«Действительные причастия прошедшего времени»
Тип урока: урок изучения нового.
Формы обучения: индивидуальная, в парах.
Место урока в учебном плане: 17 урок из 33 по теме “Причастие”.
Методы: словесный, наглядно- иллюстративный, частично-поисковый.


Цели урока:
Образовательные:
систематизация знаний о причастии;
проверить уровень знаний учащихся по данной теме;
формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки;
знакомство со способами образования действительных причастий прошедшего времени.
Развивающие:
Воспитательные:
Работа по развитию речи:
Оборудование:
План урока:
Организационный момент. Вводное слово.
Систематизация изученного.
Проверка знаний.
Физкультминутка.
Введение в новую тему: «Действительные причастия прошедшего времени».
Закрепление нового материала.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Подведение итогов урока, выставление оценок.
Ход урока:
Организационный момент. Вводное слово.
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, какую часть речи мы изучали на прошлых уроках? (Причастие).
Учитель: В.И.Даль дал такое определение: «Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного». Согласны ли вы с таким мнением?
Систематизация изученного.
Учитель: Давайте вспомним, что вы уже знаете о причастии. За 2 минуты выпишите как можно больше слов или выражений, связанных с этим понятием. Время пошло. Обсудите в парах.
Учитель: Давайте нарисуем дерево, ствол которого – причастие.
Проверка знаний.
Учитель: Сегодня активным участником урока станет компьютер. Он будет давать вам задания, и помогать в проверке выполненного. Итак, проверим ваши знания по теме «Причастие». Вам предлагается за 10 минут выполнить тестовые задания. Компьютер оценит ваши знания.
(выполняется тестовое задание)
1. Причастие – это:
Самостоятельная часть речи;
Часть слова;
Раздел науки о языке;
Служебная часть речи.
2. Причастия изменяются:
По родам;
По падежам и числам;
По падежам, числам и родам;
По лицам.
3. Найдите словосочетание с причастием в роли главного слова:
За чернеющим лесом;
Чернеющему вдали;
Летящий шар;
Вкусное яблоко.
4. Найдите словосочетание «причастие + существительное»:
Косить траву;
Высокое дерево;
Светящиеся окна;
Читая книгу.
5. Причастный оборот – это:
Причастие с определяемым словом;
Два причастия;
Причастие с зависимым словом;
Два прилагательных.
6. Найдите признаки глагола у причастия:
Обозначает признак предмета по действию, изменяется по родам, числам, падежам;
Обозначает признак предмета по действию, бывает совершенного и несовершенного вида, настоящего и прошедшего времени.
7. Найдите причастный оборот в предложении: Слова, имеющие несколько значений, называются многозначными.
Слова имеющие;
Имеющие несколько значений;
Слова называются;
Называются многозначными.
8. Определите синтаксическую роль причастного оборота в предложении: Засеянные пшеницей поля дали дружные всходы.
Является обстоятельством;
Является сказуемым;
Является определением;
Является дополнением.
9. Причастный оборот выделяется запятыми:
Если стоит перед определяемым словом; Независимо от места в предложении
Если стоит после определяемого слова;
10. Действительные причастия – это:
Причастия, которые обозначают признак того предмета, который испытывает на себе действие другого предмета.
Причастия, обозначающие признак предмета, который сам совершает действие.
11. Найдите словосочетание со страдательным причастием:
На пестреющем лугу;
О движущемся предмете.
Опавшие с тополя;
Отнятая игрушка.
12. Найдите словосочетание с действительным причастием:
Написанная учеником;
Распиленная плотником;
Ведущая в парк;
Опрокинутый котенком.
13. Какие причастия имеют краткую форму:
Страдательные
Действительные
14. Найдите краткое причастие:
Засушенная;
Преодолевающий;
Начаты;
Тиха
15. Какие суффиксы имеют действительные причастия настоящего времени, образованные от глаголов 1 спряжения.
-Ащ- (-ящ-)
-Ущ- (-ющ-)
-Вш-
-ш-
(для тех, кто справится раньше других: синтаксический разбор предложения
С бугра высокого в синеющий залив
Упала смоль качающихся грив.)
4. Физкультминутка.
Учитель: Встали, ребята. Мы проведём тематическую физкультуру. Ваша задача – из названных произведений нужно выбрать названия произведений, содержащие причастия, и названия, содержащие прилагательные. Если в названии есть прилагательное, вы должны 1 раз хлопнуть, а если есть причастие – поднять обе руки вверх.
«Василиса Прекрасная» (хлопок).
«Спящая царевна» Жуковского (вверх).
«Медный всадник» Пушкина (хлопок).
«Говорящий сверток» Даррелл (вверх).
«Уроки французского» Распутин (хлопок).
5. Введение в новую тему
Учитель: Итак, ваши знания проверены, немножко отдохнули. Идем дальше. Найдите ошибки в моем утверждении:
«Причастие – служебная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на вопрос сколько? Причастия спрягаются. Могут быть действительные и качественные. Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов совершенного вида I и II спряжения при помощи суффиксов -ащ- (-ящ-), -ущ- (-ющ-). Действительные причастия прошедшего времени образуются от глаголов несовершенного вида I и II спряжения при помощи суффиксов -ом- (-ем-)»
Учитель: Правильно, мы еще не знаем, как образуются действительные причастия прошедшего времени. Это тема нашего сегодняшнего урока. Открываем тетради, записываем число, классная работа, тема урока «Действительные причастия прошедшего времени». Наша задача – познакомиться с образованием и написанием действительных причастий прошедшего времени.
Учитель: Обратимся к учебнику. Рассмотрим таблицу.
? От основ каких глаголов и при помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени.

Опал л -вш-
опавший
Прошедшее время
Несла ла -ш-
несший
Прошедшее время
Действит.прич.прош.вр.
-вш-, -ш-
Учитель: Учтите, что перед суффиксом причастия пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола.
Сеять – сеявший
Обидеть – обидевший
Мучить – мучивший
Гласная + ть = Гласная + вш
6. Закрепление нового материала.
Учитель: Использование причастий можно встретить в произведениях поэта Сергея Есенина. Обратите внимание на эпиграф к уроку. (На экране выходят строчки С.Есенина).
Мир тебе, отшумевшая жизнь.
Мир тебе, голубая прохлада.
С.Есенин
Учитель: О чем говорят эти строки?
? Какие художественные выразительные средства использует автор? (Эпитеты – отшумевшая жизнь, голубая прохлада).
? Что это за части речи? (Причастие, прилагательное).
Учитель: (Портрет С.Есенина на экране).
Да, Сергей Есенин, наряду с другими известными поэтами и писателями, много пишет о Родине, о величии и красоте ее природы. И для этого использует множество эпитетов и метафор.
Низелюк Алена подготовила о творчестве С.Есенина небольшую информацию.
Сообщение ученика. (Изображение природы на экране).
ЕСЕНИН Сергей Александрович родился 21 сентября (3 октября) 1895 г в селе Константиново Рязанской губернии. Русский поэт. С первых сборников («Радуница», 1916; «Сельский часослов», 1918) выступил как тонкий лирик, мастер пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. В 1919-23 входил в группу имажинистов. Есенин чувствовал себя поэтом «Руси уходящей», «золотой бревенчатой избы». В состоянии депрессии покончил жизнь самоубийством 28 декабря 1925 года в городе Ленинграде.
Учитель: Творчество С.Есенина – это глубокое чувство родины, осознание нерасторжимой связи с ней. Он умеет подмечать неуловимое в природе, тонко различать цвета. Голос природы и душа – созвучны. Это мастер живого слова.
1. За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец
(«Закружилась листва золотая…»)
2. Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
(Выть – участок пахотной земли, которым в Рязанской губернии наделялось определенное количество душ или дворов.)
3. Все резче звон, прилипший на копытах.
То тонет в воздухе, то виснет на ракитах.
(«Табун»)
4. В затихшем озере с осокой
Бодаются его рога, -
И кажется с тропы далекой –
Вода качает берега.
(«За темной прядью перелесиц…»)
5. Где ты, где ты, отчий дом,
Гревший спину под бугром?
(«Голубень»)
6. Хорошо ивняком при дороге
Сторожить задремавшую Русь.
(«Песни, песни, о чем вы кричите?»)
Учитель: Итак, ребята, можно сделать вывод: употребление причастий делает речь более яркой и выразительной. В письменной художественно-литературной речи, там, где нужны торжественность и краткость, причастия особенно необходимы. Читая строки С.Есенина, ещё раз убеждаешься в том, что это мастер слова, умеющий подобрать яркое и точное слово.
Учитель: А теперь вернемся к заданию, в котором при определении причастия были допущены ошибки. Можно ли мы теперь ответить на вопрос: «При помощи каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?»
«Причастие – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета по действию и отвечающая на вопрос какой? Причастия склоняются. Могут быть действительными и страдательными. Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов несовершенного вида I и II спряжения при помощи суффиксов -ащ- (-ящ-), -ущ- (-ющ-). Действительные причастия прошедшего времени образуются от глаголов несовершенного вида и совершенного вида при помощи суффиксов -вш (-ш-)».
*упр. 95 (75)
Учитель: Творчество Есенина привлекало многих композиторов. Песни, написанные на его стихи, популярны в наше время. Прослушайте «Клен ты мой опавший…» и придумайте по картине небольшой текст из 5- 6 предложений на тему «Осень», используя действительные причастия настоящего и прошедшего времени.
(зачитываются сочинения).
7. Домашнее задание.
1) Девочкам найти 4-5 строчек из стихотворений Есенина с действительными причастиями прошедшего времени.
2) Мальчикам – упр. 95 (75). Образовать от указанных глаголов действительные причастия прошедшего времени.
8. Рефлексия.
Учитель: Урок подходить к концу. Заполните, пожалуйста, карточки рефлексии. Урок окончен. Всем спасибо.
Подведение итогов урока, выставление оценок.