СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект подгруппового занятия для обучающихся 1 класса на тему: "Дифференциация [а]— [о]".

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект подгруппового занятия по профилактике нарушений письма для обучающихся 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект подгруппового занятия для обучающихся 1 класса на тему: "Дифференциация [а]— [о]".»

Конспект занятия

Тема. Дифференциация [а]— [о].

Цель: дифференцировать гласные звуки [а]— [о] и строчные буквы а, о.

Задачи:

Обучающие:

- Учить обобщать и закреплять знания детей о звуках [а]— [о];

- Учить различать звуки на слух, по артикуляции;

- Учить выделять звуки из ряда гласных, слогов, слов;

- Вырабатывать чёткую кинему каждой из дифференцируемых букв;

- Закреплять соотношение фонемы, артикулемы, графемы, кинемы звуков и строчных букв о-а.

Развивающие:

- Развивать зрительное, слуховое восприятие, внимание;

- Развивать буквенный гнозис;

- Развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза;

- Развивать пространственную ориентировку.

- Развивать мелкую моторику.

Коррекционные:

- Коррегировать фонематические процессы;

Формирование УУД:

Личностные:

- устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Регулятивные УУД:

- осуществлять контроль за ходом своей деятельности;

- работать в определенном темпе (быстро и качественно писать, производить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.)

Коммуникативные УУД:

- внимательно слушать и слышать учителя - логопеда, подчинять свои действия его инструкциям и замечаниям;

- понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;

- слушать собеседника.


Оборудование: предметные картинки с изображением облака, аиста; карточки с рукописными строчными буквами о, а; фасоль, индивидуальные карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

Логопед: какое сейчас время года?

Сядет тот, кто назовет мне признак осени.

II. Объявление темы и цели урока

1.Развитие навыков фонематического восприятия, анализа

Логопед: Сегодня на уроке мы будем сравнивать, узнавать звуки и буквы. А какие, вы узнаете, если отгадаете загадки. Первые звуки и буквы отгадок и будут сегодня нашими гостями.

Белая вата плывет куда-то. (Облако)

Логопед выставляет картинку с изображением облака.

Л: Назовите первый звук в слове «облако».

Д: О


На избе живет,

Лягушкам счет ведет. (Аист)

Логопед выставляет картинку с изображением аиста.

Л: Назовите первый звук в слове «аист».

Д: А

Логопед: Догадались, кто сегодня у нас гостит? (Звуки и буквы о, а.).

Дети отвечают.

Правильно. Сегодня мы будем слушать, узнавать, различать звуки и буквы а и о.

Откройте тетрадь и запишите число. Настя, Какое сегодня число? (15 октября). Запишем 15 о. Закройте тетрадь.

2. Уточнение и дифференциация артикуляции звуков

Логопед: Внимательно посмотрите в зеркало и произнесите звук [о]. Приложите ладонь к губам. В какой форме губы? (Губы в виде овала)

Что происходит с языком? (Лежит, не двигается)

Как проходит воздух, свободно или с преградами? (Свободно, без преград)

Теперь произнесите звук [а]. Приложите ладонь к губам. Что вы видите? (Рот широко открыт).

Что происходит с языком? (Лежит, не двигается)

Как проходит воздух, свободно или с преградами? (Свободно, без преград)

Если воздух проходит свободно, без преград, то какие эти звуки? (Гласные).

3. Дифференциация звуков, произнесенных изолированно

Логопед: Давайте поиграем в игру «Угадайка». Я буду произносить без голоса звуки [а] и [о], а вы угадывайте, что я говорю:

– а, о, ао, аоа, оао, аоао, ооао, аоао, оаоо

Дети произносят звуки хором.

4. Дифференциация звуков в ряду других гласных, слогах, словах.

Логопед раздает детям кружки красного и желтого цвета.

Логопед: Если вы услышите звук [а], то поднимите карточку с буквой а, если звук [о] – карточку с буквой о.

А, и, о, у, э, ы, а, о, и, а.

Логопед: Звуки спрятались от вас в слоги. Поднимите карточку с буквой а, если услышите звук [а], если звук [о] - карточку с буквой о.

па, ор, са, до, ап, ска, по, ра, да, про

5. Уточнение элементов строчных букв а и о. Отработка навыка кинетического образа букв. Дифференциация этих букв.

Логопед: Звуки вы хорошо слышите и различаете. А буквы хорошо различаете? Скажите, чем отличаются буквы от звуков? (Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим).

Из каких элементов состоит строчная буква о? а?

Логопед показывает карточки с рукописными строчными буквами а и о. (Буква о состоит из одного элемента – овала. Буква а состоит из двух элементов – овала и наклонной линии, закругленной снизу вправо).

Какой элемент у этих букв одинаковый? (Овал).

Чем отличаются эти буквы? (наклонной линии, закругленной снизу вправо. У буквы о ее нет, а у буквы а она есть).

Логопед: обведите буквы о, а по контуру. Логопед раздает детям карточки с контурным изображением букв.

- А теперь выложим эти буквы из фасоли (дети выкладывают на карточках буквы из фасоли).

Логопед: Посмотри как чередуются буквы и продолжи ряд в таком же порядке.

Дети выполняют индивидуально задания на карточках.

Логопед: Молодцы, ребята. Все справились с заданием.

Логопед раздает таблицу со строчными буквами о, а.

- Посчитай, каких букв в таблице больше? (о-7, а-6). Сколько букв а, о слева (а-3, 0-2), справа(а-3, о-4)? В верхнем ряду (а-3, о-2), в нижнем (а-1, о-2), в среднем (а-2, о-3)?

Дети отвечают.

6. Физкультминутка

– Буквы предлагают немного потанцевать.

Посмотри на букву а

Топни правая нога!

Посмотри на букву о

Наши руки высоко!

Логопед показывает соответствующие буквы, дети выполняют движение.

– Готовы? Слушайте, какую букву я покажу, и показывайте движение.

Педагог показывает буквы o и a по очереди.

Дети показывают движения.

7. Развитие буквенного гнозиса и кинетического образа буквы.

Логопед: Наши буквы такие забавные. Они спрятались от нас, замаскировались в картинки! На карточках найдите буквы а и о и обведите их по контуру.

Дети работают индивидуально на местах.

Проверка: Какая буква спряталась на каждой картинке?

Дети отвечают.

Логопед:

- А теперь преврати эти буквы в букву а:

г , и , л , о , п , с

Логопед раздает детям карточки с буквами для самостоятельного выполнения.

8. Соотношение буквы и звука в словах.

Слуховой диктант.

Логопед: Сейчас буквы хотят посмотреть, какие вы внимательные, не пропустите ли вы случайно букву? Откройте тетради и напишите только одну букву о или а, какая встречается в слове.

Слова: апельсин, ослик, бал, кот, бант, енот, весло, лужа.

Дети записывают в тетради буквы о, а.

Логопед: Вы молодцы!

9. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза.

Логопед раздает детям карточку со следующим заданием.

- а теперь возьмите карандаш и соедините буквы, рисуя звезду.

- Какое слово у вас получилось? (кошка). Давайте выложим это слово из букв.

- какая первый звук, второй, третий, четвертый, пятый? Теперь выложим звуковую схему. А-гласный-красный кружок

- Какие буквы занятия в нем встречаются?

Логопед: Молодцы, ребята! Вы все сегодня старались.

III. Итог занятия

– Какие звуки и буквы мы различали сегодня?

- какие это звуки – гласные или согласные?

- у букв какой элемент одинаковый? Чем они отличаются?

– Вам понравилось наше занятие? – До свидания.




















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!