им. К. А. Ардашева г. Моздок РСО - Алания
урок биологии в 5-м классе по теме:«Строение клетки».
для УМК Пасечник В.В. в соответствии
с требованиями ФГОС второго поколения.
На данную тему отводится один час.
Тема урока. Плесневые грибы и дрожжи.
А. Образовательные: познакомить учащиеся со строением плесневых грибов и дрожжей, их роли в природе и жизни человека.
Б. Развивающие: развивать умение самостоятельно проводить исследования, в ходе лабораторной работы и на основе анализа полученных результатов делать выводы.
В. Воспитательные: формировать познавательную самостоятельность и мотивацию на изучение объектов природы.
1. Познакомить учащихся со строением плесневых грибов и дрожжей, их ролью;
2.Продолжить формирование навыка проведения исследовательской работы и отработать правила работы с микроскопом;
Ведущая педагогическая методология: реализация системно- деятельностного подхода в преподавании биологии
лабораторное оборудование: микроскоп световой, предметное стекло, покровное стекло, пипетка, препаровальная игла;
таблица «Плесневые грибы. Дрожжи», «Шляпочные грибы».
Педагогические технологии, приемы и методы, применяемые на уроке: технология: развивающего обучения, проблемного обучения;
проектно-исследовательская; методы: проблемный, исследовательский.
Используемый ИМК: В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения», электронное приложение к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения»
Название урока и его этапы | Основное содержание | Виды деятельности учащихся | Планируемые образовательные результаты |
| | | предметные | УУД: Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные | Личностные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Плесневые грибы и дрожжи | | | | | |
Организационный момент | Приветствие; оформление отсутствующих в журнале. | Приветствуют учителя, подготовка рабочего места, обозначают отсутствующих. | | Р: умение слушать учителя. | Самоорганизация |
Проверка домашнего задания. Повторение темы «Шляпочные грибы» | Повторение темы «Шляпочные грибы» Сформулировать характеристику шляпочных грибов (учащиеся высказываются, добавляют позиции). Правила сбора грибов. | Формулируют основные особенности строения и жизнедеятельности шляпочных грибов. Обсуждение правил сбора грибов. | Знание строения шляпочных грибов; отличать съедобные и ядовитые грибы | К: формулировать своѐ высказывание. Р: умение слушать учителя | Правила поведения в ситуации отравления грибами |
Актуализация (постановка цели урока) | Повторение темы «Шляпочные грибы» Сформулировать характеристику шляпочных грибов (учащиеся высказываются, добавляют позиции). Правила сбора грибов. | Отчет о результатах практической работы. Выдвигают предположения, высказывают свою точку зрения на предложенную проблему, обсуждают. В ходе обсуждения формулирую тему урока. | | П: выдвижение гипотез; выбрать из предлагаемых вариантов правильный; К: умение точно высказывать свое мнение, уважать высказывания других учащихся; Р: умение сформулировать цель, действовать согласно поставленной задаче. | |
Изучение нового материала | 1.Строение плесневого гриба мукора.  | Выполняют лабораторную работу по выбранному алгоритму, оформляют результаты в тетради. Просмотр видеофрагмента. | Строение гриба мукор | П: выдвижение гипотез эксперимента и прогнозирование результатов; умение проводить простейшие исследования; отражение полученной информации в виде отчетной таблицы. Р: действовать согласно поставленной задаче; развитие навыков самоконтроля и самооценки. К: умение работать в парах; умение точно высказывать свое мнение, уважать высказывания других учащихся | Формирование познавательной мотивации |
2.Строение плесневого гриба  | Строение гриба пеницилла. Представление об истории создания антибиотиков грибницы, количество ядер в клетке, образование спор, особенности жизнедеятельности и оформление таблицы. | Строение гриба пеницилла. Представление об истории создания антибиотиков. |
| 3.Строение дрожжей, их роль.  | Сообщение учащегося о дрожжах. Просмотр видеофрагмента. Составление характеристики дрожжей, вставляя в текст пропущенные слова. Дрожжи ……(одноклеточные) грибы. Размножаются …….(почкованием). В процессе жизнедеятельности разлагают …… (сахар) на спирт и .(углекислый газ) . Используются человеком для получения легкого и пористого ….. (теста). | Строение дрожжей, их использование человеком. | |
Закрепление знаний | Фронтальная беседа по составлению характеристики плесневых грибов и дрожжей. Сравнение изученных на уроке грибов со шляпочными грибами | Составляют описание плесневых грибов и дрожжей, находят различия со шляпочными грибами. | Особенности строения изученных групп грибов | П: установление особенностей строения плесневых грибов, дрожжей в сравнении со шляпочными грибами; К: умение слушать одноклассников и учителя; Р: умение обобщать и сравнивать природные объекты | |
Рефлексия | Я- знаю… Я – могу.., Я- не понял… Все ли отличат плесневые грибы, дрожжи и шляпочные грибы друг от друга? Кто не справится с этой задачей? | Учащиеся оценивают себя по принципу: Я- знаю… Я – могу.., Я- не понял | Знание строения и роли плесневых грибов и дрожжей. | К: осознано строить речевое высказывание; П: выявить главное при оценки своих знаний и умений; Р: выделить вопросы усвоенные из данной темы и то что еще нужно усвоить; самооценка достигнутых результатов | |
Д/З | Параграф №15, ответить на вопросы после параграфа; *Как можно объяснить появление плесневых грибов на продуктах? | Работа с учебником и дополнительной литературой | | П: поиск дополнительной информации; выбор основной информации из найденного текста; поиск информации в тексте параграфа для ответа на вопросы; Р: поставить учебную задачу при подготовке сообщения, подготовить план и действовать по плану; | Самооценка выполненного домашнего задани |