СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока №5 по русскому языку. Тема "Бессоюзное сложное предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой цикл уроков по тебе «Бессоюзное сложное предложение и знаки препинания в нем». Все уроки сопровождаются мультимедийными презентациями и соответствуют требованиям стандартной подготовки по указанной тематике.

Просмотр содержимого документа
«практикум по БСП»

ТЕМА: Обобщающее повторение пунктуационных норм в БСП. Практикум по БСП

Цель урока:

  • обобщить теоретический материал о бессоюзном сложном предложении;

  • продолжить развитие практических умений и навыков учащихся;

  • провести творческую работу на материале бессоюзных сложных предложений, работать над тестовыми заданиями по теме.

Оборудование:

  • Презентация «Обобщение в БСП».

  • Компьютер

  • Мультимедиа проектор

  • Учебник

  • Распечатки-карточки (1-2 вариант)

  1. Начало урока.

Беседа по вопросам:

  • Каковы особенности строения бессоюзных сложных предложений?

  • Каковы смысловые отношения могут складываться между частями бессоюзных сложных предложений?

  • От чего зависит постановка знаков препинания в бессоюзных предложениях?

  • В каких случаях между частями бессоюзного предложения ставится запятая или точка с запятой?

  • В каких случаях между частями бессоюзного предложения ставится двоеточие?

  • В каких случаях ставится тире?

  • В каких стилях и жанрах речи наиболее употребительны бессоюзные предложения?

  1. Основная часть.

         1. Работа на распознавание бессоюзных сложных предложений. Выборочный диктант.

          Предлагаются пронумерованные предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные), необходимо выписать в строчку номера только бессоюзных предложений. Презентация. Слайд 2 .

          1. Родина картофеля - Южная Америка, а потом, в XVI веке, картофель появился и в Европе. (Сложносочиненное.)

          2. В России картошка известна с XVII века: Петр 1 прислал из Голландии мешок клубней и велел посадить в разных областях. (Бессоюзное, [ ] : [пояснение].)

          3. Крестьяне встретили пришельца – картофель в штыки, так как никто толком не знал достоинств новой культуры. (Сложноподчиненное, причина.)

          4. Придворным же дамам сразу понравились необычные, бело-голубые цветы картошки, и они с удовольствием прикрепили их к своим платьям. (Сложносочиненное.)

          5. Сейчас всему миру известно: наша страна – крупнейший производитель картофеля. (Бессоюзное, [ ] : [дополнение].)

          6. Химический состав картофеля позволяет назвать его «вторым хлебом»: в нем содержится крахмал, жиры, белок, клетчатка. (Бессоюзное, [ ] : [ причина ].)

– Какое число вы получили? (256).

          – Поднимите руку те, кто не ошибся вообще или ошибся один раз.


2. Задания по вариантам. Распечатки-карточки.

Задание для первого варианта:

выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

  1. Мы знаем ( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.

  2. Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.

  3. Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.

  4. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.

  5. У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.

  6. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.

  7. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.

  8. Доброта – качество ( ) излишек доброты нам не вредит.

  9. Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.

 Задание для второго варианта:

выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить тире; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

  1. Мы знаем ( ) главное предназначение человека ( ) оставить свой добрый след на земле.

  2. Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.

  3. Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.

  4. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему.

  5. У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.

  6. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.

  7. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.

  8. Доброта ( ) качество ( ) излишек доброты нам не вредит.

  9. Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.

3. Проверка самостоятельной работы.

Первый вариант (учащийся работает у доски )

1. Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. [дополнение].

(вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое – знаем)

2. Мудрость доброты в одном : она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. [пояснение].

(вторая часть поясняет, высказанную мысль первой части, перед второй частью можно поставить союз а именно)

3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. [причина].

(второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)

-Выставление оценки-

Второй вариант (учащийся работает у доски )

1. Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.

[ ] - [сравнение].

(вторая часть предложения содержит сравнение; можно проверить союзом словно или как)

2.Желаешь себе добра – не делай зла другому. [условие] – [ ].

(первая часть содержит условие)

3. Будешь думать о хорошем – мысли созреют в добрые поступки.

[условие] – [ ].

(в первой части указывается условие, о чем говорится во второй части; проверочный союз – если)

4. Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт. [противопоставление].

(вторая часть предложения противопоставляется первой части; можно между частями вставить союз а)

-Выставление оценки-

4. Конструирование бессоюзных предложений по заданным схемам.

Упражнение № 234 (2, 3 часть). В помощь учащимся, испытывающим затруднения, предлагаются начала предложений: на карточках.

Здесь нельзя проехать...                         (причина)

Настроение было ужасное…    (пояснение)

Я понимаю...                                (дополнение, изъяснение)

Я давно написал другу письмо...           (противопоставление)

Будешь читать...                           (условие, время)

Мы хорошо отдохнули...              (вывод)

Я взглянул на небо...                    (следствие)


Самым внимательным учащимся задается вопрос: «Какой случай постановки тире не упомянут в данном упражнении?» (Быстрая смена событий).

5. Начертить схемы предложений. Слайд 3.

1) Я убедился на своем опыте: книга – умный и честный советчик в жизни. (И. Палачев) ( [ ] : [дополнение].)

2) Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей... (М. Горький) ( [ ] : [причина].)

3) С книгой поведешься - ума наберешься. (Пословица) ( [условие] : [ ].)

4) Не красна книга письмом – красна книга умом. (Пословица) ( [ ] – [ ].)

Предложение № 3: выполнить полный синтаксический разбор. Разбор осуществляется на месте с комментированием вслух.

6. Проверка. Слайд 4 .

7. Определение условий постановки знака препинания. Тестовые задания. Слайды 5-8.

Слайд 5 .

Дневные звезды никогда не видны в небе: их затмевает солнце.


  • 1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  • 2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

  • 3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет содержание того, о чем говорится в первой части.

  • 4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части

Слайд 6 .

Душевное состояние И.И. Левитана сказывалось и при описании природы: он показал русскую природу от сумрачного минора до безоблачного настроения.

  • 1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

  • 2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  • 3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

  • 4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

Слайд 7 .

Речевое поведение – зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры человека.

  • 1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола - связки.

  • 2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

  • 3. Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

  • 4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

Слайд 8 .

Я твердо убежден в одном: вдохновение приходит во время работы.

  • 1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

  • 2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  • 3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

  • 4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

8. Проверка. Слайд 9.

  1. Заключительная часть. Выводы.

– Возникли ли у вас вопросы в ходе выполнения заданий? Сегодня мы с вами обобщили материал о бессоюзном сложном предложении, выполнили тренировочные упражнения, тестовые задания, и я надеюсь, что на следующем уроке-зачете вы сможете применить полученные знания.

  1. Домашнее задание.

Слайд 10.

Предлагается написать cочинение-миниатюру «Советы начинающему лектору», используя бессоюзные сложные предложения. В помощь учащимся даются следующие начала предложений:

  • Хорошая речь должна удовлетворять многим требованиям…

  • Речь лучше не читать по бумажке…

  • Не будь многословен...

  • Говори не слишком торопливо, но и не слишком медленно...

  • Не перегружай сообщение обилием цифр и фактов...

  • Твои жесты должны быть скупыми, но достаточно выразительными...


Просмотр содержимого документа
«распечатки-карточки»









































Задание для первого варианта:


выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

  1. Мы знаем ( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.

  2. Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.

  3. Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.

  4. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.

  5. У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.

  6. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.

  7. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.

  8. Доброта – качество ( ) излишек доброты нам не вредит.

  9. Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.


 Задание для второго варианта:

выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить тире; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.

  1. Мы знаем ( ) главное предназначение человека ( ) оставить свой добрый след на земле.

  2. Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.

  3. Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.

  4. Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему.

  5. У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.

  6. Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.

  7. Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.

  8. Доброта ( ) качество ( ) излишек доброты нам не вредит.

  9. Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.




Просмотр содержимого презентации
«Обобщение t»

Обобщение: по теме  «Бессоюзное сложное предложение»

Обобщение: по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Выбрать БСП.       1. Родина картофеля - Южная Америка , а потом, в XVI веке, картофель появился и в Европе.     2. В России картошка известна с XVII века: Петр 1 прислал из Голландии мешок клубней и велел посадить в разных областях.            3. Крестьяне встретили пришельца – картофель в штыки, так как никто толком не знал достоинств новой культуры.     4. Придворным же дамам сразу понравились необычные, бело-голубые цветы картошки, и они с удовольствием прикрепили их к своим платьям.    5. Сейчас всему миру известно: наша страна – крупнейший производитель картофеля.    6. Химический состав картофеля позволяет назвать его «вторым хлебом»: в нем содержится крахмал, жиры, белок, клетчатка.

Выбрать БСП.

      1. Родина картофеля - Южная Америка , а потом, в XVI веке, картофель появился и в Европе.

    2. В России картошка известна с XVII века: Петр 1 прислал из Голландии мешок клубней и велел посадить в разных областях.        

   3. Крестьяне встретили пришельца – картофель в штыки, так как никто толком не знал достоинств новой культуры.

    4. Придворным же дамам сразу понравились необычные, бело-голубые цветы картошки, и они с удовольствием прикрепили их к своим платьям.

   5. Сейчас всему миру известно: наша страна – крупнейший производитель картофеля.

   6. Химический состав картофеля позволяет назвать его «вторым хлебом»: в нем содержится крахмал, жиры, белок, клетчатка.

Начертить схемы предложений.

Начертить схемы предложений.

  • 1) Я убедился на своем опыте… книга – умный и честный советчик в жизни. (И. Палачев)
  • 2) Любите книгу…она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей... (М. Горький)
  • 3) С книгой поведешься…ума наберешься. (Пословица)
  • 4) Не красна книга письмом…красна книга умом. (Пословица)
1) Я убедился на своем опыте :  книга – умный и честный советчик в жизни. (И.  Палачев)  ( [ ] : [дополнение].) 2) Любите книгу :  она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей...  (М. Горький)  ( [ ] : [причина].) 3) С книгой поведешься  -  ума наберешься.  (Пословица)  ( [Условие] : [ ].) 4) Не красна книга письмом  –  красна книга  умом. (Пословица)  ( [ ] – [ ].)
  • 1) Я убедился на своем опыте : книга – умный и честный советчик в жизни. (И. Палачев) ( [ ] : [дополнение].)
  • 2) Любите книгу : она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей... (М. Горький) ( [ ] : [причина].)
  • 3) С книгой поведешься - ума наберешься. (Пословица) ( [Условие] : [ ].)
  • 4) Не красна книга письмом красна книга умом. (Пословица) ( [ ] – [ ].)
Дневные звезды никогда не видны в небе: их затмевает солнце.

Дневные звезды никогда не видны в небе: их затмевает солнце.

  • 1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  • 2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
  • 3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет содержание того, о чем говорится в первой части.
  • 4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
Душевное состояние И.И. Левитана сказывалось и при описании природы: он показал русскую природу от сумрачного минора до безоблачного настроения.

Душевное состояние И.И. Левитана сказывалось и при описании природы: он показал русскую природу от сумрачного минора до безоблачного настроения.

  • 1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
  • 2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  • 3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
  • 4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
Речевое поведение – зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры человека.

Речевое поведение – зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры человека.

  • 1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола - связки.
  • 2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
  • 3. Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
  • 4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
Я твердо убежден в одном: вдохновение приходит во время работы.

Я твердо убежден в одном: вдохновение приходит во время работы.

  • 1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
  • 2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
  • 3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
  • 4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
Проверка

Проверка

Домашнее задание:  Попробуйте написать c очинение-миниатюру «Советы начинающему лектору», используя бессоюзные сложные предложения. В помощь даются следующие начала предложений:

Домашнее задание:

Попробуйте написать c очинение-миниатюру «Советы начинающему лектору», используя бессоюзные сложные предложения. В помощь даются следующие начала предложений:

  • Хорошая речь должна удовлетворять многим требованиям…
  • Речь лучше не читать по бумажке…
  • Не будь многословен...
  • Говори не слишком торопливо, но и не слишком медленно...
  • Не перегружай сообщение обилием цифр и фактов...
  • Твои жесты должны быть скупыми, но достаточно выразительными...