Дьяченко Лариса Викторовна
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Волгограда
КОНСПЕКТ УРОКА АЛГЕБРЫ В 8 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ:
«РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА СЛОЖЕНИЕ И УМНОЖЕНИЕ ЧИСЛОВЫХ НЕРАВЕНСТВ»
Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
Оборудование: доска; презентация; проектор; технологическая карта ученика; задания для домашней работы.
Цели урока:
Образовательные:
- закрепить знания теорем о почленном сложении и умножении неравенств;
- формировать умения применять данные теоремы для оценки значения выражения;
- расширить знания о неравенствах;
Развивающие:
- развить навыки самостоятельной работы;
- развить логическое мышление учащихся;
- развивать интерес к предмету;
Воспитательные:
- воспитывать сознательное отношение к учению;
- воспитывать чувство личной ответственности в коллективной работе;
- воспитывать творческую, всесторонне-развитую личность.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Актуализация знаний.
- Закрепление знаний и умений.
- Физкультминутка.
- Проверочная работа.
- Контроль знаний.
- Итог урока.
- Информация о домашнем задании.
- Рефлексия.
Ход урока:
- Организационный этап – 1 мин.
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
- Добрый день, ребята! Мы сегодня начнем урок с высказывания американского математика и философа Мориса Клайна. (Слайд 2)
Учащийся читает:
«Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Живопись – радовать глаз,
Поэзия – пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей,
А математика способна достичь всех этих целей». Морис Клайн
-Ребята, а как вы понимаете данное высказывание?
Выслушивает мнения учащихся.
- На столах у вас лежат листочки. Они называются технологическими картами. Сегодня вы будете работать на этих листах. Подпишите их.
2. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся – 2 мин.
- Отгадайте ребус (слайд № 3). (Учащиеся отгадывают ребус - НЕРАВЕНСТВО)
- Сегодня урок будет посвящен числовым неравенствам, их свойствам, почленному сложению и умножению неравенств.
Сообщение темы урока: «Решение задач на сложение и умножение числовых неравенств» (Слайд № 4)
- Давайте определим ваши цели и задачи на уроке. (Учащиеся отвечают).
3. Актуализация знаний – 5 мин.
- Чтобы лучше научиться решать задачи, давайте вспомним Свойства числовых неравенств (Слайд № 5)
Продолжите теоремы о свойствах числовых неравенств:
если a < b, то . . .
- б) если а < b и b < с, то ….
- в) если а < b и с – любое число, то а + с…b + c
- г) если а < b и с > 0, то а• с … b• с
- д) если а < b и с < 0, то а• с … b• с
- Вы сейчас повторили свойства числовых неравенств, а теперь давайте вспомним Теоремы о сложении и умножении числовых неравенств (Слайд № 6). (Учащиеся формулируют теоремы)
- Вы сейчас повторили теоремы о сложении и умножении числовых неравенств.
4. Закрепление знаний и умений – 15 мин
- А теперь применим наши знания на практике.
1. РАБОТА В ПАРАХ: (Слайд № 7)
Задача :
Известно, что - 6 < х < 8. Оцените значение выражений: а) 3х; б) -х; в) -2x.
А) - 18 < 3X < 24
Б) - 8 < -X < 6
В) - 16 < -2X < 12
2. РАБОТА У ДОСКИ: (Слайд № 8)
Задача с цветком: (работают у доски 2 обучающихся, а остальные в картах)
3. РАБОТА ПО ГРУППАМ (можно учащихся разделить по рядам). Ребята выполняют задания самостоятельно в технологических картах. Затем по одному представителю от группы выходят к доске и записывают решение, далее проверяют его на слайде:
Задача 1 для первой группы (Слайд № 9)
Дано: 26 ≤ а ≤ 28,
41 ≤ b ≤ 43
Оцените периметр этого треугольника.
Задача 2 для второй группы (Слайд № 10)
Дано: 10< a < 13,
11< b <15,
3 < c < 5
Оценить периметр равнобокой трапеции с основаниями а см, b см и боковой стороной с см.
Задача 3 для третьей группы (Слайд № 11)
Известны длина а и ширина b (в м) комнаты прямоугольной формы:
7,5 ≤ а ≤ 7,6 и 5,4 ≤ b ≤ 5,5. Подойдет ли это помещение под офис, для которого, чтобы рассадить оптимально сотрудников, требуется комната площадью не менее 40 м²?
5. Физкультминутка – 2 мин.
Слайд № 12 – 13. Учащиеся выполняют гимнастику для глаз.
6. Контроль знаний – 9 мин.
Слайд № 14.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу по вариантам с последующей взаимной проверкой в парах и с доской.
Оцените сумму, разность, произведение и частное данных неравенств:
Вариант 1
6 < x < 21 и 14 < y < 18
Оцените:
а)х + у
б)х - у
в)ху
г) х / у
Вариант 2
5 < x < 27 и 9 < y < 25
Оцените:
а) х + у
б) х - у
в) ху
г) х / у
Проверка результатов (взаимопроверка) (Слайд № 15)
7. Итог урока – 2 мин
Слайд № 16
- Какую цель мы ставили у нас на уроке?
- Удалось нам ее достичь?
- Где можно применить знание о почленном сложении и умножении неравенств?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
8. Информация о домашнем задании – 2 мин
Слайд № 17
Домашнее задание:
п.29, п.30, стр. 156-162;
№ 762, № 771, № 779
9. Рефлексия – 2 мин
Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в картах. Оцените свою работу на уроке.
Закрась соответствующий значок ()
- понравилось выполнять - было трудно
- не очень понравилось - не очень было трудно
- не понравилось вообще - не трудно
Все задания я выполнил самостоятельно
Некоторые задания я выполнял с помощью учителя или
ребят в группе
Мне еще необходимо потренироваться в решении
задач по этой теме
Список литературы
Учебник. Алгебра. 8 класс / под ред. С.А. Теляковского. – М. : Просвещение, 2010.