СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока "СФАГНОВЫЕ МХИ. ЗНАЧЕНИЕ МХОВ" 7 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 43 СПОРОВЫЕРАСТЕНИЯ    7 класс                       биология       дата проведения_________

Тема урока: Сфагновые мхи. Значение мхов

  Цели урока:

  1. рассмотреть представителя сфагновых мхов;
  2. показать черты усложнения организации, особенности среды обитания, размножения и распространения моховидных;
  3. раскрыть их экологическую роль и хозяйственное значение.

тип урока: урок- путешествие

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока "СФАГНОВЫЕ МХИ. ЗНАЧЕНИЕ МХОВ" 7 класс»

Урок 43 СПОРОВЫЕРАСТЕНИЯ 7 класс биология дата проведения_________

Тема урока: Сфагновые мхи. Значение мхов

Цели урока:

  1. рассмотреть представителя сфагновых мхов;

  2. показать черты усложнения организации, особенности среды обитания, размножения и распространения моховидных;

  3. раскрыть их экологическую роль и хозяйственное значение.

тип урока: урок- путешествие



Ход урока:

ОРГ. МОМЕНТ проверка готовности учащихся к уроку.

Сегодня мы совершим путешествие на сверхзвуковом лайнере на северо – запад нашей страны, там много болотистых мест. Постараемся найти мох кукушкин лен и сфагнум, познакомимся с их строением и значением. Пристегните ремни и мы приземляемся на станции географическая.

ПРОВЕРКА Д/З

  • наука, изучающая мхи

  • количество видов

  • строение кукушкиного льна

  • размножение цикл развития

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Этот урок посвящен удивительным растениям – мхам. В их строении и особенностях много общего с водорослями. Однако живут они на суше. Вы увидите, что у мхов вместо корней ризоиды, как и у водорослей, но есть стебли и листья, как у цветковых растений.

Мхи – особая группа высших растений, мало похожая на другие. Все мхи объединяются систематикой растений в отдел Моховидные.

На Земле существует около 25000 видов различных мхов. Их изучением занимается специальный раздел ботаники – бриология.
Мхи, хоть и принадлежат к высшим растениям, имеют гораздо более простое внешнее и внутреннее строение. Растение мха состоит из стебля, листьев и ризоидов.

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА сообщение темы и целей урока

Объявление цели: целью нашего сегодняшнего урока будет изучить


I СТАНЦИЯ «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ»

Зачитывается стихотворение:

Меж клюквы и морошки,

Жилец лесных болот

На кочке мох без ножки

Куда ни глянь, растёт.

Он снизу седоватый

Повыше зеленей.

Коль нужно будет ваты

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной.

Наш лайнер сделал первую остановку на северо-западе нашей страны в краю лесов и болот (демонстрация карты Беларуси

Сфагновый мох (или сфагнум) можно найти в самых различных областях от Арктики до тропиков, однако он является наиболее распространенным в странах Северного полушария. Лучше всего растет в мокрой болотистой почве, преимущественно кислой.

В Белоруссии под болотами 2,5 млн га (вместе с осушенными) — 14,1 % площади страны, с запасом торфа-сырца 30,4 млрд куб. м; наибольшая мощность торфяного пласта 10,5 м (болото Ореховский Мох).

Сфагнум может расти под пологом леса среди кукушкина льна. Там, где поселился сфагнум, почва заболачивается. На избыточно влажной почве деревья растут плохо, становятся угнетёнными, а сфагнум, напротив, разрастается пышным ковром и постепенно заболачивает лес.

Стебли сфагнума ежегодно нарастают вверх приблизительно на 2-3 см. В то же время нижние участки стебля постепенно отмирают. Отмершие части медленно разлагаются при малом доступе кислорода и превращаются в сфагновый торф. Сфагнум может разрастаться и на поверхности воды. На зарастающих глубоких водоёмах при участии сфагнума появляются сплавины, или зыбуны.

Сфагновые болота называются верховыми, т.к. получают воду лишь из атмосферы (дождь, снег); торфяной слой в таких болотах может достигать 6-8 м.


СТАНЦИЯ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ»

  1. Строение мха сфагнума

Есть ли у мха корни, ризоиды?

Чем отличается сфагнум от кукушкина льна по внешнему виду?

Почему растения не падают?

  1. Особенности строения листа сфагнума.

(рассказать об исследовании: масса поглощенной воды в 25 раз больше массы сухого сфагнума).

В чем проявляется взаимосвязь его строения и выполняемой функции?


  1. Размножение мха.

архегоний (верхушке стебля)

яйцеклетка

антеридий

(боковых веточках)

сперматозоиды

спорогон

♀ ♂ спора (ы)

предростки

(почки)

Спора – специализированная клетка, служащая для размножения низших и высших споровых растений.

Станция «Историческая»

Мох обладает бактерицидными свойствами, т. к. содержит вещество сфагнол, поэтому предметы, попавшие в торф сохраняются почти без изменения.

Сообщение учащегося: В ноябре 1941 году летчик Алексей Севастьянов совершил первый ночной таран над Ленинградом. Он погиб, охраняя знаменитую «дорогу жизни». Останки героя нашли только через 29 лет в торфяном болоте на глубине 1,5м. Хорошо сохранились вещи летчика.

Все предметы, попавшие в торф, образованный в основном отмершим сфагнумом, осокой, злаками и другими растениями, которые встречаются вместе с сфагнумом, сохраняются без изменений многие века; торф хорошо консервирует органические остатки, которые долго в нём не гниют, т.к. в торфяной толще мало кислорода и сфагнум выделяет вещества, препятствующие развитию бактерий.

Так, а Австралии на Лайахском болоте были обнаружены остатки бревенчатой дороги, проложенной римлянами, и монета с изображением императора Тиберия Клавдия, датированная 41-м г.н.э.

В торфе находят останки древних людей, предметы их домашнего обихода, старинные лодки, останки животных……….

Наибольший интерес для науки представляет сохранившаяся в торфе пыльца растений. Распознав под микроскопом эти споры и пыльцу, можно определить, какая растительность окружала болото в различные периоды его жизни и какая пришла ей на смену.

По данным, полученным учёными с помощью анализа пыльцы, наиболее старые торфяники европейской территории России имеют возраст от 5 до 8 тыс. лет. Таким образом, наши болота являются как бы летописной книгой, на страницах которой сохранились сведения о растительности и климате прежних эпох.


В годы Великой Отечественной войны партизаны использовали:

  1. мох для утепления землянок;

  2. хранили запасы овощей, картофеля под мхом;

жители:

  1. использовали как топливо и как удобрение;

  2. использовали в качестве подстилки для скота, это давало возможность уберечь от болезней малочисленный в то время скот.


СТАНЦИЯ «ПРОМЫШЛЕННАЯ»

(рассказать о значении торфа (коллекция)

  1. древесный спирт, карболовая кислота, воск, парафин;

  2. торфоперегнойные горшочки, таблетки (овощеводство, оранжереи).

СТАНЦИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ»

Роль мха в природе:

  1. выделяет кислород;

  2. участвует в круговороте веществ и энергии на Земле;

  3. входя в состав биоценозов, мхи тесно связаны с другими членами сообщества: они испытывают на себе воздействия этих растений и животных и сами влияют на них;

  4. это места обитания (болота) многих животных: выдра, ондатра, кабаны, утки;

  5. резервуары пресной воды и регуляторы гидрологического режима территории;

  6. сфагнум – индикатор чистоты воздуха;

  7. на болоте растут редкие растения-хищники;

  8. дом для многих почвенных беспозвоночных.

Для человека:

  1. растет клюква, морошка;

  2. образование торфа.

Экология – это наука о связях живых организмов между собой и с окружающей средой.

Физкультминутка. Давайте и мы поднимемся со своих мест и сделаем разминку физическую.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ

1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШЕЙНОГО ОТДЕЛА ПОЗВОНОЧНИКА.

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.

1. «Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад. Наклоны головы вправо-влево.

2. «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.

3. «Сова»: поворот головы вправо-влево.


ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

- Вернуться домой вы сможете только после того, как ответите вопросы.

Контрольные вопросы:

Станция «Географическая»

  1. Где можно встретить торфяной мох сфагнум?

  2. Какие условия можно считать благоприятными для произрастания торфяного мха?

Станция «Исследовательская»

  1. В чём сходство и отличие строения сфагнума и кукушкина льна?

  2. Докажите, что сфагнум является высшим споровым растением.

  3. Почему сфагнум может поглощать воды в 25 раз больше своей массы?

  4. Какую роль в процессе размножения мхов играет вода?

  5. В чём мы видим усложнение строения мхов по сравнению с водорослями?

Станция «Историческая»

  1. Дайте научное объяснение тому факту, что в торфяных болотах находят неразложившиеся трупы животных.

  2. О чём могут рассказать остатки растений и животных, найденные в толще старых торфяников?

Станция «Промышленная»

  1. Где и как происходит образование торфа?

  2. Где находит применение торф? Мох?

  3. Каким образом сфагновый мох можно использовать в медицине?

Станция «Экологическая»

  1. Какую роль в природе играют мхи, сфагновые болота?

  2. Почему мхи можно считать экологическими барометрами (т.е. индикаторами чистоты воздуха)?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

ДИАГРАММА ВЕННА

























ИТОГ УРОКА Подведем итоги: что нового вы узнали? Постарайтесь за 2 мин вспом­нить и перечислить все важные научные све­дения Что мы сегодня изучали? Что узнали о мохообразных?


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: §, Учащимся сообщается тема следующего урока и дается домашнее задание


РЕФЛЕКСИЯ

БАБОЧКИ

Синий цвет ничего не поняли, неинтересно было на уроке

Желтый инфо интересная , но я ничего не понял

Розовый инфо интересная и урок полезен



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!