
Какие свойства объекта мы будем исследовать? Давайте возьмем такие, которые выражаются числовыми величинами. Предлагайте.
(число и месяц рождения, рост, массу тела, размер обуви, размер одежды, массу школьного портфеля (портфель – неотъемлемая часть школьника, всегда при нем).
Учитель: Чтобы быстрее выполнить наше исследование, вы будете выполнять работу в группах. После выполнения всех этапов исследования вы представите свои результаты.
Мы поступим следующим образом. У каждого из вас в опорном конспекте есть таблица, заполните ее, пожалуйста.
Запишите месяц вашего рождения (например, 10)
Запишите ваш рост (например, 158)
Запишите размер обуви, которую вы носите ( например, 36 или 41)
Укажите ваш размер одежды (например, 42 или 44)
Разделимся на группы по 3 - 4 человека.
Приступаем к следующему этапу – обобщению данных. Составьте ряд из имеющихся величин, т.е. впишите в тетрадь числа, которые записаны на листочках, находящихся в конвертах.
Домашнее задание:
На «5» - составьте 3 задачи по статистике
На «4» - создайте мини-проект по теме «Статистические характеристики» по алгоритму с урока и отправьте мне на почту: [email protected]
Рефлексия
Вернемся к шутке, с которой мы начали урок. В каждой шутке есть доля правды. И все-таки статистика - это ложь? Что вы ответите?
Нет. Статистика - это не ложь. Просто надо правильно уметь читать статистические данные. Да и сами исследования проводить, соблюдая правила.
А сейчас подумайте и решите для себя: как вы оцените наш урок.
Треугольник: Все понял и считаю, что полученные знания пригодятся в жизни.
Прямоугольник: Остались вопросы и считаю, что нужно позаниматься по данной теме.
Круг: Считает, что урок ничего интересного не дал и знания, полученные на уроке не пригодятся.
Итак, наш урок закончен. Спасибо за работу. До свидания.
6