СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект русского языка

Категория: Русский язык
Тема: ЧАСТЬ 2.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку для начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Конспект русского языка»

Технологическая карта урока русского языка,

проведенного в СОШ №9


Дата: 08.02.2017

ОУ : СОШ №9

Класс: 3

УМК: Гармония

Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих

Тип урока: урок усвоения новых знаний по изученному материалу.

Цель: формирование лингвистической ,коммуникативной и речевой компетентности в процессе закрепления умения писать мягкий знак после шипящих на конце имён существительных.

Задачи:

  1. Развивающая: совершенствовать умение находить имя существительное в речи, различать имена существительные мужского рода и женского рода.

  2. Развивающая: развивать умения осуществлять самоконтроль и самооценку, внимание, мышление и память, коммуникативные УУД.

  3. Воспитательная: воспитывать интерес к изучению русского языка, усидчивость, аккуратность.

Планируемый результат: Проявят умение находить имя существительное в речи, научились различать имена существительные мужского и женского рода, умение осуществлять самоконтроль и самооценку, внимание, мышление и память.. Продемонстрируют интерес к изучению русского языка. умение работать в группе.

Оснащение: учебник, проектор, презентация к уроку, интерактивная доска.








Ход урока

Этапы,

формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной

деятельности.

1.Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

2.Личностные УУД: действие смыслообразования.

3.Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и со сверстниками.


-Здравствуйте, студенты 33 группы! Меня зовут Юлия Викторовна. И сегодня урок русского языка проведу у вас я.

-Присаживайтесь.



-Взгляните на слайд.

-Как вы понимаете это высказывание?

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык- это клад, это достояние, переданное

нам нашими предками.»

И.С. Тургенев

-Кто это «предки»?

-Что значит беречь язык?


А кто считает по-другому?


-Молодцы! Вы всё правильно сказали.

-Русский язык действительно очень богат выразительными средствами, синонимами, антонимами, фразеологизмами и его нужно хранить.

-Приветствуют учителя, проверяют готовность на урок, присаживаются

за парты.

-Присаживаются на свои места, готовятся к рабочей обстановке.



-Слушают учителя, анализируют высказывание, высказывают свое мнение.





-Предки – это наши дедушки, бабушки и т.д.

-Не употреблять слов сорняков, жаргонизмы, не цензурную речь .



Актуализация

опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы:

1.Познавательные УУД: Умения структурировать знания, контроль и оценка процессов и результата деятельности.

2.Регулятивные УУД: контроль, коррекция.

1. Орфографический диктант (запись под диктовку).

-На столах лежат листочки, запишите дату «Восьмое февраля», во второй строчке «Классная работа».

-Повторим знакомые нам уже орфограммы.

-Кто желает работать у доски? (один ученик)

-… встает за доску, а остальные выполняют

работу самостоятельно на листочках.


Чудесные щечки, нальём чай, большие шипы, ручной жираф, стучат ночью, душистый цветок, ищу щавель.





-Объясни орфограммы и подчеркни.

-Оцени себя. Какую бы отметку себе поставила? Почему?

-Ты работала хорошо, не допустила ни одной ошибки. Я думаю тебе можно поставить отметку…

-Над какими орфограммами работали? ( )

Назовите все орфограммы. Сколько их? (5)

-Итак, когда пишется мягкий знак после

шипящих?


-А когда не пишется?



2. Работа со звуками.

-Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков?

-Какую роль выполняет мягкий знак в этом слове?

-А еще какую роль может выполнять мягкий знак

в словах?

-Найдите такие слова в орфографической работе?

-Хоть мягкий знак и не обозначает звука, он является очень важной трудолюбивой буквой.

-Догадались какая будет тема нашего урока?


-Сегодня на уроке мы повторим, какую роль

играет мягкий знак в русском языке и повторим правописание мягкого знака в именах существительных.

-Какие части речи встретились в орфографической работе?





-Выпишите первые буквы имён существительных.

-Итак, какие буквы записали?


-Какая лишняя, вычеркните.


-На какие группы можно разделить оставшиеся буквы?






-Почему все эти буквы пришли к нам на урок?

-Давайте уточним тему урока?

-Какие задачи поставите перед собой на урок?



-Открывают тетради, записывают дату и классная работа.




-Ученик выходят к доске, остальные выполняют работу самостоятельно в

тетрадях.

-Ученик у доски объясняет орфограммы и подчёркивает. Обучающиеся на местах проверяют и тоже подчеркивают.

-«Чудесные» - написал(а) с большой буквы, потому что начало работы.

-Сочетание «чу» пишем с буквой «у».

-Сочетание «сн» -проверяем чудеса.








-Мягкий знак пишется на конце существительных женского рода после шипящих .

-Не пишется на конце существительных мужского рода после шипящих.



-«Щавель» - 6 букв и 5 звуков. «Ь» - звука не обозначает.

-указывает на Мягкость предшествующего согласного.

-Разделять звуки.


-«Нальём, ночью».



-Мягкий знак на конце существительных после шипящих.





-Имена прилагательные: чудесные, большие, ручной, душистый.

-Имена существительные: щёчки, чай, шипы, жираф, цветок, щавель.

-Глаголы: нальём, стучат, ищу.

-Наречие: ночью.

-Ученики записывают в тетрадь: ш, щ, ч, ц,

ж.


-Лишняя «ц»-обозначает свистящий звук, остальные шипящие.

-ж, ш – парные по глухости, звонкости

-ч, щ – непарные по глухости, звонкости.

-ч,щ – обозначают мягкие согласные звуки

-ж – звонкий.

-ч, щ, ш – глухие.

-ж, ш –всегда твёрдые.

-ч, щ – всегда мягкие.


Комплексное применение и систематизация знаний.

1.Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач.

2.Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебных задач.

3.Коммуникативные УУД: взаимодействие с

учителем в поиске и в

сборе информации.

-Внимание на доску. Прочитайте задание. Что нужно сделать?



-Итак, первый ряд начнет. Первая пара слов…

-Следующая пара слов…





-А теперь выделите из записанных слов 2 столбика слова, которые поясняют тему нашего урока.

-Объясните эту орфограмму.

Приведите примеры слов, которые соответствуют теме нашего урока. (ночь, ложь, финиш, полночь)

-А какое слово лишнее?

-А почему в слове финиш нет мягкого знака?

-Прочитайте. Подберите к каждому имени существительному антоним.


-День- ночь.

-Правда- ложь.

-Старт – финиш.

-Смех – грусть.

-Шум – тишина.

-Полдень- полночь.


-



-Существительное мужского рода, 2 склонения, мягкий знак не пишется.

Физкультминутка

- Сейчас, ребята, я проверю, как вы умеете отдыхать. Встаньте красиво около своей парты, подровняйте спинки. Я буду называть «волшебные» слова. Если вы услышите в слове мягкий шипящий, начинайте двигаться как пловец. Если услышите твердый шипящий, двигайтесь как бегун. А если нет шипящих, закрываем глаза.





-Молодцы! Немного отдохнули. Продолжим работу. Присаживайтесь!

Назовите шипящие, которые всегда обозначают твердый согласный звук? А мягкий?

-Встают около своей парты, спинки ровные, слушают задание, выполняют упражнения.

Мягкий шипящий: чудеса, дача, чародей, щука, чайник, бельчата, ворчат, внучата, товарищ, роща, чайка, врач, туча, щавель.

Твёрдый шипящий: жить, ерши, ландыш, шиповник, пружина, калоши, широкий, машина, шишки, лыжи, машинист, хороши, ширь.

Нет шипящих: рука, тетрадь, телефон, бумага, слон, масло, доска, фрукты, бабочка, ковер, стена, дом, телевизор, потолок.

Проверка, коррекция

и оценка знаний, и способов деятельности.

1. Коммуникативные УУД: умения выражать свои мысли.

-Внимание на слайд. Прочитайте задание. Что нужно сделать?


-Итак, у вас на столах лежат карточки с этим заданием. Перед заданием прочитайте вопрос.

Выполняете самостоятельно прямо на карточках.

-Допишите еще 10 примеров на орфограмму

мягкий знак после шипящих в именах существительных.

-Кто готов, поднимите руки?

-Итак, дежурный собери карточки. Молодой учитель проверит.

-Читают задание.(Прочитайте. Объясните, в каких словах пропущен мягкий знак.)


-Самостоятельно выполняют работу на карточках.







-Стр. 33 № 56.

-Прочитайте, что вам нужно будет сделать?

-Прочитайте скороговорку про себя.

-Какие звуки в словах передают шуршание мышей и шелест камыша? Произнесите их.

-Объясните написание слов с пропущенными орфограммами.

-Подготовьте выразительное чтение. Обратите внимание: какие слова читаем тише?

-А теперь прочитаем с убыстрением. ( 3 раза)

-Читают задание. (Прочитайте выразительно скороговорку. И вопросы после задания).

-Читают скороговорку про себя.

-Щ, ш

Информация о домашнем задании.

1. Регулятивные: прогнозирование.

-Откройте дневники, запишите домашнее задание:

Стр. 33 № 58.

-Прочитайте задание. Что нужно сделать?


-Закройте дневники, уберите на край парты.


-Открывают дневники, записывают домашнее задание.

-Задают вопросы учителю.


-Закрывают дневники, убирают на край парты.

Рефлексия учебной деятельности

(предметные, метапредметные и личностные результаты).

1.Познавательные УУД: структурирование материала в процессе выполнения упражнений.

2.Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

3.Коммуникативные УУД: умения выражать свои мысли.

4.Личностные УУД: смыслоопределение.

-Итак, давайте подведем итог урока.

-Какая была тема урока?

-Достигли ли вы своих учебных задач? Поднимите руки, кто согласен.

-А теперь, как будущие учителя, какой для себя вывод по уроку вы сделали?



-Закончите фразу…

  • Сегодня я узнал(а)….

  • Было интересно…

  • Я приобрел(а)….

  • У меня получилось…

  • Было трудно…

  • Теперь я могу…

  • Я научился(ась)…

-Спасибо за урок! Урок закончен!

-Подводят итог урока, делают вывод, обобщение, работают с учителем.



-Теперь я могу грамотно писать существительные с шипящим на конце.

-Теперь я могу эту орфограмму объяснить своим товарищам.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!