СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект + презентация по окружающему миру на тему "Жизнь пресного водоема" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-игра, в ходе которой учащиеся создают плакаты для журнала «Жизнь пресного водоема».

Просмотр содержимого документа
«1»













Жизнь пресного водоема






АВТОР: ШОРИКОВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА



МЕСТО ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: МКОУ ПЬЯНКОВСКАЯ ООШ


СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ













2017 г



Окружающий мир 4 класс. Школа России. Плешаков А.А.

Тема: Жизнь пресного водоема

Цель: сформировать представления обучающихся о пресном водоёме, как о природном сообществе.

Задачи

обучающие:

  • ознакомить с разнообразием живых организмов пресного водоема, с ролью человека;

развивающие:

  • развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

воспитательные:

  • учить детей понимать красоту пресного водоема;

  • воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.

Формируемые УУД:

Познавательные – выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию;

Коммуникативные – участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

Регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;

Личностные – приобретать новые знания, умения

Ход урока

I. Орг. момент ( 1 мин.)

Мы начнем урок с разминки

Выпрямляем свои спинки.

На носочках потянулись,

Вправо влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Раз, два, три, четыре, пять

Нам урок пора начать.

II. Актуализация опорных знаний

1. Тест (на карточках) (5 мин.)

Слайд № 1-6

1. На лугу растут:

А) только травянистые растения

Б) мхи и лишайники

В) кустарники и травянистые растения

2. На лугу живут:

А) лебеди, рябчики, шелкопряды

Б) шмели, совы, глухари

В) трясогузки, жуки-навозники, кобылки

3. Растениями луга являются:

А) тимофеевка, клевер, нивяник

Б) ландыш, осока, ягель

В) черника, пион, типчак

4. Санитарами луга и леса называют:

А) жуков навозника и могильщика, дятла

Б) пчёл, кабанов, соек

В) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов

5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?

А) жёлуди→мыши→совы

Б) мятлик→мыши→совы

В) остатки растений→дождевой червь→трясогузка

Ключ: 1 – а, 2 – в, 3 – а, 4 – а, 5 – б, в

2. Сообщения, кроссворды, цепочки питания (5 мин.)

III. Самоопределение к деятельности (5 мин.)

— Посмотрите на экран. ( на экране подписанные – река, озеро, пруд, лес)

Слайд № 8

— Исключите лишнюю иллюстрацию.

— Обоснуйте свой ответ. (Лес - суша, остальное –вода) я считаю, что …… (убрать лес)

— Как одним словом назвать оставшиеся объекты природы. (Водоем)

— О чем будем говорить на уроке? (О жизни в водоемах.)

Слайд № 9

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Узнать о животных и растениях в водоемах, об их взаимосвязи.)

— Что мы будем делать для достижения этой цели? (Работать по учебнику, в тетради, с атласом-определителем, в группах, парами, будем рассуждать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.)

— Что вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.

Записываю на доску.

IV. Открытие нового знания

1. Беседа. (2 мин.)

— Вспомним, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Естественные и искусственные)

— А по составу воды? (пресные и соленые.)

— Какие типы пресных водоемов вы можете назвать? (река, озеро, ручей, канал, пруд, водохранилище)

2. Работа в группах (10 мин.)

Сегодня у нас будут работать три отдела редакции журнала «Жизнь пресного водоема».

Условия игры:

  • Класс поделим на три отдела.

  • Каждый отдел получает карточку – задание.

  • Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и подготовить отчет о работе отдела в виде плаката.

Раздаются карточки, дети делятся на 3 отдела:

  • 1 отдел работает по теме «Растения водоема»

  • 2 отдел работает по теме «Животные водоема»

  • 3 отдел работает по теме «Человек и водоем»

Карта №1

План работы 1 отдела «Растения водоёма»

Выяснить:

  1. Какие растения растут в водоёмах?

  2. Как приспособлены к жизни в воде и у воды?

  3. Роль растений в водном сообществе. (В виде схемы)

Растения водоёма




Карта №2

План работы 2 отдела «Животные водоёма»

Выяснить:

  1. Назовите животных водоёма.

  2. Богат ли водоём разнообразием животных?  (Составьте схему «Животные водоёма»)

Животные водоёма



  1. Особенности жизни некоторых животных водоёма.


Карта №3

План работы 3 отдела «Человек и водоём»

Выяснить:

  1. Значение пресных водоёмов для человека. (В виде схемы)

Человек


  1. Какие действия людей могут привести к нарушению экологического равновесия водоёма?

  2. Составьте правила поведения у воды. (Правила могут быть в рисунках.)

Физминутка

Отчёт отделов о проделанной работе (6 мин.)

Является ли пресный водоём - сообществом? Докажите. (Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные .Караси питаются растениями и личинками насекомых, а щука – карасями).

— Вы хорошо поработали, а сейчас применим полученные знания

V. Включение нового знания в систему знаний

1. Моделирование. В парах (3 мин.)

— Используя иллюстрации на с. 180-181, запишите 2-3 цепи питания, характерные для пресного водоёма (тетрадь с. 84 № 6).

ПРОВЕРКА

2. Задания в тетради. Самостоятельно (3 мин.)

С.83-84 № 4

ПРОВЕРКА

VI. Подведение итогов урока (2 мин.)

-КАКОВА БЫЛА ЦЕЛЬ УРОКА?

-КАКИЕ ЗНАНИЯ МЫ СЕГОДНЯ ОТКРЫЛИ?

-ГДЕ МОЖНО ПРИМЕНИТЬ НОВЫЕ ЗНАНИЯ?

-НА ВСЕ ЛИ ПОСТАВЛЕННЫЕ В НАЧАЛЕ УРОКА ВОПРОСЫ МЫ С ВАМИ ОТВЕТИЛИ?

VII. Рефлексия (2 мин.)

- ДОПОЛНИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: «Теперь я знаю, что…»

-Что на уроке у вас хорошо получилось?

-Над чем еще надо поработать?

— ОЦЕНИТЕ СЕБЯ

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание (дифференцированное) (1 мин.)

Для всех: Учебник с.178-186, читать, ответить на вопросы

На выбор:

-Сообщение о растениях и животных водоёма из Красной книги нашего края.

-Проиллюстрировать цепи питания, характерные для пресного водоёма.

-Составить кроссворд «Жизнь водоёма»



Приложение

Карта №1

План работы 1 отдела «Растения водоёма»

Выяснить:

  1. Какие растения растут в водоёмах?

  2. Как приспособлены к жизни в воде и у воды?

  3. Роль растений в водном сообществе. (В виде схемы)

Растения водоёма



Карта №2

План работы 2 отдела «Животные водоёма»

Выяснить:

  1. Назовите животных водоёма.

  2. Богат ли водоём разнообразием животных?  (Составьте схему «Животные водоёма»)

Животные водоёма



  1. Особенности жизни некоторых животных водоёма.

Карта №3

План работы 3 отдела «Человек и водоём»

Выяснить:

  1. Значение пресных водоёмов для человека. (В виде схемы)

Человек

  1. Какие действия людей могут привести к нарушению экологического равновесия водоёма?

  2. Составьте правила поведения у воды. (Правила могут быть в рисунках.)

Тест

ФИ _________________________

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –



Оценка



Тест

ФИ _________________________

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –



Оценка



Тест

ФИ _________________________

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –



Оценка











Тест

ФИ _________________________

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –



Оценка



Тест

ФИ _________________________

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –



Оценка



Тест

ФИ _________________________

1 –

2 –

3 –

4 –

5 –



Оценка















Животные водоема

Моллюски

Земноводные

Насекомые

Грызуны

Рыбы

Птицы

Двустворчатые

Прудовик

Катушка

Лягушка

Жаба

Водомерки

Комары

Жук-плавунец

Бобр

Ондатра

Карась

Щука

Сом

Утка

Цапля























РАСТЕНИЯ ВОДОЁМА

ЖИВОТНЫЕ ВОДОЁМА

ЧЕЛОВЕК И ВОДОЁМ


Просмотр содержимого презентации
«2»

Тест

Тест

  • На лугу растут:
  • А) только травянистые растения
  • Б) мхи и лишайники
  • В) кустарники и травянистые растения
Тест 2. На лугу живут:

Тест

2. На лугу живут:

  • А) лебеди, рябчики, шелкопряды
  • Б) шмели, совы, глухари
  • В) трясогузки, жуки-навозники, кобылки
Тест 3. Растениями луга являются:

Тест

3. Растениями луга являются:

  • А) тимофеевка, клевер, нивяник
  • Б) ландыш, осока, ягель
  • В) черника, пион, типчак
Тест 4. Санитарами луга и леса называют:

Тест

4. Санитарами луга и леса называют:

  • А) жуков навозника и могильщика, дятла
  • Б) пчёл, кабанов, соек
  • В) жужелиц, кузнечиков, жуков-короедов
Тест 5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?

Тест

5. Какие цепи питания характерны для лугового сообщества?

  • А) жёлуди→мыши→совы
  • Б) мятлик→мыши→совы
  • В) остатки растений→дождевой червь→трясогузка
Ключ

Ключ

  • 1 – а
  • 2 – в
  • 3 – а
  • 4 – а
  • 5 – б, в
Что лишнее? Почему?

Что лишнее? Почему?

Жизнь в водоёмах

Жизнь в водоёмах