СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока в 9 классе "Органы дыхания"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛЬ УРОКА:

  1. Показать особенности применения различных методов и приемов работы с учащимися на разных этапах урока.

  2. Показать значение использования дидактического материала в коррекционной работе учителя.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока в 9 классе "Органы дыхания"»

ТЕМА УРОКА: «Органы дыхания».


ЦЕЛЬ УРОКА:


  1. Показать особенности применения различных методов и приемов работы с учащимися на разных этапах урока.


  1. Показать значение использования дидактического материала в коррекционной работе учителя.




ЗАДАЧИ:


Образовательные:


- изучать с учащимися систему органов дыхания, ее части; - продолжать формировать интерес к строению своего организма;


Коррекционно-развивающие:

  • расширять кругозор;

  • развивать речь учащихся, мышление, память, внимание;


  • обогащать словарный запас;

  • формировать логическое мышление;

  • практической работой способствовать созданию конкретных представлений;


  • развивать умение применять полученные понятия и знания в практической деятельности;


Воспитательные:

  • продолжать формировать навыки здорового образа жизни;


  • воспитывать самостоятельность.




ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА.


  1. Презентация на тему: «Органы дыхания» (слайды).


  1. Таблица: «Органы дыхания, строение».

  2. Таблица: «Выбери правильный ответ».

  3. Творческое задание с использованием биологических понятий и иллюстраций.

  4. Раздаточный материал для индивидуальной работы.




ПЛАН УРОКА.

I. Организация учащихся к уроку.

II. Проверка домашнего задания.


III. Изучение нового материала.


IV. Физминутка.


V. Закрепление новой темы.


VI. Подведение итогов урока.


VII. Анализ и оценка работы на уроке.


VIII. Объяснение домашнего задания.

I. Организация учащихся к уроку.


Здравствуйте ребята! Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.


II. Проверка домашнего задания.


Ребята, вспомним изученные системы органов организма человека.




Назовите органы опорно-двигательной системы.





Назовите органы кровеносной системы.







Назовите факторы отрицательного влияния на органы кровообращения.










Назовите факторы положительного влияния на органы кровообращения.










III. Изучение новой темы.


Сегодня на уроке мы начинаем изучать новую систему органов. Название системы вы узнаете, выполнив задание: расположите буквы в порядке убывания размеров этих букв (сл.1,2).


Итак, мы начинаем изучать систему органов дыхания. Тема нашего урока «Органы дыхания» (сл.3).Открыли тетрадь, записали число и тему урока.

План (сл.№4)


  1. Значение дыхания.


  1. Органы дыхания и их функция.





Учащиеся проверяют готовность к уроку




Мы изучали систему органов кровообращения и опорно-двигательную систему.


  • органам опорно-двигательной системы относятся мышцы и скелет.


  • системе органов кровообращения относятся сердце, кровеносные сосуды, кровь.


Вредное влияние на органы кровообращения оказываю употребление алкоголя, наркотиков, курение.




Укрепление и оздоровление органов кровообращения вызывают занятия спортом, физкультурой.


Выполнив задание, учащиеся получают ответ на вопрос: Система органов … (дыхания)












Учащиеся записывают тему урока «Органы дыхания».


Учащиеся записывают план.

3. Гигиена дыхания.


Исключительно важно для человека дыхание. Известно, что без пищи он может прожить несколько недель, без воды -


несколько дней, а без воздуха – всего несколько минут. Человек дышит постоянно, когда работает, ест, спит, гуляет.





Дыхание состоит из вдоха и выдоха.(сл.5). Во время вдоха воздух с кислородом поступает в организм человека, во время выдоха воздух удаляется из организма.


Почему так важно дыхание. Работа каждой клетки, каждого органа нашего организма связана с потреблением энергии. Энергию вырабатывает сам организм. В каждой клетке происходит химическая реакция, в результате которой выделяется энергия. Для химической реакции необходим кислород, который поступает в организм во время вдоха. В результате химической реакции выделяется углекислый газ и пары воды, которые удаляются во время выдоха. Таким образом видно, что органы дыхания обеспечивают обмен газов между организмом и окружающей средой.


Дыхание – процесс обмена газов между организмом и окружающей средой. (сл.№6).


Сделаем вывод и определим, какое значение имеет дыхание. (сл.№7).


Значение дыхания.

  1. Поступление кислорода.

  2. Удаление углекислого газа.

  3. Удаление паров воды.





Газообмен происходит в легких. Но прежде чем воздух с кислородом дойдет до легких он пройдет через ряд органов. Эти органы составляют систему дыхания. (сл.№8)


Начинается дыхание с поступления воздуха в носовую полость.(сл.№9).


Носовая полость выстлана слизистой оболочкой, которая покрыта многочисленными волосками и


Учащиеся слушают учителя.













Учащиеся слушают учителя.






















































Учащиеся слушают учителя и просматривают слайды презентации

пронизана кровеносными сосудами. Слизь убивает микробы, волоски очищают от пыли, кровеносные сосуды согревают воздух.


Из носовой полости воздух поступает в носоглотку.(сл.10). Носоглотка – место соединения носовой полости и ротовой полости. Носоглотка выстлана слизистой и пронизана кровеносными сосудами. Носоглотка участвует в проведении и согревании воздуха.


Из носоглотки воздух поступает в гортань.(сл.№11) Гортань расположена в верхней части шеи. Она образована хрящами, которые соединены между собой связками и мышцами. В гортани находятся голосовые связки и между ними голосовая щель. Когда человек говорит, струя воздуха колеблет голосовые связки и возникает звук. Во время вдоха и выдоха воздух проходит через гортань. Следовательно, гортань участвует в проведении воздуха и голосообразовании.


Из гортани воздух поступает в трахею. (сл.№12).


Трахея – это трубка длиной 10-15 см. Ее составляют хрящевые полукольца. Мягкая задняя стенка трахеи не препятствует прохождению пищи по пищеводу.


Такое строение не задерживает прохождение воздуха при любых движениях шеи. Трахея участвует в проведении воздуха.


Нижняя часть трахеи делится на два бронха. (сл.№13). Крупные бронхи разветвляются на мелкие, как ветки у дерева. Бронхи участвуют в проведении воздуха.


Самые мелкие бронхи заканчиваются легочными пузырьками.


Легочные пузырьки пронизаны густой сетью кровеносных сосудов.


Мельчайшие бронхи и легочные пузырьки образуют легкие.(сл.№14)


В легких происходит газообмен.(сл.№15)


После газообмена совершается выдох по тем же органам, только в обратном направлении.


Учащиеся слушают учителя и смотрят слайды






IV.Физминутка. Релаксационная пауза.


Проведем наблюдения.


Закроем один носовой ход, а к другому поднесем кусочек ваты. Сделаем вдох и выдох. (сл.№16)




Что мы наблюдаем?





Сделайте вывод из полученных наблюдений.




Проведем наблюдения.


Сделаем глубокий вдох и глубокий выдох. Сделаем легкий вдох и попробуем сделать глубокий выдох. (сл.№17)


Что мы наблюдаем?




Сделайте вывод из полученных наблюдений.







Проделаем несколько упражнений на внимание. При вдохе глаза открываем. При выдохе – закрываем.


V. Закрепление изученного материала.


Дать определение дыханию.




Какое значение имеет дыхание?


Из перечисленных функций выбрать только те, которые относятся к дыханию.


Запишите в тетрадь значение дыхания.


Учитель переворачивает слова и на обратной стороне получается предложение «Органы дыхательной системы». Учитель предлагает под названием разместить органы дыхания.


презентации.







Учащиеся выполняют инструкцию.


Учащиеся анализируют результат: при вдохе вата затягивается в носовой ход, а при выдохе – отбрасывается.


При дыхании воздух поступает через носовые ходы.


Учащиеся выполняют инструкцию.


При глубоком вдохе – глубокий выдох, при легком вдохе – выдох уменьшается.


Количество вдыхаемого воздуха соответствует количеству выдыхаемого воздуха.


Учащиеся выполняют предложенные задания.


Дыхание – это процесс обмена газов между организмом и окружающей средой.


Учащиеся выбирают относящиеся к значению дыхания.




Учащиеся работают в тетради.

Следующее задание связано с определением органов

Учащиеся из перечисленных

дыхания на иллюстрации.

органов выбирают органы

Определить под какими цифрами обозначены органы

дыхания.

дыхания (сл.18,19).


Следующее задание. По особенностям строения и

Учащиеся выполняют

выполняемым функциям определить орган

задание.

дыхательной системы.(сл.№20)


Индивидуальная работа по карточкам.


Карточки №1.

Учащиеся выполняют

Соедини орган дыхания и выполняемую им функцию

задание и производят

(сл.№21,22).

самопроверку.

Карточки №2.


Расположи органы дыхания в порядке прохождения

Учащиеся самостоятельно

по ним воздуха от носовой полости к легким.

выполняют задание.

VI. Подведение итогов урока.


Сегодня на уроке мы начали изучать систему органов


дыхания.


Какой процесс в организме называется дыханием?

Дыхание-газообмен между


организмом и окружающей


средой.

Перечислить органы дыхания.



Носовая полость,


носоглотка, гортань, трахея,


бронхи,

И в заключении хочется напомнить еще раз, что

легкие.

здоровье надо беречь смолоду. Помнить, что курение


– самая распространенная вредная привычка в нашем


обществе, оказывает вредное влияние на все органы и


на органы дыхания в том числе.


Сравните легкие курящего и некурящего человека


(сл.№23). Тот, кто не начинал, и не начинайте курить,


а тот кто курит, тот пусть бросает.


VII. Анализ и оценка работы.


Учитель анализирует и оценивает работу уч-ся на


уроке.


VIII. Объяснение домашнего задания.


(сл.№24)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!