Организационный момент. - приветствие; - проверка готовности учащихся к уроку; - настрой учащихся на работу. Изучение нового материала. Ребята, сегодняшний урок, является завершающим в 3-й четверти, поэтому сегодня мы вспомним то, что уже пройдено и познакомимся с одним жанром изобразительного искусства. Я зачитаю стихотворение, а вы сами определите с каким именно: « Если видишь на картине чудо-вазу на столе, В ней стоит букет красивых белоснежных хризантем, Стоит множество посуды, и стеклянной и простой, Может чашка или блюдце с золоченою каймой. А ещё и так бывает: нарисована там дичь. В завершение положим спелых персиков и слив. А ещё в картине может нарисованным быть торт. И поэтому картина назовется - …….(натюрморт)». (Натюрмо́рт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажнойтематики.) - Какие вопросы вы можете задать, услышав это название? Дети предлагают варианты: - Что такое натюрморт? - О чем расскажет натюрморт? - По каким признакам мы можем определить, что перед нами – натюрморт? - Какие знания нужны? -Как поставить натюрморт? Вижу, о натюрморте вы знаете достаточно, а давайте поговорим о том, как создаётся живописное изображение с натуры. Художники могут создавать произведения по памяти, «сочиняя» различные сюжеты, подбирая детали и подробности в соответствии с замыслом. А для того, чтобы уметь создавать произведения изобразительного искусства по памяти или воображению, художники очень много работают с натуры. Вот и мы сегодня будем изображать натюрморт именно с натуры, но для начала поговорим о двух типах живописи, немного о композиции и, конечно же, о самом главном в живописи, о цвете. В изобразительном искусстве можно встретить два типа живописного изображения: линейно-плоскостное и объемно-пространственное. Мы будем заниматься первым типом. При создании линейно-плоскостного изображения художник ставит перед собой следующие задачи – передать силуэты, контуры, очертания предметов и их основные (локальные) цвета, расположить эти силуэты на плоскости. Изображение приобретает черты декоративности, обретает сходство с орнаментом. А что такое орнамент? -ответы детей; Верно, теперь обобщим ваши ответы. Орна́мент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Обратите пожалуйста внимание на представленные примеры. Ваша задача сделать отбор наиболее важных, по вашему мнению, качеств. В процессе работы нужно преобразовать увиденное довольно значительно, изменить форму, цвет в большей или меньшей степени. Приступая к передаче цветовых особенностей, стремитесь передать цветовые отношения – покажите, как относятся друг к другу цвета предметов, нужно будет определить, цвет которого из предметов теплее или холоднее, ярче или приглушеннее, светлее или темнее. Возвращаемся к примерам на доске, не забываем заглядывать на цветовой круг и таблицу контрастов. И последнее вам нужно будет выделить главное в этой композиции, т.е. найти центр. Для этого можно, например, увеличить или уменьшить предмет в размерах, или же за счёт цвета, сделав его ярче, контрастнее, или за счёт тона, сделав светлее или темнее окружающего фона. Также в декоративно живописи в отличии от реалистичной можно использовать обводку. Если нет вопросов, приступаем к работе. Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная помощь отстающим, исправление ошибок. Анализ работ. (Сначала выходит первый ряд, затем второй и т.д.) 1. Ребята, оставшиеся на местах, давайте обсудим, в чём особенность индивидуального художественного стиля каждого из вышедших к доске ваших товарищей? 2. Какие изобразительные приёмы помогают им связать все элементы композиции в единое гармоничное целое? Итог урока. Вот и закончилась наша работа. Молодцы! Посмотрите еще раз, какие замечательные работы у вас получились. Спасибо за урок. До свидания. Уборка рабочих мест. |