СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока чтения и развития речи «С. Маршак «Двенадцать месяцев».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал поможет учащимся 6 класса специальной (коррекционной) школы вспомнить пьесу-сказку С. Маршака  "Двенадцать месяцев". 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения и развития речи «С. Маршак «Двенадцать месяцев».»

Чтение и развитие речи в 6 классе

«С. Маршак «Двенадцать месяцев».

Цель: обобщить и систематизировать знания по сказке-пьесе «Двенадцать месяцев».

Задачи: повторить и закрепить знания учащихся по сказке, формировать умение характеризовать сказку, выделять особенности пьесы-сказки

развивать навыки осознанного выразительного чтения, учить обобщать и делать выводы, обогащать словарный запас;

формировать умения находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев;

корригировать и развивать речь, память, мышление на основе развивающих заданий, способствовать развитию творческих способностей через чтение по ролям;

воспитывать интерес к чтению, доброе отношение к людям.

Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, аудиозапись (П.И. Чайковский. Зима), карточки с заданиями, выставка книг, толковый словарь.


Ход урока.

  1. Организационный момент

- Добрый день ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их улыбками, подарим им своё хорошее настроение и настроимся на продуктивный урок.

Чтоб сегодня наш урок

Всем пошел ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Слушать, думать и вникать.

- Какое сегодня число? Назовите время года. Назовите зимние месяцы.


- Зиме посвящено много разных литературных произведений. Русская зима воспета в музыке русских композиторов. На полотнах живописцев изображены зимние пейзажи. Я предлагаю полюбоваться красотой зимнего леса под волшебную музыку П.И. Чайковского.

Психологический настрой.

Я приглашаю вас, ребята в зимний лес,

Где много всяких сказочных чудес,

Где замела метелица дороги,

Где косолапый мишка спит в берлоге.

Где в ледяном дворце живёт сама

Красавица волшебница – Зима

/Звучит грамзапись П.И.Чайковского/


  1. Сообщение темы и целей

- Ребята, в каком произведении героиня отправляется в зимний лес, где происходят чудеса? Кто автор? (С. Маршак «Двенадцать месяцев») (на доске портрет С. Маршака и тема)

Сегодня мы закончим работу над этой сказкой. Вспомним особенности пьесы-сказки, ее сюжет, охарактеризуем главных героев.


III. Актуализация опорных знаний.

- Ребята, к какому жанру относится это произведение? (сказка – пьеса)

- Подробнее охарактеризуем сказку (авторская, волшебная)

Словарная работа

Пьеса – это литературное произведение, предназначенное для театрализованного представления.

Вспомним особенности пьесы:

- начинается со списка действующих лиц.

- состоит из действий (актов);

- действия делятся на картины;

- имеются краткие ремарки (заметки, подсказки) автора.


IV. Повторение и закрепление материала.

1. Вспомним сюжет сказки.

Перед вами 4 иллюстрации (висят на доске) (Приложение). Расположите их в том порядке, в котором происходили действия в сказке. Кратко расскажите сказку, используя их.

- Кого встречает падчерица у новогоднего костра в лесу?

- Почему месяцы рассмеялись, когда узнали, зачем она пришла? Назовите месяцы по порядку.

Физминутка


А теперь ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад.

Повернулись влево, вправо,

Тихо сели – вновь за дело!

2. Чтение по ролям отрывка на стр. 126 (Январь: «Если так, будь по-вашему»).

- Какие месяцы помогли падчерице собрать корзину подснежников?

- Какой предмет использовали месяцы, когда уступали друг другу место? (волшебный посох)

- Почему месяцы решили помочь падчерице?

3. Просмотр отрывка из мультфильма «Двенадцать месяцев».

С помощью волшебного посоха мы перенесемся на поляну с подснежниками и полюбуемся на нежные весенние цветы.

Обратите внимание, как работает падчерица. Подберите прилагательные для ее характеристики.

4. Характеристика героев (заполнение таблицы).

Вам необходимо заполнить таблицу, подобрав нужные прилагательные. При затруднении можно использовать слова для справок.


Падчерица




Королева




Мачеха и дочка




Месяцы




Слова для справок. Добрая, злые, приветливая, жадные, капризная, весёлая, ленивые, глупая, грубые, трудолюбивая, добрые, справедливые, строгие.


Назовите положительных героев и отрицательных.


V. Итог урока. Выводы. 

- Молодцы! Вы отлично справились. 

С.Я.Маршак написал немало сборников для детей. Давайте вспомним произведения, написанные Самуилом Яковлевичем (обзор выставки книг).

Наш урок хочу закончить словами Маршака о сказках.

      Добрую сказку помню я с детства,

       Хочу, чтобы сказку запомнил и ты.

       Пусть подкрадётся к самому сердцу

       И зародится зерно доброты.


-О какой сказке мы говорили на этом уроке?
-Скажите, чему нас учит эта сказка? 

- Каким должен быть человек, по мнению автора? (Добрым, отзывчивым, трудолюбивым) 

-Я хочу, чтобы вы были добрыми, трудолюбивыми, отзывчивыми. Нет ничего невозможного для человека доброго, готового помогать окружающим.

Оценивание. 

-Молодцы, ребята, спасибо за хорошую работу! Я всех благодарю за урок.


   Рефлексия  

–Что вам сегодня больше всего удалось на уроке? 

- За что вы можете себя похвалить? 

- За что вы можете похвалить одноклассников? 

- Какое задание вам больше всего понравилось на уроке?


Домашнее задание.

Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.















Приложение