МӘКТӘПКӘЧӘ БЕЛЕМ БИРҮ МУНИЦИПАЛЬ БЮДЖЕТ УЧРЕЖДЕНИЯСЕ
татарстан республикАСЫ ЯШЕЛ ҮЗӘН МУНИЦИПАЛЬ РАЙОНЫ
«КАТНАШ ТӨРДӘГЕ 21НЧЕ «кҮГӘРЧЕН кҮЗЕ» БАЛАЛАР БАКЧАСЫ

уртанчылар, зурлар, мәктәпкә әзерлек төркемнәрендә Габдулла Тукай туган көненә багышланган бәйрәм иртәсе.
I квалификацион категорияле
татар теле тәрбиячесе
Багавиева Г.Ф.,
26 апрель, 2016г.
Яшел Үзән шәһәре
Максат: Балаларны татар халкының бөек шагыйре Г.Тукай турындагы белемнәрен киңәйтүне дәвам итү
Бурычлар: 1. Мәктәпкәчә яшьтәге балаларга бөек шагыйрь Габдулла Тукайның тормыш юлын, шигырьләрен, әкиятләрен искә төшерү.
2. Иҗади сәләтләрен, сөйләм телен үстерү.
3. Шагыйрь иҗатына мәхәббәт, хөрмәт тәрбияләүне дәвам итү.
Җиһазлар: интерактив такта, ноутбук, Тукай портреты, Тукай әсәрләренә иллюстрацияләр, урман күренеше өчен агачлар, куаклар, чәчәкләр, алтын тарак, капчык, рәсем һәм кул эшләре күргәзмәсе.
Катнашучылар: Бала белән Күбәләк, Кәҗә белән Сарык, Су анасы, Шүрәле
Кулланылган әдәбият: 1. Балачак аланы: балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм әти-әниләр өчен хрестоматия. – Казан: РИЦ, 2011. – 560 б.
2. Балачак – уйнап-көлеп үсәр чак: балалар бакчасында уеннар: балалар бакчасы тәрбиячеләре һәм физкультура инструкторлары өчен методик кулланма / К.В.Закирова, Л.М.Мортазина. – Казан: РИЦ, 2012. – 192 б.
Бәйрәм барышы:
Тәрбияче: Бар күңеллелек дөньяда, бар бер ямь бүген, Нәрсәдәндер? Мин беләм! Бәйрәм бүген, бәйрәм бүген!
Апрель и Тукай не разделимы, ведь именно 26 апреля родился великий поэт татарского народа -Габдулла Тукай!
1 бала Илдә кояш, җирдә кояш,
Тукай көне канат җәйгән.
Бәйрәм бүген, бәйрәм бүген,
Тукай көне – безнең бәйрәм!
2 бала Ямьле язлар белән бергә
Дөньяга килгән Тукай.
Ул һаман да безнең белән,
Ул һаман да яшь бугай.
3 бала Мысли о Тукае не дают покоя
Как не справедлива с ним была судьба!
Маленького Тукая по земле гоняя,
Гения народного потерять могла.
4 бала Горестей немало видел Габдулла,
Оттого добрейшей была его душа.
Только всё прекрасное он в сердце пускал,
Ну, а злобу, ненависть напрочь отгонял.
(дети садятся на стулья)
Воспитатель: Габдулла Тукай написал для детей много стихов, песен, сказок и загадок. Он очень любил свой родной язык, воспевал его красоту. Каждый год в день рождения поэта у памятника в Казани собираются любители поэзии, поэты Татарстана.
Иң матур җир кайда? - дисез,
Билгеле: Кырлай җире.
Барча әкият геройлары
Кырлайда туган инде.
Су анасы, Шүрәлеләр
Ел да җыела бире.
Җыелмас иде, Кырлай шул
Аларның туган җире.
Болында Күбәләк оча. Бала пәйдә була. Бала белән Күбәләк шигырен сөйлиләр.
«Бала белән Күбәләк»
Бала:
Әйт әле, Күбәләк,
Сөйләшик бергәләп:
Бу кадәр күп очып
Армыйсың син ничек?
Ничек соң тормышың?
Ничек көн күрмешең?
Сөйләп бирче тезеп,
Табаламсың ризык?
Күбәләк:
Мин торам кырларда,
Болында, урманда;
Уйныймын, очамын
Якты көн булганда.
Иркәли һәм сөя
Кояшның яктысы;
Аш буладыр миңа
Чәчәкләр хуш исе.
Тик гомерем бик кыска:
Бары бер көн генә, -
бул яхшы, рәнҗетмә
һәм тимә син миңа!
Ребенок: Дорогая Бабочка, а ты знаешь, какой сегодня день?
Бабочка: Нет, не знаю.
Ребёнок: Сегодня день рождения одного очень известного татарского поэта и писателя – Габдуллы Тукая. И в нашем детском саду будет праздник, посвященный дню его рождения. Если ты хочешь познакомиться с его творчеством, послушать его стихи и песни, то я тебя приглашаю на этот праздник. Пойдём?
Бабочка: Спасибо. Я с удовольствием!
(Ребёнок и Бабочка уходят)
В центре сцены сидит Водяная и с золотым гребнем расчёсывает свои длинные волосы, напевает. Затем откладывает в сторону гребень, встаёт, рассматривает себя в зеркале. В это время появляется какой - то мальчик, незаметно подкрадывается и крадёт гребень. Когда Водяная его замечает, он уже оказывается далеко. С другой стороны сцены выходят наши герои.
Водяная: Украли, украли! А-а-а! (плачет).
Ребёнок: Здравствуйте! Что у вас украли?
Водяная: Мой гребень, мой золотой гребень… Чем я теперь волосы буду расчесывать?!
Ребёнок: Тётушка Водяная, пожалуйста, не горюй, не плачь. Ведь сегодня праздник. Водяная: А какой праздник?
Ребёнок: Сегодня день рождения великого поэта и писателя – Габдуллы Тукая. Он и для детей написал много интересных стихотворений и сказок. В честь него у нас в садике будет развлечение. Тётушка Водяная, пойдём с нами!
Водяная: Нет, нет, что Вы. Я боюсь.
Все начинают её уговаривать.
Ребёнок: Пойдём, пойдём с нами. Мы тебе новый гребень подарим. ещё лучше прежнего.
Водяная: Ну хорошо. (уходят, бабочка и ребёнок ведут водяную на праздник.
Бабочка: Вот и пришли на праздник.
(Бабочка и ребёнок уходят, су анасы начинает искать свой гребень).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам Су анасы пришла. А что ты ищешь?
Водяная: Один мальчик украл мой золотой гребень . Чем я теперь волосы буду расчесывать?! Может быть этот мальчик среди вас спрятался? Покажите мне этого воришку!
Воспитатель: Успокойся, Водяная. Среди наших детей нет таких мальчиков. Наши дети очень воспитанные, умные, и чужые вещи не трогают. А ещё они любят петь, танцевать и в разные игры играть. Водяная, а ты с нами поиграть не хочешь?
Водяная: Хочу.
Хороводная игра “Су анасы”
Су анасы, су анасы,
Су анасын күр әле.
Каршыңда кем басып тора,
Ялгышмыйча әйт әле.
Балалар түгәрәккә басалар, Су анасы уртада кала. Аның күзләрен яулык белән бәйлиләр. Балалар җырлый-җырлый әйләнәләр. Җыр туктауга Су анасы бармагы белән кемгә төртеп күрсәтә, шуны танырга тиеш була.
Воспитатель: Су анасы, мы тебе дарим новый гребень. Будь внимательнее, больше не теряй.
Водяная: Спасибо большое.
Выходят Коза и Баран. У них в руках пустой мешок. Сами очень грустные. Садятся и тяжело вздыхают. Тут появляются наши герои – Ребёнок и Бабочка
Ребёнок и Бабочка: Здравствуйте, тётушка Коза и дядюшка баран. Почему вы такие грустные?
Баран и Коза: Наши хозяева – бабушка и дедушка – сказали, что они уже стали очень старые, и больше не могут ухаживать за нами, и кормить нас. Поэтому попросили нас уйти. А куда мы пойдём? В лес? Там ведь волки. А вдруг они нас съедят?! Что же нам теперь делать?! Ах, бедные мы, бедные.
Ребёнок и Бабочка: Не переживайте вы так. Что-нибудь придумаем.
Тут появляются бабушка с дедушкой, плачут. Увидев Козу и Овцу, начинают радоваться и обнимать их.
Бабушка и Дедушка: Как хорошо, что мы вас нашли. Мы уже думали, что больше никогда вас не увидим. Простите нас, пожалуйста, что попросили вас уйти. Возвращайтесь назад. Проживем как-нибудь.
Коза и Баран: (радуются). Конечно, вернёмся. Куда же мы от вас денемся.
Ребёнок: Вот как хорошо получилось. А знаете что? Мы вас приглашаем на праздник. Сегодня у нас в садике развлечение. Будем петь, и танцевать, играть и веселиться!
Все радостью соглашаются и идут на развлечение.
Коза и Баран: Исәнмесез балалар. Узнали нас?
Дети: Исәнмесез. Әйе.
Коза и Баран: Ну, из какой же сказки мы?
Дети: Из сказки Коза и Баран – Кәҗә белән Сарык.
Воспитатель: Гости дорогие, проходите. Мы очень рады, что вы пришли на праздник. Давайте вместе отпразднуем день рождения Габдуллы Тукая.
Коза и Баран: Бүгенге бәйрәмегезгә,
Буш кул белән килмәдек.
Сезгә бер кызыклы
Уен алып килдек.
Уен “Түбәтәйле”
Сарык белән Кәҗә балаларга татар халкының “Түбәтәйле” уенын уйнаталар. Балалар түгәрәккә басалар. Бер балага түбәтәй кидерәләр. Татарча бию көе яңгырый. Балалар түбәтәйне чират буенча бер-берсенең башына кидерәләр. Көй туктаганда түбәтәй кемдә кала, шул бала Г.Тукайның шигырен сөйләргә тиеш була.
В музыкальный зал заходит хмурый,обиженный Шурале.
Шурале: Все собрались на праздник,один я в лесу остался. Что вы тут на этот раз отмечаете?
Бабочка: Сегодня день рождения татарского поэта – Габдуллы Тукая. И в нашем детском саду праздник, посвященный дню его рождения. Шурале мы и тебя приглашаем на этот праздник.
Шурале: (задумывается) Габдуллааа Тукай - это ведь тот писатель, который сочинил меня. Да, конечно же пойду. (Шурале среди детей)
Уен “Шүрәле “
Ачуланган, турсайган
Шүрәлене күр әле.
Онытырга вакыт инде
Былтырга үпкәләрне.
Әй, Шүрәле, Шүрәле
Безнең янга кил әле
Син яхшы бит,
Син әйбәт бит,
Бергәләп көлик әле.
Шүрәле. (җырлый).
Бигрәк озын кулларым,
Күзләрем йөреп тора.
Килеш-килбәтемне күргәч,
Көләсең килеп тора.
Мин Шүрәле,Шүрәле,
Чакыргач килдем әле.
Онытып үпкәләрне
Көлдереп алыйм әле.
.
(Шурале подходит к детям и пытается их пощекотать)
– Давайте поиграем в щекотки.
Воспитатель: Шурале, а ты кроме щекотки ещё что- нибудь знаешь? (нет) А наши ребята знают. Мы приглашаем тебя посмотреть сказку.
«Эш беткәч уйнарга ярый»
Шүрәле: Ой спасибо. Я больше людей не буду щекотать, лучше буду сними играть и песни петь. Ребята, а сейчас с вами поиграем с бубном.
Игра с бубном
1бала: Туган телне яттан сөйләп,
Үсеп җиткәнбез шулай.
Барлык татар балалары
Ярата сине, Тукай.
2 бала: Апрель җитсә, исемеңне
Җырыңа куша тургай.
Милләтемнең кояшы син
И моңлы, нурлы Тукай! (М.Разов шигыре)
Воспитатель: В нашем детском саду был объявлен конкурс костюмов по произведениям Габдуллы Тукая. Сейчас я приглашаю героев принять участие в дефиле костюмов. А наши дорогие зрители постараются отгадать героя произведения .
Дефиле костюмов
Воспитатель: Замечательные костюмы, давайте по аплодируем им.
Шүрәле: Мне понравилось у вас
Все хорошее я вижу.
Приходите в гости в лес.
Я вас не обижу.
Водяная : Мне тоже понравилась у Вас на празднике.
Сарык белән Кәҗә: Нам было с вами весело и интересно.
Воспитатель: Дорогие дети, гости, воспитатели, артисты давайте вместе с Вами споем песню “Туган тел”
Жыр “Туган тел”
Дети прощаются с героями.
Воспитатель: Вот и подошел наш праздник к концу. На этом мы с вами прощаемся.