СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Морфологические признаки причастия.

Цели: познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия и его типичными суффиксами; формировать умение отличать причастие от прилагательного и определять глагол, от которого образовано причастие; развивать память, речь, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, абстрагировать, проводить аналитико-синтетические операции;

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

I. Орг.момент

II. Мобилизующий этап

Уч-ль: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начнем урок с повторения признаков глагола и прилагательного для того, чтобы хорошо понять новую тему урока.

Откройте тетради и запишите число и “Классная работа”.

А)Запишем под диктовку предложение (1 у доски)

Сергей глубоко втягивал в себя запахи свежей земли.

- Назовите прилагательное, глагол. Подчеркните их как члены предложения.

 Назовите признаки глагола(сделать морфологический разбор), а затем признаки прилагательного(2 человека у доски)

 

Глагол

- обозначает действие

- отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

- имеет возвратность – невозвратность

- переходность – непереходность

- вид (совершенный – несовершенный);

- наклонение;

- время

- лицо

- число

- род

- в предложении бывает cказуемым

Прилагательное

- обозначает признак

- отвечает на вопросы: какой? какая? какое?

- имеет полную и краткую форму

- род

- число;

- падеж

- согласуется с существительным

- в предложении является определением

Б) Разберите по составу(морфемный разбор) прилагательное и глагол. (у доски 1 человек) -Свеж-ей, в-тяг-ива-л

III. Изучение нового материала.

Уч-ль: Послушайте сказку:

“Жили-были на свете одинокие суффиксы -ущ-,-ющ-,-ащ-,-ящ-,-вш-,-ш-,-ем-,-им-,-ом-,енн-, -нн-, -т-. (прикрепляю на доску таблички с суффиксами).

Скучно им было на белом свете. Решили они пойти за советом к Глаголу.

Рассказали ему о своем житье - бытье. Отвечает им глагол: “Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, - основу”.

“Спасибо!” - в один голос ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам”.

- Давайте, ребята, и мы к основам глаголов присоединим суффиксы(только суф. Без окончаний).

(На доске и в тетрадях):

читать – читающ…

бросать – бросающ…

втягивать – втягивающ…

решать – решающ, решавш…

Уч-ль: Посмотрите, ребята, получились некрасивые, неоконченные слова.

“Опять загрустили суффиксы, чего-то ещё им не хватает.

Вот бредут они по дороге, и встречается им добрый волшебник – Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным Суффиксам.

- Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.

- Спасибо, доброе прилагательное!

И суффиксы, взяв подарки, счастливые, отправились на лужайку к речке”.

Уч-ль: Добавьте окончания к словам: читать – читающий, читавший….

“Суффиксы долго веселились, плясали, рисовали составленные слова.

Один из братьев предложил:

- Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться.

Согласились остальные братья, очень уж захотелось побыть свободными, беззаботными. Забыли они, что в большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Но не долго им удавалось лентяйничать.

Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили Они наказать непричастных ни к чему бездельников”.

Уч-ль: Ребята! Каких бездельников? (Уч-ки: Непричастных ни к чему).

Уч-ль: Как вы это понимаете? (Уч-ки: Не имеющих отношения к чему-либо).

Уч-ль: “Глагол сказал:

- Называться теперь вы будете причастиями. А за ваши проказы оставляю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего. Ну и ещё, так и быть, оставлю вам два вида - совершенный и несовершенный, и возвратность”.

- Ребята! Как глагол назвал слова? (Причастия).

- Какая же тема нашего урока? А именно рассмотрим морфологические признаки причастия

Запишите в тетрадях тему урока.

“- А я, - сказало Прилагательное, - наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам и зависеть от существительных.

С тех пор не забывают причастия о Глаголе и Прилагательном.

Погрустили они, погрустили, да делать нечего, надо трудиться.

Больше ничего плохого за ними не замечали. И части речи простили их”.

Уч-ль: 

 Посмотрите ещё раз на слова, которые образовали. Внешне на какую часть речи они похожи? ( прилагательное)

- Попробуйте определить значение причастия.

 Что обозначает глагол? Что обозначает прилагательное? Какой вопрос можно задать?(причастие-обозначает признак в его отношении к действию)

- Откройте учебники на странице 54, читаем параграф 45 вслух.

- Что же такое причастие? Назовите признаки глагола, прилагательного.

При помощи каких суффиксов образуются причастия? От какой части речи? К какой части слова добавляются суффиксы?

А) Образуйте от данных глаголов причастия: облетать, лежать, летать, писать, синеть, пробежать, вымыть.

Б) Найдите причастия в предложениях, которые запишем на доске и в тетрадях.

Внезапно раздавшиеся громкие крики разбудили меня.

- Как найти причастие? (Ищу существительное и от него задаю вопрос “какие”: громкие и раздавшиеся).

- Как узнать, какое из них причастие? (Заменить глаголом, посмотреть на суффиксы).

- Какое слово можно заменить глаголом? Укажите суффиксы.

Крики раздавались в мирно спавших заводях реки.

Стелющийся над речонкой густой туман поднимался все выше.

- Каким членом предложения является причастие? Подчеркните в предложениях.

IV. Закрепление знаний

Фронтальная работа.

- Укажите причастия. Докажите правильность выбора. (Слова записывают на доске и в тетрадях )

розовый

сереющий

розовея

сероватый

розовеющий

серый

розоватый

серея

розовеет

 

V Физкультминутка

А теперь давайте немного отдохнём. Сейчас я вам буду читать словосочетания, а вы, поднимайте правую руку, если услышите причастие, и левую, если услышите прилагательное.

Потемневший снег, выращенные цветы, розовый лист, зажмурившийся от солнца, первый снег, журчащие ручьи, приветливая улыбка, спортивная ходьба, лечащий врач.                                             

Сереет

 

VI. Проверка усвоения знаний

Упражнение 607(зад.1-2). Причастия записываем поморфемно, указываем признаки глагола и прилагательного

VII. Рефлексия.   

  • Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Какую новую информацию вы получили, работая на уроке?
  • Какие трудности возникли?
  • Какое задание было для вас самым сложным? Почему? А простым? Справились ли вы с ним?

VIII. Домашнее задание:  п.45, упр.610 (на основе рисунков составьте словосочетания с причастиями, данными в упражнении. Причастия записывайте поморфемно).