План-конспект пропедевтического занятия в 4 классе
Тема: «Здравствуй, физика!»
Цель:
Пробудить у учащихся интерес к предмету «Физика»
Познакомить с основными понятиями физики
Объяснить правила выполнения практических работ по физике и использования простейшего лабораторного оборудования.
План занятия:
№ п\п | Вид организации деятельности учащихся | Время |
1 | Организационный момент | 2 мин |
2 | Беседа о физике, о значении этой науки в жизни человека, знаменитых учёных | 4 мин |
3 | Работа в тетрадях. Знакомство с главными понятиями физики | 8 мин |
4 | Демонстрация физических явлений | 8 мин |
5 | Демонстрация видеосюжета | 4 мин |
6 | Закрепление рассмотренного материала | 3 мин |
7 | Практическая работа «Определение массы тела с помощью весов» | 10 мин |
8 | Заключение | 1мин |
Ход занятия:
Учитель здоровается с детьми, объясняет, в каком кабинете проводится занятие, чему оно посвящено, как правильно надо вести себя в этом кабинете.
Учитель проводит краткую беседу с учащимися о науке «Физика»
Рассказ учителя:
Существует много наук о природе. Одной из них является физика. Это наука, изучающая природные явления, законы их протекания, свойства тел и веществ. Многие люди занимались различными исследованиями в области физики. Было сделано много замечательных открытий, которые имеют огромное значение в жизни человека (разнообразные механизмы: автомобили, самолёты, теплоходы и т.п.; электричество и электрические приборы; радиосвязь и компьютеры; ракеты и покорение космоса и т.д.) Здесь в беседу можно включить учеников, они так же могут назвать известные им открытия.
Если рассказывать только об учёных-физиках, то не хватит даже нескольких занятий, поэтому упомянем сегодня только о нескольких представителях учёных разных эпох (на доске, заранее, закреплены портреты Архимеда, И. Ньютона и М.В. Ломоносова). Очень краткое сообщение о том, в каких областях физики проявили себя эти учёные, например:
Архимед открыл законы плавания тел, И.Ньютон ввёл законы механики (законы движения тел), М.В. Ломоносов преуспевал во многих науках: и в физике, и в химии, и в литературе, и в геологии.
Работа в тетради
Учитель просит учеников записать тему занятия и приготовиться к знакомству с основными понятиями физики. Ученикам необходимо записать в тетрадь самое важное из услышанного в виде опорных схем.
Учитель делает соответствующие краткие записи на доске:
Физика – это наука о неживой природе
Основные понятия физики
Вещество Явление
ТЕЛО
Тела – это предметы;
Вещества – это то из чего состоят тела;
Явления – это изменения, которые происходят с телами.
Пример:
ТЕЛО- мяч
ВЕЩЕСТВО – резина
ЯВЛЕНИЕ – мяч катится, прыгает
Физические явления – это изменения, происходящие с телами в природе, вокруг нас.
Основные группы физических явлений:
Механические
Тепловые
Электрические
Магнитные
Световые
Звуковые
Демонстрации явлений:
Механические – металлический шар катится по наклонной плоскости; машинка движется по столу;
Тепловые – бумажная вертушка крутится над включенной плиткой;
Электрические – эл. лампа, эл. Плитка;
Магнитные – магниты (полосовые, дугообразные, круговые) действуют на железный шарик
Световые – свеча, Солнце, эл. лампа;
Звуковые – свисток, камертон.
Занимательные опыты:
1)Сигнерово колесо (пример реактивного движения),
2) Движение листа бумаги (расправленного, в виде самолёта и вертушки)
Демонстрация видеосюжета «Взаимодействие наэлектризованных тел»
(Взаимодействие заряженных султанчиков)
Закрепление изученного материала
На магнитной доске заранее закреплены рисунки с изображение различных физических явлений.
Задание: дать название физическим явлениям, изображённым на рисунках
(рисунки в м/м презентации)
7) Выполнение практической работы
(Оформление на доске приготовлено заранее)
Название работы: «Определение массы тела с помощью весов»
Оборудование: весы, набор гирь, небольшие тела(цилиндр, гайка, ролик)
Учитель перед выполнением работы знакомит ребят с оборудованием и правилами взвешивания, предупреждает о том, что рабочее место по окончании работы было приведено в порядок
Результаты работы предлагается оформить в виде таблицы:
№ п/п | Название тела | Масса в г и мг |
1 | Цилиндр | |
2 | Гайка | |
3 | Ролик | |
За минуту до звонка учитель просит ребят привести рабочее место в порядок и приготовиться к окончанию занятия. Делает заключение по уроку, перечисляет сам (или просит учеников повторить) основные понятия, рассмотренные на уроке; напоминает ( или же снова обращается к ребятам) о том , какой навык приобрели ученики, выполняя практическую работу; спрашивает, понравилось ли проведённое занятие. Со звонком занятие заканчивается.