Открытое занятие
«Поляна сказок»
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация
Познание
Социализация
Чтение художественной литературы
Аппликация (лепка)
Цель: закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.
Задачи:
- развивать мышление, память, воображение.
- воспитывать интерес и любовь к сказкам.
- продолжать работу над предложением, словесным его составом
- развивать глазомер, мелкую моторику.
- воспитывать дружеские взаимоотношения, умение доводить начатое дело до конца.
Оборудование: иллюстрации к сказкам: «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк»; выставка книг по сказкам; мяч;
игрушки – заяц, лиса, медведь, волк, колобок; пластилин жёлтого и зелёного цвета на каждого ребёнка.
Ход НОД
I. Организационный момент, объявление темы:
Звучит песня из м/ф «Домовёнок Кузя» «Не бойся сказки, бойся лжи…»
- Ребята, вам знакома эта мелодия? (Да)
- Откуда она? (из м/ф про Кузю)
- А вы любите сказки? (Да)
- Скажите, дети, а откуда брал сказки Домовёнок Кузя в мультфильме? (Из сундука со сказками)
-А что потом случилось с сундуком? (украли)
(Звучит запись из м/ф «Домовёнок Кузя» “…сундук со сказками украли“)
- А вы помните, кто помог Кузе вернуть сундук? (Нафаня-домовой)
- Ребята, у нас тоже есть необычный сундучок, который поможет сегодня нам вспомнить наши любимые сказки!
Итак, путешествие в страну сказок начинается!
Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица»:
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка ...
Игра: «Ты мне – я тебе».
(Дети становятся в круг. Ведущий с середины круга бросает мяч детям, называя животное. Дети по очереди отвечают из какой сказки названы герои).
Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка»? Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…
- Молодцы! - Тихо садимся за стол.
II. Основная часть
- Сказки рассказывают о небывалом, чудесном, и они бывают разными: народными и авторскими.
- Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).
Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).
Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается).
Игра: «Узнай сказку по загадке»
- Ребята, вы много сказок знаете? (Да).
Сейчас проверим.
Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.
Загадки демонстрируются на экране, после ответа, появляется отгадка
Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета…
Кто, скажи, девчушка эта (Золушка)
Кто-то за кого-то ухватился крепко:
Ох, никак не вытянуть! Ох, засела крепко!
Мышка, бабка, внучка – все сюда бегут.
Победил упрямицу дружный общий труд!
Кто засел так крепко и держался цепко?
Это наша …(репка)!
Был друг у Ивана
Немного горбатым,
Но сделал счастливым его
И богатым.
(Конёк-горбунок.)
Знайте, этого плутишку
Никому не обхитрить:
Людоеда, словно мышку,
Умудрился проглотить!
И шпоры звенят у него на ногах,
Скажите мне, кто это?...
(Кот в сапогах.)
Теперь ещё одна подсказка:
Она – животное из сказки,
Где чуть не скушал волк-злодей
Всех семерых её детей.
(Коза.)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
(Айболит)
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
(Карлссон)
Мастер он колоть дрова,
Рыбок уважает,
Хоть и дурья голова,
Печь его катает.
(Емеля)
Свой дом зимою, в холода
Она слепила изо льда.
Но дом стоял прекрасно в стужу,
Весной же превратился в лужу.
Дом лубяной построил Зайка.
Теперь, читатель, вспоминай-ка,
Кого прогнал Петух в леса?
Кто Зайца обманул? ...(Лиса)
Стрела молодца угодила в болото,
Ну где же невеста? Жениться охота!
А вот и невеста, глаза на макушке.
Невесту зовут…(Лягушка)
Ему надоело
Сидеть на окошке
И он покатился
В лес по дорожке.
(Колобок.)
Это знают даже первоклашки,
Что есть друг большой у Чебурашки,
Под гармошку песни он поёт.
Имя друга каждый назовёт (Гена)
В шапочке я красной,
Пирожки в корзинке.
Вот шагаю к бабушке
По лесной тропинке.
Если встречу Волка,
Я не зареву,
Я тогда охотников
Громко позову.
(Красная Шапочка.)
Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек — копытца.
Трое их — и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Ниф-ниф, Наф-наф и Нуф-нуф)
Эту как зовут старушку?
Просит бабушка избушку:
«Разверни-ка свой фасад:
Ко мне — перед, к лесу — зад!»
Топнет костяной ногой.
Звать бабулечку ....(Яга)
Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка-кукла с большими глазами,
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице — аккуратненький нос.
Как имя её? Отвечай на вопрос. (Мальвина)
У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный…
Кто же это?
(Буратино)
Я красив, силён, могуч,
Я грознее грозных туч,
И умнее всех, нет слов, -
Много у меня голов.
(Змей Горыныч.)
Из муки он был печен,
На сметане был мешен.
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка? (Колобок)
Баба била — не разбила.
Слабовата бабья сила!
Да не смог разбить и дед.
Ведь ему сто лет в обед.
Кликнули они норушку —
Та разбила, как игрушку,
И сбежала под крыльцо.
Что разбила-то? (Яйцо)
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …(Медведь)
Игра: «Узнай сказку по картинке»
- Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации.
(На доске развешаны иллюстрации к сказкам:
«Волк и семеро козлят»,
«Курочка ряба»,
«Лисичка – сестричка и серый волк»)
1) – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят»)
- Кто её сочинил? (Это русская народная сказка.)
- Ребята, «Волк и семеро козлят»- эта немецкая сказка, сказка братьев Гримм. Получила распространение в России, вошла в устное народное творчество и с некоторым изменением в сюжете получила статус «Русской народной сказки».
- Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.)
2) - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба»)
- А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)
Игра: «Узнай сказку по героям»
- Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.
1. Дед, жучка, внучка, мышка. (Сказка «Репка»)
2. Мышка, бабка, яичко. (Сказка «Курочка ряба»)
3. Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь. (Сказка «Дюймовочка»)
4. Царь, три сына, стрела, болото. (Сказка «Царевна-лягушка»)
- Ребята, перед вами сказочные герои: заяц, волк, лиса, медведь, колобок.
- Кто из сказочных героев в этом ряду лишний? (Колобок)
- Как можно назвать остальных героев? (дикие животные)
- Каких героев можно ещё добавить? (старик, старуха)
- Как называется эта сказка? (Сказка «Колобок»)
III. Физминутка
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения»
- Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение.
Например, заяц (заяц любит морковку).
Из скольких слов состоит предложение? (предложение состоит из 3 слов)
Репка; Кошка; Мышка.
Посадил дед репку. Позвала Жучка кошку. Мышка за кошку.
- Из какой сказки этот отрывок? («Репка») Молодцы!
IV. Пальчиковая гимнастика
Дружат наши дети
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
1,2,3,4,5-начинаем мы считать,
1,2,3,4,5-продолжаем мы считать,
1.2,3,4,5-научились мы считать.
- Пальчики разогрели и теперь можно приступить к работе.
V. Ручной труд. Аппликация из пластилина «Репка»
- Ребята у каждого на столе лежит рисунок репки. Скажите, на каком материале он выполнен? (На картоне). Дети, а эта работа законченная? (Нет)
Почему? (Потому что не цветная)
А цвет мы репке сделаем не обычно, карандашами, а пластилином.
Какого цвета пластилин нам понадобится? (жёлтый цвет, потому что репа жёлтая). А ещё? (Зелёный, потому что хвостик у репки зелёный).
Мы будем растирать пластилин по рисунку репки, не выходя за её контуры.
Готовы? Тогда начинаем работать.
VI. Подведение итогов
-Молодцы! Я хочу сказать вам спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо знаете сказки, но, думаю, у каждого из вас есть самая любимая сказка.
Назовите, каждый свою любимую сказку.
А моя любимая сказка, дети, это «Мороз Иванович». А вы знаете такую сказку?
Спасибо вам за занятие, ребята. Я желаю вам прочитать ещё много новых сказок.