СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия на тему: "НАШ БЫТ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный конспект содержит познавательный материал в области быта древней Руси. В ходе занятия педагог воспитывает интерес к народной культуре, быту и обычаям России, любовь и уважение к русскому народу; доброжелательное отношение друг к другу; приобщает детей к истокам русской народной культуры.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия на тему: "НАШ БЫТ"»





Конспект занятия на тему: «Быт на Руси»



Программные задачи:

- приобщать детей к истокам русской народной культуры путём проведения занятия в «русской избе»;

- закреплять знания о быте, характере и традициях русского народа (как жили на Руси, предметы русского быта, русская традиционная кухня, трудолюбие и гостеприимство русского народа);

- активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками;

- воспитывать интерес к народной культуре, быту и обычаям России, любовь и уважение к русскому народу; доброжелательное отношение друг к другу;

- развивать мышление, речь, коммуникативные навыки.

Предварительная работа:

- разговоры о «русской избе», беседы о характере и традициях русского народа, о традиционных блюдах русской кухни;

- разучивание поговорок и пословиц, общий смысл которых заключался в прославлении русского гостеприимства, трудолюбия, щедрости, доброты;

Словарная работа:

Закуток, красный угол, хлебосольство.

Оборудование:

предметы русского быта (можно картинки) - печь, самовар, расписные деревянные и гончарные изделия, посуда, корзина, лапти, домотканые половики.



Ход занятия

Здравствуйте, детушки, здравствуйте, ребятушки!

Рада снова видеть вас! Вы гости в детском саду частые и желанные.



Слава нашей стороне,

Слава русской старине!

И про эту старину

Я беседу поведу.

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!



Русский народ славен дружбой и трудолюбием. Почему так говорят?

Дети: Дружно строили дома, вместе косили сено, вместе убирали урожай.

Воспитатель: Правильно, вместе делали одно дело. Одному человеку справиться было трудно. И никто никогда друг другу в помощи не отказывал. Поэтому избы были красивые, и жилось в них хорошо. А как вы думаете из чего строилась русская изба? (Слайд № 2) Ответы детей.

Воспитатель: Избы были настолько красивыми и резными, что народ начал слагать стихи о русских избах. Послушайте пожалуйста, какими они были… (Слайд № 3)

А вы знаете, Как называлась самая лучшая комната в избе?

Дети: Самая лучшая комната в избе – горница.

Воспитатель: Кого в ней принимали?

Дети: В горнице принимали гостей.

Воспитатель: Как в избу входили?

Дети: Кланяясь.

Воспитатель: А почему?

Дети: Дверь в избу была низкой, а порог высокий, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно было набить.

Воспитатель: А знаете ли вы. Какой была обстановка в избе на Руси? (Слайд № 4)

Воспитатель: Что было главным в горнице? (Слайд № 5)

Дети: Печь.

Воспитатель: Как уютно в нашей горнице!

Спозаранку печка топится…

На дровах огонь, пламя шустрое,

О тебе рассказ, печка русская!

Дети, что вы знаете о русской печке?

Дети:

Вьётся из трубы дым чуть свет,

Печки нет в избе – значит, жизни нет.

Почему так говорили: «Печи нет – жизни нет»?

Дети: Печь избу обогревала, на ней готовили обед. А какой была посуда на Руси? (Слайд № 6)

Воспитатель: А что еще могли печь в печи? Пекли пироги, сушили валенки, варежки.

Воспитатель: А что ещё сушили?

Дети: Растения от простуды, грибы, ягоды.

Воспитатель: А как печь лечила больного?

Дети: Уложат больного на печь, она его лучше горчичника прогреет.

Воспитатель: В старину про печь говорили:

Русской печки нет добрее,

Всех накормит, обогреет,

Варежки сушить поможет,

Деток спать уложит.

И сверчок поёт где-то рядышком.

Как с тобой тепло, печка-матушка!

Воспитатель: Поведём беседу дальше.

Правый от печки угол назывался закуток. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления еды. (Показывает закуток в «избе»). Закуток – это отгороженное место, отдельный уголок. Хозяйка здесь готовила еду.

Другой, левый от печки угол, назывался красным, красивым. Это было особое место для гостей. Вот и вас я посадила в красный угол.

Дети вы уже многое знаете о русской избе и домашней утвари – предметах, которые окружают человека, помогают ему в домашнем хозяйстве. А еще на Руси любили мыться в бане, топили ее дровами, парились в ней вениками (Слайд № 7). Баня спасала людей от хвори, отгоняла злых духов и придавала сил людям.

Воспитатель: А воду для бани носили в коромыслах из колодца! (Слайд № 8)

Я предлагаю вам поиграть в интересную игру, подгадывать загадки, разделившись на команды, выиграет та команда, которая больше всех отгадает загадок!



  • Я в дом любой тебя впущу,
    Стучишь – я рада стуку.
    Но одного я не прощу –
    Коль не подашь мне руку.
    (дверь)

  • Шевельнул бородкой гном – 
    И вошел хозяин в дом.
    (ключ)

 

  • В чисто убранной светличке
    Дремлют сестры- невелички.
    Эти сёстры весь денек
    Добывали огонек.
    (спички)

  • Намочи меня водой
    И потри чуть-чуть рукой.
    Как начну гулять по шее,
    Сразу ты похорошеешь.
    (мыло)



  • И сияет, и блестит,
    Никому оно не льстит,
    А любому правду скажет –
    Всё как есть ему покажет.
    (зеркало)



  • Накормишь – живет,
    Напоишь – умрет.
    (огонь)



  • Шкаф большой,

Дверцы маленькие,

Кладут белое,

Вынимают черное. (Печь, дрова, угли)



  • Четыре брата

Под одной шляпой стоят. ( Стол )



  • Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (Ложка )



  • Жидко, а не вода,

Бело, а не снег. (Молоко)



Воспитатель: Молодцы, ребятушки, много загадок знаете про предметы, которые и в старину и по сей день, помогают человеку в хозяйстве. Мы с вами вспомнили, как обустроена горница, и что в ней находится.



Раньше всё в избе делалось своими руками. Девушки и женщины шили себе национальные костюмы, в которых ходили и выходили замуж (Слайд № 9).

Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, пряли, вышивали, плели лапти, корзины. И все эти предметы делались тщательно, с любовью, были не только полезными, но и красивыми, радующими глаз. (Слайд № 10, 11).

Любой труд был почётен: и взрослый, и детский. Дети всегда были хорошими помощниками взрослых. Взрослые с любовью говорили про них: «Мал, да удал!».

  К труду девочку приучала мать. Девочка помогала матери готовить, убирать избу, училась прясть, вязать, вышивать.

  Приучали к труду и мальчиков. В 7-8 лет мальчика сажали на коня, он учился ездить верхом и управлять лошадью. Летом ребята отвозили родителям в поле еду, гоняли лошадей на водопой. С ранних лет мальчики пасли скот и ухаживали за ним, ловили рыбу. Сын помогал отцу боронить землю, сгребать сено, убирать хлеб. Дети с ранних лет знали: что посеешь, то и пожнёшь.

  Русский народ издавна славился своим трудолюбием и сложил об этом много пословиц.



Пословицы:

Дело мастера боится.

Есть терпенье – будет и уменье.

Делу время – потехе час.

Умелые руки не знают скуки.

Труд человека кормит, а лень портит.

Сделал дело – гуляй смело.

Была бы охота – будет ладиться работа.



Воспитатель: Молодцы, ребятки, много пословиц о труде вы знаете.

А я вот вам ещё одну напомню:

«Спишь, спишь, и отдохнуть некогда».

Про кого это сказано?

Дети: Про лодыря, бездельника.

В народе не любили лентяев, смеялись над ними, потешались.

А трудолюбие всегда было в почёте: «Землю красит солнце, а человека труд»!

Воспитатель: А в свободное от работы время, люди весело проводили время. Пели песни, частушки, водили хороводы, играли на музыкальных инструментах. Которые также изготавливали своими руками, часто музыкальные инструменты использовали пастухи в поле, когда пасли овец и коров. (Слайд № 12).

Воспитатель: Наш народ славен своими традициями. Мы с вами уже многое знаем о русских традициях. Давайте их вспомним.

Дети: народные праздники, гостеприимство, хлебосольство, и т.д..

Воспитатель: А ещё есть традиции, связанные с приготовлением различных блюд – традиционная национальная кухня. И готовили русские люди из того, что сами выращивали.

Что выращивают в России?

Дети:  Пшеницу, рожь, разные овощи.

Воспитатель: в России много национальных блюд готовят из муки. Например, только в России пекут знаменитые калачи и пряники

Воспитатель: Ребята, а назовите кушанья из муки, которые готовят ваши мамы.

Дети: Блины, пироги, оладьи.

Воспитатель: Есть у русского народа такая поговорка: «Щи да каша – пища наша». Что ещё любят готовить в России?

Дети: Кашу и щи.

Какие каши варят у нас?

Дети: перечисляют (гречневая, манная, овсяная и др.)

Воспитатель: Каши варят из крупы – пшена, манки, гречки, овсяных хлопьев. Пшено и манку делают из пшеницы, овёс и гречиху выращивают.

Воспитатель: А ещё в России очень любят щи.

Из чего варят щи?

Дети: Из капусты, моркови, картофеля, лука.

Воспитатель: Да. Для того чтобы сварить щи, нужны капуста, морковь, лук, картофель. И все эти овощи выращивают у нас и готовят из них пищу.

Воспитатель: Вот какой богатый урожай капусты вырастили!

А ведь с капустой связана ещё одна наша традиция – засолка капусты. В октябре собран весь урожай капусты, и чтобы его сохранить, русские люди издавна заготавливали капусту – квасили, солили.

Начинались весёлые вечеринки в честь капусты – капустницы. Нарядные девушки обходили с песнями все дома своей деревни и помогали хозяевам рубить капусту. После того, как капуста была срублена, начинались вечеринки с песнями и плясками.

Воспитатель: Но что-то вы, ребятки, немного приуныли. Устали? А ведь русские люди умели трудиться, умели и отдыхать! Скоро и мы пойдем с вами отдыхать…

Вот и подошла к концу наша встреча.

О чём мы с вами беседовали сегодня?

Дети: Мы беседовали о русской избе, о том, как устроена горница, какие предметы в ней находятся, о русской печке, о том, как трудились русские люди, вспомнили пословицы о труде, о гостеприимстве, говорили о традициях, о русских национальных блюдах, о том, как заготавливают на зиму капусту.