ТЕМА: Обобщающее повторение пунктуационных норм в БСП. Практикум по БСП
Цель урока:
обобщить теоретический материал о бессоюзном сложном предложении;
продолжить развитие практических умений и навыков учащихся;
провести творческую работу на материале бессоюзных сложных предложений, работать над тестовыми заданиями по теме.
Оборудование:
Начало урока.
Беседа по вопросам:
Каковы особенности строения бессоюзных сложных предложений?
Каковы смысловые отношения могут складываться между частями бессоюзных сложных предложений?
От чего зависит постановка знаков препинания в бессоюзных предложениях?
В каких случаях между частями бессоюзного предложения ставится запятая или точка с запятой?
В каких случаях между частями бессоюзного предложения ставится двоеточие?
В каких случаях ставится тире?
В каких стилях и жанрах речи наиболее употребительны бессоюзные предложения?
Основная часть.
1. Работа на распознавание бессоюзных сложных предложений. Выборочный диктант.
Предлагаются пронумерованные предложения (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные), необходимо выписать в строчку номера только бессоюзных предложений. Презентация. Слайд 2 .
1. Родина картофеля - Южная Америка, а потом, в XVI веке, картофель появился и в Европе. (Сложносочиненное.)
2. В России картошка известна с XVII века: Петр 1 прислал из Голландии мешок клубней и велел посадить в разных областях. (Бессоюзное, [ ] : [пояснение].)
3. Крестьяне встретили пришельца – картофель в штыки, так как никто толком не знал достоинств новой культуры. (Сложноподчиненное, причина.)
4. Придворным же дамам сразу понравились необычные, бело-голубые цветы картошки, и они с удовольствием прикрепили их к своим платьям. (Сложносочиненное.)
5. Сейчас всему миру известно: наша страна – крупнейший производитель картофеля. (Бессоюзное, [ ] : [дополнение].)
6. Химический состав картофеля позволяет назвать его «вторым хлебом»: в нем содержится крахмал, жиры, белок, клетчатка. (Бессоюзное, [ ] : [ причина ].)
– Какое число вы получили? (256).
– Поднимите руку те, кто не ошибся вообще или ошибся один раз.
2. Задания по вариантам. Распечатки-карточки.
Задание для первого варианта:
выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить двоеточие; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
Мы знаем ( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.
Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.
Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
Доброта – качество ( ) излишек доброты нам не вредит.
Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.
Задание для второго варианта:
выберите бессоюзные сложные предложения, в которых необходимо поставить тире; выпишите эти предложения, расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
Мы знаем ( ) главное предназначение человека ( ) оставить свой добрый след на земле.
Поговоришь с добрым человеком ( ) солнечный луч озарит твою душу.
Желаешь себе добра ( ) не делай зла другому.
Мудрость доброты в одном ( ) она не к себе ( ) а к людям ( ) ко всему окружающему.
У каждого времени своя жестокость ( ) а доброта одна на все времена.
Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
Доброта ( ) качество ( ) излишек доброты нам не вредит.
Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.
3. Проверка самостоятельной работы.
Первый вариант (учащийся работает у доски )
1. Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. [дополнение].
(вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя сказуемое – знаем)
2. Мудрость доброты в одном : она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. [пояснение].
(вторая часть поясняет, высказанную мысль первой части, перед второй частью можно поставить союз а именно)
3. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. [причина].
(второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении, перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как)
-Выставление оценки-
Второй вариант (учащийся работает у доски )
1. Поговоришь с добрым человеком – солнечный луч озарит твою душу.
[ ] - [сравнение].
(вторая часть предложения содержит сравнение; можно проверить союзом словно или как)
2.Желаешь себе добра – не делай зла другому. [условие] – [ ].
(первая часть содержит условие)
3. Будешь думать о хорошем – мысли созреют в добрые поступки.
[условие] – [ ].
(в первой части указывается условие, о чем говорится во второй части; проверочный союз – если)
4. Добрый человек оставляет добрую память – злой человек будет быстро забыт. [противопоставление].
(вторая часть предложения противопоставляется первой части; можно между частями вставить союз а)
-Выставление оценки-
4. Конструирование бессоюзных предложений по заданным схемам.
Упражнение № 234 (2, 3 часть). В помощь учащимся, испытывающим затруднения, предлагаются начала предложений: на карточках.
Здесь нельзя проехать... (причина)
Настроение было ужасное… (пояснение)
Я понимаю... (дополнение, изъяснение)
Я давно написал другу письмо... (противопоставление)
Будешь читать... (условие, время)
Мы хорошо отдохнули... (вывод)
Я взглянул на небо... (следствие)
Самым внимательным учащимся задается вопрос: «Какой случай постановки тире не упомянут в данном упражнении?» (Быстрая смена событий).
5. Начертить схемы предложений. Слайд 3.
1) Я убедился на своем опыте: книга – умный и честный советчик в жизни. (И. Палачев) ( [ ] : [дополнение].)
2) Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей... (М. Горький) ( [ ] : [причина].)
3) С книгой поведешься - ума наберешься. (Пословица) ( [условие] : [ ].)
4) Не красна книга письмом – красна книга умом. (Пословица) ( [ ] – [ ].)
Предложение № 3: выполнить полный синтаксический разбор. Разбор осуществляется на месте с комментированием вслух.
6. Проверка. Слайд 4 .
7. Определение условий постановки знака препинания. Тестовые задания. Слайды 5-8.
Слайд 5 .
Дневные звезды никогда не видны в небе: их затмевает солнце.
1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет содержание того, о чем говорится в первой части.
4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части
Слайд 6 .
Душевное состояние И.И. Левитана сказывалось и при описании природы: он показал русскую природу от сумрачного минора до безоблачного настроения.
1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
Слайд 7 .
Речевое поведение – зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры человека.
1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым, выраженными одной частью речи, при отсутствии глагола - связки.
2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
3. Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.
4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
Слайд 8 .
Я твердо убежден в одном: вдохновение приходит во время работы.
1. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
2. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.
4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
8. Проверка. Слайд 9.
Заключительная часть. Выводы.
– Возникли ли у вас вопросы в ходе выполнения заданий? Сегодня мы с вами обобщили материал о бессоюзном сложном предложении, выполнили тренировочные упражнения, тестовые задания, и я надеюсь, что на следующем уроке-зачете вы сможете применить полученные знания.
Домашнее задание.
Слайд 10.
Предлагается написать cочинение-миниатюру «Советы начинающему лектору», используя бессоюзные сложные предложения. В помощь учащимся даются следующие начала предложений:
Хорошая речь должна удовлетворять многим требованиям…
Речь лучше не читать по бумажке…
Не будь многословен...
Говори не слишком торопливо, но и не слишком медленно...
Не перегружай сообщение обилием цифр и фактов...
Твои жесты должны быть скупыми, но достаточно выразительными...