СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока "Строение и работа сердца"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока биологии в 8 классе

 

По теме «Строение и работа сердца»

 

Учитель 1 квалификационной категории Морозова Л.С.

 

 

 

 Оборудование:

                            таблица «Эволюция кровеносной системы   позвоночных»,

                            электронные плакаты по теме «Строение и работа сердца»,

                            электронная презентация «Строение и работа сердца»

 

 1.    Организационный момент.

 

  1. Актуализация опорных знаний.

 

  1. Индивидуальная работа по карточкам

Задание на карточке:

Из перечня (1-10) выберите правильные ответы на вопросы (I-Х) и зашифруйте их, т.е. найдите соответствие:

 

  1. Недостаточность лейкоцитов
  2. Недостаточность эритроцитов, гемоглобина.
  3. Недостаточность тромбоцитов.
  4. Образование антител.
  5. Образование фибрина, свёртывание крови.
  6. Образование гемоглобина, эритроцитов.
  7. Иммунитет
  8. Фагоцитоз
  9. Нарушение функции красного костного мозга.
  10. Нарушение функции жёлтого костного мозга.

 

 

  1. Защитная реакция организма, предохраняющая его от потери крови.
  2. Причины малокровия
  3. Способы защиты организма от болезнетворных микроорганизмов и чужеродных веществ.
  4. Единый защитный механизм организма от инфекционных заболеваний, чужеродных веществ.
  5. Условие предотвращения малокровия.
  6. Способ уничтожения бактерий в организме.
  7. Одна из причин не свёртываемости крови.
  8. Невосприимчивость организма к инфекциям.
  9. Причина недостаточности эритроцитов и лейкоцитов в крови.
  10. Проявления нарушения постоянства состава крови.

 

Код для проверки:  I-5; II-2;  III-4;   IV-7; V-6;  VI-8;  VII-3;  VIII-7;  IX-9;   X-1;2;3;

 

  1. Работа с классом

Понятийный диктант. На экране написаны  термины по теме «Кровь».

Дать определения этим понятиям.

 

Эритроциты. Лейкоциты. Тромбоциты. Плазма. Гомеостаз. Фибриноген. Фибрин. Донор. Реципиент. Гемоглобин. Оксигемоглобин. Фагоцитоз. Фагоциты. Иммунитет. Малокровие. Внутренняя среда организма. Аллергия. Аллерген. Вакцина. Лечебная сыворотка.

 

 

  1. Изучение новой темы.

 

 

                     

  1. Звучит тихо музыка. На её фоне раздаётся «стук сердца».

К доске выходят Наука, Сила, Сердце, Разум. В центре останавливается Сердце, по обе стороны от него Разум и Сила. Наука, не закрывая их, - впереди. В руках у разума книга. Грудь силы украшают чемпионская лента и  медали.  Ученик, исполняющий роль сердца, одет в красное, а в руках – большой красочный рисунок сердца..

 

Наука.        Давным-давно поспорили между собой Сила, Разум и сердце о том, кто из них нужнее человеку. Но, убедившись, что к согласию им не прийти, обратились ко мне.

Сила.           Послушай, Наука, ты ведь знаешь, что без упорного труда не достичь ни мастерства, ни знаний. Я оберегаю людей от мелочных дел и не даю им падать духом. Значит, я всего нужнее людям.

Разум.         Позволь, Сила. Я определяю, что полезно, а что вредно для человека. Без меня люди  не ведают, как постичь науку и как уберечься от беды. Значит, я нужнее людям.

Сердце.       Зато я заставляю человека страдать за обиженных, почитать старших, уважать младших. Я – благодарность и милосердие. Я – нежность и твёрдость. Сердце – это жизнь! Что вы без меня, Сила и Разум?

Наука.        Уважаемая Сила, всё что ты говорила, - правда. Но иногда ты жестока, хватка у тебя твёрдая. И когда ты – сторонник неправды, приходит беда. Много от тебя пользы, но и немало зла.

                      Почтенный Разум, и ты говорил правду. Тебе надо открывать людям тайны природы, жизни. Но ты с одинаковой готовностью исполняешь желания и плохих, и хороших людей. Я не хочу вас ссорить друг с другом. Я призываю вас к согласию. А повелителем для всех будет Сердце.

                      Ты, Разум, многогранен и многолик, но Сердце не будет следовать за каждым твоим решением. Хорошее оно одобрит, а плохое не примет.

                      Ты, Сила, могуча и крута, но Сердце не будет давать тебе воли. Для добрых дел оно не пожалеет себя, от недоброго удержит. Соединитесь же вместе, и пусть вами руководит Сердце.

 

Все берутся за руки, поднимают вверх.

 

  1. На экране изображение сердца с темой урока «Строение и работа сердца»

 Ученик читает стихотворение Э Межелайтиса «Сердце».

 

Что такое сердце?

Камень твёрдый?

Яблоко с багрово-красной кожей?

Может быть, меж рёбер и аортой

Бьётся шар, на шар земной похожий?

Так или иначе, всё земное

Умещается в его пределы,

Потому что нет ему покоя,

Потому что до всего ему есть дело.

 

Разум.         «К какой части тела ни приложишь ты руку ( прикладывает руку к местам прощупывания пульса), ты всюду услышишь сердце, ибо оно не только бьётся в любом органе, но и указывает путь каждому из них.»

Сердце.       Эти слова сказал обо мне безымянный древнеегипетский врач. Учёные сравнивают меня с уникальным насосом. Действительно, я всю жизнь перекачиваю кровь из своей левой половины в аорту, артерии, капилляры, вены и по двум полым венам возвращаю кровь в правую половину. Во мне всё предельно просто! Ничего лишнего, и в этой простоте само моё совершенство.

За 70 лет жизни человека я сокращаюсь2,5 млрд. раз без единой остановки на текущий и капитальный ремонт. Недаром обо мне говорят (все четверо хором): сердце – это жизнь!

 

Учитель.    Тема нашего урока «Строение и работа сердца»

Действительно, нет другого такого органа, который был бы так хорошо изучен, как сердце, но оно всё ещё таит в себе удивительные загадки, не решённые,  по сей день.

 

  1. На экране портрет Гарвея

Учитель.     Знания о строении, функциях и болезнях сердца накапливались постепенно. История науки о «Живом насосе» прошла долгий и тернистый путь. С 1968 года от Вильяма Гарвея ведёт своё  начало научная кардиология – наука о сердце и системе кровообращения.

(Написать на доске и в тетрадях).

 Итак, назовите: какие органы образуют кровеносную систему?

  1. На экране

 

  1. Таблица «Эволюция кровеносной системы Позвоночных»

 

Учитель:     Обратите внимание на таблицу, на которой представлены строения сердец различных классов Позвоночных животных. Давайте вспомним эволюционный путь сердца, который оно прошло в процессе исторического развития животного мира.

 

Учащиеся вспоминают особенности строения сердца рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Строение сердца в процессе эволюции усложнялось, совершенствовалось.

Ланцетник – роль сердца выполняет брюшной сосуд. Он обеспечивает движение крови.

Рыбы двухкамерное сердце, обеспечивает движение крови, это привело к повышению кровяного давления, что способствовало общему повышению жизненного уровня.

Земноводные – Трёхкамерное: два предсердия и желудочек. При одновременном сокращении предсердий, кровь поступает в желудочек, но мало смешивается в нём. Т.К. желудочек по своей структуре напоминает губку(множество перегородок) В результате в правой части оказывается смешанная кровь, бедная кислородом, а в левой- богатая кислородом. Кроме того у земноводных существует целая целесообразная система распределения крови, в разной степени обогащенной кислородом, между лёгкими, мозгом, внутренними органами.

Пресмыкающиеся( большинство) – сердце трёхкамерное с неполной   перегородкой сложной формы. Кровь тоже может смешиваться, и у них сохраняется система перераспределения крови в сердце и регуляция поступления крови в разных количествах в разные сосуды.

Птицы, млекопитающие – четырёхкамерное. Приобретают способность поддерживать температуру тела на постоянном уровне (теплокровность).

 

  1. Учитель.             Уже несколько раз за сегодняшний урок  мы с вами сравнивали сердце с насосом. Какие особенности его строения позволяют сердцу, подобно насосу, перекачивать кровь и перегонять её по всем кровеносным сосудам тела? Ответить на этот вопрос нам поможет самостоятельная работа.

 

  1. Самостоятельная работа с текстом п.22, рис.53 стр. 111 ( на экране или на каждом столе)

Учебно-тематическая карта

 

  1. Определите, как расположено сердце в теле человека с помощью рисунка и плаката. Почему сердце получило такое название? Найдите верхушку сердца. Куда она обращена?
  2. Определите, каковы размеры сердца. Повторите особенности строения сердечной мышцы.
  3. Чем покрыто сердце? Какое значение имеет жидкость, выделяемая образованием, покрывающим сердце?
  4. Определите правую и левую половины сердца.
  5. Рассмотрите  рисунки и, пользуясь текстом учебника, найдите границы между предсердиями и желудочками. Какова толщина их стенок? Какое это имеет значение?
  6. Найдите аорту – самую крупную артерию и лёгочную артерию. Подумайте и объясните, почему на рисунках и модели они обозначены разным цветом.
  7. Найдите сосуды, впадающие в правую и левую  половины сердца. Назовите их.
  8. Внутри вскрытых желудочков найдите створчатые клапаны, рассмотрите сухожильные нити и мышечные сосочки. Какова функция створчатых клапанов, сухожильных нитей и мышечных сосочков?
  9. В аорте, легочной артерии найдите полунные клапаны. Каково их функциональное значение?
  10. Сделайте вывод: в чём заключается связь строения сердца с выполняемой им функцией?
  11. Закройте учебник. Проверьте свои знания, выполнив следующее задание: запишите в тетради, что обозначено цифрами на рисунке?

 

  1. Обсуждение ответов самостоятельной работы с использованием презентации.
  2. Общие выводы самостоятельной работы:
  1. Сердце человека четырёхкамерное, состоит из 2-х предсердий, 2-х желудочков.
  2. Односторонний ток крови обеспечивают створчатые и полулунные клапаны, которые открываются под давлением крови только в одном направлении.
  3. Сердце придаёт движение крови благодаря своим сокращениям. (Сердечная мышца (миокард) образована мелкими одноядерными клетками – кардиощитами, которые отделены друг от друга вставочными дисками, играющими важную роль в передаче возбуждения по миокарду.)

 

  1. Учитель.             Сейчас мы охарактеризовали сердце как удивительный орган – насос, который неутомимо работает в течение всей жизни, без остановки и ремонта. Но поверите ли вы, что наше сердце половину жизни отдыхает!

Действительно ли это так, если мы знаем, что при остановке сердца прекращается движение крови, следовательно, прекращается и жизнь?

 

  1. На экране слайд «Сердечный цикл

               Для ответа на этот вопрос обратимся к статье учебника «Сердечный цикл» и заполним таблицу в тетради. (самостоятельно)

  1. На экране таблица

Фазы сердечного цикла.

 

Фаза

 сердечного цикла

Положение клапанов

открыты/закрыты/

Направления

 движения

крови

Время,

 сек.

Сокращение (систола)

предсердий

 

Створчатые      _________

Полулунные    _________

 

 

Сокращение (систола) желудочков

Створчатые      _________

Полулунные    __________

 

 

Общее расслабление

(диастола)

Створчатые      ___________

Полулунные    ___________

 

 

 

 

 

  1. Учитель. Проверим, что  у вас получилось.
  2. На экране  заполненная таблица.

Фазы сердечного цикла.

 

Фаза сердечного цикла

Положение клапанов

открыты/закрыты/

Направления движения

крови

Время, сек.

Сокращение (систола)

предсердий

Створчатые      открыты

Полулунные     закрыты

Поступление крови в желудочки

0,1

Сокращение (систола) желудочков

Створчатые      закрыты

Полулунные    открыты

Поступление крови в сосуды

0,3

Общее расслабление

(диастола)

Створчатые      открыты

Полулунные    закрыты

Наполнение кровью предсердий (часть её стекает в желудочки)

0,4

 

 

  1. Учитель.             Запомните, створчатые клапаны всегда открыты, кроме фазы сокращения желудочков, полулунные всегда - закрыты, кроме фазы сокращения желудочков.

 

  1. Учитель.             Сердце сокращается четко и точно 60-70 раз в минуту. Промежутки между сокращениями, их продолжительность абсолютно точны. Именно в особенностях сердечного цикла заключается способность сохранения рабочей активности сердца, его неутомимость в течение  всей жизни. Но частота сердечных сокращений зависит от характера деятельности  человека. При физической нагрузке частота сердечных сокращений увеличивается за счёт сокращения паузы (общего расслабления).

      Чем обусловлена высокая работоспособность сердца?

  1. С давних времён люди пытались познать свой организм, интересовались функциями органов и, конечно, сердца. Видное место среди ярких имён эпохи Возрождения занимает имя Андрея Везалия - врача, основателя медицины. Блестящие исследования Везалия привели его к столкновению с католической  церковью. Доведенный своими врагами до отчаяния, он прекратил научную деятельность в Италии, сжёг свои рукописи и стал придворным  врачом в Мадриде, где и произошло событие, послужившее поводом для суда инквизиции над гениальным анатомом.

Однажды Везалий вскрывал труп, чтобы установить причину смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которой он не вернулся.

 

  1. Учитель.             Но почему же всё-таки сокращалось сердце трупа? Неужели такой выдающийся врач, каким был Везалий, принял за мертвеца живого человека? Ответить на этот вопрос никто не мог, даже сам Везалий. Ведь уровень  знаний той эпохи был ещё низок. Ответ на него человечество получило через три столетия.
  2. Как объяснить роковой случай с Везалием? Подумайте и попробуйте ответить на этот вопрос, используя следующие подсказки.
  3. На экране            ПОДСКАЗКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
  1. Сердце животных, например лягушки, можно долго сохранять работающим в физиологическом растворе для холоднокровных. При этом последовательность сокращений сердца сохраняется.
  2. Также можно сохранить изолированным сердце и у теплокровных, хотя состав физиологического раствора несколько иной.
  3. Если сердце лягушки разрезать на части – отдельные его части также будут сокращаться.

 Думайте. Высказывайте ваши версии.

          ( В ответах о специальных клетках, механизме, автоматизм)

 

  1. На экране Чем обусловлена высокая работоспособность сердца

 ( обобщение ответов учащихся по слайду)

 

  1. Учитель.             Какими основными свойствами, определяющими ей непрерывную деятельность, обладает сердечная мышца?

Ответ предполагаемый: АВТОМАТИЯ, ВОЗБУДИМОСТЬ, СОКРАТИМОСТЬ, ПРОВОДИМОСТЬ.

 

  1. Учитель.             Но было бы ошибочно думать, что в целом сердце работает самостоятельно, независимо от общего состояния организма. Работа сердца находится под контролем ЦНС, и его деятельность изменяется под влиянием возбуждения, которое передаётся из головного мозга. Это позволяет сердечно – сосудистой системе постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды.
  2. Учитель.             Сейчас предлагаю за строго определённое время познакомиться и понять смысл статьи «Нервная и гуморальная регуляция работы сердца». По ходу можно выделить в тетради ключевые слова.
  3.  Итак, время пошло.

Какие ключевые слова, понятия можно выделить в данном тексте.

  1. На экране возможный вариант опорной схемы

 

 

  

 

 

 

  1. На экране  Домашнее задание
  1. Изучить п.22, ответить на вопросы. Обратить внимание на вопросы под «!»
  2. Знать объяснения терминам.
  3. Подготовить сообщения о методах изучения работы сердца.

 

  1. Учитель.             На протяжении многих веков учёные исследуют и изучают деятельность сердца. Особенно важно исследование работы сердца у человека, т.к. здоровье – важнейшее условие гармонического развития личности.
  2. Включить тихо приятную музыку

  Учитель.   Ребята! Приложите свою руку к сердцу. Что вы чувствуете? Что чувствует Дима, Денис, Вася?

Да, бьются ваши сердца. Такие как ваши кулачки.

Иногда человеку говорят: «У тебя доброе сердце». Что значит доброе сердце? А слышали, как говорят? «Сердце болит, ноет». Вспомните, а болело ли оно у вас?

Наши сердца настоящие волшебники, даны нам для того, чтобы любить всем сердцем, всей душой. Сердце наш советник, а иногда и приказчик. Когда вы спокойны – оно бьётся ровно, когда вы соритесь – учащённо и от этого становится плохо на душе. Это сердце предупреждает: ОСТАНОВИСЬ, успокойся, не злись. «Прости», - просит оно.

А КАКИЕ У ВАС СЕРДЦА ДЕТИ, КАКИМИ ВЫ ХОТИТЕ ВИДЕТЬ СВОИ СЕРДЦА?

Нарисуйте, напишите с помощью прилагательных и приклейте на контур сердца нашего 8-б класса.

 Музыка звучит. Дети выполняют задание.

 

  1. Подведение итогов
  2. Оценки
  3. Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!