3. Вводная беседа (4 мин) Итак, у нас получилось два слова: делитель и кратное. Откройте тетради и запишите число, классная работа, тема урока: Делители и кратные. Сегодня на уроке мы познакомимся с этими понятиями, научимся находить делители и кратные чисел. Эти знания и умения вам пригодятся в дальнейшем при изучении темы «Обыкновенные дроби». Как вы думаете, с каким арифметическим действие будет связана тема? Историческая справка. С древних времен для решения практических вопросов людям приходилось считать предметы и измерять величины: например, сколько овец в стаде, сколько величин мер зерна собрано с поля. Стали появляться более сложные задачи, связанные с действием деления. Выходя на охоту, охотники должны знать, какое наименьшее число добычи они должны принести, чтобы ее можно разделить между собой поровну. Первым, кто стал изучать вопрос о делимости чисел уже в VI в. до н.э. был древнегреческий ученый – математик Пифагор и его ученики. | Записывают буквы, соответствующие результатам делений Слайд 2  Запись в тетрадях С делением Слайд 3 В ыступление ученика |
4. Изучение нового материала и первичное закрепление (10 мин) Для начала давайте вспомним компоненты деления. Как называются числа при делении? Выполните следующие задания: Найдите частное, делимое, делитель Посмотрите внимательно на слайд. На какие группы можно разделить данные числовые выражения? А на какие две группы можно разделить выражения, записанные на доске? Как вы думаете, как называются числа, на которые делится число 24? Так вот ребята, числа, на которые число а (24) делится без остатка, называются делителями числа а. Запишите в тетрадях делители 24: 1, 2, 3, 4, 6, 8, 12, 24. Скажите, а можно еще назвать делители числа 24? Правильно, количество делителей у числа ограничено. Решите задачу:  Как называется число 3?  Задание группе 1. Назовите делители числа 12 Второй - 15, Третьей – 23. Проверяем. 5. Разминка для глаз. 6. Изучение материала (10 мин) Ребята, на столах у вас лежат задачи. Прочитайте их внимательно и предложите нам свои варианты ответов. На столе лежат пачки с печеньями по 8 в каждой. Можно ли не раскрывая пачки взять 8 печений 1 группа, 16 печений – 2 группа и 24 печенья – 3 группа. Проверяем ваши варианты ответов. А 18 печений можно взять? Числа 8, 16, 24 называются кратными числу 8. Число а называется кратным числу в, если делится на него без остатка. Запишите в тетрадях кратные 8: 8, 16, 24, 64, …Слово кратное равносильно слову делится. Задания группам: Какому числу кратны числа 5, 10, 15? Назовите числа, кратные 2 Из чисел 1,2, 8, 16, 48, 72, 94 выберите те, которые кратны числу 8. Посмотрите на выражения, записанные на правой половине доски. Назовите числа, кратные 9. А можно еще назвать такие числа? Правильно. Кратных чисел бесконечно много. Итак, давайте еще раз закрепим понятия «делители» и «кратные»: сколько делителей у 10, кратных? Самое маленькое кратное? | Слайд 4  Слайд5  Слайд 6  Делятся с остатком и без остатка Слева число 24 делится на 2,3,4, и т.д., а справа числа 9, 81, 27 делятся на 9. Делители Нет. Слушают Отвечают устно Делитель числа 9 Выполняют задания в парах Работаю в группах Называют 9, 36, 81, 27, 54, 45. Да, например, 999 и др. |
7. Первичный контроль усвоенного материала (5 мин). Ну а теперь пришло время для самостоятельной работы. У каждого из вас на столах лежат карточки с заданиями, которые вам необходимо выполнить. Работаем прямо в листочках, пишем ручкой. Верно ли, что 4 делитель числа 96?________ Верно ли, что 96 кратно числу 4?__________ Подчеркни числа, кратные числу 6: 13, 12, 24, 36, 75, 48, 23 Подчеркни числа, являющиеся делителем числа 34: 1, 3, 2, 17, 68, 45, 34. Впиши пропущенное слово: число 72_____числа 360; число 32 ____числу 8. Запиши все делители числа 18.________________ Запиши пять чисел, кратных числу 6.___________ Для тех, кто быстро справился с заданием на листочках, предлагаю в тетрадях выполнить №277. Поменяйтесь карточками с соседом. Проверяем и выставляем отметку. За все задания, сделанные правильно выставляем 5, за одну ошибку – 4, за 2-3 ошибки – 3. Более 3-х ошибок – 2. Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки. Кто допустил одну ошибку. Кто сделал больше двух ошибок? | Выполняют работу на карточках.  Слайд 7 Проверяют по готовым ответам на слайде 17. |