СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект тренинга для родителей "Родительские позиции и стили взаимодействия с детьми"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг для родителей на тему "Родительские позиции и стили взаимодействия с детьми"

Цель:- знакомство участников друг с другом;

-осознание родительских установок, дифференциация их на «мешающие» и «помогающие» в процессе взаимодействия с ребенком;

-научиться различать эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект тренинга для родителей "Родительские позиции и стили взаимодействия с детьми"»

Занятие 1. Родительские позиции и стили взаимодействия с детьми.

Цель:- знакомство участников друг с другом;

-осознание родительских установок, дифференциация их на «мешающие» и «помогающие» в процессе взаимодействия с ребенком;

-научиться различать эго-состояния Родителя, Взрослого и Ребенка.

Знакомство участников друг с другом. Участникам раздаются карточки и карандаши для оформления бейджиков. Участники должны написать, как к ним можно обращаться остальным членам группы.

Упражнение 1 Игра-разминка. Ведущий выходит в центр круга, его стул убирают. Называя признак, обладатели которого должны поменяться местами, ведущий преследует цель занять место одного из участников. Например, необходимо поменяться местами тем, кто имеет сына. Пока отцы и матери сыновей меняются местами, ведущий пытается занять место одного из них. Оставшийся стоять участник становится ведущим. Обычно игра проходит очень весело, способствует снятию напряжения, созданию благоприятной психологической атмосферы.

Упражнение 2 «Ребенок в нас». Бросая мяч, участники обращаются друг к другу с фразой: «Мне кажется, в детстве ты был(а)...». В ответ каждый может согласиться или нет с данной ему характеристикой.

Психолог. Уважаемые, родители! А как вы думаете, что способствует тому, как вы воспринимаете человека, что думаете о нем? (ответы родителей).

Психолог. Все, что вы сказали – правильно. В психологии это называется психологической установкой (слайд 2).

Под психологической установкой понимается готовность воспринимать и действовать, понимать и трактовать объект восприятия, мышления или будущих событий определенным образом. 

Это особое видение в свою очередь является основой целесообразной или нецелесообразной избирательной активности человека, его поведения. Установка регулирует широкий спектр осознаваемых и неосознаваемых форм деятельности. Несмотря на то, что эта установка действует на уровне бессознательного, она формируется по законам, которые вполне доступны сознанию человека. Психологические установки складываются в результате прошлого жизненного опыта человека и создают ему как колоссальные преимущества, так и большие ограничения. 

Психологические установки играют положительную роль, так как они (слайд 3):

  • определяют устойчивый, последовательный и целенаправленный характер деятельности, позволяющий сохранить эту направленность в непрерывно меняющейся ситуации.

  • освобождают человека от необходимости принимать решения и сознательно контролировать деятельность при выполнении стандартных процедур или встречавшихся ранее ситуациях. 

Психологические установки играют и отрицательную роль, потому что они (слайд 4):

  • выступают в качестве фактора, обусловливающего инертность, косность деятельности;

  • затрудняют приспособление человека к новым, изменившимся ситуациям. 

На наши взаимоотношения с детьми оказывают влияние установки (слайд 5), сформированные еще в детстве нашими родителями, независимо от нашего желания – пока мы не осознаем их. Если же установка осознана – она перестает верховодить нами, мы можем ее изменить.

Упражнение 3 «Родительские установки». Участников просят закрыть глаза, сделать несколько глубоких вдохов и медленных, плавных выдохов – и на фоне расслабленного состояния вспомнить свою родительскую семью, свое детство. Как реагировали родители на ваши шалости, капризы, проступки? Как бы они закончили следующие предложения: «Дети плохо себя ведут, потому что...», «Непослушный ребенок-это...», «Родители должны...»? Затем после выхода из состояния расслабления участники делятся своими переживаниями и мыслями по поводу родительских установок. В ходе обсуждения необходимо дифференцировать актуальные установки на «помогающие», т.е. рациональные, эффективные – и «мешающие», т.е. нерациональные, неэффективные в сфере детско-родительских взаимоотношений.

Психолог. Американский психолог и психотерапевт Эрик Берн разработал теорию трансактного анализа общения. В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет «в порядке» тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках и сам будет за нее нести ответственность.

Э. Берн выделяет следующие три составляющие личности человека, которые обусловливают характер общения между людьми: родительское, взрослое, детское.

Родительское состояние «Я» (слайд 6), которое подразделяется на заботливое родительское состояние «Я» и критическое родительское состояние «Я». Родительское «Я», состоящее из правил поведения, норм, позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях, «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. Кроме того, Родительское «Я» обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

Взрослое состояние «Я» (слайд 7) воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность. Взрослое «Я», в отличие от Родительского, способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а в уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

Детское состояние «Я» (слайд 8) следует жизненному принципу чувств. На поведение в настоящем влияют чувства из детства. Детское «Я» также выполняет свои, особые функции, не свойственные двум другим составляющими личности. Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. Кроме того, Детское «Я» выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем: не способен преодолеть трудности или противостоять давлению другого человека. Это «Я» подразделяется на естественное детское «Я» (спонтанные реакции типа радости, печали и т. д.), приспосабливающееся детское «Я» (приспосабливающийся, прислуживающийся, боязливый, виноватый, колеблющийся и т. п.), возражающее детское «Я».

С позиции родителя «играются» роли отца, старшей сестры, педагога, начальника; с позиции взрослого – роли соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену, и т. д.; с позиции ребенка – роли молодого специалиста, артиста – любимца публики, зятя.

В личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком, как внутреннее напряжение. (Таблица 1.)

Каждое из состояний «Я» выполняет определенные функции и вследствие этого является жизненно необходимым. Дисгармонии, нарушения общения связаны либо с подавлением одного из них, либо с проявлением в тех ситуациях, которые оно не должно контролировать. Для оптимального функционирования личности, с точки зрения трансактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния «Я» (слайд 9).

Таблица 1

Составляющие «Я» и типичные способы поведения и высказывания

Составляющие «Я»

Типичные способы поведения, высказывания


Родитель

Заботливый родитель

Утешает, исправляет, помогает:

«Это мы сделаем», «Не бойся», «Мы все тебе поможем»

Критический родитель

Грозит, критикует, приказывает:

«Опять ты опоздал на работу?»,

«У каждого на столе должен быть график!»


Взрослый

Собирает и дает информацию, оценивает вероятность, принимает решение:

«Который час?», «У кого же может быть это письмо?», «Эту проблему мы решим в группе»





Ребенок


Спонтанный ребенок

Естественное, импульсивное, хитрое, эгоцентричное поведение: «Это дурацкое письмо у меня уже третий раз на столе», «Вы это сделали просто замечательно!»

Приспосабливающийся

ребенок

Беспомощное, боязливое, приспосабливаю- щееся к нормам, уступчивое поведение:

«Я бы с радостью, но у нас будут неприятности»

Бунтующий ребенок

Протестующее, бросающее вызов поведение:
«Я это делать не буду!», «Вы этого сделать не сможете»

Позиция Взрослого способствует проявлению взрослой позиции у другого человека (слайд 10). Позиция Родителя задает у другого позицию ребенка и наоборот. Пребывание родителя в эго-состоянии Взрослого дает ребенку возможность почувствовать психологическое равенство с матерью или отцом, способствует усвоению правил логики и здравого смысла.

Упражнение 4. Позиции в общении. Родителям предлагается убедить ребенка с разных позиции:

- Убрать игрушки.

- Пойти в детский сад.

Подведение итогов занятия. Каждому предлагается ответить на три вопроса: «Что я чувствую?», «О чем я думаю?», «Что я хочу сделать?».

Оказание поддержки одному из участников. Упражнение «Принц или принцесса»

В центре круга ставится стул, на него приглашают сесть кого-то из участников тренинга. Там должны будут побывать все (по желанию). Когда первый доброволец найдётся и займёт место, тренер предлагает остальной группе представить, что это принц или принцесса и высказать свои впечатления и мнения об этом человеке, сделать комплимент, высказать благодарность, сказать о его положительных качествах и т.д.


Домашнее задание.

1) Родителям предлагается написать сочинение «Мой ребенок» с целью последующего обсуждения его в группе. Никаких дополнительных инструкций относительно содержания, формы или объема сочинения не дается.

2) Родителям и детям изобразить семью, обозначая ее членов в виде окружностей так, чтобы рисунок схематически отражал систему их взаимоотношений. Сравнение представлений о семейной структуре разных ее членов дает богатый материал для рефлексии и поиска эффективных форм взаимодействия.

3) Описать несколько ситуаций взаимодействия со своим ребенком с разных позиций.