Морфологические признаки причастия.
Цели: познакомить учащихся с грамматическими признаками причастия и его типичными суффиксами; формировать умение отличать причастие от прилагательного и определять глагол, от которого образовано причастие; развивать память, речь, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, абстрагировать, проводить аналитико-синтетические операции;
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
I. Орг.момент
II. Мобилизующий этап
Уч-ль: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы начнем урок с повторения признаков глагола и прилагательного для того, чтобы хорошо понять новую тему урока.
Откройте тетради и запишите число и “Классная работа”.
А)Запишем под диктовку предложение (1 у доски)
Сергей глубоко втягивал в себя запахи свежей земли.
- Назовите прилагательное, глагол. Подчеркните их как члены предложения.
Назовите признаки глагола(сделать морфологический разбор), а затем признаки прилагательного(2 человека у доски)
Глагол
- обозначает действие
- отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
- имеет возвратность – невозвратность
- переходность – непереходность
- вид (совершенный – несовершенный);
- наклонение;
- время
- лицо
- число
- род
- в предложении бывает cказуемым
|
Прилагательное
- обозначает признак
- отвечает на вопросы: какой? какая? какое?
- имеет полную и краткую форму
- род
- число;
- падеж
- согласуется с существительным
- в предложении является определением
|
Б) Разберите по составу(морфемный разбор) прилагательное и глагол. (у доски 1 человек) -Свеж-ей, в-тяг-ива-л
III. Изучение нового материала.
Уч-ль: Послушайте сказку:
“Жили-были на свете одинокие суффиксы -ущ-,-ющ-,-ащ-,-ящ-,-вш-,-ш-,-ем-,-им-,-ом-,енн-, -нн-, -т-. (прикрепляю на доску таблички с суффиксами).
Скучно им было на белом свете. Решили они пойти за советом к Глаголу.
Рассказали ему о своем житье - бытье. Отвечает им глагол: “Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, - основу”.
“Спасибо!” - в один голос ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам”.
- Давайте, ребята, и мы к основам глаголов присоединим суффиксы(только суф. Без окончаний).
(На доске и в тетрадях):
читать – читающ…
бросать – бросающ…
втягивать – втягивающ…
решать – решающ, решавш…
Уч-ль: Посмотрите, ребята, получились некрасивые, неоконченные слова.
“Опять загрустили суффиксы, чего-то ещё им не хватает.
Вот бредут они по дороге, и встречается им добрый волшебник – Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным Суффиксам.
- Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.
- Спасибо, доброе прилагательное!
И суффиксы, взяв подарки, счастливые, отправились на лужайку к речке”.
Уч-ль: Добавьте окончания к словам: читать – читающий, читавший….
“Суффиксы долго веселились, плясали, рисовали составленные слова.
Один из братьев предложил:
- Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться.
Согласились остальные братья, очень уж захотелось побыть свободными, беззаботными. Забыли они, что в большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Но не долго им удавалось лентяйничать.
Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили Они наказать непричастных ни к чему бездельников”.
Уч-ль: Ребята! Каких бездельников? (Уч-ки: Непричастных ни к чему).
Уч-ль: Как вы это понимаете? (Уч-ки: Не имеющих отношения к чему-либо).
Уч-ль: “Глагол сказал:
- Называться теперь вы будете причастиями. А за ваши проказы оставляю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего. Ну и ещё, так и быть, оставлю вам два вида - совершенный и несовершенный, и возвратность”.
- Ребята! Как глагол назвал слова? (Причастия).
- Какая же тема нашего урока? А именно рассмотрим морфологические признаки причастия
Запишите в тетрадях тему урока.
“- А я, - сказало Прилагательное, - наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам и зависеть от существительных.
С тех пор не забывают причастия о Глаголе и Прилагательном.
Погрустили они, погрустили, да делать нечего, надо трудиться.
Больше ничего плохого за ними не замечали. И части речи простили их”.
Уч-ль:
Посмотрите ещё раз на слова, которые образовали. Внешне на какую часть речи они похожи? ( прилагательное)
- Попробуйте определить значение причастия.
Что обозначает глагол? Что обозначает прилагательное? Какой вопрос можно задать?(причастие-обозначает признак в его отношении к действию)
- Откройте учебники на странице 54, читаем параграф 45 вслух.
- Что же такое причастие? Назовите признаки глагола, прилагательного.
При помощи каких суффиксов образуются причастия? От какой части речи? К какой части слова добавляются суффиксы?
А) Образуйте от данных глаголов причастия: облетать, лежать, летать, писать, синеть, пробежать, вымыть.
Б) Найдите причастия в предложениях, которые запишем на доске и в тетрадях.
Внезапно раздавшиеся громкие крики разбудили меня.
- Как найти причастие? (Ищу существительное и от него задаю вопрос “какие”: громкие и раздавшиеся).
- Как узнать, какое из них причастие? (Заменить глаголом, посмотреть на суффиксы).
- Какое слово можно заменить глаголом? Укажите суффиксы.
Крики раздавались в мирно спавших заводях реки.
Стелющийся над речонкой густой туман поднимался все выше.
- Каким членом предложения является причастие? Подчеркните в предложениях.
IV. Закрепление знаний
Фронтальная работа.
- Укажите причастия. Докажите правильность выбора. (Слова записывают на доске и в тетрадях )
розовый
|
сереющий
|
розовея
|
сероватый
|
розовеющий
|
серый
|
розоватый
|
серея
|
розовеет
V Физкультминутка
А теперь давайте немного отдохнём. Сейчас я вам буду читать словосочетания, а вы, поднимайте правую руку, если услышите причастие, и левую, если услышите прилагательное.
Потемневший снег, выращенные цветы, розовый лист, зажмурившийся от солнца, первый снег, журчащие ручьи, приветливая улыбка, спортивная ходьба, лечащий врач.
|
Сереет
|
VI. Проверка усвоения знаний
Упражнение 607(зад.1-2). Причастия записываем поморфемно, указываем признаки глагола и прилагательного
VII. Рефлексия.
- Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Какую новую информацию вы получили, работая на уроке?
- Какие трудности возникли?
- Какое задание было для вас самым сложным? Почему? А простым? Справились ли вы с ним?
VIII. Домашнее задание: п.45, упр.610 (на основе рисунков составьте словосочетания с причастиями, данными в упражнении. Причастия записывайте поморфемно).