Тема урока: Химические реакции
Цели урока: - повторить понятие о физических и химических явлениях;
- дать понятие химическая реакция;
- выяснить признаки химических реакций и условия их протекания;
- раскрыть значение химических реакций в жизни человека;
- формировать умения наблюдать, фиксировать, сравнивать, обобщать;
- воспитывать интерес к предмету, ответственность за результаты учебного труда
Оборудование и материала: раздаточный дидактический материал, учебник, видеофильм «Химические реакции»
Базовые понятия и термины: химическая реакция, химические явления
Тип урока – Усвоение нового материала
Х о д у р о к а
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
Проверка готовности учащихся к уроку
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Дать определение термину химическая формула?
Что означают индексы и коэффициенты в химической формуле?
Что показывает химическая формула и что по ней можно вычислить?
АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
Какие-нибудь изменения, происходящие вокруг нас, называются явлениями.
С веществами тоже происходят разные изменения, или явления. Вещество можно измельчить в порошок, расплавить, растворить и снова выделить из раствора. При этом оно остаётся тем же самым веществом.
Явления, во время которых вещество не превращается на другое, называют физическими.
Явления, во время которых одни вещества превращаются на другие, называются химическими явлениями, или химическими реакциями.
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Химические реакции – изменения, происходящие с веществом вследствие хим. явлений.
Вещества, вступающие в хим. реакцию, называют реагентами или исходными веществами, а те, что образуются, — конечными веществами, или продуктами реакции.
2Н2О → 2Н2 + О2
реагенты продукты реакции
Превращение одних веществ в другие.
-во время химической реакции атомы сохраняются, происходит лишь их перегруппировка
- при хим. реакциях атомы не исчезают и не возникают из ничего
- общее количество атомов в хим. реакции не изменяется
- масса каждого атома остаётся постоянной и поэтому общая масса веществ не изменяется
-при всякой хим. реакции происходит образование новых веществ, обладающих иными свойствами
Признаки химических реакций
Изменение цвета
Демонстрационный опыт к раствору барий хлорида добавим раствор натрий сульфата. Опишите, что видите. (жидкость приобретает белый цвет). Со временем вещество белого цвета оседает на дно, то есть говорят, что образуется осадок. Это — новое вещество барий сульфат.
Изменение запаха
Демонстрационный опыт в пробирку помещаем смесь аммоний хлорида и кальций гидроксида, смесь слегка нагреваем в пламени спиртовки. Ощущаем характерный запах. Образуется новое вещество — аммониак.
Выделение воды
Демонстрационный опыт если нагреть в пробирке светло-зелёный порошок малахита, то через некоторое время цвет порошка изменился на чёрный, а возле отверстия пробирки собираются капли жидкости. Эта жидкость — вода; кроме того, в результате реакции выделяется углекислый газ, а чёрный порошок — это купрум оксид.
Выделение газа
Демонстрационный опыт в пробирку поместим кусочек мела и хлоридную кислоту. Что наблюдаем? (Выделение пузырьков газа). Образуется новое вещество — вуглекислий газ.
Выпадение или растворение осадка
Демонстрационный опыт если продувать воздух стеклянной трубочкой сквозь известковую воду. Что наблюдаем? (Появление мутного раствора). В жидкости образуется мелкий белый порошок, постепенно оседает на дно. Этот осадок — новое вещество.
Выделение или поглощение тепла или света
Демонстрационный опыт если подпалить магний, то он загорается, излучая свет. Образуется белое вещество – оксид магния.
Проблемный вопрос
Условия возникновения и протекания хим. реакций
Тесное соприкосновение: хим. реакции протекают легче, если реагирующие вещества измельчены, при этом чем мельче частицы, тем быстрее протекает реакция
Нагревание для начала реакции или постоянное: для некоторых процессов /горение/ достаточно сообщить веществу начальную энергию, чтобы инициировать реакцию, а для других процессов /разложение/ вещество нагревают постоянно /если нагрев прекратить, реакция останавливается/
Наличие реагирующих веществ
Давление для газов
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО
Игра «Определи явление». Условия проведения игры: учащиеся поднимают руку, когда учитель называет химическое явление.
Железо ржавеет, изменение формы стеклянной палочки при нагревании,
Горит бензин, плавление алюминия,
прокисание молока, выпаривание,
горение древесины, плавление сахара,
фильтрование, образование инея,
образование зеленого налёта на медных предметах,
таяние льда, сгорание топлива в двигателе,
горение газа, плавление свинца,
выделение кислорода во время нагревания перманганата калия,
растворение жира в бензине,
разложение воды на водород и кислород под действием электрического тока, переход кислорода при очень низкой температуре в жидкое состояние,
затвердевание парафина при охлаждении, горение свечки,
образование снежинок, термическое разложение малахита,
взрыв динамита, кристаллизация соли при испарении морской воды,
расслаивание воды и масла, гниение древесины,
выцветание окрашенной ткани на солнце, брожение виноградного сока,
кипение воды, порча сыра при длительного хранение,
образование тумана, свечение лампочки,
сжигании дров, выделение кислорода и азота из воздуха,
почернение медной пластинки при нагревании, растворение сахара в воде,
плавление серы, протухание яиц,
прохождение электрического тока в металлах, распространение запаха эфира.
Беседа
(Вследствие химических реакций из одних веществ образуются другие. По исчезновению признаков первых веществ и появлению признаков других веществ мы и делаем вывод, что произошла химическая реакция).
Изменение окраски, запаха, образовании осадка, появление газа, выделение тепловой и световой энергии — всё это признаки химических реакций.
РЕФЛЕКСИЯ
Оценивание учащихся на уроке, беседа
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить § по учебнику и изучить конспект в тетради