муниципальное бюджетное образовательное учреждение Емцовская общеобразовательная средняя школа
методическая разработка урока мировой художественной культуры для учащихся 11 класса на тему:
«Государственному Эрмитажу – 250»
Разработчик урока
Баранова Елена Валерьевна
учитель начальных классов
МБОУ «Емцовская ОСШ»
стаж работы 14 лет
преподаваемые предметы:
изобразительное искусство,
искусство, МХК
Емца 2014г
Пояснительная записка к уроку
1.Тема урока: «Государственному Эрмитажу – 250».
2.Место урока в учебном курсе:
Курс Мировая художественная культура в 11 классе.
Тема раздела – Архитектура барокко.
3. Тип урока - комбинированный.
4. Цели урока:
Познакомить учащихся с выдающимся памятником архитектуры, всемирно известным музеем – Эрмитажем, историей его зарождения и развития.
5. Задачи:
-формировать представление об истории развития Эрмитажа,
- стимулировать учащихся на взаимодействие во время творческой работы,
-способствовать развитию коммуникативной компетентности учащихся,
-способствовать развитию умения добывать нужную информацию в различных источниках,
- стимулировать использовать приобретенные знания для формирования своего досуга.
6.Методологическая база:
Технологии и методы: фасилицированная беседа, использование ИКТ презентации, уровневая дифференциация
Программа по предмету «Мировая художественная культура» Базовый уровень., М., Дрофа, 2010г.
Авторы учебника: Данилова Галина Ивановна « Мировая художественная культура» М., Дрофа, 2010г.
7.Отличительные особенности предлагаемого подхода относительно традиционных аналогичных учебно – методических материалов.
Авторы программы по МХК не предусматривали детальное знакомство с Эрмитажем, историей его зарождения и развития. В разделе «Архитектура барокко» об Эрмитаже говорится очень мало, подчеркивается, что Зимний дворец - самое блестящее творение В.В.Растрелли.
В методической разработке представлен материал, позволяющий более детально рассмотреть страницы истории и развития выдающегося памятника архитектуры, всемирно известного, действующего музея – Эрмитаж, что является целесообразным именно для небольших сельских школ, поскольку не все учащиеся имеют возможность посетить музей. Выполнение творческих заданий позволяет использовать интернет – ресурсы для обогащения кругозора, развития умения находить и отбирать нужную информацию.
8.Необходимое оборудование и материалы.
Компьютер, мультимедиапроектор, презентация, раздаточный материал
Ход урока.
1. Организационный момент. Сообщение темы урока.
2.Проверка домашнего задания. ( Карточки. Работа в парах ) слайды 3,4
3. Объяснение нового материала.
1.Архитектура барокко в России. Слайд5
2.В.В.Растрелли - величайший архитектор барокко.слайд6
3.Зимний дворец – блестящее творение Растрелли. Слайды 7, 8
4.История возникновения музея: слайды 9,10,11,12,13
А) Зарождения музея.
Б) Развитие музея
В) Музей в советские годы
Г) Музей во время Великой Отечественной войны.
5. Музей в настоящее время. Слайды 14 -24
4.Викторина по изученному материалу. Слайд 25
5. Домашнее задание.
6.Рефлексия. (Составление синквейна)
Конспект урока.
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент. | Цель: Помочь учащимся настроится на урок. Задачи для учителя: Методы: фасилицированная беседа; технология рефлексивного обучения Здравствуйте ребята! Рада всех вас видеть на уроке. Все готовы к уроку? Желаю вам успехов в нашей сегодняшней работе. Сообщение темы урока. | Цель: Настроится на урок. |
2 | Проверка домашнего задания. | Цель: Проверить уровень усвоенности материала Задачи для учителя: Методы, технологии: уровневая дифференциация Карточки. (работав парах) Задание1.Выберите модель, которая соответствовала представлениям человека в эпоху Возрождения. Задание2. Выберите главную цель Барокко. Критерием достижения целей и задач данного этапа урока является готовность группы выступать. | Цель перед учениками: выполнить задание в группе, доказать свою точку зрения |
3 | Объяснение нового учебного материала. | Цель для учителя: познакомить с архитектурным творением Б.Растрелли – Зимним дворцом, в котором в настоящее время располагается музей Эрмитаж. Задачи для учителя: познакомить учащихся с архитектурой Зимнего дворца, общими сведениями о дворце. объяснить значения слова Эрмитаж познакомить с историей Эрмитажа. Формы и методы изложения нового материала: использование ИКТ презентации, беседа Основные положения: Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге – старейшая и крупнейшая сокровищница зарубежного искусства в России и один из крупнейших в мире художественный и культурно-исторический музей. Его название – Эрмитаж (ermitage) – в переводе с французского обозначает «место уединения, затворничества». Это связано с тем, что первоначально это место (специальный дворцовый флигель – Малый Эрмитаж) задумывалось Екатериной II как интимный уголок императорского дворца, предназначенный для отдыха и развлечений. Здесь были размещены первые 225 картин голландских и фламандских художников, которые она приобрела в Берлине через агентов у комиссионера И. Гоцковского. Таким образом, частное собрание Екатерины II в 1764 г. явилось началом Эрмитажа. Императоры Александр I и Николай I уделяют большое внимание дальнейшему развитию музея: они закупают уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников. Именно при Николае I была реализована идея превращения Эрмитажа в публичный музей: в 1852 г. Эрмитаж был открыт для посещения, хотя вход в него все-таки был ограничен – надо было получать специальный пропуск в придворной конторе. Новый Эрмитаж – первое в России здание, специально построенное в 1852 г. для публичного художественного музея. Является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Оно известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов. К этому времени в музее хранились уже богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. Эрмитаж в советской России Музей начал значительно обогащаться за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Но сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после войны в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать. Сейчас музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной: Зимний дворец архитектора Б. Ф. Растрелли; Малый Эрмитаж архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, Ю. М. Фельтена, В. П. Стасова. В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад; Большой Эрмитаж архитектора Ю. М. Фельтена; Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце, В. П. Стасова, Н. Е. Ефимова; Эрмитажный театр архитектора Дж. Кваренги, который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I; Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки: Запасной дом Зимнего дворца; Эрмитажный гараж архитектора Н. И. Крамского. На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия. . В музее представлены экспозиции Отдела античного мира, Западноевропейского отдела, Отдела Востока, Отдела первобытной культуры, Отдела истории русской культуры (к нему относят и дворцовые интерьеры, дворцы Меньшикова и Зимний),."Золотая кладовая", Отдел нумизматики Если рассматривать каждый экспонат по одной минуте, то потребуется 8 лет, чтоб осмотреть всю коллекцию. Для осмотра всех экспозиций необходимо пройти 20 километров. | Цель перед учениками: познакомиться с архитектурным творением Б.Растрелли – Зимним дворцом, в котором в настоящее время располагается музей Эрмитаж. |
4 | Закрепление материала | Цель для учителя: способствовать обобщению полученных знаний Задачи для учителя: Формы и методы: викторина | Цель перед учениками: Обобщить полученные знания. |
5 | Задание на дом | Цель для учителя: способствовать обобщению полученных знаний Задачи для учителя: Формы и методы: уровневая дифференциация Домашнее задание на выбор: 1.Повторить основные сведения об Эрмитаже, знать отделы Эрмитажа. 2.Подобрать материал по одному из отделов музея или экспонату, объяснить свой выбор | Цель перед учениками: Обобщить полученные знания. |
6 | Рефлексия | Цель для учителя: способствовать осознанию и оценке состояния учащегося и осознать своё состояние Задачи для учителя: Составьте синквейн по изученному материалу. Синквейн – это стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. 1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное. Какое у вас настроение по окончанию урока? Всем спасибо за урок! | Цель перед учениками: составить синквейн, осознать и оценить свое состояние |
Список литературы и интернет источников
Сомов А. И.,— Эрмитаж Императорский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Варшавский С., Рест Б. Эрмитаж, 1764—1939: Очерки из истории Государственного Эрмитажа / Под ред. акад. И. А. Орбели; Отв. ред. П. Я. Канн; Художник А. А. Ушин. — Л.: Гос. изд-во «Искусство», 1939. — 252 с. — 5 000 экз. (в пер.)
Малиновский К. В. Санкт-Петербург XVIII века. - СПб : Крига, 2008. - 576 с.
liveinternet.ru
http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/index.
http://www.rosimperija.info/
http://www.spb-guide.ru/
ru.wikipedia.org
Фото Эрмитажа с http://www.spb-guide.ru/