СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока для 7-го класса "Химические явления"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал содержит полную разработку урока по химии "Химические явления"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для 7-го класса "Химические явления"»

Тема урока: Химические реакции

Цели урока: - повторить понятие о физических и химических явлениях;

- дать понятие химическая реакция;

- выяснить признаки химических реакций и условия их протекания;

- раскрыть значение химических реакций в жизни человека;

- формировать умения наблюдать, фиксировать, сравнивать, обобщать;

- воспитывать интерес к предмету, ответственность за результаты учебного труда


Оборудование и материала: раздаточный дидактический материал, учебник, видеофильм «Химические реакции»

Базовые понятия и термины: химическая реакция, химические явления

Тип урока – Усвоение нового материала


Х о д у р о к а


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП

Проверка готовности учащихся к уроку

  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

  • Дать определение термину химическая формула?

  • Что означают индексы и коэффициенты в химической формуле?

  • Что показывает химическая формула и что по ней можно вычислить?



  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Какие-нибудь изменения, происходящие вокруг нас, называются явлениями.

С веществами тоже происходят разные изменения, или явления. Вещество можно измельчить в порошок, расплавить, растворить и сно­ва выделить из раствора. При этом оно остаётся тем же самым веществом.

  • Какие явления в природе вы знаете?

Явления, во время которых вещество не превращается на другое, называют физическими.

  • Назовите химические явления

Явления, во время которых одни вещества превращаются на другие, называются химическими явлениями, или химическими реакциями.



  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Химические реакции – изменения, происходящие с веществом вследствие хим. явлений.

Вещества, вступающие в хим. реакцию, называют реагентами или исходными веществами, а те, что образуются, — конечными веществами, или продуктами реакции.

2О → 2Н2 + О2

реагенты продукты реакции

  • Какой существенный признак химических реакций?

Превращение одних веществ в другие.

-во время химической реакции атомы сохраняются, происходит лишь их перегруппировка

- при хим. реакциях атомы не исчезают и не возникают из ничего

- общее количество атомов в хим. реакции не изменяется

- масса каждого атома остаётся постоянной и поэтому общая масса веществ не изменяется

-при всякой хим. реакции происходит образование новых веществ, обладающих иными свойствами

Признаки химических реакций

  1. Изменение цвета

Демонстрационный опыт к раствору барий хлорида добавим раствор натрий сульфата. Опишите, что видите. (жидкость приобретает белый цвет). Со временем вещество белого цвета оседает на дно, то есть говорят, что образуется осадок. Это — новое вещество барий сульфат.

  1. Изменение запаха

Демонстрационный опыт в пробирку помещаем смесь аммоний хлорида и кальций гидроксида, смесь слегка нагреваем в пламени спиртовки. Ощущаем характерный запах. Образуется новое вещество — аммониак.

  1. Выделение воды

Демонстрационный опыт если нагреть в пробирке светло-зелёный порошок малахита, то через некоторое время цвет порошка изменился на чёрный, а возле отверстия пробирки собираются капли жидкости. Эта жидкость — вода; кроме того, в ре­зультате реакции выделяется углекислый газ, а чёрный порошок — это купрум оксид.

  1. Выделение газа

Демонстрационный опыт в пробирку поместим кусочек мела и хлоридную кислоту. Что наблюдаем? (Выделение пузырьков газа). Образуется новое вещество — вуглекислий газ.

  1. Выпадение или растворение осадка

Демонстрационный опыт если продувать воздух стеклянной трубочкой сквозь известковую воду. Что наблюдаем? (Появление мутного раствора). В жидкости образуется мелкий белый порошок, постепенно оседает на дно. Этот осадок — новое вещество.

  1. Выделение или поглощение тепла или света

Демонстрационный опыт если подпалить магний, то он загорается, излучая свет. Образуется белое вещество – оксид магния.

Проблемный вопрос

  • Как вы считает, каковы могут быть условия возникновения и протекания реакций?

Условия возникновения и протекания хим. реакций

  1. Тесное соприкосновение: хим. реакции протекают легче, если реагирующие вещества измельчены, при этом чем мельче частицы, тем быстрее протекает реакция

  2. Нагревание для начала реакции или постоянное: для некоторых процессов /горение/ достаточно сообщить веществу начальную энергию, чтобы инициировать реакцию, а для других процессов /разложение/ вещество нагревают постоянно /если нагрев прекратить, реакция останавливается/

  3. Наличие реагирующих веществ

  4. Давление для газов

  1. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО

Игра «Определи явление». Условия проведения игры: учащиеся поднимают руку, когда учитель называет химическое явление.

Железо ржавеет, изменение формы стеклянной па­лочки при нагревании,

Горит бензин, плавлен­ие алюминия,

прокисание молока, выпаривание,

горение древесины, плавление сахара,

фильтрование, образование инея,

образование зеленого налёта на медных предметах,

таяние льда, сгорание топлива в двигателе,

горение газа, плавление свинца,

выделение кислорода во время нагревания перманганата калия,

растворение жира в бензине,

разложение воды на водород и кислород под действием электрического тока, переход кислорода при очень низкой температуре в жидкое состояние,

затвердевание парафина при охлаждении, горение свечки,

образование снежинок, термическое разложение малахита,

взрыв динамита, кристаллизация соли при испарении морской воды,

расслаивание воды и масла, гниение древесины,

выцветание окрашенной ткани на солнце, брожение виноградного сока,

кипение воды, порча сыра при длительного хранение,

образование тумана, свечение лампочки,

сжигании дров, выделение кислорода и азота из воздуха,

почернение медной пластинки при нагревании, растворение сахара в воде,

плавление серы, протухание яиц,

прохождение электрического тока в мета­ллах, распространение запаха эфира.

Беседа

  • Итак, по каким внешним признакам мы отличаем химические явления от физических?

(Вследствие химических реакций из одних веществ образуются другие. По исчезновению признаков первых веществ и появлению признаков дру­гих веществ мы и делаем вывод, что произошла химическая реакция).

Изменение окраски, запаха, образовании осадка, появление газа, выделение тепловой и световой энергии — всё это признаки химических реакций.


  1. РЕФЛЕКСИЯ

Оценивание учащихся на уроке, беседа

  • Что нового вы сегодня узнали?

  • Решены ли задачи урока?



  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ



Выучить § по учебнику и изучить конспект в тетради


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!