СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока 7 класс Вес воздуха. Атмосферное давление

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по физике в 7 классе

         «Вес воздуха. Атмосферное давление».

Тема урока: «Вес воздуха. Атмосферное давление».

Тип урока: личностно-ориентированный урок по изучению нового материала.

Форма урока: исследовательская работа.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 7 класс Вес воздуха. Атмосферное давление»

Конспект урока по физике в 7 классе

«Вес воздуха. Атмосферное давление».

Тема урока: «Вес воздуха. Атмосферное давление».

Тип урока: личностно-ориентированный урок по изучению нового материала.

Форма урока: исследовательская работа.

Обучающие цели урока:

· объяснить значение атмосферного давления;

· дать понятие атмосферы и её состава;

· дать понятие атмосферного давления;

· показать практическое значение атмосферного давления.

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

· актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

· способствовать развитию умения делать выводы по результатам опытов;

· создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу, показывая применение физических явлений;

· помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний;

· создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.

Воспитательные цели:

· содействовать развитию умения общаться между собой;

· помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

· продолжить формирование положительной «Я-концепции» личности учеников.

Оборудование:

· компьютер;

· мультимедийный проектор;

· презентация;

· демонстрационное оборудование: трубка с поршнем, бутылка, сосуд с водой, стакан, лист бумаги, пластмассовая бутылка с отверстиями, свеча, монета, плоское блюдо, ливер, вареное яйцо, кефирная бутылка.

План урока.



1. Организационный момент (1 мин.)

2. Актуализация знаний (5 мин.)

3. Изучение нового материала (20 мин.)

4. Применение атмосферного давления в быту, технике, природе (10 мин.)

5. Закрепление знаний (7 мин.)

6. Подведение итогов. Рефлексия. (3 мин.)



Ход урока.

1. Организационный момент (приветствие учащихся, сообщение темы, цели, формы проведения урока).

2. Актуализация знаний

На прошлых уроках мы изучали давление, давайте вспомним эту тему.

1. Как звучит Закон Паскаля?

2. Существует ли давление внутри жидкости?

3. От чего зависит давление жидкости на дно сосуда?

4.  Как газы передают производимое на них давление?

5. Термины для урока:

 Вес –

Сила, с которой тело давит на опору вследствие притяжения к Земле.

 Давление –

величина, равная отношению силы, действующей перпендикулярно поверхности к площади поверхности.

 Давление газа зависит от …

объема и температуры

 Атмосфера –

газовая оболочка Земли.



3. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы подробно изучим тему атмосферное давление

Вы уже знаете, что Земля окружена воздушной оболочкой. А что такое воздух?

В таблице представлен состав воздуха. На воздух, как и на всякое тело, находящееся на Земле, действует сила тяжести, и, следовательно, воздух обладает весом. Вес воздуха легко вычислить, зная его массу.

На опыте покажем, как определить массу воздуха. Для этого надо взять стеклянный шар с пробкой и резиновой трубкой с зажимом. Выкачать из него воздух, зажать трубку зажимом и уравновесить на весах. Затем, открыв зажим на резиновой трубке, впустить в шар воздух. Равновесие весов при этом нарушится. Положив на другую чашу весов гири, добьёмся равновесия. Масса гирь будет равна массе воздуха в объеме шара.

Опытами установлено, что при температуре 00С и нормальном атмосферном давлении масса воздуха объёмом 1 м3 равна 1,29 кг. Вес этого воздуха легко вычислить:

Р = gm, Р = 9,8 Н/кг · 1,29 кг ≈ 13 Н.

Воздушную оболочку, окружающую Землю, называют атмосферой. Атмосфера простирается на тысячи километров в высоту и не имеет четкой границы. Атмосфера делиться на несколько слоев.

I. Тропосфера (от греч. - поворот) до 11 км

II. Стратосфера (лат. – настил, слой) 11 км - 55 км

III. Мезосфера (греч. - средний) - 55 км – 80 км

IV. Термосфера (греч. - тепло) – 80 км – 500 км

V. Экзосфера (греч. - снаружи) – 500 км – 800 км

Почему существует воздушная оболочка Земли?

Что произошло бы на Земле, если бы воздушная атмосфера вдруг исчезла?

Лишившись атмосферы Земля стала бы такой же мертвой, как ее спутница Луна, где попеременно царят то испепеляющий зной, то леденящий холод + 130 С днем и - 150 С ночью.

Такой увидел советский космонавт Г. Титов атмосферу Земли из кабины космического корабля.

(слайд 18)

Земная поверхность и все тела на ней испытывают давление толщи воздуха, т.е. испытывают атмосферное давление.



Весовое давление газа

Давление в атмосфере действует по такому же принципу, что и в воде. Вес воздуха, находящегося в верхних слоях, давит на нижние слои. Это называется атмосферным давлением. Чем ближе к поверхности Земли вы находитесь, тем выше атмосферное давление. «Весовое» давление газа вызвано действием на его слои силы тяжести. Атмосферное давление – давление, оказываемое атмосферой на поверхность Земли и на все, находящиеся на ней тела.

  • На ладонь давит воздух.

  • Вес этого воздуха равен весу груженого КАМАЗа!

  • Его масса равна 10 тоннам!

  • На среднего по размерам человека со стороны атмосферного давления действует сила давления около 150 000Н. Но мы справляемся с такой нагрузкой, т.к. внешнее атмосферное давление уравновешивается давлением жидкости внутри нашего организма.

В 1654 г. Отто Герике в городе Магдебурге, чтобы доказать существование атмосферного давления, произвел такой опыт. Он выкачал воздух из полости между двумя металлическими полушариями, сложенными вместе. Давление атмосферы так сильно прижало полушария друг к другу, что их не могли разорвать восемь пар лошадей.

4. Применение атмосферного давления в быту, технике, природе. Существованием атмосферного давления могут быть объяснены многие явления, с которыми мы встречаемся в жизни. Рассмотрим некоторые из них.

Опыт 1.Почему при движении поршня вверх за ним движется вода?

Внутри стеклянной трубки находится поршень, плотно прилагающий к стенкам трубки. Конец трубки опущен в воду. Если поршень поднять, то за ним будет подниматься и вода. Происходит это потому, сто при подъеме поршня между ним и водой образуется безвоздушное пространство. В это пространство под давлением наружного воздуха и поднимается вслед за поршнем вода.




Опыт 2. Почему вода не выливается из бутылки ?



Автоматическая поилка для птиц состоит из бутылки, наполненной водой и опрокинутой в корытце так, что горлышко находится немного ниже уровня воды в корытце. Почему вода не выливается из бутылки? Если уровень воды в корытце понизится и горлышко бутылки выйдет из воды, часть воды из бутылки выльется.

Опыт 3. Почему, если откачиваешь воздух из воронки, широкое отверстие которой затянуто резиновой пленкой, то пленка втягивается внутрь, а затем даже лопается?


Опыт 4. Удерживание воды в перевернутом и наполненным до краев стакана листом бумаги, предварительно плотно прижатым к горловине.

Налейте в стакан воды, закройте листом бумаги и, поддерживая лист рукой, переверните стакан вверх дном. Если теперь отнять руку от бумаги, то вода из стакана не выльется. Бумага остается как бы приклеенной к краю стакана. Под тяжестью воды бумага прогибается и давление внутри стакана становится меньше атмосферного. Поэтому атмосферное давление удерживает бумажку.



Опыт 5. Почему вода не выливается из дырявой бутылки

Когда пробка не закручена, атмосфера выдавливает воду из бутылки. Если пробку закрутить, на воду действует только давление воздуха в бутылке, а его давление мало и вода не выливается!

5. Закрепление знаний.

І. Значение атмосферы и атмосферного давления в нашей жизни:

  1. Атмосфера играет важнейшую роль в тепловом балансе земли.

  2. Атмосфера отражает и поглощает большую часть излучения, проходящего к Земле из космического пространства.

  3. Атмосфера предохраняет нас от непрерывной бомбардировки микрометеоритов.

  4. Атмосферное давление имеет большое значение в быту и в медицине.

  5. Атмосфера - крыша нашей Земли, под этой одной крышей живут люди разной национальности и мы должны беречь от загрязнения нашу атмосферу.

ІІ. В каком случае художник прав?

ІІІ. Повторение опыта Герике с двумя стаканами и свечой.

ІV. Проверим себя!

  1. Можно ли «спрятаться» от атмосферного давления, нырнув в воду?

  2. Чтобы выпить сгущённое молоко из жестяной банки, в крышке пробивают два отверстия. Для чего необходимо второе отверстие?

  3. Медицинские банки прогревают пламенем перед тем как поставить больному. Объясните, почему после этого они «присасываются» к телу?

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Всем спасибо за работу.

Домашнее задание: § 40-41

  • Положи на стол широкую и длинную линейку.

  • Уравновесь ее на краю стола так, чтобы при малейшем нажиме она наклонялась или падала.

  • Теперь поверх установленной в таком положении линейки расстели газетный лист большого формата. Если ты с силой ударишь кулаком по выступающему концу дощечки, к великому своему изумлению, ты увидишь, что линейка удержалась на месте, точно приколоченная гвоздями!

  • Объясни, почему это произошло.

Выставление оценок.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!