7-й класс Частицы Цели урока: 1) разобраться в том, что такое частицы; рассмотреть отличие частиц от знаменательных частей речи, сходство частиц с другими служебными частями речи и отличие от них; роль частиц в предложении и в образовании форм глагольных наклонений; 2) вырабатывать умение отличать частицы от других неизменяемых частей речи; 3) познакомиться с использованием частиц в различных стилях речи, учиться выразительному чтению предложений с частицами. Оборудование: у каждого ученика лист с отпечатанными текстами и заданиями. ХОД УРОКА 1. Оргмомент 1. Актуализация знаний. Мотивация. Прочитайте предложения. Оля стала есть, опустив голову. Оля стала бы есть, опустив голову. Сравните эти предложения. О чем вы узнали из первого? (О реальном действии: Оля стала есть.) А из второго? (Действия не происходит, оно только предположительно, возможно при каком-либо условии. Например, если была бы еда; если бы пригласили; если бы разрешили и т.д.) Какое служебное слово «превратило» реальное действие в возможное? (Частица бы.) Коротенькое, казалось бы, словечко, а как меняет смысл! Или вот еще. Прочитайте следующую пару предложений. Оля стала есть. Оля не стала есть. Как частица не изменила смысл высказывания? А вот еще пара предложений. (Читаю.) Оля не стала есть. Только Оля не стала есть. Какое значение внесла частица только во второе предложение? 3. Формулировка темы урока. Целеполагание. И так со всеми частицами: словечко маленькое, а смысл большой. Тема урока: «Частицы». (Запись в тетрадях.) 2. Изучение нового материала. Частица – служебная часть речи. Что это значит? (Не изменяется, не является членом предложения, в предложении может употребляться только с самостоятельными частями речи.) Все это так. Вы назвали важные признаки частиц. Но если мы будем знать только это о частицах, как мы сможем отличать их от других служебных частей речи? Кстати, каких? (Предлогов и союзов.) Что нужно знать о частицах, чтобы не перепутать их с союзами или предлогами? (Мы должны знать, для чего необходимы частицы в предложении.) Правильно. Вспомните предложения, которые мы сравнивали в начале урока. Попытайтесь ответить: для чего служат частицы? (Вносят дополнительный оттенок значения в предложение.) На основании вышесказанного дайте определение частицам. Прочитайте § 62, стр 164?(учебник «Русский язык для 7-го класса», авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. М.: Просвещение, 2014). Разберитесь с тем, что говорит нам учебник о частицах. Подумайте: какие – очень важные! – мысли учебника, к сожалению, не прозвучали при объяснении? (То, что частицы служат для образования форм слов.) Рассмотрим на примере. Вернемся к первой паре предложений. Для образования формы какого наклонения служит частица бы? Дайте определение частицы более точно. Самостоятельно заполните пропуски в задании № 2. (Работаем с заданием на листе.) Затем сверьте с учебником (стр. 164). 3. Закрепление – исследование текстов. А. Теперь, зная определение частиц, поработаем «исследователями» текста. Начнем поиск частиц в тексте И.С. Тургенева из «Записок охотника» («Лес и степь»). (Текст у каждого ученика.) Задание. Сначала текст перепишите, вставьте пропущенные буквы, отметьте частицы условным значком. А между тем з_ря разг_рается; вот уже золотые полосы прот_нулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул, и тихо всплыва_т багровое солнце… Свеж_, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня; вон подальше другая, с белой церковью, вон б_резовый лесок на горе… Как вольно дыш_т грудь, как крепнет человек, охвач_нный свежим дыханьем весны!.. Правописание каких слов с пропущенными буквами нуждается в объяснении? Докажите, что в тексте есть частицы, назовите их. (Все встретившиеся частицы выписываем на поля рабочей тетради!) Прочитайте текст без частиц. Изменился ли он? Для чего же необходимы частицы? Б. Частицы очень широко используются в разговорной речи. Задание. Проанализируйте текст, определите, к какому стилю он относится, отыщите частицы, отметьте их в тексте, вставьте пропущенные буквы. Вот пош_л он по грибы и заблудился. Вот и присел он под дерево. Давай, мол, дождусь до утра. Пр_сел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотр_т – никого. Опять глядит, а перед ним на ветк_ русалочка сидит, кача_тся и его к себе зовет. А сама помирает со смеху. (И.С. Тургенев. Бежин луг) (Каждую частицу, о которой ведем речь, выписываем на поля тетради.) К какому стилю относится данный текст? Почему? Какие частицы вы отыскали? Какой оттенок значения вносит каждая из них в текст? (Повторяющаяся частица вот содержит эмоциональный оттенок и не теряет своего указательного значения, является средством приближения к читателю, слушателю того, о чем повествует рассказчик: а, вот и – усилительные частицы; частица мол подтверждает разговорный характер высказывания. Кстати, частицы мол и дескать всегда выделяются на письме запятыми!) Вот сколько частиц встретилось в таком маленьком отрывочке! Благодаря им текст стал ярче, эмоциональнее, точнее, конкретнее. Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях устного и не подготовленного заранее общения собеседникам нужно не просто передать определенную информацию, но одновременно выразить свое отношение к ней и к собеседнику, причем сжато, эмоционально, энергично. Это удается сделать с помощью частиц. В. Лингвистический эксперимент. (Цель – обучение целесообразному употреблению частиц в тексте.) Задание. Прочитайте выразительно текст. Какие факты вам показались интересными? Дополните текст необходимыми, на ваш взгляд, частицами. Докажите целесообразность употребления каждой вставленной вами частицы. (Именно) у птиц забавные встречаются имена. (Едва ли) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (да еще и) рогатая. (Ведь) и птичка завирушка есть. Или (просто) юла. (А вот) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (даже) чечевица. А (разве) плохое название чиж или чечетка? (Неужели) непонятными будут для нас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (Все-таки) названия-прозвища лучше всего! (По. Н.И. Сладкову) Читаем созданные тексты. Сравните ваш вариант с текстом Н.И. Сладкова. Какой интереснее, точнее? Почему? Сделайте вывод о роли частиц в данном тексте. Г. Есть еще частицы, которые находятся на службе у глагола. Сейчас будем отмечать предложения с такими частицами в упр. 357 (стр. 165). Списываем только те предложения, в которых частицы служат для образования наклонения глагола, не забываем выписывать частицы на поля тетради. 4. Итог урока. - А что бы вы спросили в конце урока по теме «Что такое частицы?», если бы именно вы были учителем? (Запишите эти вопросы). (Примерные вопросы - Что такое частицы? С какой целью употребляются частицы в предложении, в тексте? Что общего у частиц и других служебных частей речи? Чем отличаются частицы от предлогов и союзов?) - Много ли частиц в русском языке? Очень! Даже сегодня, на первом уроке изучения темы, о многих мы успели поговорить. На следующем уроке мы с вами начнем составлять таблицу «Море частиц». Подтверждением нашей мысли служит текст Н.Ильиной «Всякая всячина». Название «частицы» объединяет очень разные по значению и по роли служебные слова. Одни обеспечивают образование грамматических форм, другие выражают цель высказывания, третьи просто делают речь живой, яркой. Похоже, частицы – это такие служебные слова, которые не вошли ни в одну другую группу. Словом, всякая всячина. 5. Домашнее задание. 1) устно докажите справедливость утверждений, содержащихся во втором предложении текста Н.Ильиной; 2) выучите определение частицы; 3) выпишите отрывок из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг», отметьте в нем частицы. |