Урок 43 СПОРОВЫЕРАСТЕНИЯ 7 класс биология дата проведения_________
Тема урока: Сфагновые мхи. Значение мхов
Цели урока:
рассмотреть представителя сфагновых мхов;
показать черты усложнения организации, особенности среды обитания, размножения и распространения моховидных;
раскрыть их экологическую роль и хозяйственное значение.
тип урока: урок- путешествие
Ход урока:
ОРГ. МОМЕНТ проверка готовности учащихся к уроку.
Сегодня мы совершим путешествие на сверхзвуковом лайнере на северо – запад нашей страны, там много болотистых мест. Постараемся найти мох кукушкин лен и сфагнум, познакомимся с их строением и значением. Пристегните ремни и мы приземляемся на станции географическая.
ПРОВЕРКА Д/З
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Этот урок посвящен удивительным растениям – мхам. В их строении и особенностях много общего с водорослями. Однако живут они на суше. Вы увидите, что у мхов вместо корней ризоиды, как и у водорослей, но есть стебли и листья, как у цветковых растений.
Мхи – особая группа высших растений, мало похожая на другие. Все мхи объединяются систематикой растений в отдел Моховидные.
На Земле существует около 25000 видов различных мхов. Их изучением занимается специальный раздел ботаники – бриология.
Мхи, хоть и принадлежат к высшим растениям, имеют гораздо более простое внешнее и внутреннее строение. Растение мха состоит из стебля, листьев и ризоидов.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА сообщение темы и целей урока
Объявление цели: целью нашего сегодняшнего урока будет изучить
I СТАНЦИЯ «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ»
Зачитывается стихотворение:
Меж клюквы и морошки,
Жилец лесных болот
На кочке мох без ножки
Куда ни глянь, растёт.
Он снизу седоватый
Повыше зеленей.
Коль нужно будет ваты
Нарви его скорей.
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.
Наш лайнер сделал первую остановку на северо-западе нашей страны в краю лесов и болот (демонстрация карты Беларуси
Сфагновый мох (или сфагнум) можно найти в самых различных областях от Арктики до тропиков, однако он является наиболее распространенным в странах Северного полушария. Лучше всего растет в мокрой болотистой почве, преимущественно кислой.
В Белоруссии под болотами 2,5 млн га (вместе с осушенными) — 14,1 % площади страны, с запасом торфа-сырца 30,4 млрд куб. м; наибольшая мощность торфяного пласта 10,5 м (болото Ореховский Мох).
Сфагнум может расти под пологом леса среди кукушкина льна. Там, где поселился сфагнум, почва заболачивается. На избыточно влажной почве деревья растут плохо, становятся угнетёнными, а сфагнум, напротив, разрастается пышным ковром и постепенно заболачивает лес.
Стебли сфагнума ежегодно нарастают вверх приблизительно на 2-3 см. В то же время нижние участки стебля постепенно отмирают. Отмершие части медленно разлагаются при малом доступе кислорода и превращаются в сфагновый торф. Сфагнум может разрастаться и на поверхности воды. На зарастающих глубоких водоёмах при участии сфагнума появляются сплавины, или зыбуны.
Сфагновые болота называются верховыми, т.к. получают воду лишь из атмосферы (дождь, снег); торфяной слой в таких болотах может достигать 6-8 м.
СТАНЦИЯ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ»
Строение мха сфагнума
Есть ли у мха корни, ризоиды?
Чем отличается сфагнум от кукушкина льна по внешнему виду?
Почему растения не падают?
Особенности строения листа сфагнума.
(рассказать об исследовании: масса поглощенной воды в 25 раз больше массы сухого сфагнума).
В чем проявляется взаимосвязь его строения и выполняемой функции?
Размножение мха.
♀
архегоний (верхушке стебля)
яйцеклетка
♂
антеридий
(боковых веточках)
сперматозоиды
спорогон
♀ ♂ спора (ы)
предростки
(почки)
Спора – специализированная клетка, служащая для размножения низших и высших споровых растений.
Станция «Историческая»
Мох обладает бактерицидными свойствами, т. к. содержит вещество сфагнол, поэтому предметы, попавшие в торф сохраняются почти без изменения.
Сообщение учащегося: В ноябре 1941 году летчик Алексей Севастьянов совершил первый ночной таран над Ленинградом. Он погиб, охраняя знаменитую «дорогу жизни». Останки героя нашли только через 29 лет в торфяном болоте на глубине 1,5м. Хорошо сохранились вещи летчика.
Все предметы, попавшие в торф, образованный в основном отмершим сфагнумом, осокой, злаками и другими растениями, которые встречаются вместе с сфагнумом, сохраняются без изменений многие века; торф хорошо консервирует органические остатки, которые долго в нём не гниют, т.к. в торфяной толще мало кислорода и сфагнум выделяет вещества, препятствующие развитию бактерий.
Так, а Австралии на Лайахском болоте были обнаружены остатки бревенчатой дороги, проложенной римлянами, и монета с изображением императора Тиберия Клавдия, датированная 41-м г.н.э.
В торфе находят останки древних людей, предметы их домашнего обихода, старинные лодки, останки животных……….
Наибольший интерес для науки представляет сохранившаяся в торфе пыльца растений. Распознав под микроскопом эти споры и пыльцу, можно определить, какая растительность окружала болото в различные периоды его жизни и какая пришла ей на смену.
По данным, полученным учёными с помощью анализа пыльцы, наиболее старые торфяники европейской территории России имеют возраст от 5 до 8 тыс. лет. Таким образом, наши болота являются как бы летописной книгой, на страницах которой сохранились сведения о растительности и климате прежних эпох.
В годы Великой Отечественной войны партизаны использовали:
мох для утепления землянок;
хранили запасы овощей, картофеля под мхом;
жители:
использовали как топливо и как удобрение;
использовали в качестве подстилки для скота, это давало возможность уберечь от болезней малочисленный в то время скот.
СТАНЦИЯ «ПРОМЫШЛЕННАЯ»
(рассказать о значении торфа (коллекция)
древесный спирт, карболовая кислота, воск, парафин;
торфоперегнойные горшочки, таблетки (овощеводство, оранжереи).
СТАНЦИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ»
Роль мха в природе:
выделяет кислород;
участвует в круговороте веществ и энергии на Земле;
входя в состав биоценозов, мхи тесно связаны с другими членами сообщества: они испытывают на себе воздействия этих растений и животных и сами влияют на них;
это места обитания (болота) многих животных: выдра, ондатра, кабаны, утки;
резервуары пресной воды и регуляторы гидрологического режима территории;
сфагнум – индикатор чистоты воздуха;
на болоте растут редкие растения-хищники;
дом для многих почвенных беспозвоночных.
Для человека:
растет клюква, морошка;
образование торфа.
Экология – это наука о связях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Физкультминутка. Давайте и мы поднимемся со своих мест и сделаем разминку физическую.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ
1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА.
Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
1. «Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад. Наклоны головы вправо-влево.
2. «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.
3. «Сова»: поворот головы вправо-влево.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
- Вернуться домой вы сможете только после того, как ответите вопросы.
Контрольные вопросы:
Станция «Географическая»
Где можно встретить торфяной мох сфагнум?
Какие условия можно считать благоприятными для произрастания торфяного мха?
Станция «Исследовательская»
В чём сходство и отличие строения сфагнума и кукушкина льна?
Докажите, что сфагнум является высшим споровым растением.
Почему сфагнум может поглощать воды в 25 раз больше своей массы?
Какую роль в процессе размножения мхов играет вода?
В чём мы видим усложнение строения мхов по сравнению с водорослями?
Станция «Историческая»
Дайте научное объяснение тому факту, что в торфяных болотах находят неразложившиеся трупы животных.
О чём могут рассказать остатки растений и животных, найденные в толще старых торфяников?
Станция «Промышленная»
Где и как происходит образование торфа?
Где находит применение торф? Мох?
Каким образом сфагновый мох можно использовать в медицине?
Станция «Экологическая»
Какую роль в природе играют мхи, сфагновые болота?
Почему мхи можно считать экологическими барометрами (т.е. индикаторами чистоты воздуха)?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
ДИАГРАММА ВЕННА
ИТОГ УРОКА Подведем итоги: что нового вы узнали? Постарайтесь за 2 мин вспомнить и перечислить все важные научные сведения Что мы сегодня изучали? Что узнали о мохообразных?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: §, Учащимся сообщается тема следующего урока и дается домашнее задание
РЕФЛЕКСИЯ
БАБОЧКИ
Синий цвет ничего не поняли, неинтересно было на уроке
Желтый инфо интересная , но я ничего не понял
Розовый инфо интересная и урок полезен