СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии в 9 классе по теме «Вид. Критерии вида»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок спланирован для взрослых учеников с большими пробелами в знаниях по биологии

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии в 9 классе по теме «Вид. Критерии вида»»

Конспект   урока биологии в 9 классе  по теме «Вид. Критерии вида»

Тип урока: урок изучения нового материала.

При проведение урока используются здоровьесберегающие технологии.

Цель урока:

Сформировать понятия «вид», «критерий вида».

Задачи урока:

а) Образовательные:  

  • Изучить понятия «вид», «критерии вида»

  • Изучить особенности строения, жизнедеятельности организмов согласно критериям вида.

  • Показать взаимосвязь различных критериев при отнесении организма к таксону систематики.

б) Развивающая:

  • Развивать умение учащихся работать в группах и по индивидуальной траектории

  • Прививать интерес к биологии через проведение практических работ и работе с дополнительным материалом

  • Развивать творческие способности учащихся при выполнении проектов, с различными источниками информации, анализировать и сравнивать полученные данные.

в) Воспитательная:

  • Формирование бережного отношения к природе через осознание своей значимости в ее жизни, охраны, бережном отношении

  • Воспитание культуры общения при работе в мини группах

  • Воспитание воли и настойчивости у учащихся для достижения конечных результатов

Подготовительная работа:

  • Создание компьютерной презентации к уроку

  • Подготовка раздаточного материала

  • Создание алгоритма работы по проекту

Прогнозируемый результат: осознание учащимися значимости приобретаемых знаний; развитие и совершенствование навыков работы в группах; мотивация к изучению биологии, мотивация к творчеству, формирование потребности беречь и охранять природу родного края, стремление к ее изучению.

 

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

Подготовка учащихся к усвоению материала. Педагогический прием «Минутка настроения»  

 Учитель:

 Здравствуйте, ребята!   Сегодня мы  встретились с вами на уроке биологии, урок и необычен и обычен. Урок  пройдёт результативно и познавательно, если нашим помощником будет хорошее настроение, и все мы выполним несколько условий: работайте в парах совместно, помогайте и будьте внимательны   при выполнении заданий.

 Но чтобы создать хороший психологический климат урока, проведем «Минутку настроения».  Продолжите мою фразу:

У меня хорошее настроение потому что, …………………………………………

 

  1. Актуализация знаний учащихся.

  • Что является основной систематической единицей в биологии?

  • Какие виды растений и животных вы знаете?

  • Почему в обозначении видов используют двойные названия?

  • Задание со слайда №3

  • А что входит в понятие вид? Приведите примеры видов растений и животных, которые вам наиболее знакомы

 

  • Мотивация учебной деятельности

  • Проблемный вопрос .

 Учитель:

Перед нашим взором фотографии растения, которое мы изучали еще в 6 классе. 

Задание: сравните два данных растения, найдите черты сходства и отличия. 

 Рассмотрите внимательно слайд и ответьте на вопросы:

* Проблемный вопрос: Сколько видов растений изображено здесь?

Можно ли два этих растения объединить в одну группу и какое название этой группе мы можем дать?

Свою точку зрения аргументируйте, заменяя слова признаки на критерии

  Изучение нового материала

Учитель: Понятие вида. Основной, элементарной и реально существующей единицей органического мира, или иначе — универсальной формой существования жизни, является вид (от лат. species — взгляд, образ).

Вопрос о виде и критериях вида занимает центральное место в теории эволюции и служит предметом многочисленных исследований в области систематики, зоологии, ботаники и других наук. И это вполне объяснимо: четкое понимание сущности вида необходимо для выяснения механизмов эволюционного процесса.

Строгое общепринятое определение вида до сих пор не разработано. В биологическом энциклопедическом словаре мы находим следующее определение вида:

«Вид — совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков  и отдаленных от других таких же групп особей практически полным отсутствием гибридных форм». Сравните это определение с тем, что дается в вашем учебнике.

Поясним понятия, которые встречаются. в определении вида:

Ареал — область распространения данного вида или популяции в природе.

Популяция (от лат. «рорuius» — народ, население) — совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определенную территорию — ареал.

Генофонд — совокупность генов, которые имеются у особей данной популяции.

Рассмотрим историю развития взглядов на вид в биологии.

Понятие вида впервые ввел в науку английский ботаник Джон Рей в XVII веке. Основополагающая работа по проблеме вида была написана шведским натуралистом и естествоиспытателем Карлом Линнеем в XVIII веке, в которой он предложил первое научное определение вида, уточнил его критерии. (слайд 9)

Особи, принадлежащие к одному виду, не скрещиваются с особями другого вида, характеризуются генетической общностью, единством происхождения. Вид существует во времени: он возникает, распространяется (в период расцвета), может сохраняться неопределенно долгое время в устойчивом, почти неизменном состоянии (реликтовые виды) или непрерывно изменяться. Одни виды со временем исчезают, не оставляя новых ветвей. Другие дают начало новым видам.

Вид — основная таксономическая категория биологической классификации.

Вопрос об определении организмов к одному или разным видам очень сложен и по поводу отдельных видов вызывает бурные споры в ученой среде. Для процедуры определения вида используют критерии вида. 

Критерии вида – это признаки, по которым один вид отличается от другого. Вопрос о критериях вида занимает центральное место в теории эволюции. Это вполне объяснимо: четкое понимание сущности вида необходимо для выявления механизмов эволюционного процесса

Ситуация для решения учащимся класса.

РАБОТА С КЛАСТЕР  - ПРОЕКТОМ

Изучая биологию каждый из нас испытывает удивление. Сегодня в ходе урока мы еще раз  изучим всем нам знакомое животное – паука крестовика но не с позиции семиклассника, в девятиклассника. Для успешной работы объединяемся в пары и работаем с критерием. Результат работы всех пар объединим в кластер-проекте доски. Когда вы говорили о различных признаках организма, то сами того не замечая, вы старались их разделить по группам.

Задание: прочесть статью,  в краткой (в виде словосочетания или простого предложения) записать, что входит в понятие того или иного критерия. 4 минуты..

  1. Морфологический

  2.  Физиологический

  3. Биохимический

  4. Генетический

  5. Экологический

  6. Географический

  7. Этологический (слайд 11)

Какую еще особенность  мы не отметили применительно к пауку крестовику, которую всегда необходимо учитывать. (ПРОИСХОЖДЕНИЕ).

Скажите, пожалуйста, какой из критериев на ваш взгляд будет иметь решающее значение при объединении особей в один вид?  (НИКАКОЙ. ВСЕ ВАЖНЫ, НО ГЕНЕТИЧЕСКИЙ РЕШАЮЩИЙ)

Какую практическую значимость для человека может иметь группировка признаков вида по критериям(В СЕЛЕКЦИИ И ВЫВЕДЕНИИ НОВЫХ ПОЛЕЗНЫХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ).



  1. Динамическая пауза

  2. Закрепление

Давайте обсудим и конкретизируем понятия критериев вида на конкретных примерах.

Задание:  фразы,  вам  нужно проанализировать и сделать вывод о их верности, а если надо поправить.

Фразы:

  1. Сетчатое жилкование листьев у одуванчика входит в понятие физиологического критерия (не верю)

  2. Нерест рыб – сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию (верю)

  3. Как известно у вида Homo sapiens, хромосомный набор в соматической клетке составляет 46, в репродуктивной клетке – 23. Данное выражение относится к биохимическому критерию (не верю)

  4. Влажные тропические леса являются прекрасным местом обитания для многих эпифитных растений, например орхидей. В данном случае речь идет о географическом критерии вида. (не верю)

Работа с заданием части В 

А. 1. Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют. Ответ оформите в виде последовательности цифр.

Критерии:

  1. тело покрыто мантией А) морфологический

  2. раковина имеет две створки Б) экологический

3.обитает в пресных водоёмах                                       В) физиологический

4.кровеносная система незамкнутая

  1. питается, фильтруя воду

  2. это донное, малоподвижное животное

1

2

3

4

5

6

А

А

Б

А

В

Б

 





  1. Подведение итогов урока. Рефлексия. 

  Настало время подвести итоги урока. Каждый из нас в жизни достигает своих высот, на уроке мы тоже достигли пусть маленькой, но важной высоты. Для начала я бы хотела, чтобы вы высказали свое мнение о работе на уроке, материале, который мы изучали. Ответьте, пожалуйста,  на вопросы:

Я хорошо усвоил,  что…………………

Теперь я смогу сам и научу других………………

Меня удивило, что ……………………………………….

Мне пригодится в дальнейшем …………………..

 

6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!