Предмет: русский язык
Тема урока: Мягкий знак на конце и в середине слова
Цели деятельности педагога: создать условия для совершенствования умений обозначать на письме мягкость согласных буквой ь; способствовать развитию умения проводить звукобуквенный анализ слов, расширению словарного запаса учащихся.
Планируемые результаты образования: предметные: научатся объяснять значение мягкого знака на конце слов и обозначать на письме мягкость согласных буквой ь, выполнять звукобуквенный анализ слов; метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные – адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами; познавательные – проводят сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям (критериям); коммуникативные – в условиях учебного сотрудничества и в жизненных ситуациях принимают другое мнение и позицию; личностные УУД: проявляют первичные умения оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Образовательные ресурсы: карточки «Занимательные квадраты» для учащихся, предметные картинки.
Содержание урока:
Ориентировочно-мотивационный этап. (10 мин.)
Эмоциональный настрой
Актуализация опорных знаний.
Чистописание
Постановка учебной задачи
Самооценка
2. Операционно-исполнительский этап. (30 мин.)
Решение учебной задачи в форме выполнения проблемных заданий и их самоконтроль и самооценка.
Программированное усвоение учебного материала.
Самостоятельная работа учащихся по решению, моделированию, формулированию выводов, определений, способов.
Индивидуальная и групповая работа в познавательном процессе.
3. Рефлексивно-оценочный этап. (5 мин.)
Групповое, громкоречевое проговаривание всего усвоенного (внешняя рефлексия)
Проговаривание усвоенного во внутренней речи (внутренняя рефлексия)
Общая самооценка за весь урок с учетом промежуточных оценок.
Ориентировочно-мотивационный этап. (10 мин.)
1. Эмоциональный настрой
Хаерле иртә, кояш!
Хаерле иртә, кошлар!
Хаерле иртә, тәбигать!
Хаерле иртә, дуслар!
Хаерле иртә, миңа!
Хаерле иртә, сиңа!
Хаерле иртә, безгә!
Хаерле иртә, сезгә!
Работать будем под девизом:
Думать – коллективно,
Работать – оперативно,
Спорить – доказательно,
Для всех обязательно!
Сегодня на уроке будем думать и рассуждать.
Актуализация опорных знаний
Игра «Закончи предложения»
В русском языке…буквы.
Гласных букв…
Гласных звуков…
Гласные делятся…
Согласных букв…
Согласные делятся…
Самооценка
Гимнастика для пальцев
1) Вращение кистей.
2) Сжимание, разжимание пальцев в кулак.
3) «Погладим» котенка (поглаживающие движения рук).
4) Кольцо (соединить большой и указательный пальцы).
5) Ладонь – ребро – кулак.
6) Расслабление (опустить руки вниз, встряхнуть их).
3. Чистописание
Буквы, не обозначающие звуки…
Буква «р» перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
– Рассмотрите образец написания ь.
Напишите ь
Нежно, капелькой, вот так.
– Прочитайте скороговорку.
У пенька опять пять опят.
– Напишите по памяти.
Взаимопроверка, оценка.
Постановка учебной задачи
-Отгадайте загадку:
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось)
-Хором произнесите слово-отгадку: сколько в нем звуков?
-Откроем тетрадь и запишем звуки в схему. (Один у доски.)
-Сколько слышим звуков?
-Произнесем их. (л о с )
А теперь посмотрим на слово ЛОСЬ
-Сколько букв в нем? (4)
-Чего больше звуков или букв?
-Почему так?
-Зачем нужен Ь?
Послушайте сказку
Жили-были в азбуке буквы, разные — гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.
Буквы жили — не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку буквы Ы, только без палочки, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.
— Что ты за буква? — возмущались они.
Это была буква мягкий знак - Ь.
Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, И никто с ней не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.
Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Решили они составить слово гвоздь.
Стали буквы составлять слово гвоздь. ГВОЗД — получается.
— Что-то у нас не получается! — говорили буквы. — Звук [д] в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твердый.
— Буква И вдруг говорит: — Встану я и обозначу мягкость Д, — и быстро пристроилась в конце.
— Но получилось «гвозди», на нужно было составить слово гвоздь.
— Лучше я встану, — сказала буква Я. Получилось гвоздя, опять не то. Все буквы попробовали встать в слово, но никому не удалось составить нужное слово.
Что же делать? И тут все вспомнили, что есть еще одна буква – она тихо стоит в сторонке.
— Иди к нам, мягкий знак, — позвали буквы.
Мягкий знак с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в конец слова. Получилось гвоздь.
Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь.
Так мягкий знак стал дружить с остальными буквами.
Определите тему сегодняшнего урока, и постарайтесь поставить цели урока.
Познакомимся… с правилом написания буквы ь на конце слова и в середине слова
Научимся…. писать слова с ь на конце и в середине слова
Узнаем… особенность этой буквы, и какую работу она выполняет в словах.
Сегодня на уроке мы должны будем повторить о роли буквы ь в слове, о способах обозначения мягкости согласных на письме.
Познакомиться с правилом написания буквы ь на конце слова и в середине слова
II. Операционно-исполнительский этап. (30 мин.)
Работа по учебнику (с. 68).
Познавательные УУД: общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике; развитие умения применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями; логические – установление причинно-следственных связей, формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
– Прочитайте слова. (Гусь, конь, лось, осёлъ, заяцъ, туръ.)
– Так писали слова раньше.
– Подумайте, почему ь на конце слов оставили, а от ъ отказались?
(Предположения детей.)
В чем особенность мягкого знака?
-у нее нет собственного звука
-может влиять на звук стоящий перед ней
-не может стоять в начале слова
Работа по учебнику.
Упражнение 34, с. 69.
Личностные УУД: осуществление самоконтроля процесса и результатов деятельности.
Анишит Йокоповна приглашает вас посетить Большой Музейный Зал. Рассмотрите животных. Выпишите тех, в названиях которых ь обозначает мягкость согласного звука на конце слова.
2. Самостоятельная работа учащихся.
– Ребята, какие слова вы выписали? (Гусь, голубь, конь, лось, лошадь, мышь, олень, шмель.)
– Для чего служит ь в этих словах?
Самоконтроль
Работа по учебнику (с. 68).
– Прочитайте слова так, как они записаны. (Мель, моль, сталь, конь, пыль, быль, даль, шесть, враль, уголь, ель, кровь, жарь, брать, быть.)
– Какой звук вы произносите на конце каждого слова? Прочитайте слова еще раз так, будто в их записи нет ь на конце слов.
Миша говорит, что прежние слова поменялись на другие слова. Прав ли Миша?
Маша говорит, что прежние мягкие звуки поменялись на другие звуки. Вы тоже так думаете? Назовите одним общим словом эти новые звуки.
Работа по учебнику (с. 69).
Личностные УУД: самоопределение – выполнение системы заданий, нацеленной на децентрацию младшего школьника, ориентирующей его на учет чужой точки зрения, на оказание интеллектуальной помощи сквозным героям учебников, которые в этом нуждаются при решении трудных задач.
− Прочитайте слова так, как они записаны. (Сушит, молчит, лепит, лечит, точит, копит.)
− А теперь прочитайте слова так, будто в их записи есть ь на конце слов. Получились другие слова.
Работа по иллюстрации (учебник, с. 69).
− Так почему же ь оставили на конце слов? (Ответы учащихся.)
Работа со словами, где ь и ъ в середине слова (по учебнику,
с. 70).
Познавательные УУД: формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное.
– Отгадайте загадки. Отгадки запишите в тетрадь.
Ей бродить ничуть не лень
Рядом с вами целый день.
Стоит солнышку зайти,
Как ее вам не найти.
(Тень.)
С неба падает слезами.
По земле бежит ручьями.
(Дождь.)
Льется речка –
Мы лежим.
Лед на речке –
Мы бежим.
(Коньки.)
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
(Сосулька.)
Что на вешалке висит,
Надевать себя велит,
Если стужа в декабре
Или дождик на дворе?
(Пальто.)
Меня в лесу оставили,
Весь век торчать заставили.
В ушанке белой я зимой,
А летом с бритой головой.
(Пень.)
Ходит плавно взад-вперед,
А полов не достает,
Кто уходит иль войдет,
Ручку ей всегда пожмет.
(Дверь.)
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке
В нем жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
(Портфель.)
– Что обозначает ь в этих словах? (Обозначает мягкость согласных, сам звука не обозначает.)
– «Спрячьте» мягкий знак в середину слова.
день – … огонь – …
капель – … боль – …
пень – … уголь – …
зверь – … окунь – …

Работа в группах
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ КВАДРАТЫ
1 группа
В пустые клетки впишите начало слов.
(Письмо, пальто, кольцо, пальма.)
2 группа
В пустые клетки впишите начало слов
(Коньки, пеньки, деньки, мальки.)
3 группа
В пустые клетки вписать название дерева, танца, части патрона, рыбы.
(Пальма, полька, гильза, килька.)
4 группа
Незнайка написал диктант. Проверьте, правильно ли он выполнил
задание?
Лодка села на мел.
Угол сложили в угол.
В лесу живет хор.
Мы мылись в банке.
5группа
Выписать слова с мягким знаком (ь) в середине.
Коротки зимние деньки! Мальчики побежали в школу. На лепестках розы блестят капельки росы. Река покрылась льдом. Возле дома краснеют яркие мальвы. Маша уронила в реку кольцо. Серенький зайка дрожит от холода. Учительница поставила пятёрку. Я больно ударился о дверь. Корова Зорька щиплет траву. В поле злится вьюг. Над лампой вьются ночные бабочки. Девочки пришли в нарядных платьях.
6 группа
Выписать названия месяцев, которые заканчиваются мягким знаком (ь).
Пришёл июнь.
«Июнь! Июнь!» —
В саду щебечут птицы.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Открываем календарь —
Начинается январь.
В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Сенокос идёт в июле,
Где-то гром ворчит порой.
В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
Ясным утром сентября
Хлеб молотят сёла.
Собираем в августе
Урожай плодов.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
Рефлексивно-оценочный этап.

Групповое, громкоречевое проговаривание всего усвоенного (внешняя рефлексия)
Проговаривание усвоенного во внутренней речи (внутренняя рефлексия)
Общая самооценка за весь урок с учетом промежуточных оценок.