Цель: Обобщение знаний учащихся о написании заглавной буквы в именах собственных.
Задачи:
Углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
Воспитание познавательного интереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, к животным.
Планируемые результаты:
Личностные - формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия (УУД) - организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.
Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Учебно-методическое обеспечение: Учебник «Русский язык», 2 кл./ В.П.Канакина Москва « Просвещение» 2012г.
Необходимое оборудование и материалы для урока:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки, презентация (для корректного воспроизведения презентации, содержащей Flash-объекты (swf), необходима программа Adobe Flash Player),
раздаточный материал для парной и индивидуальной работы (Приложение 1)
Используемый ЦОР: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/53aeea06-a2ec-4acc-9b4b-b5360c8967df/?interface=pupil&class[]=43&subject[]=8
Используемые ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов:
Как пишутся фамилии? (N 193863) Анимация
Отчество (N 193336) Текст с иллюстрациями
Есть ли среди девочек тёзки? (N 193404) Текст с иллюстрациями
Подпиши предметы (N 193724) Интерактивное задание
Каллиграфия (N 187609) Интерактивное задание
Используемые ресурсы из других общедоступных источников:
Галкина И.А. Электронные физминутки для глаз. Часть 2. «Космос»
http://luchiki.ucoz.ru/load/ehlektronnye_fizminutki_dlja_glaz/15-1-0-75
Тест «Заглавная буква в именах собственных» (создан автором)
Вариант I http://www.anketer.ru/vote/aWQufncIxn/
Вариант II http://www.anketer.ru/vote/YxyDDfotDJ/
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. (Слайд 1)
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
II. Мотивация познавательной деятельности.
1.Учитель предлагает выполнить самостоятельную работу- заполнить лист самооценки.
Вопросы | Умею | Нужно потренироваться |
Отличать существительные от других частей речи. | | |
Находить в тексте нарицательные имена существительные. | | |
Находить в тексте собственные имена существительные. | | |
Различать собственные и нарицательные имена существительные. | | |
Писать с заглавной буквы имена собственные. | | |
Поставьте задачу на урок:1. Я умею …, но мне ещё нужно потренироваться. 2.Я умею всё: …, …, но на уроке мне нужно ….. |
2.Учитель нацеливает на выявление темы урока, учебной задачи.
Учитель: - Попробуйте назвать тему нашего урока использую лист самооценки и мою подсказку
Чтобы правильно определить тему урока учитель читает стихотворение, которое написал Е.Измайлов.
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак!
(Тема урока « Обобщение знаний о написании имен собственных с заглавной буквы ».) (Слайд 4)
III. Актуализация необходимых знаний.
Учитель : Чтобы выяснить, какие теоретические знания мы имеем по данной теме, предлагаю провести игру «Вопрос и ответ». Каждый ученик имеет право задать вопрос и получить на него ответ. Во время игры не забываем о правилах поведения.
Проводится игра.
Учитель: Теоретические знания имеются, а как вы умеете их применять на практик , мы сейчас проверим.
IV. Работа по теме урока
1.Постановка проблемы
Сегодня утром я встретила почтальона. Он принёс письмо, адресованное нам. Но от кого непонятно, потому что на конверте вот такая запись.
От кого: г. цветочный
ул. колокольчиков
незнайка
Непонятно: Цветочный – это город или магазин, Колокольчиков – это улица или букет, Незнайка – сказочный герой или ребёнок, который ничего не знает).
- Почему же мы запутались? (Отправитель не знает, какие слова надо писать с заглавной буквы.)
Запишите слова в тетрадь, исправив ошибки.
Город Цветочный, улица Колокольчиков, Незнайка.
Из какого произведения взяты слова?
сказка «Приключения Незнайки и его друзей»
Кто автор данного произведения?
писатель Николай Николаевич Носов
Учитель: Почему в данных словосочетания слова записаны с заглавной буквы?
Составьте и запишите предложение, используя данные слова.
2.Работа с выставкой книг.
Носов издал трилогию о своем маленьком, непоседливом, комичном и любознательном герое и его друзьях. Так сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» стали очень популярными.
Это произведение учит быть – добрыми, отзывчивами, дружелюбными думаю. Я, что после этого урока, у вас возникнет желание прочитать это произведение.
3.Физминутка (Музыкальная)
4. Чтение письма.
Ребята давайте прочитаем письмо, которое написал Незнайка.
Здравствуйте, ребята ! Пишет вам письмо незнайка. Я живу в цветочном Городе, в огурцой долине, на Улице колокольчиков. В нашем городе есть аллея ромашек и бульвар васильков. Город цветочный стоит на огурцовой реке. В этом городе живут мои друзья: пончик, гунька, гусля, пулька и Собака булька, пилюлькин и знайка. Ребята, мы шлем вам привет! |
Запишите любое предложение из письма Незнайки, соблюдая правила орфографии . Приведите пример.
5. Работа с ноутбуками.
(Электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной В.Т Горецкого)
Тема: Собственные и нарицательные имена имена существительные.
Упражнение имена и клички персонажей.
Игра «Незнайка и его друзья»
Задание: Вспомни имена персонажей сказки Н.Н. Носова. Соотнеси сказочных персонажей с их именами и кличками.
Проверка данного задания.
6.Игра-физминутка
- Я буду читать стихотворение. Если прозвучит слово, которое пишется со строчной буквы, вам надо присесть. Если услышите слово, которое пишется с заглавной буквы, надо хлопнуть в ладоши над головой.
Кошка Пушинка, собака Смешинка, петух Крикун, козёл Бодун, воробей Тишка, поросёнок Гришка, красивая синичка. Как напишешь клички?
Вывод: Клички животных – это имена собственные. Эти слова пишутся с заглавной буквы.
7. Работа в парах.
Выполняя данное задание, для себя вы должны были сделать вывод.
Подскажите какой. Это задание помогло нам понять, что одно и тоже слово может быть и собственным и нарицательным. Необходимо помнить, что имена собственные пишутся с заглавной буквы.
8.Работа в системе контроля знаний (Proclass). Работа в парах.
Просмотр отчёта.
V.Подведение итогов.
Вывод: Какие правила необходимо было знать, выполняя задания на уроке.
Вывод:
Название произведений, картин, спектаклей, журналов
Географические местоположения
Клички животных
Имена, отчества, фамилии людей
V.Рефлексия.
Учитель: Ребята, я хотела бы обратить ваше внимание на листы самооценки.
Отметьте, что теперь вы умеете делать. Воспользуйтесь схемой.
Сегодня на уроке я: