Конспект открытого урока чтения и развития речи на тему:
«По страницам сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и умений
Форма урока: игра-путешествие.
Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, парная.
Основные методы: иллюстративный, словесный, частично-поисковый, практический.
Общая дидактическая цель урока: Создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Межпредметные связи: русский язык
Цель:
- обобщить и систематизировать знания по сказке - пьесе С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»;
- развивать творческие способности учащихся.
Задачи:
Образовательная:
• расширить и закрепить знания учащихся по сказке;
• продолжить формирование навыков правильного, сознательного и выразительного чтения по ролям, умения анализировать читаемый текст;
Коррекционно-развивающая:
• способствовать развитию творческого мышления, памяти;
• развивать и обогащать словарный запас;
• продолжить формирование умения рассуждать, обобщать.
• развивать актерские качества у учащихся, умение дарить себе и зрителям радость.
Воспитательная:
• воспитывать умение ценить и беречь чувства любви и дружбы, доброты и сострадания,
прививать интерес к чтению.
Оборудование: компьютер и интерактивная доска, презентация к уроку, карточки с текстами, заданиями, «пазлы».
Ход урока:
I. Организационный момент:
- Добрый день, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. И давайте поприветствуем их.
Приветствуют вставанием
- Рапорт дежурного.
II. Вступительное слово учителя.
1. Психологический настрой.
- Итак, начинаем урок чтения и развития речи.
- А что мы делаем на уроках чтения?
Слайд 2.
(дети произносят хором девиз урока: читаем, говорим, размышляем, слушаем).
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим учиться говорить, размышлять, читать, отвечать на вопросы, слушать. Вы будете выполнять различные задания, и я надеюсь, что сегодня вы покажете хорошие знания, будете внимательны и активны.
2. Целеполагание и мотивация.
- Мы завершаем работу над сказкой С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», ещё раз окажемся на страницах книги, вспомним героев, оценим их поступки, побудем артистами, попробуем понять главную мысль произведения.
А пройдёт наш урок в форме путешествия. Наш «экспресс» отправится в путешествие по страницам сказки. Мы побываем на различных станциях, на которых вам будут предложены самые разные задания, за выполнение которых вы будете получать жетончики-подснежники. Вам надо постараться, как можно больше собрать их, чтобы путешествие состоялось.
3. Речевая разминка. 2 мин
- На уроках чтения мы учимся не только правильно читать, но и правильно и грамотно говорить.
Проведем речевую разминку, чтобы подготовиться к нашему путешествию. Представьте, что на ваши ладошки упали снежинки. Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух. Сдуйте снежинки с руки. Повторим три раза.
Слайд 3.
- А чтобы наш «экспресс» начал движение, нам нужно произнести кодовую фразу с разной интонацией.
- Произнесите предложение: С неба падают снежинки, делая логическое ударение каждый раз на другом слове (вопросительное, восклицательное, повествовательное).
Итак… наше путешествие началось!
ІII. Основная часть урока.
Введение в тему урока. 3 мин
1 –я станция «Сказочная» слайд 4
На доске висят картинки к сказкам.
- Найдите, пожалуйста, четвёртую лишнюю картинку (сказка, изученная раньше).
- Назовите сказку на лишней картинке. А как называется сказка на остальных трёх?
- Это сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Слайд 5
2. Актуализация знаний
2-я станция «Теоретическая» слайд 6 5 мин
А) Теоретические сведения.
- Детство любого человека немыслимо без сказок.
- А что такое сказка?
- это жанр народного творчества, основанный на выдумке и фантазии.
- Сказка всегда рядом с нами. Она учит нас чувствовать красоту, осуждать зло и восхищаться добротой.
- Какие бывают сказки?
- народные и авторские
- Что значит народные?
-Народная сказка –
это жанр устного народного творчества,
она создаётся народом
- Назовите русские народные сказки.
- «Колобок», «Репка», «Морозко»
-А что значит авторские?
- Ее написал автор
т.е конкретный человек.
- На предыдущих уроках мы знакомились с авторской сказкой, которую написал С.Я. Маршак, но данная сказка автором написана в виде пьесы.
Б) Словарная работа.
Слайд 5
- Мы познакомились с новым для вас словом. Читать его нужно с ударным слогом на гласную е. «Пьеса»
- Прочитаем слово хором.
-Что означает данное слово?
- литературное произведение,
предназначенное для постановки на сцене.
Слайд 7
- А где мы можем видеть это произведение?
-в театре
- Что необходимо для постановки пьесы?
Слайд 8
- Ребята, давайте вспомним значение слов, которые мы узнали, читая сказку.
(на доске даны слова, записанные в два столбика)
- Нужно к каждому слову подобрать правильное значение (выходят по очереди).
мачеха | не сердись |
падчерица | поваленное дерево |
не гневайся | большая толстая палка с толстым наконечником |
посох | неродная дочь |
валежник | неродная мать |
- В любой пьесе сначала идет перечисление действующих лиц. Как вы понимаете выражение: действующие лица?
- герои произведения
Работа по теме.
Беседа по содержанию сказки
3-я станция «Герои сказки» Слайд 9. 3 мин
- Каких героев сказки «12 месяцев» вы можете назвать?
(ответы детей)
(когда называют мачеху и падчерицу – учитель вешает слова на доске)
МАЧЕХА ПАДЧЕРИЦА
(вывешиваются на доске)
Индивидуальная работа.
Работа на доске.
- задание: дать характеристику героям. (2 ученика работают у доски – распределить слова-эпитеты, характеризующие данных героев)
Работа за партой (для слабых учеников)
- задание: сложить разрезанные картинки, назвать героев и сцены из сказки.
- Мы едем дальше и давайте вспомним содержание сказки.
4-я станция «Содержательная». Слайд 10. 3 мин
- Перед вами 4 картинки (картинки висят на доске). Расположите их в том порядке, в котором происходили действия в сказке. Кратко расскажите сказку, используя данные картинки.
5-я станция «Невероятное». Слайд 11. 3 мин
- Сколько месяцев в году?
- Год делится на времена года, назовите их.
- В какое время года происходит действие в сказке?
- Перечислите зимние месяцы.
- А может ли лето наступить сразу после зимы?
-Нет
-Почему?
-Это закон природы
- Это человеку не по силам, он не может нарушить закон природы
-Ни разу еще не бывало так, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь.
- А в какое время года появляются подснежники? (весной). Слайд 12.
- В каком месяце весны? (апрель)
- Так почему указ королевы можно назвать глупым?
невозможно зимой найти подснежники, они не цветут зимой
6-я станция «Читательская» Слайд 13. 5 мин
- Для чего мачеха посылает свою падчерицу за подснежниками?
- ей и ее дочери захотелось в подарок
от королевы получить целую корзину золота
- Давайте откроем учебник и прочитаем по ролям отрывок из сценки, в которой мачеха отправляет падчерицу в лес за подснежниками (слова автора, мачехи, падчерицы, дочки стр. 120-122)
IY. Физкультминутка 2 мин
7-я станция «Спортивная» Слайд 14.
Y. Продолжение работы по теме.
8-я станция «Стихотворная» Слайд 15. 3 мин
- Собрала девочка подснежники? (Да)
-Кто же ей в этом помог? Постарайтесь угадать, какие месяцы помогли девочке.
Перед вами лежат 4 стихотворения. Одному из учеников нужно прочитать отрывок, а остальным угадать, какой это месяц.
Не трещите, морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у берёзы
Не грызите кору!
Полно вам вороньё
Замораживать,
Человечье жильё
Выхолаживать!
Ответ:
-Это месяц январь
Ветры, бури, ураганы,
Дуйте что есть мочи.
Вихри вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землёю.
Пусть бежит в полях позёмка
Белою змеёю!
Ответ:
Это месяц февраль
Снег теперь уже не тот, -
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
Ответ:
Это месяц март
Разбегайтесь ручьи,
Растекайтесь, лужи.
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник!
Ответ: -Это месяц апрель.
- Почему братья-месяцы помогли падчерице?
Братья - месяцы помогли падчерице,
потому что она добрая, храбрая, трудолюбивая.
Им жалко стало падчерицу.
Они тоже добрые и помогают добрым людям.
Едем дальше… конечная станция…
VI. Проверка домашнего задания
9-я станция «Театральная». Слайд 16. 5 мин
Инсценировка отрывка. Слайд 17.
VII. Итог урока. Выводы. 2 мин
- Молодцы! Вы отлично справились.
-Скажите, чему нас учит эта сказка?
-Добро побеждает зло.
- Каким должен быть человек? (Добрым, отзывчивым, трудолюбивым)
-Я хочу, чтобы вы были добрыми, трудолюбивыми, отзывчивыми. Нет ничего невозможного для человека доброго, готового помогать окружающим.
VIII. Оценивание.
-Молодцы, ребята, спасибо за хорошую работу! Я всех благодарю за урок. Посчитаем, сколько вы набрали сказочных подснежников.
- «Пусть 12 месяцев в году в Вашей душе цветет весна!»
ІХ. Домашнее задание.
Творческое задание. Нарисовать рисунки к эпизодам сказки.
Х. Рефлексия настроения и интереса.
–Что вам сегодня больше всего удалось на уроке?
- За что вы можете себя похвалить?
- За что вы можете похвалить одноклассников?
Спасибо за внимание!