Конспект урока биологии в 9 классе по теме «Вид. Критерии вида»
Тип урока: урок изучения нового материала.
При проведение урока используются здоровьесберегающие технологии.
Цель урока:
Сформировать понятия «вид», «критерий вида».
Задачи урока:
а) Образовательные:
Изучить понятия «вид», «критерии вида»
Изучить особенности строения, жизнедеятельности организмов согласно критериям вида.
Показать взаимосвязь различных критериев при отнесении организма к таксону систематики.
б) Развивающая:
Развивать умение учащихся работать в группах и по индивидуальной траектории
Прививать интерес к биологии через проведение практических работ и работе с дополнительным материалом
Развивать творческие способности учащихся при выполнении проектов, с различными источниками информации, анализировать и сравнивать полученные данные.
в) Воспитательная:
Формирование бережного отношения к природе через осознание своей значимости в ее жизни, охраны, бережном отношении
Воспитание культуры общения при работе в мини группах
Воспитание воли и настойчивости у учащихся для достижения конечных результатов
Подготовительная работа:
Создание компьютерной презентации к уроку
Подготовка раздаточного материала
Создание алгоритма работы по проекту
Прогнозируемый результат: осознание учащимися значимости приобретаемых знаний; развитие и совершенствование навыков работы в группах; мотивация к изучению биологии, мотивация к творчеству, формирование потребности беречь и охранять природу родного края, стремление к ее изучению.
ХОД УРОКА.
Организационный момент.
Подготовка учащихся к усвоению материала. Педагогический прием «Минутка настроения»
Учитель:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы встретились с вами на уроке биологии, урок и необычен и обычен. Урок пройдёт результативно и познавательно, если нашим помощником будет хорошее настроение, и все мы выполним несколько условий: работайте в парах совместно, помогайте и будьте внимательны при выполнении заданий.
Но чтобы создать хороший психологический климат урока, проведем «Минутку настроения». Продолжите мою фразу:
У меня хорошее настроение потому что, …………………………………………
Актуализация знаний учащихся.
Что является основной систематической единицей в биологии?
Какие виды растений и животных вы знаете?
Почему в обозначении видов используют двойные названия?
Задание со слайда №3
А что входит в понятие вид? Приведите примеры видов растений и животных, которые вам наиболее знакомы
Учитель:
Перед нашим взором фотографии растения, которое мы изучали еще в 6 классе.
Задание: сравните два данных растения, найдите черты сходства и отличия.
Рассмотрите внимательно слайд и ответьте на вопросы:
* Проблемный вопрос: Сколько видов растений изображено здесь?
Можно ли два этих растения объединить в одну группу и какое название этой группе мы можем дать?
Свою точку зрения аргументируйте, заменяя слова признаки на критерии
Изучение нового материала
Учитель: Понятие вида. Основной, элементарной и реально существующей единицей органического мира, или иначе — универсальной формой существования жизни, является вид (от лат. species — взгляд, образ).
Вопрос о виде и критериях вида занимает центральное место в теории эволюции и служит предметом многочисленных исследований в области систематики, зоологии, ботаники и других наук. И это вполне объяснимо: четкое понимание сущности вида необходимо для выяснения механизмов эволюционного процесса.
Строгое общепринятое определение вида до сих пор не разработано. В биологическом энциклопедическом словаре мы находим следующее определение вида:
«Вид — совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал, обладающих рядом общих морфофизиологических признаков и отдаленных от других таких же групп особей практически полным отсутствием гибридных форм». Сравните это определение с тем, что дается в вашем учебнике.
Поясним понятия, которые встречаются. в определении вида:
Ареал — область распространения данного вида или популяции в природе.
Популяция (от лат. «рорuius» — народ, население) — совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определенную территорию — ареал.
Генофонд — совокупность генов, которые имеются у особей данной популяции.
Рассмотрим историю развития взглядов на вид в биологии.
Понятие вида впервые ввел в науку английский ботаник Джон Рей в XVII веке. Основополагающая работа по проблеме вида была написана шведским натуралистом и естествоиспытателем Карлом Линнеем в XVIII веке, в которой он предложил первое научное определение вида, уточнил его критерии. (слайд 9)
Особи, принадлежащие к одному виду, не скрещиваются с особями другого вида, характеризуются генетической общностью, единством происхождения. Вид существует во времени: он возникает, распространяется (в период расцвета), может сохраняться неопределенно долгое время в устойчивом, почти неизменном состоянии (реликтовые виды) или непрерывно изменяться. Одни виды со временем исчезают, не оставляя новых ветвей. Другие дают начало новым видам.
Вид — основная таксономическая категория биологической классификации.
Вопрос об определении организмов к одному или разным видам очень сложен и по поводу отдельных видов вызывает бурные споры в ученой среде. Для процедуры определения вида используют критерии вида.
Критерии вида – это признаки, по которым один вид отличается от другого. Вопрос о критериях вида занимает центральное место в теории эволюции. Это вполне объяснимо: четкое понимание сущности вида необходимо для выявления механизмов эволюционного процесса
Ситуация для решения учащимся класса.
РАБОТА С КЛАСТЕР - ПРОЕКТОМ
Изучая биологию каждый из нас испытывает удивление. Сегодня в ходе урока мы еще раз изучим всем нам знакомое животное – паука крестовика но не с позиции семиклассника, в девятиклассника. Для успешной работы объединяемся в пары и работаем с критерием. Результат работы всех пар объединим в кластер-проекте доски. Когда вы говорили о различных признаках организма, то сами того не замечая, вы старались их разделить по группам.
Задание: прочесть статью, в краткой (в виде словосочетания или простого предложения) записать, что входит в понятие того или иного критерия. 4 минуты..
Морфологический
Физиологический
Биохимический
Генетический
Экологический
Географический
Этологический (слайд 11)
Какую еще особенность мы не отметили применительно к пауку крестовику, которую всегда необходимо учитывать. (ПРОИСХОЖДЕНИЕ).
Скажите, пожалуйста, какой из критериев на ваш взгляд будет иметь решающее значение при объединении особей в один вид? (НИКАКОЙ. ВСЕ ВАЖНЫ, НО ГЕНЕТИЧЕСКИЙ РЕШАЮЩИЙ)
Какую практическую значимость для человека может иметь группировка признаков вида по критериям. (В СЕЛЕКЦИИ И ВЫВЕДЕНИИ НОВЫХ ПОЛЕЗНЫХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ).
Динамическая пауза
Закрепление
Давайте обсудим и конкретизируем понятия критериев вида на конкретных примерах.
Задание: фразы, вам нужно проанализировать и сделать вывод о их верности, а если надо поправить.
Фразы:
Сетчатое жилкование листьев у одуванчика входит в понятие физиологического критерия (не верю)
Нерест рыб – сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию (верю)
Как известно у вида Homo sapiens, хромосомный набор в соматической клетке составляет 46, в репродуктивной клетке – 23. Данное выражение относится к биохимическому критерию (не верю)
Влажные тропические леса являются прекрасным местом обитания для многих эпифитных растений, например орхидей. В данном случае речь идет о географическом критерии вида. (не верю)
Работа с заданием части В
А. 1. Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют. Ответ оформите в виде последовательности цифр.
Критерии:
тело покрыто мантией А) морфологический
раковина имеет две створки Б) экологический
3.обитает в пресных водоёмах В) физиологический
4.кровеносная система незамкнутая
питается, фильтруя воду
это донное, малоподвижное животное
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Настало время подвести итоги урока. Каждый из нас в жизни достигает своих высот, на уроке мы тоже достигли пусть маленькой, но важной высоты. Для начала я бы хотела, чтобы вы высказали свое мнение о работе на уроке, материале, который мы изучали. Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
Я хорошо усвоил, что…………………
Теперь я смогу сам и научу других………………
Меня удивило, что ……………………………………….
Мне пригодится в дальнейшем …………………..
6