СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого занятия по теме "Средства музыкальной выразительности"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества станицы Роговской

муниципальное учреждение Тимашевский район

 

 

 

 

 

 

 

Конспект

открытого занятия по теме:

«Средства музыкальной выразительности»

(обобщение темы).

(с использованием ИКТ, игровой, здоровьесберегающей  технологий и

объяснительно-иллюстративного метода)

Объединение «Эстрадное пение»

 

 

 

                                                                                                                            Разработан педагогом

                                                                                                                           дополнительного образования:

                                                                                                                           Чевычеловой О. А.

 

 

 

2013 г.

         Данное занятие проводится с учащейся объединения «Эстрадное  пение»

    II года обучения: Бугай Дианой 15.11.13г.

  Тема: Средства музыкальной выразительности (обобщение темы).

Цель:

  • Развитие умения пользоваться средствами музыкальной выразительности, развитие чувства ритма, ритмического, динамического, мелодического, тембрового слуха.
  • Развитие памяти, внимания.
  • Совершенствование вокальных навыков.

Задачи:

  • Повторить и обобщить знания о средствах музыкальной выразительности: темп, ритм, динамика, штрих, тембр, мелодия.
  • Научиться пользоваться средствами музыкальной выразительности во время исполнения вокальных произведений.

Оборудование:  компьютер, рабочие карточки, фортепиано, DVD, записи на дисках.

План

  1. Организационный момент - 3 минуты.
  2. Повторение (в форме «вопрос – ответ») -10 минут.

     III. Разминка - 10 минут.

          1).Тоника, тонические трезвучия

          2). Артикуляционная гимнастика

          3). Вокально-интонационные упражнения

     IV. Работа с произведениями - 20 минут.

          5). Использование средств выразительности

     V. Заключительная часть - 2 минуты.

          6).Подведение итогов.

 

 

 

 

Ход урока

Педагог: Здравствуй. Сегодня мы с тобой постараемся вспомнить, повторить и обобщить знания о средствах музыкальной выразительности. Давай вспомним, какие средства музыкальной выразительности мы знаем?

     Обрати внимание на эти рисунки. (изображение черепахи, машины, бегущего человека)

Что на них изображено?

Ответ:  Движение с разной скоростью.

 Педагог:  А есть какое-нибудь средство музыкальной выразительности, которое говорит нам о скорости?

Ответ:  Темп.

Педагог:  Действительно, это темп, давай дадим точное определение темпу, что же это такое?

Ответ: Темп - степень скорости музыкального произведения.

 Педагог:  А какие обозначения темпов ты знаешь?

Ответ:   Allegro, moderato, lento…

Педагог:   Что это означает?

Ответ:  Allegro – скоро; Moderato – умерено; Adagio, Lento – медленно; Largo – широко (очень медленно).

– Послушай, пожалуйста, внимательно музыку и скажи, что она передает.

 Исполняется – «Время, вперед!», Г.Свиридов. (фрагмент)

Ответ:  Музыка передает движение.

Педагог:   Верно. А как можно двигаться под эту музыку. С какой скоростью? Насколько аккуратно, синхронно?

Ответ: Быстро (медленно), четко (беспорядочно), красиво, легко…

Педагог:   Под музыку можно шагать, бегать, прыгать, кружиться… Скажи, а вот, например, шагать легче под музыку или без нее? И почему.

Ответ: Под музыку легче. Потому что она звучит четко, ритмично.

Педагог:    То есть музыка организовывает наше движение. А с помощью какого средства музыкальной выразительности она это делает?

Ответ:  С помощью ритма.

Педагог:   А что такое “музыкальный ритм”? Как ты понимаешь это словосочетание.

Ответ:   Ритм – это чередование длинных и коротких музыкальных звуков.

Педагог:   Правильно.

Следующее средство музыкальной выразительности - динамика, что обозначается этими знаками? ( F, mf, p, ff, pp, mp).

Ответ: F- громко, p- тихо, mf-не очень громко, mp- не очень тихо, ff- очень громко, pp- очень тихо.

Педагог:   Что значит динамика?

Ответ:   Динамика, в музыке - это различная степень силы звучания, громкости и их изменения.

Педагог:    А что  обозначает крещендо, диминуэндо?

Ответ: Крещендо – усиление звука с пиано на громко, диминуэндо – затихание, с громко на тихо.

Педагог:    Совершенно верно, а теперь ответь мне на следующий вопрос, что означает

слово Штрих? 

Ответ:  Штрих – это способ звукоизвлечения.

Педагог:    Да, а что это значит?

Ответ:  Способ пения, способ игры на инструментах…

Педагог:    А какие ты знаешь способы звукоизвлечения?

Ответ:   Легато- это связно, нон легато – не очень связно, стаккато-отрывисто.

Педагог:    Ещё одно средство музыкальной выразительности, которое мы знаем – тембр,

что это значит?

Ответ:  Звуковая окраска голоса или инструмента

Педагог:     Ещё нам осталось вспомнить о самом главном средстве музыкальной выразительности – мелодии.

- А что это такое?

Ответ:  Одноголосно выраженная главная музыкальная мысль.

Педагог:    А теперь предлагаю тебе обыграть небольшое стихотворении - речёвку. Но делать мы это будем не просто так, а используя известные нам средства музыкальной выразительности. Она нам уже знакома, но я  её тебе напомню:

Нос, рот, голова, Уши, щёки, лоб глаза, Плечи, плечи, шея, грудь, Не забыть бы что-нибудь. Руки хлоп, хлоп, хлоп, Ноги топ, топ, топ, Раз сюда, два сюда, Это нет, а это да.

- Давай исполним эту речёвку,  обратите внимание, что нужно обязательно сохранять единый темп, то - есть не спешить и не отставать, нужно чётко соблюдать темп.

-прохлопаем ритмически.

Исполняют. Затем исполняется речёвка с прохлопыванием ритма, с изменением темпа.

Педагог:   Хорошо, мы поработали с тобой  над этим стихотворением. А теперь давай поработаем над  своими песнями.  Но прежде, чем мы приступим к работе, давай немного распоемся. (Перед пением важно «настроиться» в определенной тональности, то есть запомнить звучание ее тоники и тонического трезвучия. Поэтому перед исполнением какой–либо мелодии сыграем ему  гамму данной тональности, ее тонику, тоническое трезвучие и ступени гаммы вразбивку).

Например:

Задание №1 Спой гаммы, их тонику и тоническое трезвучие: Соль мажор:

Ре мажор

Упр. №1 Ма-мэ-ми-мо-му, да-дэ-ди-до-ду, бра-брэ-бри-бро-бру……

Упр. №2  Да-бу-да-бу-да-бу-да-бу-да.

Упр. №3 Ей-ее-ей, ей-ее-ей, ей-ее-ей….

Упр. №4 Ми-ми-ми-ми-ми-ми-ми, ма-ма-ма-ма-ма-ма-ма, му-му-му-му-му-му-му, мо-мо-мо-мо-мо-мо-мо.

Педагог:  А теперь давай поработаем над  песнями и закрепим знания на практике: ….. Скажите, чем песни отличаются друг от друга?

Ответ:  Словами.

Педагог:  Да, а ещё чем?

Ответ:  Темпом.

Педагог:  Совершенно верно. Давай исполним эти произведения, не забывай про динамику, ритм. (уточняются динамические, тембровые, темповые особенности).

 Во время ритмической работы обращается внимание на твердость согласных, синхронность и позиционную правильность при произнесении звуков.

В ходе вокальной работы больше внимания уделяется певческой установке, пению на опоре, прикрытости звучания, дикционной и интонационной точности.

Исполняется песня: «Школа», «Мама», «Мама, нет на свете слова мне родней», «Веселый смайлик».

Исполняются песни без остановки, затем обсуждаются недочёты в исполнении, при необходимости повторяются некоторые моменты.

Педагог:  Мы с тобой обобщили сегодня свои знания о средствах музыкальной выразительности, надеюсь, что в дальнейшем ты будешь пользоваться этими средствами в своей творческой деятельности. Большое спасибо за работу. До свидания.

Используемая литература.

1) Э. Финкельштейн, Музыка от “А” до “Я”, занимательное чтение с картинками и фантазиями, Л.: 1991;

2) А. Должанский, Краткий музыкальный словарь, М-Л.: “Музыка”, 1966;

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по теме "Средства музыкальной выразительности"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр детского творчества станицы Роговской

муниципальное учреждение Тимашевский район














Конспект

открытого занятия по теме:

«Средства музыкальной выразительности»

(обобщение темы).

(с использованием ИКТ, игровой, здоровьесберегающей технологий и

объяснительно-иллюстративного метода)

Объединение «Эстрадное пение»







Разработан педагогом

дополнительного образования:

Чевычеловой О. А.







2013 г.

Данное занятие проводится с учащейся объединения «Эстрадное пение»

II года обучения: Бугай Дианой 15.11.13г.

Тема: Средства музыкальной выразительности (обобщение темы).

Цель:

  • Развитие умения пользоваться средствами музыкальной выразительности, развитие чувства ритма, ритмического, динамического, мелодического, тембрового слуха.

  • Развитие памяти, внимания.

  • Совершенствование вокальных навыков.

Задачи:

  • Повторить и обобщить знания о средствах музыкальной выразительности: темп, ритм, динамика, штрих, тембр, мелодия.

  • Научиться пользоваться средствами музыкальной выразительности во время исполнения вокальных произведений.

Оборудование: компьютер, рабочие карточки, фортепиано, DVD, записи на дисках.

План

  1. Организационный момент - 3 минуты.

  2. Повторение (в форме «вопрос – ответ») -10 минут.

III. Разминка - 10 минут.

1).Тоника, тонические трезвучия

2). Артикуляционная гимнастика

3). Вокально-интонационные упражнения

IV. Работа с произведениями - 20 минут.

5). Использование средств выразительности

V. Заключительная часть - 2 минуты.

6).Подведение итогов.









Ход урока

Педагог: Здравствуй. Сегодня мы с тобой постараемся вспомнить, повторить и обобщить знания о средствах музыкальной выразительности. Давай вспомним, какие средства музыкальной выразительности мы знаем?

Обрати внимание на эти рисунки. (изображение черепахи, машины, бегущего человека)

Что на них изображено?

Ответ: Движение с разной скоростью.

Педагог: А есть какое-нибудь средство музыкальной выразительности, которое говорит нам о скорости?

Ответ: Темп.

Педагог: Действительно, это темп, давай дадим точное определение темпу, что же это такое?

Ответ: Темп - степень скорости музыкального произведения.

Педагог: А какие обозначения темпов ты знаешь?

Ответ: Allegro, moderato, lento…

Педагог: Что это означает?

Ответ: Allegro – скоро; Moderato – умерено; Adagio, Lento – медленно; Largo – широко (очень медленно).

– Послушай, пожалуйста, внимательно музыку и скажи, что она передает.

Исполняется – «Время, вперед!», Г.Свиридов. (фрагмент)

Ответ: Музыка передает движение.

Педагог: Верно. А как можно двигаться под эту музыку. С какой скоростью? Насколько аккуратно, синхронно?

Ответ: Быстро (медленно), четко (беспорядочно), красиво, легко…

Педагог: Под музыку можно шагать, бегать, прыгать, кружиться… Скажи, а вот, например, шагать легче под музыку или без нее? И почему.

Ответ: Под музыку легче. Потому что она звучит четко, ритмично.

Педагог: То есть музыка организовывает наше движение. А с помощью какого средства музыкальной выразительности она это делает?

Ответ: С помощью ритма.

Педагог: А что такое “музыкальный ритм”? Как ты понимаешь это словосочетание.

Ответ: Ритм – это чередование длинных и коротких музыкальных звуков.

Педагог: Правильно.

Следующее средство музыкальной выразительности - динамика, что обозначается этими знаками? ( F, mf, p, ff, pp, mp).

Ответ: F- громко, p- тихо, mf-не очень громко, mp- не очень тихо, ff- очень громко, pp- очень тихо.

Педагог: Что значит динамика?

Ответ: Динамика, в музыке - это различная степень силы звучания, громкости и их изменения.

Педагог: А что обозначает крещендо, диминуэндо?

Ответ: Крещендо – усиление звука с пиано на громко, диминуэндо – затихание, с громко на тихо.

Педагог: Совершенно верно, а теперь ответь мне на следующий вопрос, что означает

слово Штрих?

Ответ: Штрих – это способ звукоизвлечения.

Педагог: Да, а что это значит?

Ответ: Способ пения, способ игры на инструментах…

Педагог: А какие ты знаешь способы звукоизвлечения?

Ответ: Легато- это связно, нон легато – не очень связно, стаккато-отрывисто.

Педагог: Ещё одно средство музыкальной выразительности, которое мы знаем – тембр,

что это значит?

Ответ: Звуковая окраска голоса или инструмента

Педагог: Ещё нам осталось вспомнить о самом главном средстве музыкальной выразительности – мелодии.

- А что это такое?

Ответ: Одноголосно выраженная главная музыкальная мысль.

Педагог: А теперь предлагаю тебе обыграть небольшое стихотворении - речёвку. Но делать мы это будем не просто так, а используя известные нам средства музыкальной выразительности. Она нам уже знакома, но я её тебе напомню:

Нос, рот, голова,
Уши, щёки, лоб глаза,
Плечи, плечи, шея, грудь,
Не забыть бы что-нибудь.
Руки хлоп, хлоп, хлоп,
Ноги топ, топ, топ,
Раз сюда, два сюда,
Это нет, а это да.

- Давай исполним эту речёвку, обратите внимание, что нужно обязательно сохранять единый темп, то - есть не спешить и не отставать, нужно чётко соблюдать темп.

-прохлопаем ритмически.

Исполняют. Затем исполняется речёвка с прохлопыванием ритма, с изменением темпа.

Педагог: Хорошо, мы поработали с тобой над этим стихотворением. А теперь давай поработаем над своими песнями. Но прежде, чем мы приступим к работе, давай немного распоемся. (Перед пением важно «настроиться» в определенной тональности, то есть запомнить звучание ее тоники и тонического трезвучия. Поэтому перед исполнением какой–либо мелодии сыграем ему гамму данной тональности, ее тонику, тоническое трезвучие и ступени гаммы вразбивку).

Например:

Задание №1

Спой гаммы, их тонику и тоническое трезвучие:

Соль мажор:

Ре мажор

Упр. №1 Ма-мэ-ми-мо-му, да-дэ-ди-до-ду, бра-брэ-бри-бро-бру……

Упр. №2 Да-бу-да-бу-да-бу-да-бу-да.

Упр. №3 Ей-ее-ей, ей-ее-ей, ей-ее-ей….

Упр. №4 Ми-ми-ми-ми-ми-ми-ми, ма-ма-ма-ма-ма-ма-ма, му-му-му-му-му-му-му, мо-мо-мо-мо-мо-мо-мо.

Педагог: А теперь давай поработаем над песнями и закрепим знания на практике: ….. Скажите, чем песни отличаются друг от друга?

Ответ: Словами.

Педагог: Да, а ещё чем?

Ответ: Темпом.

Педагог: Совершенно верно. Давай исполним эти произведения, не забывай про динамику, ритм. (уточняются динамические, тембровые, темповые особенности).

Во время ритмической работы обращается внимание на твердость согласных, синхронность и позиционную правильность при произнесении звуков.

В ходе вокальной работы больше внимания уделяется певческой установке, пению на опоре, прикрытости звучания, дикционной и интонационной точности.

Исполняется песня: «Школа», «Мама», «Мама, нет на свете слова мне родней», «Веселый смайлик».

Исполняются песни без остановки, затем обсуждаются недочёты в исполнении, при необходимости повторяются некоторые моменты.

Педагог: Мы с тобой обобщили сегодня свои знания о средствах музыкальной выразительности, надеюсь, что в дальнейшем ты будешь пользоваться этими средствами в своей творческой деятельности. Большое спасибо за работу. До свидания.

Используемая литература.

1) Э. Финкельштейн, Музыка от “А” до “Я”, занимательное чтение с картинками и фантазиями, Л.: 1991;

2) А. Должанский, Краткий музыкальный словарь, М-Л.: “Музыка”, 1966;




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!