СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока чтения и развития речи по сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для обучающихся 6 класса. Урок-обобщение изученного материала в форме игры-путешествия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения и развития речи по сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"»

Конспект открытого урока чтения и развития речи на тему:

«По страницам сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»


Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и умений 

Форма урока: игра-путешествие. 

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, парная. 

Основные методы: иллюстративный, словесный, частично-поисковый, практический. 

Общая дидактическая цель урока: Создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности. 

Межпредметные связи: русский язык

Цель:

- обобщить и систематизировать знания по сказке - пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»;

- развивать творческие способности учащихся. 

Задачи: 

Образовательная: 

• расширить и закрепить знания учащихся по сказке;

• продолжить формирование навыков правильного, сознательного и выразительного чтения по ролям, умения анализировать читаемый текст; 

Коррекционно-развивающая: 

• способствовать развитию творческого мышления, памяти; 

• развивать и обогащать словарный запас; 

• продолжить формирование умения рассуждать, обобщать. 

• развивать актерские качества у учащихся, умение дарить себе и зрителям радость. 

Воспитательная: 

• воспитывать умение ценить и беречь чувства любви и дружбы, доброты и сострадания,

прививать интерес к чтению. 

Оборудование: компьютер и интерактивная доска, презентация к уроку, карточки с текстами, заданиями, «пазлы». 


Ход урока:

I. Организационный момент: 

- Добрый день, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. И давайте поприветствуем их.

Приветствуют вставанием

- Рапорт дежурного.


II. Вступительное слово учителя.

1. Психологический настрой. 

- Итак, начинаем урок чтения и развития речи. 

- А что мы делаем на уроках чтения? 

Слайд 2.

(дети произносят хором девиз урока: читаем, говорим, размышляем, слушаем). 

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим учиться говорить, размышлять, читать, отвечать на вопросы, слушать. Вы будете выполнять различные задания, и я надеюсь, что сегодня вы покажете хорошие знания, будете внимательны и активны.

 

2. Целеполагание и мотивация.

- Мы завершаем работу над сказкой С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», ещё раз окажемся на страницах книги, вспомним героев, оценим их поступки, побудем артистами, попробуем понять главную мысль произведения.

А пройдёт наш урок в форме путешествия. Наш «экспресс» отправится в путешествие по страницам сказки. Мы побываем на различных станциях, на которых вам будут предложены самые разные задания, за выполнение которых вы будете получать жетончики-подснежники. Вам надо постараться, как можно больше собрать их, чтобы путешествие состоялось.

 

3. Речевая разминка. 2 мин

- На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить.

Проведем речевую разминку, чтобы подготовиться к нашему путешествию. Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуйте снежинки с руки. Повторим три раза. 

Слайд 3.

- А чтобы наш «экспресс» начал движение, нам нужно произнести кодовую фразу с разной интонацией.

- Произнесите предложение: С неба падают снежинки, делая логическое ударение каждый раз на другом слове (вопросительное, восклицательное, повествовательное). 

Итак… наше путешествие началось!


ІII. Основная часть урока.

  1. Введение в тему урока. 3 мин

1 –я станция «Сказочная» слайд 4

На доске висят картинки к сказкам.


- Найдите, пожалуйста, четвёртую лишнюю картинку (сказка, изученная раньше).

- Назовите сказку на лишней картинке. А как называется сказка на остальных трёх?


- Это сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

Слайд 5


2. Актуализация знаний 

2-я станция «Теоретическая» слайд 6 5 мин

А) Теоретические сведения.

- Детство любого человека немыслимо без сказок. 

- А что такое сказка?

- это жанр народного творчества, основанный на выдумке и фантазии.

 

- Сказка всегда рядом с нами. Она учит нас чувствовать красоту, осуждать зло и восхищаться добротой.  

- Какие бывают сказки?

- народные и авторские

- Что значит народные? 

-Народная сказка –

это жанр устного народного творчества,

она создаётся народом 

- Назовите русские народные сказки.

- «Колобок», «Репка», «Морозко»

-А что значит авторские? 

- Ее написал автор

т.е конкретный человек. 

- На предыдущих уроках мы знакомились с авторской сказкой, которую написал С.Я. Маршак, но данная сказка автором написана в виде пьесы. 


Б) Словарная работа

Слайд 5 

- Мы познакомились с новым для вас словом. Читать его нужно с ударным слогом на гласную е. «Пьеса» 

- Прочитаем слово хором. 

-Что означает данное слово? 

- литературное произведение,

предназначенное для постановки на сцене.

Слайд 7 

- А где мы можем видеть это произведение?

-в театре 

- Что необходимо для постановки пьесы?

Слайд 8 



- Ребята, давайте вспомним значение слов, которые мы узнали, читая сказку.

(на доске даны слова, записанные в два столбика)

- Нужно к каждому слову подобрать правильное значение (выходят по очереди).


мачеха

не сердись

падчерица

поваленное дерево

не гневайся

большая толстая палка с толстым наконечником

посох

неродная дочь

валежник

неродная мать


- В любой пьесе сначала идет перечисление действующих лиц.  Как вы понимаете выражение: действующие лица?

- герои произведения 


  1. Работа по теме.

Беседа по содержанию сказки

3-я станция «Герои сказки» Слайд 9. 3 мин

- Каких героев сказки «12 месяцев» вы можете назвать?

(ответы детей) 


(когда называют мачеху и падчерицу – учитель вешает слова на доске)


МАЧЕХА  ПАДЧЕРИЦА 
(вывешиваются на доске)

 

Индивидуальная работа.

Работа на доске.

- задание: дать характеристику героям. (2 ученика работают у доски – распределить слова-эпитеты, характеризующие данных героев)


Работа за партой (для слабых учеников)

- задание: сложить разрезанные картинки, назвать героев и сцены из сказки.


- Мы едем дальше и давайте вспомним содержание сказки.


4-я станция «Содержательная». Слайд 10. 3 мин


- Перед вами 4 картинки (картинки висят на доске). Расположите их в том порядке, в котором происходили действия в сказке. Кратко расскажите сказку, используя данные картинки.


5-я станция «Невероятное». Слайд 11. 3 мин


- Сколько месяцев в году?

 

- Год делится на времена года, назовите их.

- В какое время года происходит действие в сказке?


- Перечислите зимние месяцы.

- А может ли лето наступить сразу после зимы?

-Нет

-Почему?

-Это закон природы 

- Это человеку не по силам, он не может нарушить закон природы 

-Ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь. 


- А в какое время года появляются подснежники? (весной). Слайд 12.

- В каком месяце весны? (апрель) 

- Так почему указ королевы можно назвать глупым? 

невозможно зимой найти подснежники, они не цветут зимой

 

6-я станция «Читательская» Слайд 13. 5 мин


- Для чего мачеха посылает свою падчерицу за подснежниками? 


- ей и ее дочери захотелось в подарок

от королевы получить целую корзину золота 

- Давайте откроем учебник и прочитаем по ролям отрывок из сценки, в которой мачеха отправляет падчерицу в лес за подснежниками (слова автора, мачехи, падчерицы, дочки стр. 120-122) 


IY. Физкультминутка 2 мин

7-я станция «Спортивная» Слайд 14.


Y. Продолжение работы по теме.


8-я станция «Стихотворная» Слайд 15. 3 мин

- Собрала девочка подснежники? (Да) 

-Кто же ей в этом помог? Постарайтесь угадать, какие месяцы помогли девочке.


Перед вами лежат 4 стихотворения. Одному из учеников нужно прочитать отрывок, а остальным угадать, какой это месяц.


Не трещите, морозы,

В заповедном бору,

У сосны, у берёзы

Не грызите кору!

Полно вам вороньё

Замораживать,

Человечье жильё

Выхолаживать!

Ответ:

-Это месяц январь


Ветры, бури, ураганы,

Дуйте что есть мочи.

Вихри вьюги и бураны,

Разыграйтесь к ночи!

В облаках трубите громко,

Вейтесь над землёю.

Пусть бежит в полях позёмка

Белою змеёю!

Ответ:

Это месяц февраль


Снег теперь уже не тот, -

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

Ответ:

Это месяц март


Разбегайтесь ручьи,

Растекайтесь, лужи.

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник!

Ответ: -Это месяц апрель.


- Почему братья-месяцы помогли падчерице?


Братья - месяцы помогли падчерице,

потому что она добрая, храбрая, трудолюбивая.

Им жалко стало падчерицу.

Они тоже добрые и помогают добрым людям.


Едем дальше… конечная станция…


VI. Проверка домашнего задания


9-я станция «Театральная». Слайд 16. 5 мин

Инсценировка отрывка. Слайд 17.


VII. Итог урока. Выводы.  2 мин

- Молодцы! Вы отлично справились. 

-Скажите, чему нас учит эта сказка? 

-Добро побеждает зло. 

- Каким должен быть человек? (Добрым, отзывчивым, трудолюбивым) 

-Я хочу, чтобы вы были добрыми, трудолюбивыми, отзывчивыми. Нет ничего невозможного для человека доброго, готового помогать окружающим.

 

VIII. Оценивание. 

-Молодцы, ребята, спасибо за хорошую работу! Я всех благодарю за урок. Посчитаем, сколько вы набрали сказочных подснежников. 

- «Пусть 12 месяцев в году в Вашей душе цветет весна!»

 

ІХ. Домашнее задание.

Творческое задание.  Нарисовать рисунки к эпизодам сказки. 


Х. Рефлексия настроения и интереса. 

–Что вам сегодня больше всего удалось на уроке? 

- За что вы можете себя похвалить? 

- За что вы можете похвалить одноклассников? 


Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!